7


  • Учителю
  • Основы православной культуры Основы семейного воспитания

Основы православной культуры Основы семейного воспитания

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





V-е Рождественские чтения





















Основы православного воспитания детей в семье

















Ермакова Г.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Тургеневская ОСШ»





























п. Чернь,

2010 г.









«В нынешние времена трудно сохранить юность от бурного потока вольномыслия, разлившегося по лицу земли и потопляющего в мутных водах разум человеческий, неверием омраченный».

Преподобный Макарий Опинский (Иванов)





Введенский каменный храм в селе Тургеневе, существующий в настоящее время в полуразрушенном состоянии, построен в 1806 году.

Дедом писателя И.С.Тургенева была пожертвована в церковь родовая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, и сам Храм освящен во имя этого события. Всех прихожан в приходе числилось в те годы «мужского пола 661 душ и женского 658 душ».1

Но в 20-е годы крест с купола был скинут, а помещение самого Храма превратилось в те развалины, которые вы видите на слайде. Вместе с Храмом ушли от нас и представления о правилах жизни православного человека. Долгие годы вера связывалась лишь с крещением младенцев и отпеванием умерших. Престольные праздники в деревнях отмечаются только пожилыми людьми. В последние годы, правда, появилась надежда, что Храм наш будет восстановлен. Проводятся богослужения по Великим праздникам. Но трудно возвращается вера к моим односельчанам. Немногие приходят к Храму в тот день, когда приезжает к нам священник. Измученные материальными, бытовыми проблемами, люди мало задумываются о духовной составляющей жизни. Это отражается и на процессе воспитания детей.

Во взаимоотношениях детей и родителей выделяются две крайности: одни родители делают из ребенка «божка»2, обеспечивая их всем, что нужно и не нужно, у других он обречен на выживание. И те и другие родители далеки в своих действиях от традиций православного воспитания детей. Результаты не радуют. Проблемы подрастающего поколения были определены детским психологом И.Я.Медведевой в выступлении в Сочи на образовательной конференции «Наследие святителя Иоанна Златоуста» еще 23 ноября 2007 года.

«Не обязательно быть детским психологом, чтобы видеть, как много тягот у сегодняшних родителей и в каком печальном состоянии находятся сегодняшние дети; как они развинчены, агрессивны, безответственны; как откровенно неуважительны к старшим; как, проявляя полное равнодушие к шедеврам искусства и литературы, жадно потребляют молодежную субкультуру, которая на Западе так и называется - «культура рока-секса-наркотиков»; как в них порой нелепо сочетается неандертальское невежество с безапелляционностью и апломбом; как они зафиксированы на деньгах, достатке, атрибутах материального успеха… Но самое, пожалуй, печальное - это некое чувство фатальной обреченности, которое в связи с уродствами подрастающего поколения охватило взрослых. Дескать, ничего тут не попишешь, такое время, такие обстоятельства, такие дети… Мы и так из кожи вон лезем, чтобы обеспечить им достойную жизнь. Откуда нам взять силы еще и на воспитание?»3 Ответом на этот вопрос могут стать слова из известной песни Игоря Талькова:

Наступает момент,

Когда каждый из нас

У последней черты

Вспоминает о Боге.

Выход из создавшейся ситуации может быть в том, чтобы в воспитании детей следовать наставлениям святых отцов, советами которых издревле руководствовались православные родители.

Что же такое «православное воспитание»? Каковы его принципы?

Отвечая на этот вопрос, я буду основываться на поучениях Святителя Иоанна Златоуста, материалах книги И.Ильина «Путь духовного обновления», лекциях профессора Московской духовной академии А.И.Осипова.

По утверждению философа И.Ильина, первым условием успешного воспитания ребенка является благополучие среды, в которой он появляется на свет, потому что именно «здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера».4 Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. В ней ребенок получает первый духовный опыт, или «только одни душевные раны, последствия которых он влачит через всю жизнь то в виде нервного подергивания, то в виде истерических припадков, извращения или прямой болезни». Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умеют любить. Поэтому, дав клятву любви и верности, жених и невеста обязаны сохранить их. Чувства, которые должны царить в семье - любовь, взаимное доверие, искренность, целомудрие. «Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как можно больше лучей любви, радости и Божией благодати»,- утверждает И.Ильин. «Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка»

Проф. Осипов А.И говорит, что в православной семье с малых лет ребенок должен понимать, что не он в центре мира, а тот, которого он любит: Бог, семья, друзья. Выше же всего - любовь к Богу, Который Сам и есть любовь. (Слайд 4) И нужно объяснить ребенку, если наша любовь обратится к Богу, то, помноженная в тысячу раз, вернется к нам. Нужно приучать ребенка следить за своим поведение, одеждой, взаимоотношениями с людьми. Одежда налагает печать на внутреннее содержание человека. Нельзя заставлять других переживать по поводу несовершенства своей одежды, видя чей-то блестящий наряд. В последнее время главным в жизни стало стремление к обеспеченности. «Комфорт - это хорошо, но он не должен быть идолом». Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорил: «Прежде образуй душу сына своего, а стяжание он уже после получит. Если душа у него не хороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег. … Хочешь оставить его богатым? Научи его быть добродетельным». Существует закон связи добродетели и страстей: «Каждая добродетель влечет за собой другую, страсть поступает так же». Добрые мысли, добрые дела воспитывают в ребенке благие чувства. Нечистые мысли разрушает человека изнутри. «Поэтому нужно наблюдать за своей головой и душой, особенно остерегаясь тщеславия». Для того, чтобы бороться с ним, необходимо познавать самого себя, сопоставляя себя с эталоном.

«Особенностью здоровой и счастливой семьи является спокойная и достойная дисциплина»5, основанная на любви к родителям, на страхе огорчить их плохим поступком. Для этого авторитет родителей в семье должен быть очень высоким. Родители для ребенка, по мнению И.Я.Муравьевой, не могут быть партнерами, равно как и учителя. В противном случае ребенок теряет чувство защищенности.

В каждой семье обязательно должны быть семейные традиции, которые сближают родных людей, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых, но и то далеко не во всех семьях. Часто сталкиваемся с тем фактом, когда члены одной семьи стремятся отдохнуть не друг с другом, а друг от друга.

В нашей школе 27,5% семей являются неполными, 38% - неблагополучными, всего 5% можно отнести к семьям с относительным достатком. Но запросы у детей от этого не становятся меньше. Все хотят иметь компьютер, «крутой» телефон и новую куртку. В анкетах дети рассказали о своих предпочтениях (слайд 5). Но запросы у детей от этого не становятся меньше. В анкетах дети рассказали о своих предпочтениях.



Главное место в их жизни занимает телевизор. Компьютер менее значим потому, что он есть не у всех детей. Общение с друзьями определилось словами: «На время не смотрю». И только 46 минут отводится книгам, т.е. время, равное уроку. Как и какие сказки смогут прочитать в будущем нынешние школьники своим детям?

Горькое чувство вызывает признание девочки о том, что она любит рассматривать фотографии. Ребенок год назад потерял мать, а отношения с отцом нельзя назвать теплыми. Как следует из анкет, свободное время подростков распределяется примерно таким образом. (Слайд 6)



Главное место в их жизни занимает телевизор. Компьютер менее значим потому, что он есть не у всех детей. Общение с друзьями определилось словами: «На время не смотрю». И только 46 минут отводится книгам, т.е. время, равное уроку. Как и какие сказки смогут прочитать в будущем нынешние школьники своим детям?

Во многом принципы православного воспитания не согласуются с привычным воспитанием, которое мы наблюдаем в современной семье.

Принципы воспитанияКоличественный состав - 2:1, 2:2

или 1:1, 1:2

  • Многодетные семьи

  • Стремление к материальному

    благополучию

  • Стремление к духовному

Совершенству, к самопознанию

Семья - малая церковь.

  • Главный в семье - ребенок («божок»)

  • Другая модель - ребенок,

    предоставленный самому себе

  • Главное в семье - вера в Бога, любовь к Нему, к окружающим.

«Не я в центре мира, а тот, которого я люблю» (А.И.Осипов)

  • Родительская любовь к ребенку слепая.

  • Разумная, зрячая любовь к ребенку. Предъявление строгих требований к нему, воспитание его в страхе Божием. «Достойная дисциплина». Соблюдение постов.

  • Воспитание стремления к «лидерству» (умение постоять за себя, дать сдачу, стать «крутым» в будущем»)

  • Воспитание в духе любви к ближнему. Жертвенность.

  • Оправдание проступков, совершенных ребенком. Осуждение за неприятности друзей, начальников, соседа по парте. Поиски виновного на стороне.

  • Формирование навыка самооценки, самоконтроля, рефлексии ( при подготовке исповеди).

  • Бесконтрольное времяпрепровождение ребенка (дискотеки, продолжительные встречи с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры).

  • Ограничение пустой траты времени.

  • Воспитание стремления к

доброделанию.

  • Родители не всегда становятся примером для детей

  • Жизнь родителями по заповедям Божиим и воспитание детей в соответствии с ними.

  • Разобщенность в семье. Раздельный отдых.

  • Взаимная любовь членов семьи. Взаимные интересы.

Изначально российская школа сформировалась под крылом Церкви. За многие годы в православии была создана методическая база обучения и воспитания подрастающего поколения. Но вот уже почти 100 как Церковь была отделена от государства, и прошлый опыт ее работы с детьми оказывается недостаточным.

Очевидно, что совместить традиции православной жизни с почти столетними наработками в атеистическом воспитании российских школьников достаточно проблематично. Разве школьники могут отказаться от такого радостного праздника, как Новый год? Для этого стоит сделать Рождество Христово еще более радостным и увлекательным. В этом году мы с детьми поздравляли односельчан с этим праздником. И когда раздавались слова Рождественской колядки «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин, Радуйся, Сын Божий в мир родился», ребята с удивлением видели слёзы на глазах пожилых женщин. А позже, 8 января, в школе был спектакль под елкой и чаепитие. Только из родителей к ребятам пришло всего 3 человека. А ведь без родителей, без их просвещения в области православия мы не сможем продвигаться вперед.

Поэтому на последнее родительское собрание в школу мы пригласили отца Андрея. Такой высокой явки давно не было. Отец Андрей пошутил, что родители пришли посмотреть «на живого священника», но, тем не менее, общение состоялось, и оно обязательно должно быть продолжено. В противном случае мы и от внуков нынешних родителей не увидим следования православным традициям в воспитании детей.

Для возрождения православных традиций семейного воспитания:

  1. Нужны встречи священника, настоятеля Храма с родителями с целью их просвещения в области православия, православного воспитания детей.

  2. Нужно, чтобы этой работой занималась не только школа, но, например, и библиотека, музей.

  3. Необходимо, чтобы ОПК изучались во всех классах.

  4. Организовывать книжные выставки по православию.

  5. Собрать православную библио- и видиотеку.

  6. Проводить конкурсы для учащихся.

  7. Православные праздники совместно с родителями («День семьи», «Праздник матери»)

  8. Использовать материалы с православной тематикой в качестве дидактического материала на уроках гуманитарного цикла.

  9. Организовать совместно с родителями паломничество по святым местам.

  10. Пусть будут в каждой семье иконки покровителей брака.

  11. Пусть молитвы о детях станут необходимыми в семейном распорядке дня.

Первый год у нас ведутся ОПК, хотелось бы участвовать в круглых столах по вопросам обсуждения опыта преподавания этого курса, иметь возможность приобретать больше методической литературы, видеоматериалов (например, православных мультипликационных фильмах), чтобы иметь больше возможностей помочь ребенку сделать свой выбор.

1 П.И.Малицкий «Приходы и Храмы Чернского уезда»

2 А.И.Осипов. Лекции по православию.

3 Медведева И.Я. Доклад на образовательной конференции «Наследие святителя Иоанна Златоуста», посвященной 1600-летию со дня его блаженной кончины в Каманах (Абхазия).

4 И.Ильин. Значение семьи. (Из книги «Путь духовного обновления»).

5</<sup> И.Ильин. Основные задачи воспитания.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал