7


Доклад Духовный мир учителя

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ГУ «Михайловская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района »

































































Выполнила: учитель биологии Обухова Т.М.

2015-2016 учебный год





























Духовный мир учителя





Высокопрофессиональный педагог, обладающим творческим потенциалом, способный успешно работать в быстро меняющихся условиях социокультурной ситуации и жесткой конкуренции - таковы требования современной школьной политики к учителю.

Сегодня важна для учителя не только профессиональная компетентность, но и его моральный облик, его духовный мир, духовные качества. Ведь именно от них и зависит конечный результат воспитательного процесса. В данном контексте стоит акцентировать внимание на духовной составляющей культуры учителя, как важнейшем средстве гуманизации жизнедеятельности школьного коллектива.

Современная школа сегодня стоит на пороге обновления.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Образование будущего педагога нацелено на его общекультурное и профессиональное развитие, предполагает процесс освоения будущим педагогом норм, образцов и правил деятельности, в том числе, выработанных педагогической наукой на различных этапах своего развития. Важным становится не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей личностных смыслов, но и профессиональное самоопределение в них, раскрытие сущностных сил педагога, его нравственного и интеллектуального потенциала, мобильность в сложных социокультурных реалиях. Укорененность будущего педагога в традиционных педагогических ценностях позволит будущему педагогу осознать, что путь его воспитанников к овладению общечеловеческими ценностями лежит через конкретные формы их осуществления в национальной культуре, ведь через нее каждый воспитанник научится понимать и уважать все богатство мировой культуры.

На рубеже XX-XXI вв. была осуществлена переоценка ценностей, в связи с чем огромное внимание уделяется историко-педагогическим аспектам, трудам педагогов- классиков (К.Д.Ушинского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, К.Н. Вент- целя, В.А.Сухомлинского и др.), разработавшим ряд теоретических положений, содержащих характеристику духовного облика учителя и раскрывшим основные направления, средства и методы формирования его духовной культуры. Многое из того, что оказалось полузабытым, анализируется, подвергается перекодировке и анализируется с современных позиций. Интерес к историко-педагогическим аспектам продиктован стремлением взять самое ценное и адаптировать к современным реалиям. Обращение к классике стимулирует выработку новых педагогических моделей формирования духовного мира учителя, системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса и т.д. Большое внимание к культурному и педагогическому наследию определяется рядом факторов: во-первых, классика одна из констант в осуществляемой переоценке ценностей; во- вторых, благодаря такой переоценке вырабатываются новые формы мышления; в-третьих, обращение к классике помогает лучше понять современность и ее некоторые явления, а иногда происходит и спор с теми идеями, которые не прошли проверку временем.

Духовность педагога, умножая воспитательную силу его общения с учениками, развивалась как традиция русской философии и педагогики во взглядах мыслителей первой половины ХХ века. «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, - отмечал И. А. Ильин, - хотят они этого или не хотят, сознают они это или не сознают, умеют или не умеют, радеют или небрегут» [6, с. 60]. Люди воспитывают друг друга именно в общении, «всяким проявлением своим»: ответом и инициативой, улыбкой и ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, обращением и бойкотом. «Люди воспитывают друг друга не столько деланием - уверенными ответными поступками, но и неделанием, - вялым, уклончивым, безвольным отсутствием ответного поступка», - считал философ и делал вывод: «От Бога и от природы устроено так, что люди «влияют» друг на друга не только преднамеренно, но и непреднамеренно; и избежать этого нельзя» [там же, с. 61].

В условиях смены культурно-исторической парадигмы педагогика так же претерпевает ряд изменений. Современные ученые стремятся к выработке новых моделей педагогического мышления и взаимодействия; во-вторых, девальвация прежних ценностей ставит задачу формирования новых. Естественно, что на каждом витке своего развития, педагогика по-своему реализует рецептивную стратегию в освоении культурно-педагогического наследия.

История постоянно доказывает нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо, особенно в условиях сегодняшней нивелировки общечеловеческих ценностей, развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем. Если школа не стремится помочь ребенку стать личностью: самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству, то значит, такая школа недолжна существовать. Влияние учителя на личность растущего человека - поистине огромно. Оно может быть различным, да и оказано оно может быть в разной мере, и зависит оно от множества факторов, но главным всегда был и будет фактор личностный - личность наставника, его душевные и духовные качества, его вера и убеждения. Учитель, обладающей духовной культурой, сам способен создать духовную атмосферу для воспитанников. По мнению исследователя В.Н. Сагатовского «духовная атмосфера»: во-первых, это «сетка координат» взаимосвязанных духовных ценностей; во-вторых, это культурообразующая среда как поле, эфир, в котором культура дышит, развивается, а вне ее - задыхается и выдыхается; в-третьих, это не только особое поле (тонкая энергия), это и «собственно дух», несводимый ни к материи, ни к форме, ни к энергии.

Если говорить о конкретных духовных ценностях в профессиональной деятельности учителя, то, пожалуй, начать можно с такой ценности, как «Благо», ведь именно эта духовная ценность выступает и целью и средством развития духовной культуры учителя. Толковый словарь русского языка трактует понятие «благо» как универсальный стержень, на который «нанизывается», образуя цельность, множество понятий, характеризующих духовное. Так что же такое духовность учителя? Это жизнь его по законам Истины, Добра и Красоты, образующая гармоническое сосуществование человека с миром. Бесспорно, что именно духовностью субъект обретает смысл жизни и достигает прогрессивных состояний, преображаясь сам, изменяет мир. Этот смысл центрирует сущность личности «собирая и проявляя» качественные образования ее ценностей. Это мера полноты, жизни учителя как выражение разумного, эстетически развитого, морально-правового, нравственного труда.

Правомерными здесь кажутся слова великого философа И.А. Ильина, отметившего, что учитель «должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать…» [7]. Особенность личности педагога заключается, таким образом, в органической связи духовности и профессионализма, в их причинно-следственной обусловленности, предопределяющей творческий потенциал личности, отмечает Н.Л. Шеховская [16].

Обладающий духовностью педагог способен преодолеть любые трудности: и профессиональные и социальные, такой человек - есть настоящая, надежная опора любви к детям, он исполняет свой нравственный долг, согласно канонам нравственности, не ради сиюминутного результата, а стараясь максимально приблизиться к педагогическому идеалу. И, наверное, очень хорошо, что наша школа пока еще соблюдает добрые традиции воспитания, которые верны истинной духовности как основы образования Человека. Это на самом деле очень важно, ведь сегодня все больше и больше людей готовы поклоняться «золотому тельцу», подчас забывая о самом главном - человечности, душевности и духовности. В этой связи хочется вспомнить слова Ф.М. Достоевского, сказавшего: «Учитель - это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньга- ми вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете».

Духовность педагога имеет ту особенность, что она придает новую, высокую качественность профессионализму, становится его эталоном. Глубокая причинно- следственная связь духовности и профессионализма позволила Б. З. Вульфову говорить о профессиональной духовности педагога, утверждать что «вся педагогика - это сфера духовного, а учительская деятельность профессионально духовна по своей сути» [2, 48]. Специфическую функцию такой духовности ученый видит в профессиональной рефлексии, которая есть не что иное, как умение человеческими критериями «просветить» собственное профессиональное бытие, дать ему критическую оценку, преодолеть консерватизм, узость мышления, чтобы подняться к новым критериям в оценке своей деятельности, а следовательно, стимулировать движение вперед. Б. З. Вульфов определяет профессиональную духовность педагога как его очеловеченную компетентность, которая наращивается и неизменно направляется на благо детей. Профессиональная духовность педагога - «принципиально важное пространство его самореализации, показатель и средство гуманистического насыщения его образа жизни, трудное счастье бытия» [3,с. 80].

Еще одной составляющей духовности учителя, определяющей не только жизнь учителя в социуме, но и проявление его гражданской позиции, эстетических и профессиональных качеств (профессионализма), является совесть. Не случайно И.А. Ильин говорил о совести как «состоянии нравственной очевидности». С совестью связывают ответственность учителя за свой труд, поведение, мысли. Чтобы понять, как совершенствоваться, учителю важно научиться размышлять о себе. Причем, не столько о педагогической работе, сколько о себе в работе, о последствиях своего поступка для воспитанников, о значении собственных просчетов и недоработок, возможно, своей вины.

Профессиональная нравственность учителя имеет очень древние корни. Так, уже древние греки довольно четко представляли, каким должно быть поведение учителя, какими нравственными качествами он должен обладать. Учитель должен был уметь ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, быть справедливым: не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Для современного учителя все вышесказанное по-прежнему актуально, с той лишь разницей, что его деятельность чрезмерно усложнилась, и вопросы нравственного воспитания, формирования системы ценностей воспитанников становятся слишком трудными для разрешения в современных реалиях. Тем не менее, в любой ситуации учитель должен держаться в рамках профессионально-педагогической культуры, владеть особым тактом, творчеством, выдержанностью и общей культурой. А специфика педагогической нравственности и педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что учитель имеет дело с весьма хрупким «объектом воздействия». Главным в деятельности учителя должен быть принцип медицинской этики - «не навреди».

Безусловно, учителю не следует ограничиваться только лишь знанием нравственных норм и принципов, хотя именно они являются условием правильной ориентации в действительности; учитель должен иметь твѐрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Профессиональная педагогическая этика рассматривает нравственные чувства учителя как эмоциональную сторону его духовной деятельности, характеризует наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства - это не просто средство формирования личности, это своеобразный показатель воспитанности человека. В педагогической профессии регуляторами отношения педагога к своей профессии выступают такие чувства как чувство профессионального долга, ответственности, самокритичность, гордость, честь и др. Все они определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии. Стоит сказать и еще об одной составляющей профессиональной этики - педагогическом такте, который представляет собой форму реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. То есть такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия. Именно в такте проявляется поиск более лѐгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт - это всегда творчество и поиск. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя стоит назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Выстраивая работу с будущими учителями на основе рецептивно-аксиологического подхода, важно помнить, что «мир ценностей объективен, это сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание изучает подрастающее поколение и разрешает проблему "как жить" [5, 38-47]. Краткий экскурс в вопросы педагогической рецепции подвел нас к выводу о том, что несмотря на определенные сложности в осмыслении проблемы педагогической духовности, рецептивно-аксиологический подход, вобрав в себя лучшие достижения педагогической науки, даст возможность развиваться научной мысли с учетом современных требований. Думается, необходимо инициировать более полное применение основных положений рецептивно-аксиологического подхода, который может стать методологической основой в изучении феномена педагогической духовности, а свое- образным девизом в воспитании нового поколения учительства могут послужить слова И. Канта, отражающие, на наш взгляд кредо учителя, стремящегося к высотам своей духовности: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Литература

1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя/ Е.И. Артамонова: Дис. драпед. наук - М., 2000. - 450 с. 2. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. - 1995. - №2 3. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин: Взгляд на профессиональную подготовку учителя - М.: ИЧП «Магистр», 1995., с. 80. 4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога/ В.Н. Введенский - Санкт-Петербург: Просвещение, 2004.- 158 с. 5. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика, 2007.- № 10. - С. 38-47. 6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя//www.kulichki.com/inkwell/ text /hudlit/classic/ ost/dnevnik/d_73.htm 7. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин. - Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. - М.: Русская книга, 1996. - С. 31-220.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал