- Учителю
- Патриарх чувашской культуры о И.Я. Яковлеве
Патриарх чувашской культуры о И.Я. Яковлеве
Научно-исследовательская работа
Патриарх чувашской культуры
2016г.
Оглавление
-
Кошки-Новотимбаево
-
В уездном училище.
-
Бугульма
-
Ульяновск
-
Заключение
Патриарх чувашской культуры.
Кошки-Новотимбаево
Это небольшое село на юго-западной окраине Тетюшского района Татарстана. Здесь 13 апреля1848 года родился Иван Яковлев. В первые же дни жизни оставшись без родителей, он досыта хлебнул сиротской доли.
Однажды за небольшой речушкой возле деревни Кошки, где Ванюшка пас стадо, остановился цыганский табор. Старая цыганка взяла мальчика за руку:
- «Большой будешь человек. Далеко пойдешь»…
Пастушок не понимал русского. Ему перевели слова гадалки. Они оказались вещими.
Ванюшу усыновила семья Кирилловых, помогла окончить школу в селе Старые Бурундуки (ныне Буинский район), Симбирское уездное училище, после чего он стал работать землемером. Но неистребимая тяга к знаниям привела его в симбирскую гимназию. За полвека существования учебного заведения это был первый чуваш. Во время учебы он опубликовал свою первую статью «Чувашский праздник учук», ставшую началом его культурно -просветительской деятельности. Гимназию он окончил с золотой медалью.
В уездном училище.
5 сентября 1860г. Симбирская удельная контора препроводила в уездное училище отношение, в котором просила проэкзаменовать 18 мальчиков, собранных со всей губернии. Среди принятых, кроме Яковлева, оказалось еще три чувашских мальчика из удельных крестьян: Афанасий Тихонов, Степан Федоров, Константин Андрианов. Самым молодым из них был Иван Яковлев. Все принятые готовились стать учителями сельских начальных училищ. Однако обстоятельства сложились иначе. Осенью 1860г. Государственный Совет решили организовать при Симбирской мужской гимназии землемерно -таксаторские классы. 12 ноября 1860г. «Симбирские губернские ведомости» опубликовали объявление о предстоящем открытии этих классов. Но поскольку учебный год уже начался, то укомплектование классов затянулось. Дирекция гимназии решила пополнить контингент учащихся набранными мальчиками 1 класса уездного училища, которое уже тоже находилось в ее ведении так, неожиданно для себя, Яковлев оказался в землемерно-таксаторских классах, хотя возраст еще не позволял ему быть учеником. И здесь чувствуется влияние Баратынского на Плотникова. Открытие этих классов было вызвано предстоящей крестьянской реформой - отменой крепостного права в России (1861 год).
Состав учащихся был разнообразным как по сословной, так и по национальной принадлежности. Здесь обучались дети крестьян, ремесленников и мелких чиновников. Здесь же учился симбирский крестьянин Ф.И.Альдин, с которым Яковлев совершенствовал свои навыки русской разговорной речи. К лету 1861г. в землемеро-таксаторских классах обучались 34 ученика. Весь учебный воспитательный процесс осуществлялся на русском языке. Не всем он был понятен. И это являлось основной причиной отсева учащихся. Но Яковлев не собирался покидать учебное заведение. Наоборот, он по совету Баратынского летом 1861г. он все свободное время использовал для совершенствования навыков разговорной русской речи: разговаривал сам с собой по-русски, на том же языке думал, молился.
В это время Яковлев случайно познакомился с отставным полковником С.Д. Раевским, который проявил большой интерес к одаренному чувашскому мальчику и позднее не разделал пожертвование на содержание Яковлева и его учеников.
В апреле 1864г. Яковлев успешно окончил землемеро-таксаторские классы и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора. Все выпускники, получившие свидетельства, в течение двух лет обязаны были стажироваться в качестве межевых учеников под руководством опытных мерщиков. Яковлев проявил себя весьма даровитым стажером. Вместо двух лет он практиковался всего несколько месяцев: в губернии не хватало кадров и потому наиболее способных выпускников досрочно переводили в мерщики. В числе таких оказался Яковлев. 16 мая 1864г. он был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованием 120 рублей в год и направлен в Сызрань.
В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И.Н.Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко-материальную поддержку.
В университете Яковлев знакомится с известным ученым- ориенталистом профессором Н.И. Ильинским, консультируется у него по «инородческому»(национальному) вопросу. При активном содействии Ильинского к концу 1871 года И. Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.
В дальнейшем Яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нем был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлева, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства.
Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»
Став студентом историко-филологического факультета Казанского университета, Яковлев на основе русской графики составил чувашский алфавит. В январе 1872 года вышел в свет первый чувашский букварь, написанный студентом Яковлевым. Этот день считается началом новой чувашской письменности.
Окончив университет, Иван Яковлев начал работать инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Он способствовал открытию чувашских и других национальных школ в Поволжье. Разрабатывал методику обучения, творчески использовав педагогические наследие К.Ушинского. Переводил Пушкина, Толстого, Крылова, Некрасова, других классиков, Библию.
Одну из первых школ Яковлев открыл в родном селе Кошки. Старое бревенчатое здание сохранилось , сейчас здесь - музей Ивана Яковлева. А дом Кирилловых, где прошло его детство, не сохранился, сгорел.
Музей начали создавать год назад. К селу подвели асфальтированную дорогу, соорудили мост. Было благоустроено село, проведена реконструкция дома-музея. Экспозицию, рассказывающую о жизни и деятельности патриарха национальной культуры, подготовили ученые Чувашии, Чебоксарского исторического музея.
На открытие музея приехала большая делегация во главе с вице-президентом Чувашской Республики Львом Кураковым. Гостей встречал глава администрации Тетюшского района Марат Фазлеев. В торжественной обстановке открыли музей, мемориальную доску, исполненную на трех языках - чувашском, татарском, русском.
Через месяц здесь решено провести чувашский праздник «Уяв».
Бугульма
В Доме работников просвещения яблоку негде упасть. Зал переполнен, приехали гости из Октябрьского, Аксубаевского, Альметьевского районов, из Казани. Юбилейное торжество организовал Чувашский культурный центр Бугульминского района, возглавляемый Владимиром Беловым.
Ветеран просвещения Леонид Клементьев рассказывает о великом просветителе, по инициативе которого в Бугульме тогда была открыта чувашская школа, он прислал учителя Филиппова. Председатель Татарского центра района Вагиз Заляев предлагает каждый год отмечать день рождения Ивана Яковлева, а одной из улиц города присвоить его имя.
В районе ярко заметна забота о чувашах, говорит народный депутат, председатель постоянной комиссии Госсовета Татарстана, уроженец этого района Валентин Паймухин. Например, на вечере выступил фольклорный ансамбль наратлинской средней школы «Шусьым» («Заря») в новых красочных костюмах. Оказывается, костюмы по инициативе главы администрации Бугульмы Наиля Магдеева сшиты в Чебоксарах, за что уплачено 30 миллионов рублей. Также администрация подарила ансамблю концертный баян стоимостью 8 миллионов рублей.
На вечере прозвучали и нотки тревоги: так ли выполняем завещание Ивана Яковлева? Первой заповедью патриарха было изучение чувашского языка. В Татарстане на 135 тысяч чувашей приходится 144 национальные школы. А в Бугульме на 4,5 тысячи чувашей всего одна. Не хватает преподавателей. В то же время в Казанском педагогическом университете прекращен прием студентов на чувашское отделение.
Не хватает учебников, книг. Семнадцатитомный «Толковый словарь чувашского языка», составленный русским(!) профессором Николаем Ашмариным в 30-е годы, стал раритетом. Решено его переиздать в Чебоксарах, но пока средств сил хватило только на шесть томов, работа приостановлена.
Ульяновск
Зал Ленинградского мемориального центра на тысячу мест переполнен. Присутствуют делегации из Москвы, Чувашии, Татарстана, Башкортостана, Самары.
Здесь 130 лет назад Иван Яковлев, еще будучи гимназистом, основал на свои скудные средства первую чувашскую школу. Её окончили видные национальные писатели и поэты -Константин Иванов, Мария Ухсай, Марфа Трубина, композитор Федор Павлов, основатель чувашского театра И.Максимов-Кошкинский и другие. В настоящее время в здании открыт музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Яковлева.»
В области живут 125 тысяч чувашей, они создали свою культурно-национальную автономию. Работают четырнадцать национальных школ.
Иван Яковлевич прожил 82 года, похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. У него остались два сына и две дочери, которые были репрессированы как дели царского чиновника - статского советника. На юбилей приехали внучка - народная артистка России, концертмейстер Анна Алексеевна Некрасова, правнучки - народная артистка России, профессор Анна Покровская и сотрудница музея имени Пушкина в Москве, кандидат искусствоведения Екатерина Павлова, правнук - артист театра имени Ермоловой - Всеволод Павлов.
Моя мама прожила в семье Ивана Яковлевича шестнадцать лет,- сказала Екатерина Павлова,- она вспоминала, как он, богатырского роста, вставал в четыре утра, молился, затем работал. Из множества книг и статей особенно ценно «Духовное завещание чувашскому народу». Заветы его просты. «Берегите величайшую святыню - веру в Бога». «Чтите и любите великий русский народ, он принял вас в свою семью, как братьев». «Верьте в силу мирного труда и любите его». «Берегите семью, в ней опора народа и государства».
На этой встрече был и академик, ректор Санкт-Петербургского технического университета Николай Савруков. По его инициативе создан фонд возрождения наследия И. Яковлева. Энтузиасты взяли шефство над школой села Кошки - Новотимбаево, передали ей компьютер, литературу, а теперь готовятся открыть перед школой памятник патриарху.
Заключение
…В заключение работы можно сделать следующие выводы.
«Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещенному россиянину. Он дал родному народу Книгу. Мы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Иван Яковлев», - говорил в своем выступлении Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров. Я полностью согласна словами Президента. Благодаря многолетним трудам И.Я.Яковлева мы можем читать на чувашском языке и узнать различные стороны жизни и быта чувашского народа, их нравственные идеалы, мировоззрение. В школе мы изучаем чувашский язык и на уроках немало говорим о И.Яковлеве.
Иван Яковлев принадлежит к числу тех выдающихся деятелей, чьи свершения сохраняются в памяти народа и становятся явлением духовной жизни. Еще десятилетия и столетия будут жить в памяти народной его добрые дела. Не зря ежегодно в апреле проходит серия событий, посвященных дню рождения Ивана Яковлева. В нашей школе каждый год 25 апреля учителя чувашского языка и литературы проводят праздник чувашского букваря. Пусть букварь останется навсегда народной книгой на родном языке.
Основные даты жизни и деятельности
-
1856 - 1860 - учёба в Бурундукском удельном училище
-
Декабрь 1860 - май 1863 г. - учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
-
Май 1864 - декабрь 1866 г. - служба в удельном ведомстве
-
1(13) сентября 1868 - поступление в V класс Симбирской мужской классической гимназии
-
28 октября (9 ноября) 1868 - основание Симбирской чувашской школы
-
25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
-
12 (24) августа 1870 - поступление в Казанский университет
-
1871-1873 - создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
-
17 (29) июня 1875 - получение свидетельства об окончании Казанского университета
-
28 августа (9 сентября) 1875 - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
-
1877 - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
-
26 сентября (8 октября) 1877 - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
-
1878 - открытие женского класса при центральной школе
-
1890 - преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
-
1901 - открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
-
октябрь 1917 - преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
-
октябрь 1922 - переезд к сыну в Петроград
-
лето 1923 - переезд в Москву
-
октябрь 1928 - празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы
-
23 октября 1930 - смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище</</font>.
Список литературы
1. Г.Н. Волков, Судьба Патриарха. - Ч.: Чув. кн. изд-во. -1998 г.
2. И.Я.Яковлев. Детские рассказы. - Ч., 2001.
3.И.Я.Яковлев. Жизнь и деятельность просветителя чувашского народа в рисунках Петра Сизова: Пос. для ср.шк. - Ч., 1986 г.
4. Л.П. Кураков, Прометей из чуваш: Размышления о выполнении Завещания И.Я. Яковлева. - Ч.: Чув. кн. изд-во. - 1999 г.
5. Народная школа № 4. - 2008 г.
6. Н.Г. Краснов, Выдающийся чувашский педагог-просветитель. - Ч.: Чув. кн. изд-во. - 1992 г.
7. Н.Г. Краснов, Иван Яковлев и его потомки. - Ч.: Чув. кн. изд-во. - 1998 г.
8. И.Я.Яковлев и его школа. Ученые записки, вып.XXXIII.-Ч.,1971.
9. www.yandex.ru.