7


  • Учителю
  • Конспект урока Кадетское братство

Конспект урока Кадетское братство

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б.К.Кузнецова

Воспитатель: Тараканников Олег Сергеевич

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ

"Кадетcкое братство"

Час общения по повести Н.Лескова «Кадетский монастырь. Сценарий состоит из двух информационных блоков и двух блоков обсуждения. Информационные блоки проводят дети, обсуждение организовывает учитель.

Маловероятно, что дети заранее прочитают повесть Н.Лескова «Кадетский монастырь». Но ведущим необходимо все-таки прочитать произведение, так как информационные блоки - это краткий пересказ содержания отдельных эпизодов. Автор приводит образцы пересказов, но лучше, если дети будут рассказывать своими словами, а не читать тексты сценария.



Цели: расширить представление детей об истории военного образования России, о жизни и творчестве Н.С.Лескова; формировать положительную нравственную оценку таких качества, как порядочность честь, благородство, верность долгу; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию, желанию следовать достойные образцы для подражания.

Форма классного часа: час общения

Подготовительная работа с детьми

Распределить рои ведущих среди детей (4 ученика), обеспечить их текстами (2 ксерокопии сценария)

Оформление класса

Портреты Н.Лескова, К.Ф.Рылеева, М.И.Кутузова, фото: дворец Меньшикова, Исаакиевская площадь, иллюстрации к восстанию декабристов.



План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Первый информационный блок

1. «Кто такие кадеты?» (Краткая историческая справка)

2. «Конфеты в яме» (Проблемная ситуация)

3. «Ваше мнение?» (Блок обсуждения).

III. Второй информационный блок

1. Словарная работа.

2. «Праведники кадетского монастыря» (Портретные зарисовки)

3. «Ваше мнение?» Блок обсуждения.

IV. Заключительное слово.

V. Подведение итогов (рефлексия)



Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Классный руководитель. В сентябре 2007 года прошел первый съезд кадетов России. На встречу прибыли около пятисот делегатов из России, Казахстана, Украины, Беларуси, Литвы, Канады, Аргентины, Бразилии и других стран. Всех этих выпускников суворовских, нахимовских, кадетских училищ объединяет готовность самоотверженно защищать Родину. Но есть еще одна объединяющая сила - это крепкое кадетское братство, традиции которого складывались веками.

Сегодня мы и попробуем понять, в чем же загадочная притягательность этого братства. Почему десятки тысяч суворовцев, нахимовцев и кадетов считают себя членами одной большой семьи?

Разобраться в этом нам поможет повесть известного русского писателя Николая Лескова, который сам был кадетом Первого кадетского корпуса.

Но в начале - краткая историческая справка, которую подготовил (имя, фамилия).



II. Первый информационный блок

«Кто такие кадеты?» (Краткая историческая справка)

Ведущий 1. Кадет - до революции это воспитанник кадетского корпуса - закрытого среднего военно-учебного заведения для мальчиков, (дворянских и офицерских детей), готовящихся к офицерской службе.

Первый кадетский корпус был открыт в 1732 году. В конце XVIII века его директором был легендарный полководец Михаил Кутузов. До революции в России действовал 31 кадетский корпус.

Эта система подготовки национальной элиты имела ряд отличительных черт: она воспитывала будущих государственных деятелей с детства, воспитывала в вере и нравственной строгости, образование носило широкий гуманитарный характер и развивало ответственность, способность принимать решения и быть лидером, а также несомненный личный патриотизм каждого воспитанника.

Кадетами были: полководцы - фельдмаршал П. Румянцев и генерал А. Брусилов; адмиралы - Ф. Ушаков и П. Нахимов; декабристы - П. Пестель и К. Рылеев; писатели - В. Даль и А. Куприн; поэты - Ф. Тютчев и С. Надсон; композиторы - Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов и А. Скрябин; художник В. Верещагин; ученый-биолог И. Сеченов.

Советская власть закрыла все кадетские корпуса, но в августе 1943 года по типу старых кадетских корпусов были образованы первые 9 суворовских военных училищ, а через год еще 6. За 60 лет работы они воспитали около 150 тысяч кадетов. Среди них 50 Героев Советского Союза, 37 Героев России, сотни выдающихся людей современности - все они воспитанники российской кадетской школы.

В 2007 году создана всероссийская организация «Российское кадетское братство»



«Конфеты в яме» (Проблемная ситуация)

Классный руководитель. О том, как складывалось это кадетское братство, о чувстве товарищества и дружбы хорошо рассказал великий русский писатель Николай Лесков, бывший кадет. Он поступил в первый кадетский корпус в 1822 году. Тогда в нем было 1300 детей, среди которых 250 малолетних, начиная с четырехлетнего возраста. Послушайте эпизод из жизни кадетов.

…Первый кадетский корпус располагался во дворце Меньшикова, который окнами выходил на Неву, прямо против нынешней Исаакиевской площади.

14 декабря 1825 года из окон корпуса было хорошо видно, как на Исаакиевской площади бунтовали войска - это было восстание декабристов. После 6 часов вечера по бунтовщикам открыли огонь. Среди восставших оказались раненые. Многие из них по льду Невы перебрались на другой берег, и человек 16 вошли и в ворота корпуса. Увидев это, кадеты бросились к раненым, уложили каждого как можно лучше, перевязали раны своими платками и сообщили обо всем директору Михаилу Степановичу Перскому, которого они уважали за честность и справедливость.

Зная, что бунтовщики стояли весь день, не евши, кадеты решили их и накормить, устроив «передачу» пирогов за ужином.

Обычно такие передачи делались так: пред обедом или ужином кадеты выстраивались всем корпусом. В это время от старших кадет к младшим шло краткое приказание, которое передавалось шепотом от соседа к соседу. Например: «Есть арестанты - пироги не есть». И все пироги выносились из столовой и сдавались арестантам - таким же кадетам, которые чем-то проштрафились и были посажены в карцер «на хлеб и на воду»

Начальство знало об этом, но закрывало на это глаза.

По словам Лескова, «это маленькое правонарушение служило к созиданию великого дела: оно воспитывало дух товарищества, дух взаимопомощи и сострадания, который придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой коих люди перестают быть людьми и становятся холодными эгоистами, неспособными ни к какому делу, требующему самоотвержения и доблести».

Так было и в этот день, и директор не сказал ни слова осуждения и даже был особенно ласков с кадетами.

Но через год после декабрьского бунта кадетам и их директору пришлось поплатиться за свое великодушие.

К ним в корпус приехал новый начальник всех кадетских корпусов Демидов. Он приказал предоставить списки всех нарушителей дисциплины. Этих несчастных велено было отправить в полки. Директор Перский с достоинством ответил, что родители доверили ему этих детей с четырехлетнего возраста, и в их дурном воспитании виноваты воспитатели. Следовательно, лучше отдать детей родителям, чем ссылать их в унтер-офицеры. Но Демидов был неумолим.

На следующий день кадеты, у которых были наихудшие отметки по поведению, прямо с уроков были отправлены в фехтовальный зал. Кадеты из окон своих классов видели, как на несчастных надели серые солдатские шинели, потом вывели во двор, рассадили там с жандармами в заготовленные сани и отправили по полкам.

Все кадеты, оставшиеся в корпусе, были потрясены, взволнованны, но не испугались, а решили показать свое презрение к Демидову и его приказам.

Ровно через неделю случай для этого представился. В корпусе вновь появился Демидов. Построив всех воспитанников, он сказал, что привез угощение для хороших детей - 5 пудов конфет. Солдаты стали разносить корзины с дорогими конфетам по рядам. Кадеты понимали, что, отказавшись, они навлекут беду на своего директора, и взяли конфеты, но есть их не стали, а нашли им особое определение. Как только первый из старших кадетов протянул руку к корзине и взял горсть конфет, он успел шепнуть соседу: «Конфекты не есть - в яму».

И в одну минуту «передача» эта пробежала по всему фронту с быстротою электрической искры, и ни одна конфета не была съедена. Выйдя во двор, все кадеты друг за другом, веревочкою, пришли в известное место, держа в руках конфеты, и все бросили их туда, куда было указано.

«Так и кончилось это демидовское угощение, - вспоминает Лесков.- Ни один малыш не слукавил и не соблазнился конфетою: все бросили. Да иначе и нельзя было: дух дружества и товарищества был удивительный, и самый маленький новичок проникался им быстро и подчинялся ему с каким-то священным восторгом».



«Ваше мнение?» (Блок обсуждения)

Классный руководитель. Вот такая картинка из жизни первых кадетских корпусов. Удивительный дух товарищества, которому все подчинялись с каким-то священным восторгом…

А ведь для этих детей конфеты были очень редким лакомством - и ни один не соблазнился, все бросили. А что плохого сделал этот Демидов? Почему нельзя было есть его угощения?

Примерные ответы детей:

- Этот Демидов несправедливо поступил с их товарищами: не дал возможности исправиться, защитить себя, исключил из корпуса, отправил в армию, а не к родителям.

- Это была явная месть кадетам и их директору за то, что они помогали бунтовщикам.

- Это была чрезмерно жестокая мера - исключить из корпуса без предупреждения. И не за какой-то чрезвычайный проступок, а просто за плохое поведение.

Классный руководитель. Приказание не есть конфет исходило от старшеклассников. Как вы думаете, почему же все дети подчинились?

Примерные ответы детей:

- Боялись насмешек, презрения.

- Хотели быть похожими на старшеклассников.

- Просто делали как все.

- Это решили старшеклассники, а для младших, как в армии, это было равносильно приказу.

- Это был закон кадетов - поддерживать друг друга.

Классный руководитель. Но ведь Демидов так и не узнал о том, что его угощение бросили в яму. Что же тогда продемонстрировали кадеты этим поступком? Кому и что доказали?

Примерные ответы детей:

- Они показали, что презирают этого начальника за его жестокость и несправедливость.

- Доказали сами себе, что у них есть честь.

- На таком примере малыши будут учиться различать добро и зло.

- Они показали, что они одна семья, у них есть чувство товарищества и братства.

- Показали, что все - за одного и один за всех.

Классный руководитель. Больше тысячи детей выступили единодушно, как одна семья. Возможно ли такое в наше время, например, в нашей школе, в нашем классе?

(Дети высказываются)

Классный руководитель. О каких еще примерах, на которых воспитывалось чувство товарищества, рассказывает Николай Лесков? (Это рассказ о том, как делали «передачи» для арестантов)

Классный руководитель. Почему писатель назвал эти передачи «великим делом»?

Примерные ответы детей:

- Они воспитывали дух товарищества и взаимопомощи

- Они учили состраданию, человечности.

- Такие поступки учили самоотверженности и доблести.

- Каждый кадет знал, что он не один, ему тоже все помогут.



III. Второй информационный блок



«Праведники» (Словарная работа)

Классный руководитель. Образцы товарищества, доблести, самоотверженности кадеты находили не только среди своих друзей, но и среди взрослых, которые работали в корпусе. Лесков называет свою повесть «Кадетский монастырь». В коротком вступлении автор говорит, что это будет рассказ о праведниках. Кто такие праведники, как вы понимаете это слово?

Примерные ответы детей:

- Те, кто живет правильно: не пьет, не ворует, не ругается

- Праведники живут по Законам Божьим, не грешат.

- Те, кто всегда поступает справедливо, кого люди уважают

- Праведники - это те, кто с кого нужно брать пример, они живут праведной жизнью.

Классный руководитель. Вот как объяснятся это слово в Академическом Словаре русского языка:

«Праведник - тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности».

А вот какое толкование дается в словаре В.И.Даля: «…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник».

О праведниках кадетского монастыря нам рассказывают в своих зарисовках (имена, фамилии)



«Праведники кадетского монастыря» (Портретные зарисовки)

Ведущий 2. Директор корпуса, генерал-майор Перский сам был воспитанником этого же корпуса. Красивый, подтянутый, аккуратный, он всегда держался с достоинством и строгостью. Кадеты старались подражать ему во всем. Жил он в корпусе, питался в кадетской столовой и, казалось, никогда не оставлял своей службы. Он был холост и на шуточные вопросы о своей женитьбе всегда отвечал, что ему судьба вручила так много чужих детей, что ему некогда думать о собственных.

Каждый день он присутствовал по нескольку минут на всех уроках во всех классах. После уроков просматривал все журналы с отметками. Он был в курсе всех успехов и неудач каждого кадета. Самое страшное для кадетов было, когда Перский подзывал к себе какого-нибудь лентяя, касался его лба кончиком своего пальца и отчетливо произносил: «Ду-урной кадет». Это было страшнее любой порки. После такого замечания каждый лентяй старался во что бы то ни стало исправиться, чтобы не огорчать любимого директора.

Ведущий 3. Еще один праведник кадетского монастыря - эконом Андрей Петрович Бобров. Он тоже был холост и чрезвычайно любил детей. Кадеты знали, что Бобров любил их простой и искренней материнской любовью, которая выражалась не в красивых словах о том, что дети - это «будущность России», а в постоянной заботе о том, чтобы эти дети были сыты, обуты, одеты. Особым его удовольствием было кормить «мошенников» - так он называл кадетов. И кормил он их прекрасно - даже император не раз обедал за общим кадетским столом.

Особенно жалел Бобров наказанных и арестантов. Когда их вели из карцера на ночлег, он подстерегал эту процессию, отнимал их у провожатых, забирал к себе в кухню и тут кормил, а по коридорам расставлял солдат, чтобы никто не подошел.

Все при этом часто плакали - и арестанты, и их кормилец, и сторожевые солдаты.

Кадеты его любили до надоедливости: стоило ему показаться на плацу во время прогулки, все бросались к нему, брали на руки и несли, куда ему было нужно. При этом он, толстенький кубик, кричал, стараясь освободиться:

- Мошенники! вы меня уроните, убьете... Это мне нездорово, - но это не помогало.

Бобров тоже жил при корпусе и никогда не оставлял своей службы. Ходил он все годы в старом-престаром затертом мундире. За 40 лет службы через него прошли десятки миллионов рублей, но ни копейки не прилипло к его рукам. Напротив, даже свое жалование он никогда не получал, а только расписывался за него.

Все свои деньги Бобров тратил на одну страсть - приданое для выпускников. Среди кадетов много было людей бедных, и безродных. И выпускались они на бедное офицерское жалование. О доходных должностях никто и не думал - только о подвигах, такие все были идеалисты. Андрей Петрович сожалел о них и хотел, чтобы у каждого было что-нибудь приличное. Он давал бедным приданое: по три перемены белья, две столовые серебряные ложки, по четыре чайных, восемьдесят четвертой пробы. Белье давалось для себя, а серебро - для «общежития». «Если товарищ придет, чтобы и ему было чем щей похлебать, - объяснял Бобров, - а к чаю могут зайти и двое, и трое».

Так это и внушалось на всю жизнь - мысль о товариществе.



Ведущий 4. Третий праведник кадетского монастыря - доктор Зеленский. Он тоже был холост, тоже был домосед. Жил он в лазарете, и был при больных и днем и ночью. Из корпуса он никогда не выходил. Для него не было преград, если речь шла о здоровье детей, Как-то он приказал купить для больного кадета бутылку самого дорогого вина. Когда эконом Бобров пришел к нему и спросил, знает ли доктор, что это вино баснословно дорого, Зеленский ответил: «А я и знать этого не хочу. Это вино для ребенка нужно!» Вино немедленно купили и стали давать кадету.

После восстания декабристов все кадетские корпуса приказано было «подтянуть». Особенно досталось первому кадетскому корпусу, выпускником которого был самый главный декабрист - Кондратий Рылеев. Считалось, что весь бунтарский дух Рылеев почерпнул из книг. Поэтому библиотеку в корпусе приказано было закрыть, а чтение книг вообще запретить.

Вот тут и приходил на помощь доктор Зеленский. Добрый и просвещенный человек, он старался восполнить пробелы в образовании кадетов. Он отбирал 5-6 самых способных выпускников, объявлял их больными, помещал в лазарет. Здесь он давал им читать книги хороших авторов и вел с ними долгие беседы о самых разнообразных предметах.

Зеленский говорил, что нужно пробуждать в человеке добрые чувства, способные порождать добрые настроения, из которых в свою очередь непременно должно вытечь доброе же поведение.

Зеленский служил в корпусе тридцать лет и оставил после себя всего богатства пятьдесят рублей.



«Ваше мнение?» (Блок обсуждения)

Классный руководитель. Директор, эконом, доктор… Лесков называет их праведниками. Согласны ли вы с ним?

Дети высказываются.

- Какой пример могли дать они кадетам?

Примерные ответы детей.

- Директор - пример справедливости, строгости.

- Эконом - пример доброты, бескорыстия, любви.

- Доктор - пример преданности своему делу, любви к детям.

- Все трое - пример честного отношения к делу, до конца выполненного долга, бескорыстия, товарищества.

- Они не читали нотаций, а своим поведением показывали, как нужно жить по совести.

Классный руководитель. Берите в жизнь побольше хороших чувств, потому что из них вытекают хорошие поступки, - советовал доктор Зеленский. Какие это могут быть чувства? И каких чувств не стоит с собой брать?

Примерные ответы детей: доброта, великодушие, жалость, сочувствие, бесстрашие, верность, бескорыстие, справедливость, преданность, благодарность - хорошие чувства; зависть, жадность, презрение, гордость, высокомерие, мстительность, страх, трусость - плохие.

Классный руководитель. И какие поступки могут вытекать из хороших и плохих чувств?

Примерные ответы детей:

- Помощь нуждающимся, прощение, подвиг.

- Хамство, обман, воровство, убийство, предательство, грубость, оскорбление и т.п.

Классный руководитель. Почему Первый кадетский корпус Лесков называет «кадетским монастырем»?

- Директор, завхоз, доктор, многие офицеры жили в корпусе, никуда не выходили, не имели развлечений, занимались только службой.

- Все взрослые в этом корпусе очень добросовестно относились к службе, честно выполняли свой долг.

- В этом корпусе была такая обстановка, которая всех заставляла отказаться от личной жизни, от семейных радостей.

- Там взрослые и дети жили по очень строгим правилам чести и совести.

Классный руководитель. Почему же эти три праведника отказались от личного счастья?

Примерные ответы детей:

- На них лежала очень большая ответственность - 1300 детей, из них 250 совсем маленьких. Они могли заболеть, умереть, как тогда смотреть в глаза их родителям.

- Их совесть подсказывала им, что они должны заменить этим детям отца и мать.

- Да ничего они не отказались. Наоборот, они были многодетными родителями - у них на троих было 1300 детей, да еще все мальчишки.

- Много было кадетов из бедных семей, были и сироты, нужно было их обогреть, создать домашний уют, постоянно находиться при них.

Классный руководитель. Сегодня мы обсуждаем истоки кадетского братства, товарищества. Как вы думаете, такие праведники помогали укреплению этого братства? И если да, то как?

Примерные ответы детей.

- Они сами дружили между собой, доверяли друг другу, знали, что главное для каждого - это дети.

- Не вмешивались, когда кадеты помогали арестантам, не заставляли презирать других, ябедничать.

- Они показывали, как надо самоотверженно заботиться о других.

- Они создавали атмосферу большой семьи, где все кадеты чувствовали себя братьями



IV. Заключительное слово.

Классный руководитель. Все помнят недавний фильм «Кадетство». Жизнь кадетов в суворовском училище, их крепкая дружба, кадетское братство - все это очень понравилось многим ребятам, которые тоже захотели стать кадетами.

Сегодня мы обратились к истокам кадетского братства, узнали, какими были кадеты 200 лет назад. И оказалось, что они были такими, как и современные мальчишки: получали двойки, хулиганили, нарушали режим и дисциплину, мечтали о подвиге. И так же дорожили дружбой и товариществом.



V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства добрые пробудил в вас сегодняшний разговор о кадетском братстве?

Примерные ответы детей.

- Желание стать лучше, добрее

- Желание найти настоящих друзей

- Доброта, доверие к людям

- Жалость к этим бедным кадетам, которых с 4 лет отдавали в корпуса.

- Гордость за Россию: наши люди самые лучшие!

Литература.

  1. Крылов В. М.. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб, 1998

  2. Лесков Н.И. Кадетский монастырь

  3. Газета «Вечерняя Москва», 28.09.07 г















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал