- Учителю
- Использование тувинских народных игр и фольклора в воспитании здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование тувинских народных игр и фольклора в воспитании здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование тувинских народных игр и фольклора в воспитании здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья
Кужугет Сай-Суу Чыдыг-ооловна
учитель-олигофренопедагог МБС(К)ОУ школа №10 VIII вида г.Кызыла
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни.
Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Большинство детей, поступающих в специальное коррекционное учреждение, имеют различные заболевания - это нервно-психические расстройства, нарушения моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз и др. Отмечаются нарушения эмоционального и личностного развития, агрессивность во взаимоотношениях с окружающими людьми. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают элементарные понятия о здоровом образе жизни.
Поэтому одной из важнейших задач специального коррекционного образовательного учреждения №10 VIII вида города Кызыла - охрана и укрепление здоровья детей. Исходя из этой задачи, ключевым понятием будет «здоровье».
Здоровье- это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствуем каких-либо болезненных отклонений.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей.
По данным опубликованным Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому проблему здоровья, следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре, здоровье детей должны находиться, во - первых, семья, включая всех членов и условия проживания; во - вторых, образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому в нашем образовательном учреждении осуществляется поиск новых подходов к оздоровлению детей, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, индивидуализация и профилактические мероприятия, создании определенных условий. Одним из таких условий является реализация программы здоровья. Основной целью, которой является: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование стойких привычек здоровому образу жизни, ответственности за сохранение собственного здоровья. Мы считаем, что помочь в реализации данной программы могут методы этнопедагогики.
Этнопедагогика - система воспитания и образования подрастающего поколения, складывающаяся веками в этносе.
Этнос - группа людей, объединенная длительным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием.
В школьном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение детей к истокам народной культуры, культуры здоровья, создание образовательно -культурной, оздоровительной среды позволяет ребенку наиболее успешно реализовывать свою индивидуальность.
Основой деятельности по формированию культуры здоровья я считаю возможности природы родного края, устного народного творчества. На протяжении своей педагогической деятельности занимаюсь изучением этнокультурных, природных, экологических условий Республики Тыва на формирование культуры здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из средств этнокультурных условий, наиболее благоприятно влияющих на формирование здорового образа жизни детей с ОВЗ являются тувинские героические сказки, пословицы, поговорки и подвижные национальные игры.
В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра тевек (почекушки), развивает ловкость, выносливость, гибкость, тренирует ноги, способствуют выработке правильного дыхания. Игра «Аскак - кадай» развивает речевые навыки у детей нарушениями речи, участники игры повторяют, закрепляют, традиционный речевой этикет. Во время игры дети кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают встряску. Считаю это полезно и для физического, и для психического здоровья.
Целью нашей работы в этом направлении является: научить детей правилам проведения тувинских национальных игр, совершенствование умений и навыков играть в тувинские народные игры, развитие общей выносливости, воспитание здорового соперничества, формирование желание побеждать, умение проигрывать.
1.Кажык - игра в кости, которые хранятся в кожаных мешочках. Это игра имела очень много вариантов, например, конные скачки, стрельба в кости, называние костей, логические задачки с костями, считалочки с костями.
2.Тевек - почекушки (свинцовый кружок с отверстием в середине для продевания пучка шерсти, конского волоса для игры подбрасывания ногой). Виды почекушек: чин тевери (пинать тюк) - пинать тевек одной ногой не касаясь ею земли; кызыл - чиннээр - на ногу, которая является опорой на земле ставится предмет, который не должен упасть, а если упадет, тогда игрок уходит с дистанции; далгыг - пинать по переменке каждой ногой.
3.Аът бажы аргамчылаар, аът шалбалаар - арканы для метания в изображение головы коня из дерева или картона.
4. «Аскак - кадай» - игра «Хромая старушка». Массовая игра со смехом, где стараются сохранить каждого, но старушка все равно изворачивается и кого - то отбирает из колонны группа людей.
5.Ча адар моорей - стрельба из лука. Игроки по очереди поражают цель. Выигрывает тот, кто большее число раз попадет в мишень.
6. Чинчи чажырары - игра прятания бус в кругу.
Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, верить в собственные силы и доверять миру.
Одним из таких средств этнокультурных условий, наиболее влияющих на формирование нравственных качеств ребенка выделяют тувинские народные сказки, пословицы и поговорки. В работе с детьми по формированию здорового образа жизни я чаще всего использую «Тувинские народные сказки» под редакцией Владимира Хертека, «Тувинские сказки» Марии Хадахане, «Матпаадыр» сборник тувинского фольклора для детей «Пословицы и поговорки тувинского народа» под редакцией Будуп Болат-оола.
Тувинцы обращали внимание на развитие в детях любви к родному языку. Именно через родное слово дети познают мудрость народной мысли. Язык выступает как средство сохранения духовного богатства народа. Герои сказаний и сказок часто применяют поговорки и пословицы на родном языке, поют песни и частушки. Многие поговорки и пословицы, отражают глубину и правдивость мудрости народа: «Улегер состе нунул чок, уер суунда балык чок».
Тувинские народные сказки являются дидактически отработанными средствами, способствующими развитию логического мышления детей, умений их анализировать и синтезировать, сопоставлять и сравнивать, самостоятельно вести наблюдения, на основе полученных знаний, делать заключения, обобщения.
Загадки, являющиеся, частью устного народного творчества тувинского народа играют важную роль в деле умственного воспитания, характеризуя педагогическую ценность загадок в развитии ребенка. Загадки загадывались вечерами после работы или днем среди маленьких детей. «Тывызыктаары» (загадывание загадок) - одно из популярных и любимых занятий детей, но и иногда и взрослых тувинцев.
Особо хочется отметить, что в процессе формирования здорового образа жизни у детей появилась стремление стать здоровым, мотивация способствующая развитию физических данных: силы, выносливости, гибкости, желание побеждать.
После проведенных мероприятий у наших детей появилось стойкий интерес к тувинским народным играм, сказкам, пословицам, поговоркам и загадкам. Они чаще стали самостоятельно играть в тувинские народные игры, читать сказки, учить пословицы и поговорки, сочинять загадки.
Дети стали проявлять во время игры эмоциональность, дружелюбие, чувство коллективизма, уважение друг другу, взаимовыручку. Когда ребенок испытывает положительные эмоции, активно проводит свободное время, читает героические сказки, играет национальные игры, вероятность заболеть гриппом, простудными заболеваниями, проявлять агрессию, жестокость значительно снижается или этот процесс не так явно выражен.
Мы в этом убедились, наши дети в сложных жизненных ситуациях обращаются к своим педагогам и ищут у них профессиональной поддержки.
Мы уверены, если вести планомерную, систематическую работу с детьми по данной теме, обязательно получишь результат.