- Учителю
- Исследовательский проект в рамках патриотического воспитания Матрёшка - народное достояние
Исследовательский проект в рамках патриотического воспитания Матрёшка - народное достояние
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №7»
Исследовательский проект
в рамках кружка
«Праздники, традиции и ремесла народов России»
Войт Нины Николаевны,
педагога дополнительного образования,
на тему: «Матрёшка - народное достояние»
Подольск 2016
Русская матрешка - народное достояние
Цели проекта:
-
Познакомить учащихся с историей матрешки;
-
Познакомить учащихся с этапами создания матрешки;
-
Рассказать об интересных фактах, связанных с матрешками.
1. Вступление
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).
Да, ребята, речь сегодня пойдет о матрешке - старинной русской игрушке. Сегодня мы познакомимся с историей этой игрушки и узнаем, какие матрешки бывают. Героиней нашего проекта она стала не случайно. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
2. А знаете ли вы, как появилась на Руси эта игрушка?
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, примерно сто лет назад, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным, одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Изобретение формы первой русской матрёшки приписывается мастеру токарю из подмосковного города Подольска В.П. Звёздочкину. Это наш земляк! С.В. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам - понравится ли? Кукла выглядела так: яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек. Костюм состоял из юбки, кофты, передника и жилетки. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. И кукла понравилась.
О бабенской игрушке в Подольском районе Московской области знают и стар, и млад. Промысел токарной игрушки в Подольском районе известен со второй половины 19 века. До нас дошли имена и фамилии токарей из далекого 1878 года: Моторновы, Булычевы, Смирновы, Булатовы, Борисовы из деревень Бабенки и Голохвастово.
В конце 19, начале 20 века подольские игрушечники были в России законодателями мод на токарные игрушки, а по вкладным (шарам, яйцам, чашкам, бочонкам и т.п) им не было равных. Не случайно и первую матрешку выточил подольский токарь Василий Петрович Звездочкин. В Бабенках в 1911 году родилась и первая в России игрушечная артель по производству токарных игрушек. С начала 1900 годов бабенские игрушки прочно завоёвывают заграничные рынки, особенно германские. В это время успехом пользуются многоместные шары, яйца, чашки, песочные приборы, бирюльки, грибы, бочата и многое другое. Именно в Бабенках была впервые налажена промысловая выточка матрёшек. Накануне 1914 года число токарей занимающихся игрушкой дошло до 855. После событий 1917 года подольские токари одними из первых зарабатывали для молодой Советской республики валюту, поставляя свои игрушки за границу. В 1930 годы на территории бытования промысла действовало 4 артели и ФЗУ по подготовке токарей, полировщиков, расписчиков. Количество игрушек в год измерялось уже миллионами. Кегли, бильбоке, крокет, волчки, матрешки, неваляшки, шашки, шахматы, бирюльки, блошки, серсо, детский бильярд, качели, бочата, яйца, грибы, шары, полу шары, кольца, погремки, чашки, банки, многообразие пирамид и многое другое что производилось в те годы. В стране не было, наверное, ни одного детского дошкольного учреждения, где не было бы бабенских игрушек, о достоинствах которых говорили и педагоги-ученые.
Ребята, как приятно осознавать, что самая известная в мире деревянная игрушка Матрёшка родом, как и мы - из Подольска, но все же…. Откуда это странное имя - Матрёшка?
Итак, в конце ХIХ века мастера бабенской игрушки с легкостью приступили к изготовлению новой вкладной лялки. Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем. И стали новые игрушки матрешками. Слава о них разнеслась по всей нашей стране. Каждый, кто ее делал, старался придать ей что-то свое, индивидуальное.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
Матрешка - кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.
Какие же бывают матрешки - сувениры?
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых
Розовых, бардовых
В подарок принесла.
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши.
Еще есть авторские матрешки:
-В стиле росписи «Гжель»;
-В стиле росписи «Хохлома»;
-С цветочными мотивами;
-С живописными пейзажами;
-С сюжетами из народных сказок и мультфильмов;
-С памятниками архитектуры;
-Политическая сувенирная.
3. Как рождается матрешка?(презентация)
Делали матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. А так как раньше не было фабрик, где делали игрушки, то людям приходилось вручную, с помощью ножа, придавать фигурке форму. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.
4. Любовь к Матрёшке отразилась и в народном песенном творчестве. Послушайте, какие частушки нам подготовили бродячие артисты. ( Частушки поют две девочки по очереди, два мальчика аккомпанируют им на деревянных ложках)
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две матрешки, три матрешки
И одна матрешечка.
Пыль клубится по дорожке -
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках!
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
5. Танец «Матрешечки» (четыре девочки в народных сарафанах танцуют)
6. Выставка. Чтение учеником стихотворения о матрёшках с одновременным показом. Представление своих матрешек.
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных ,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную. притёртую,
И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая куколка пустая -
В ней живёт шестая, а в шестой - седьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.
7. Заключительная часть.
Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к верованиям крестьян в то, что красота, созданная их руками, защитит от злых сил и принесёт счастье. Произведения, созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, на производствах традиционных промыслов, наполняют нашу жизнь и делают её ярче и красивее. Краеведческое направление патриотического воспитания - важный фактор идейного, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания школьников, оно способствует патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Краеведческий материал дает уникальную возможность воспитать у молодого поколения ответственность за судьбу родной земли, знакомит с историей и культурными традициями малой родины, пробуждает чувство сопричастности к ее прошлому и настоящему. Наша с вами задача - сохранить, бережно передавать друг другу все знания и опыт наших дедов и прадедов.
…Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть - музей.
Умейте рисовать и сотворить руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: " До встречи, милые друзья!" С. Шмаков
</