- Учителю
- Дидактическая игра, как средство обучение младших школьников.
Дидактическая игра, как средство обучение младших школьников.
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Реферат
Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Выполнила: Учитель начальных классов МБОУ НШ - ДС № 5 Князева Мария Владимировна
Юрга 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты развития познавательной активности посредством использования дидактических игр
1.1Сущность понятия «познавательный интерес и познавательная активность »……………………………………………………………………….6
1.2 Особенности развития познавательного интереса и познавательной активности у младших школьников………………………………………….….9
1.3 Игра как форма деятельности для младших школьников………………...10
1.4 Основные функции дидактических игр……………………………………..…13
1.5 Виды дидактических игр…………………………………………………...14
1.6 Структура дидактической игры
……………………………………15
2 Использование дидактических игр на уроках изобразительного
искусства в начальном образовании
2.1 Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства……………..17
2.1.1 Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы……………………………………….18
2.2.2 Игры и упражнения по цветоведению……………………………………20
2.2.3 Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий……………………………………...……………………………………21
2.2.4 Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства…………………………..……………………………..22
2.2.5 Беседа об искусстве «Библейские сюжеты в живописи, графике, скульптуре»………………………………………………………………….…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский
Активизация познавательной деятельности учащихся
- одна из актуальных проблем на современном уровне развития
педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт
применения методов и организационных форм, стимулирующих
познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения
усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются
возможности преодоления обострившихся противоречий между
требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом
преподавания, между педагогической теорией и школьной
практикой.
Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность
младшего школьника в различных видах его деятельности, так как
процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в
основном неустойчив, эпизодичен. Уроки изобразительного искусства -
необычные уроки, так как именно на них дети учатся познавать
окружающую действительность, учатся видеть и понимать прекрасное в
человеческих отношениях, именно на этих уроках формируется
стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика.
Учитель старается развить у ребенка интерес к внутреннему миру
человека, способность "углубления в себя", осознание своих
внутренних переживаний. В соответствии с этим в основе методики
обучения рисованию должны лежать разнообразные педагогические и
образовательные технологии, в том числе разнообразные формы
проведения уроков: коллективные работы, работы в минигруппах,
заочные экскурсии по интересным местам края и музеям,
уроки - прогулки, урок - спектакль, урок - викторины, урок
-импровизации, урок с использованием деловой или ролевой игры,
интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме,
прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
То есть, уроки изобразительного искусства должны быть наиболее
разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой
стандартный школьный урок. Понимая важность решения задач обучения
детей, нельзя не осознавать стоящие перед учителем проблему, а
именно: с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес
ребёнка к учению вообще. Мотивация к активной познавательной
позиции ослаблена несколькими причинами. Во-первых, у каждого
ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень
развития, а учатся они все в одном классе; во-вторых, большой объем
информации, который необходимо запомнить; в-третьих, передачи
телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы,
рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных
проблемах в интересной, занимательной, и доступной форме
привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.
Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,
и, как следствие, происходит снижение культуры, неумение
правильно, логично выразить свою мысль, нежелание добиваться успеха
через творческое и физическое усилие. Зачем добиваться успеха
через трудный и кропотливый труд в рисунке или декоративной
росписи, когда на мониторе компьютера они появляются мгновенно и
какие хотите, можно также мгновенно их распечатать. Все это
побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие
развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную
деятельность учащихся. При подготовке данной темы мы изучили опыт
других педагогов, работающих и решающих данную проблему, в первую
очередь опыт педагогов-новаторов: Б.П. Никитина, С.Н.Лысенковой,
Ш.А. Амоношвили, В. Сухомлинского. Нельзя забывать педагогический
опыт А. С. Макаренко, особенно его утверждение, что когда ученик
овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается
ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее
удовлетворение, это укрепляет его уверенность в своих силах,
побуждает к личному росту. Третий год выписываем методический
журнал «Начальная школа», просматриваем все статьи учителей об
уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Понимая трудности, связанные с мотивацией
обучения детей, мы постарались в данной работе не только осветить
вопрос с теоретической стороны, но подобрали ряд дидактических игр,
способствующих активизации познавательной деятельности, а также,
опираясь на свой опыт и опыт других педагогов, разработать для
примера несколько занятий по изобразительной деятельности с
использованием дидактических игр.
Цель нашей работы: изучить и проанализировать
психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы.
Задачи: подобрать дидактические игры, развивающие познавательный интерес; разработать конспекты уроков с использованием дидактических игр;
1Теоретические аспекты развития познавательной активности посредством использования дидактических игр
1.1Сущность понятия «познавательный интерес и познавательная активность »
Познавательная деятельность является одной из
ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на
основе познавательного интереса.
Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный,
психологический и иные аспекты. (Аристотель, И.Ф.Харламов и др.)
Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие
связано с целями обучения. Через цели организации активной учебной
деятельности школьников влияет на все остальные компоненты
методической системы и их взаимосвязи.
Анализ понятий активности школьника в процессе обучения
предполагает изучение таких психолого-педагогических
закономерностей, как формирование потребности к изучению, создание
положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей
оптимальному напряжению умственных и физических
сил учащихся.
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние
времена было известно, что умственная активность способствует
лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть
предметов, процессов и
явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной
активности лежат определенные философские взгляды. Постановка
проблемных вопросов
собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были
характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в
школе Пифагора. Один из первых сторонников активного учения был
знаменитый чешский
ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на
необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое
усердие к
учению», она направлена против словесно-догматического обучения,
которое учит детей «мыслить чужим умом».
Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения,
обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал
швейцарский ученый И.Г.Песталоцци. За развитие умственных
способностей ребенка и внедрение обучение исследовательского
подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо. Руссо выразил
идею обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом
доступности, идею самостоятельного решения учеником сложных
вопросов. Эта идея активизации обучения с помощью самостоятельного
решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие
в трудах .К.Дистервега. Он утверждал, что хорош только тот метод
обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого
материала. То, чего
человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его. Во
второй половине 19 века, с критикой схоластических методов обучения
выступал английский педагог Армстронг, который опытным путем ввел в
преподавание химии «Эвристический метод», развивающий мыслительные
способности учащихся. Суть его состояла в том, что ученик ставится
в положение исследователя, когда вместо изложения учителем фактов и
выводов науки ученик сам их добывает и делает нужные выводы.
Будучи сторонником активного обучения, выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся К.Д.Ушинский . Он считал, что надо передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания». На учение К.Д.Ушинского опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания А.Я.Герд, который формулировал важные положения развивающего обучения. Он довольно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новых знаний, утверждая, что если ученик сам наблюдает и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную». Разработкой методов активного обучения, занимались и советские педагоги 20-х годов: В.3.Половцев, С.Т.Шацкий, Г.Т.Ягодовский и другие. Исследуя работы советских педагогов 20-х годов, М.И.Махмутов пришел к выводу, что в то время была сделана, лишь неудачная попытка создать дидактическую систему проблемного обучения, и соответствующие взгляды не имели необходимой гносеологической, социологической, психологической и практической базы. Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса.
Учебно-познавательная деятельность учащихся в
школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это
деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с
любой другой
деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это
направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для
общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием
познавательной
деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует
активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и
совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Познавательная деятельность способствует подготовке образованных
людей,
отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического
процесса, развитию духовных ценностей народа. Процесс
познавательной деятельности требует значительной затраты умственных
сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку
подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда
достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только
овладение знаниями, но и процесс длительного устойчивого внимания,
напряжения умственных сил, волевых усилий. В процессе учения, в
своей учебно-познавательной деятельности школьник не может
выступать только объектом. Учение всецело зависит от его
деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом,
если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и
учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому
формирование деятельной позиции школьника в познании - главная
задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере
обусловлено познавательным интересом.
Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями,
навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных,
идейно-политических,
эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы,
личностные образования, активность, самостоятельность,
познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные
возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой
деятельности.
школе.
1.2 Особенности развития познавательного интереса и познавательной активности у младших школьников
Формирование познавательной деятельности младших школьников, по нашему мнению, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных интересов учащихся в учебной и внеучебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности младших школьников; будет организована взаимосогласованная работа педагога, психолога, учащихся и их родителей, способствующая развитию познавательной мотивации. По утверждению В.В. Давыдова, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия. Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе.
Для формирования и развития познавательных интересов школьников есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности. Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль. По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону». Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников.
1.3 Игра как форма деятельности для младших школьников
Игра для младшего школьного возраста - любимая форма деятельности. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность.
В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Большое значение имеет игра-путешествие, включающая в себя элементы сюжетно-ролевых игр.
Важно при организации игры-путешествия правильно определить цель - дать возможность каждому ребёнку проявить индивидуальность, творчество, значимость, свои растущие силы. Только в игре ребёнок младшего школьного возраста раскроет свои психологические особенности, раскроет своё "Я" со всех сторон. Для него игра - это естественная организация деятельности, где участвуют внимание, память, восприятие и мышление, и не, только участвуют, но и развиваются, что немаловажно. Игра заменяет необходимый для ребёнка труд.
Игра приучает детей к согласованным действиям, соблюдению определённых правил, преодоление препятствий, возникающих в ходе игры, к точности выполнения заданий, к ответственности перед командой (если игра - соревнование). В игре воспитываются самостоятельность, настойчивость, выдержка, без которых не будет успеха.
Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают смекалку, находчивость, интерес к различным предметам и явлениям. Успех игры во многом зависит от условий, в которых она проводится. В любой игре должно быть игровое (в познавательных, дидактических играх - учебное) препятствие, без чего игра не может состояться. Важно и то, чтобы каждый участник игры проявил себя, свои возможности, действовал в игре, а не был сторонним наблюдателем.
В организации игры важное место отводится объяснению правил - чётко, понятно, кратко, и, обязательно, ставится цель, на которую и будут направлены действия детей. На уроках изобразительного искусства в начальной школе широко используются дидактические игры. Такие игры помогают разнообразить уроки, повысить познавательную активность детей и учебную мотивацию. Играя, ребёнок увлекается, не замечает, что выполняет учебные задания, которые для многих (особенно для школьников 1-2-х классов) в традиционной организации вызывают не интерес, а негативные эмоции, те, в свою очередь, способствуют лишь снижению познавательной активности и трудоспособности. Таким образом, использование дидактических игр в начальной школе необходимо, такие игры будут стимулом для детей в успешности обучения, сделают каждый урок долгожданным и желанным, а значит, будут способствовать повышению интереса к различным предметам и, как следствие, успеваемости. С удовольствием учиться - не это ли главное для ребёнка.
Что касается частоты использования игр на уроках, то здесь следует быть осторожным. Слишком частое использование может привести к тому, что детям надоест играть и, в этом случае, результат будет достигаться противоположный. Поэтому организовывать урок-игру следует не чаще 1-2 раз в месяц, игровые же моменты можно и нужно применять на каждом уроке в начальной школе.
Неразрывно связаны дидактические игры с проблемным обучением, являясь его частью, т.к. игра предполагает достижение цели при соблюдении определённых правил и условии самостоятельности достижения поставленной цели (возможно с помощью учителя). На основании нашего опыта мы убедились в том, что дидактические игры нужны на уроках изобразительного искусства. Как правило, уроки изобразительного искусства проводятся по расписанию в конце учебного дня, и дети, особенно 1-2 класса, несмотря на большой интерес к уроку, к этому времени уже немного устают. Дидактическая игра позволяет в течение 10-12 минут познакомить учащихся с тремя жанрами изобразительного искусства - пейзажем, портретом, натюрмортом и не только познакомить, но и закрепить эти знания на практике. Данную дидактическую игру можно успешно использовать и на внеклассных занятиях. На уроке изобразительного искусства дети рисуют осенний, зимний и весенний пейзаж, разнообразные предметы несложной формы, портреты различных персонажей, знакомятся с репродукциями картин художников, и вдруг оказывается, что всё, что они рисуют, относится к тому или иному жанру изобразительного искусства. Это удивляет детей, им хочется закрепить свои знания на практике. Кроме того, в процессе игры мы знакомим детей с программными картинами, не вдаваясь в их художественный анализ.
Положительный эффект даёт и такая методика: после выполнения задания дети обмениваются работами и проверяют их друг у друга. Это уже более сложная и ответственная задача. Вместо одного варианта игры ребёнок проигрывает сразу два. Зато в этом заключён и большой воспитательный эффект: у детей рождается чувство взаимопомощи, коллективизма. Можно использовать другой вариант игры по закреплению данных понятий. Например, учитель раздаёт конверты с открытками репродукций картин нужных жанров. Затем предлагает детям достать все открытки, разложить их перед собой на парте и объясняет условия игры: если он поднимает карточку с репродукцией натюрморта, то все дети тоже должны поднять одну из открыток с изображением натюрморта, если покажет репродукцию портрета, то дети тоже должны поднять одну из открыток с портретом и т.д. Дважды одну и ту же открытку поднимать нельзя Использованная открытка откладывается на край парты. Дети, поднявшие открытку, несоответствующую жанру репродукции, показанной учителем, должны положить открытку обратно на место. Таким образом, введение дидактических игр в урок изобразительного искусства в классе необходимо и весьма полезно.
1.4 Основные функции дидактических игр:
Дидактическая игра на уроках изобразительного искусства - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства.
Функции дидактических игр:
- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие
напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному
режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственной учебной деятельности;
-функция формирования обще учебных умений, навыков самостоятельной
учебной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение
социальных ролей.
Таким образом, дидактическая игра - сложное, многогранное
явление.
1.5 Виды дидактических игр
Все дидактические игры можно разделить на три
основных вида:
Эти игры используются в следующих случаях:
-для развития наблюдательности «Две картины»,
-для развития восприятия «Дальше − ближе»,
-для развития внимания «Чья тень»,
-для развития памяти «Исправь рисунок»,
-для развития мышления «Составь поезд»,
-для развития воображения «Догадай-ка».
Кроме того, в педагогической литературе мы нашли следующую
классификацию деления игр на группы, развивающих интеллект,
познавательную активность ребенка.
I группа - предметные игры, как манипуляции с
игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают
форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет -
форма интеллектуальной деятельности.
III группа игр, которая используется как средство развития
познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами,
обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать,
распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее
составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта
дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник
учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
1.6 Структура дидактической игры
Структура дидактической игры такова:
-название; -дидактическая задача;
-игровое задание;
-действие;
-правило;
-оборудование;
-краткая характеристика хода игры;
-результат
Длительность одной игры - 3-5 минут. Объяснение
содержания должно быть кратким, понятным и эмоциональным. Возможен
пробный ход, во время которого учитель учит действовать и знакомит
с правилами игры. Все дидактические игры должны быть согласованы с
содержанием последующей изобразительной деятельности.
1.7 Условия, необходимые для организации и проведения дидактической игры
Для организации и проведения дидактической игры необходимы
следующие условия:
-наличие у педагога определенных знаний и умений относительно
дидактических игр;
-выразительность проведения игры;
-необходимость включения педагога в игру;
-оптимальное сочетание занимательности и обучения;
-средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к
игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к
выполнению дидактических задач;
-используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой,
доступной и емкой.
Обучение, как правило, включает два компонента:
сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти
компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но
приобретение опыта требует большого времени. Увеличить
«приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно
тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры
психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки,
ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у
школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать
индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают
познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется
не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по
эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к
каждому ученику. Результативность дидактических игр зависит,
во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от
целенаправленности программы игр в сочетании с обычными
дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития
познавательной активности необходимо считать основной задачей
развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы
группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, группы
игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение
отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение
владеть собой и т.д.
Художественно-дидактические игры могут быть использованы, прежде
всего на уроках как для повторения, закрепления уже имеющихся у
детей знаний, так и для постижения нового в области
изобразительного искусства.
Включение игр в уроки изобразительного искусства обусловлено
взаимосвязью игровой и изобразительной деятельности, общностью
психических процессов, лежащих в их основе − воображения и эмоций.
Дидактическая игра создает условия для развития каждого ребенка, и
о результатах познавательно-игровой деятельности можно судить не
только по тому, правильно ли ребенок выполнил то или иное задание,
но и по его интересу к познавательному материалу, готовности
самостоятельной творческой деятельности и оценке ее результатов.
Игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему
усвоению эстетических знаний, умений и навыков.
2Использование дидактических игр на уроках изобразительного искусства в начальном образовании
2.1 Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства
Для ребенка рисование- одно из любимых занятий
дошкольного детства, становится школьным предметом и приобретает
новую окраску. И необходимо сделать так, чтобы оно не превратилось
в будничную, скучную обязанность, а сохранило в своей сущности
праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует,
захватывает ребенка, время встречи с прекрасным и проникновения в
него. Включение дидактических игр в систему педагогических ситуаций
вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира,
положительно сказывается на продуктивно-изобразительной
деятельности учащихся и их отношении к занятиям. Во-вторых, уроки
изобразительного искусства, как правило, проводятся по расписанию
последними, и дети к этому времени уже устают. Игра восстановит
физические силы ребенка, создаст радостное рабочее настроение. Игра
активизирует познавательные процессы и способствует лучшему
усвоению эстетических знаний, умений и навыков.
2.1.1 Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур
геометрической и произвольной формы
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур. Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения - индивидуальные задания каждому ученику).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?». Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
А) Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта «Мир моей бабушки».
Б) Выполнение декоративной композиции «Коробейник».
В) Составление композиции натюрморта из вылепленных предметов.
3. Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.
А) Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».
Б) ДПИ; форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».
4. Дополните изображение.
Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
А)Форма. Рисование с натуры предметов простой формы
Б) Выполнение натюрморта с натуры .
6. Составьте из готовых геометрических фигур белорусский орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента. Эстетическое восприятие действительности.
7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе. Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.
А) Выполнение мозаичного панно
2.2.2 Игры и упражнения по цветоведению
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
А) Цвет. Композиция .
Б)Выполнение эскиза вышивки платка.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
А)Рисование с натуры овощей и фруктов.
Б)Цвет. Композиция .
В)Рисование с натуры натюрморта «Домашние фиалки».
3.Холодные и теплые цвета. Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй - для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта. А) Рисование с натуры овощей и фруктов. Б) Декоративная композиция «Платочек или рукавички».
4. Игра-соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
А)Рисование с натуры. Натюрморт.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
2.2.3 Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...
2. Объясните значение слова.
Например: ритм - это…, дизайн - это…
3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
А)Изображение на плоскости. Пейзаж.
Б)Восприятие искусства. Беседа «Искусство в жизни общества и человека».
4. Вычеркните лишнее слово.
Упражнение носит характер обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.
5. Блиц-контроль (вопрос - ответ).
Для проведения блиц- контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово». Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.
2.2.4 Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
-
Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
2. Сравните впечатления
Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
А) Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
Б) Композиция на плоскости. Человек и предметный мир. Натюрморт «Мир моей бабушки».
Б) Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».
В) Восприятие искусства. Беседа «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Г)Тема мифа в изобразительном искусстве.
Д) Роспись ларца в ювелирных украшениях.
Е) Восприятие искусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном искусстве».
И) Лепка фриза для здания школы или детского сада.
К) Восприятие искусства. Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой.
Л) Беседа о графическом дизайне.
М)Восприятие искусства. Беседа «Исторический и батальный жанры».
Н)Восприятие искусства. Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».
3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Заготовила зима
Краски для всех сама.
Полю - лучшие белила,
Зорям - алые чернила,
Всем деревьям - чистые
Блестки серебристые.
В. Фетисов
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин
5. Игра «Угадай».
Преподаватель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.
Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации. А)Роспись изделий по типу народных узоров.
6. Указать автора или название произведения.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.
7. Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.
Тематические кроссворды выполняют функции: А) обучающую; Б) контролирующую; В) творческую. При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.
8. Викторина «Аукцион знаний».
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.
9. Игра «Репортеры газетной рубрики "Шедевры искусства"».
Заранее сообщается тема урока. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности.
2.2.5 Беседа об искусстве «Библейские сюжеты в живописи, графике, скульптуре».
Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами. Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства. Здесь мы можем предложить детям сюжетно-ролевые игры, например, игру:
1."Следствие ведут знатоки".
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» - ученики класса.
2. Игра «Лучший экскурсовод».
Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.
Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Пример использования игры на уроке можно увидеть краткой разработке урока по теме «Натюрморт. В музеях хранятся картины - натюрморты» см. приложение 2).
Вывод:
Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Мы полностью согласны со словами Л. С. Выготского, который очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».
Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий по изобразительному искусству в зависимости от обстановки. Считаем, что данный труд убедит работающих педагогов в важности использования дидактической игры на своих занятиях. Мы будем рады, если подборка игр и заданий в Приложении 1 и Приложении 2 помогут при обучении учащихся, активизации их работы на уроках изобразительного искусства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхова И. Учеба со смыслом / И. Артюхова // Вопросы педагогики. - 2003. - № 1. - С. 23 - 30.
2.Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - №4. - С. 42-47.
3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 272 с.
4.Богаченко, Е.А. Игра как современный метод / Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 16-18.
5.Бурбушева Г.Н. Упражнения для первоклассников по развитию памяти и речи / Г. Н. Бурбушева // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - №1. С. 66-68.
6.Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе / Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С.63-68.
7. Власова И.С. Дидактиеская игра как средство повышения эффективности урока математики / И.С. Власова // Начальная школа. - 2009. - № 10.- С. 43-48.
8.Гуров В.А. Интеллектуально - творческие игры / В.А. Гуров // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С.121 - 122.
9.Данченко Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. - 2007. - № 6. - С. 44 - 46.
10.Деменева Н.Н. Технологические приемы построения сюжетных уроков математики / Н.Н. Пономаренко // Начальная школа. - 2009. - № 10. С. 39-43.
11.Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З.П. Жукова // Начальная школа. - 2006. - № 5. - С.30-31.
12.Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. 13.Козлова // Начальная школа. - 2004. - № 11 - С. 49 - 52.
14. Конева, С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики / С.А. Конева // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №10. С. 36-40.
15. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова // Первое сентября. - № 40. - 2004. - С. 12-16с.
16.Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н.В. Пономарева // Начальная школа. - 2009. - № 11. - С. 4-6.
17. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания / Л.П. 18.Симонова // Дополнительное образование. - 2004. - №1. - С. 97 - 101с.
19.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 2007. - 340с.
20. Степанова О.А. Игровая школа мышления / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. - 2000. - № 10. - С 3 - 12.
21.Степанова О.А. Использование игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - №8. С. 39-49.
22.Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г.А.Цукерман // Вопросы психологии.- 2002.- №5. - С. 15-21
Электронные ресурсы:
▪ Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон текстовые, граф, зв дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - М ; Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см + рук. пользователя (1 л.). - (Интерактивный метод). - Систем, требования; ПК 486 или выше; 8 Мб ОЗУ; Windows 3.1 или Windows 95; SVGA 32768 и более цв.; 640x480; 4х CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. - Загл. с экрана. - Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20x14 см.
▪ Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив, учеб.]. -Электрон, дан. и прогр. - СПб. : ПитерКом, 1997. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с). -Систем, требования: ПК от 486 DX 66 МГц ; RAM 16 Мб ; Windows 95 ; ЗВ плата ; динамики или наушники. - Загл. с экрана. -1 500 экз.
▪ Автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК. SQL вариант под Windows [Электронный ресурс] : версия для школьных библиотек / «Информ-система» научно-производственное объединение. - М. : НПО «Информ-система». - 1 электрон, опт. диск + руководство пользователя (23 с).
▪ Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр, информ. технологий РГБ ; ред. Т. В. Власенко ; Web-мастер Козлова Н. В. - Электрон, дан. - М. : Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа : http: // www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус, англ.
Приложение 1
Художественно-дидактические игры
Игры и игровые упражнения для 2-й класса по учебнику Кузина В. С., Кубышкиной Э. И. "Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы"
I-я четверть. Мы рисуем осеноь.
Урок 2. Осенние подарки природы.
Вид занятий: лепка с натуры с использованием натурных моделей -
фрукты, овощи, муляжи.
Задача урока: закрепление умения работать с объемом, массой,
передача формы, очертания овощей и фруктов; развивать умение
анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания.
Игра "Узнай на ощупь".
Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы
через их форму и цвет.
Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не
ошибиться.
Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.
Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно
подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем
рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него
поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно
бывает, а в конце сказать, что же это за овощ или фрукт. Тот, кто
правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или
овоща.
Урок 4. Осенний узор.
Задание и вид занятий: узор в полосе из декоративных ягод,
плодов, листьев, декоративное рисование.
Задача урока: формирование понятий об орнаменте и его элементах.
Игра-эстафета "Веселый узор".
Дидактическая задача: закрепление понятий об орнаменте и его
элементах; развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы,
цвета.
Материал: наборы трафаретов овощей, фруктов, цветов, листьев,
ягод.
Игровые действия. На классной доске перед каждой командой
прикрепляется чистая полоса бумаги для коллективной работы над
созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые
представители от каждой команды-ряда, выбирают и прикрепляют первый
элемент узора. Затем выходят вторые представители, третьи и т. д.
Каждый выбирает и прикрепляет один элемент узора, соблюдая ритм,
учитывая форму и цвет. Выигрывает та команда, учащиеся которой
правильно, красиво и быстро справятся с работой, не нарушая правил
игры. Правило: участник эстафеты выходит прикреплять свой элемент
узора только тогда, когда предыдущий участник сядет на свое
место.
Такие игры-эстафеты являются и своеобразными физкультурными
паузами, так как дети имеют возможность двигаться.
II-я четверть. По дорогам сказки.
Урок 12, 13. Иллюстрирование сказки "Гуси-Лебеди" (или другой с действующим героем - сказочной птицей).
Задание и вид занятий: тематическое рисование, иллюстрация к
сказке.
Задачи урока: развитие наблюдательности, зрительной памяти и
логического мышления; формирование композиционных навыков,
осуществление смысловой взаимосвязи всех элементов композиции.
Игра-викторина "Из какой сказки прилетела птица?"
Дидактическая задача: настроить детей на собственное
изобразительное творчество на тему сказки, активизировать
воображение, оживить в памяти образы из прочитанных сказок.
Игровая задача: вспомнить название сказок.
-
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка. (А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке.) -
− Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из яйца. Но какой же он был большой и гадкий! (Г. -Х. Андерсен. Гадкий утенок.)
-
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет. (А. С. Пушкин Сказка о царе Салтане.) -
− Вот мой дом! - сказала ласточка. - А ты выбери себе самый красивый цветок внизу, я посажу тебя туда, и ты заживешь прекрасно. (Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка.)
-
- Ох, беда, конек! - сказал. -
Царь велит достать Жар-птицу
В государскую светлицу.
Что мне делать, горбунок? (П. П. Ершов. Конек-горбунок.) -
Повадилась к царю Выслову в сад летать жар-птица: на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала. (Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк".)
-
А гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крали; девочка догадалась, что унесли они ее братца, и бросилась их догонять. (Русская народная сказка "Гуси-лебеди".)
-
Журавль хлоп-хлоп клювом стучал-стучал - ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела. (Русская народная сказка "Лиса и Журавль".)
III-я четверть. Мои друзья.
Урок 19, 20. Декоративная полоса "Игрушки", коллективный фриз по мотивам дымковской, филимоновской игрушек (аппликация).
Задание и вид занятий: декоративная аппликация, создание
орнаментальной полосы по мотивам дымковской, филимоновских
игрушек.
Задачи урока: углублять представление о добром и красивом мире
сказочных зверей в древнем народном и современном
декоративно-прикладном искусстве.
Игра "Подбери подружек".
Дидактическая задача: закреплять умение узнавать и отличать игрушки
разных народных промыслов.
Игровая задача: быстро и правильно подобрать подружек.
Игровые действия. Учащиеся делятся на команды. На столе перемешаны
дымковские и филимоновские игрушки. Каждая команда должна отобрать
игрушки определенного вида. Побеждает та команда, которая сделает
это правильно и быстро.
Урок 22. Мы любим спорт.
Задание и вид занятий: лепка фигуры человека в движении по
воображению, памяти, частично с натуры.
Задачи урока: развитие умения уловить и передать пропорции,
соотношения, пластику человеческого тела в объеме.
Игра-пантомима "Живые скульптуры".
Дидактическая задача: наблюдать в натуре позы фигуры человека во
время ходьбы, бега, спортивных занятий; активизировать образы,
имеющиеся в опыте.
Игровая задача: как можно точнее изобразить скульптуру, стараться
быть неподвижным.
Игровые действия. Ведущий изображает скульптуру какого-либо
спортсмена (бегуна, лыжника, боксера, штангиста и др.). Тот
учащийся, который первым отгадает, какого спортсмена изобразил
"скульптор", становится ведущим.
IV-я четверть. С чего начинается Родина?
Урок 30. Цветы нашей Родины.
Задание и вид занятий: рисование с натуры (натурная
постановка).
Задачи урока: учить рисовать с натуры цветы, используя правила
расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и
необходимостью зрительного равновесия форм, цвета (композиция);
развитие художественного вкуса, наблюдательности.
Игра "Узнай цветок".
Дидактическая задача: развитие способности к анализу, обобщению;
формирование умения рассуждать, делать выводы.
Игровая задача: отгадать загадки.
Игровые действия. Отгадайте загадки о цветах. Расскажите, по каким
признакам вы догадались, что это за цветок.
Золотое решето черных домиков полно;
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)
Стоит в поле кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок -
Остался стебелек. (Одуванчик.)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звездочку похож! (Василек.)
Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка,
И зернышки в коробочке
У этого цветка.
За зернышками этими ты бегал в огород,
На грядке в огороде
Такой цветок растет. (Мак.)
То фиолетовый, то голубой.
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделен.
Посмотришь - подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета. (Колокольчик.)
Урок 31. Праздничный салют.
Задание и вид занятий: выполнение работы в смешанной технике
"коллаж", создание выразительной открытки-плаката, композиция на
заданную тему, использование надписи.
Задачи урока: развитие умения использовать подручные материалы для
художественного творчества, знакомство с техникой "коллаж".
Кроссворд "Угадай ключевое слово".
Дидактическая задача: пополнение запаса художественных
терминов.
Игровая задача: решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
Игровое действие. Сегодня мы будем работать в новой интересной
смешанной технике. Как она называется, и какие материалы и
инструменты нам понадобятся, вы узнаете, разгадав кроссворд, а
отгаданное ключевое слово и есть название техники.
-
Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.
-
Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.
-
Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Употребляется как приправа к пище.
-
Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения, для упаковки пищевых продуктов.
-
Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов.
-
Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.
-
В выделенном столбике читаем ключевое слово "коллаж". Коллаж - в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]
Дидактические игры и упражнения по цветоведению
Дидактическая игра «Шарфики и шапочки»
Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри на шарфики (это подсказки). Подбери шапочки по цвету шарфиков. Выбери шапочку для мишутки с желтым шарфиком (синим, зеленым…). Назови цвета шапочек по порядку - сверху вниз: зеленая, желтая… А теперь наоборот - снизу вверх - фиолетовая, оранжевая... Вспомни какого цвета твоя шапочка? Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные. (Это разные оттенки коричневого цвета.) Какой мишка тебе нравится больше всех?
Дидактическая игра «Цветное чаепитие у Маши и Даши»
Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много-много, а кукол - две. Значит, всю посуду нужно разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, а это Даше. Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду. Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? (Чайник и чашки с блюдцами в красный горошек, красная сахарница с белыми горошками и вазочка с красным цветком.) А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем? Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.
Дидактическая игра «Что нам стоит дом достроить!»
Эти домики строили-строили, но не достроили. А задумали их так, чтобы в каждом чередовались два цвета. Дострой домики. Какие детали нужно поставить сверху? Найди домик, у которого внизу два зеленых кубика. Кубик какого цвета стоит сверху? (Красный.) А какие кубики поставили потом? (Зеленые.) Значит, какой кубик нужно поставить сверху? Найди его в ряду справа. Рассмотри каждую постройку (остальные можно закрыть) и подбери недостающие детали. Покажи домик из оранжевых и зеленых кубиков. Из желтых и зеленых кирпичиков? Назови цветные детали, из которых построили остальные домики.
Дидактическая игра «Пестрый клоун»
Клоун готовится к выступлению. Помоги ему нарядиться. У клоуна в одежде всегда все наоборот. Один рукав зеленый, а перчатка на этой же руке красная. Другой рукав красный, а перчатка на этой руке зеленая. Давай посмотрим вместе. Что у клоуна на голове? Где зеленый колпак? Какой помпон нужно к нему пришить? (Красный.) А какой помпон подойдет для красного колпака? (Зеленый.) Найди такой же цвет на зонтике. Покажи такую же по цвету перчатку. На какую руку клоун ее наденет? Покажи и назови все красное. Где красный башмак? На какую ногу клоун его обует? Назови цвет пуговицы и найди этот цвет на зонтике.
Дидактическая игра «Вкусная» палитра»
Назови каждую картинку и найди на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
Дидактическая игра «Цветные нюансы»
Иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал (первое, основное произведение) или же имеют какие-то отличия. Сравни эти натюрморты и найди 5 отличий. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми. Всмотрись в колорит обеих картин, сравни все предметы попарно. А потом попробуй нарисовать с натуры свой натюрморт. Возьми вазу или кувшин. Поставь на стол. Положи рядышком крупные, яркие фрукты. Отойди и полюбуйся. Если нужно, подвигай предметы натюрморта в поисках наиболее интересной композиции. И начинай рисовать, сверяясь с натурой. Будь внимательнее к цвету.
Дидактическая игра «Ягоды поспели»
Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала - от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?
Дидактическая игра « Волшебные цвета»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к
различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты
природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов.
Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые
имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и
квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам
радуги. Задача детей - как можно быстрее реагировать на слова,
произнесённые педагогом.
Дидактическая игра «Веселые краски»
Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.
Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.
Ход игры: путем смешения красок решать « примеры» типа «красный +желтый = оранжевый», «зеленый - желтый = синий».
Дидактическая игра «Основные и составные цвета» (по принципу игры «Веселые краски»)
Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»
Цель: знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.
Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов.
Ход игры. Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.
Дидактическая игра «Какие цвета есть на картинке»
Цель: упражнять детей в умении идентифицировать цвета в картинке.
Материал: Цветные аппликации, планшет с кармашками (8 шт.), карточки с разными цветами.
Ход игры: ребенку предлагается цветная аппликация и набор цветных карточек, ему необходимо выставить на планшете карточки с теми цветами, которые присутствуют в аппликации.
Дидактическая игра «Гусенички»
Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.
Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.
Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).
Игровые упражнения на развитие формообразующих движений с применением трафаретов, шаблонов, плоскостных фигур.
Дидактическая игра «Клубочки»
Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.
Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.
Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.
Дидактическая игра «Подбери к изображению игрушку»
Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.
Ход игры. Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы.
Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.
Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.
Формирование способов сличения, анализа предметов и их изображений является эффективным приемом обогащения предметных представлений. Этому способствуют игры типа «Наложи предмет на его изображение», «Составь предмет из частей», «Найди такой же предмет», «Найди такую же половинку предмета, изображения».
При этом важно учитывать индивидуальные различительные возможности зрения. При низкой остроте зрения и отсутствии навыков восприятия изображения лучше начинать работу по сличению предмета с его реальным, цветным изображением, а затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением.
Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе»
Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.
Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.
Ход занятия. Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.
После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.
Дидактическое упражнение «Украсим предметы»
Цель: упражнять детей в умении заполнять ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов.
Ход занятия. Педагог предлагает детям трафареты с прорезями формы различных предметов: платья, шапки, полотенца, носового платка, чашки, косынки и др.
Затем дети разрисовывают цветными изображения заданное пространство. В зависимости от уровня развития изобразительных навыков сложность контуров предметов определяется каждому ребенку индивидуально: один разрисовывает полотенце, другой - платье.
Такие упражнения обогащают детские впечатления о форме реальных предметов, учат замечать общее между ними, в частности, что все предметы раскрашены цветными полосками, все они разные (посуда, одежда, белье и т. д.). Так формируются у детей умения обобщать предметы по одному сходному признаку, вне зависимости от их функционального назначения.
Дидактическая игра «Собери животное из фигур»
Цель: упражнять детей в составлении фигур различных животных (человека) из заготовленных шаблонов круглых и овальных форм.
Материалы: шаблоны частей разных животных.
Ход игры. Собрать из предложенных частей животное, назвать, какое получилось животное, назвать из каких фигур оно состоит, что изображают эти фигуры (голова, туловище, лапы, хвост, уши).
Дидактическая игра «Симметричные предметы (кувшины, вазы, горшки)»
Цель: закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Материалы: шаблоны кувшинов и ваз, разрезанные по оси симметрии.
Ход игры. У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.
Дидактические игры по теме «Декоративно-прикладное творчество»
Дидактическая игра «Найди лишнее»
Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь - доказательство.
Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Дидактические задачи: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их. Материал: предметы разных промыслов. Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим. Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается. Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.
Дидактическая игра «Узнай элементы узора»
Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями. Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.
Дидактическая игра «Составь узор»
Дидактические задачи: учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов. Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи. Ход игры:
в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства. Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части. Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом. Ход игры:
в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
Дидактические задачи: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу. Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи. Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.
Дидактическая игра «Городецкие узоры»
Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции. Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты). Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.
Дидактическая игра «Художественные часы»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор. Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки. Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
Дидактическая игра «Укрась поднос»
Дидактические задачи: закреплять знания о жостовской росписи - ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству. Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету. Игровое правило: брать по одному элементу. Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.
Дидактическая игра «Из какой росписи птица»
Дидактические задачи: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа.
Материал: изображения птиц городецкого, хохломского, дымковского, гжельского промыслов.
Игровое действие: назвать вид прикладного творчества, найти птиц неизвестных видов росписи и не относящихся к декоративно-прикладному творчеству.
Дидактическая игра «Помоги Незнайке»
Дидактические задачи: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа.
Материал: изображения различных видов декоративно-прикладного творчества.
Игровое действие: определить к какому виду народного промысла относится изображение, доказать, называя особенности той или иной росписи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Разработка (краткая) урока по теме
«Натюрморт. В музеях хранятся картины - натюрморты».
Цели и задачи:
-систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт);
-ознакомить последовательностью ведения живописной работы (натюрморт);
-развивать чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно);
-формировать графические навыки в изображении объемных предметов;
-развивать умение рисовать по представлению.
Ход урока
1.Организация класса
2. Вводная беседа.
Преподаватель - Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы
-Что такое натюрморт?
-Какие вам нравятся больше и почему , назовите авторов картин.
-Какие цвета преобладают в них?
-Что объединяет все предметы одного натюрморта? (тема, принадлежность)
-Какую роль играет солнечный свет?
Работа учащихся над заданием
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла..
Далее идет беседа по содержанию произведения К.Чуковского «Федорино горе»
Игра- упражнение «Помогите Федоре»
Детям нужно расположить на листе бумаги предметы (кухонные пренадлежности, вазу с цветами…)
Группа детей может работать с муляжами.
Выполнение натюрморта с натуры и по представлению.
Освоение приемов изображения натюрморта.
Последовательность выполнения работы
1.Подготовительный этап - наметим контуры всех предметов светлыми линиями
2. Первый этап - приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков
3. Второй этап - передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными , но темными красками
4. Третий этап - моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета
5. Последний этап - обобщаем цвета, смягчаем контуры
Дидактическая игра «Собери картину»
Федора рада , что дети помогли навести порядок в ее доме. В благодарность она несла картины натюрмортов, но они рассыпались.
Задача ребят - собрать натюрморт из разрезанных частей.
Итоги урока
Домашнее задание составить дома натюрморт и сфотографировать.
Следующий урок начнется с фотовыставки натюрмортов.
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование).
Тема: "Березовая роща осенью"
Программное содержание: Закрепить знания детей о временах года. Ввести понятия: теплые и холодные цвета, пейзаж. Знакомство с новым материалом - воск, восковая свеча, и его свойствами. Учить детей пользоваться кистью и акварельной краской в сочетании с восковым материалом. Тонировать весь лист целиком, развивать творчество, эстетическое восприятие, цветовосприятие. Воспитывать интерес к живописи, любовь к природе. Материал: хозяйственная свеча, акварель.
Ход занятия:
Показать детям картину (фотографию) с изображенной на ней осенней березовой рощей.
Объяснить детям, что данное изображение природы называется пейзажем.
Разъяснить отличия пейзажа от других жанров живописи (портрет, натюрморт).
Дидактическая игра «Найди пейзаж среди картин»
Спросить: какое время года изображено на картине? Почему дети думают, что на картине изображена осень? Какое время года сейчас?
Прочитать стихотворение Г. Новицкой " Тишина".
Сказать: "Осень очень красивое время года, у осени есть свои краски". Показать вырезанные из цветной бумаги листочки красного, оранжевого, желтого, коричневого цвета. Сказать что это теплые цвета осени. Спросить, что бывает такого цвета еще? (по каждому цвету отдельно). Как этот цвет называется? Если положить эти цвета рядом, то получится что-то похожее на огонь или костер - горячий-горячий, поэтому эти цвета называют теплыми цветами. Показать детям кружочки, вырезанные из бумаги голубого, синего, фиолетового, зеленого цвета. Поставить рядом с осенним пейзажем картину с изображением зимы. Сказать, что эти цвета называются холодными, что таких цветов больше зимой. Попросить несколько человек (по желанию) подойти к картинам и подарить "осени" - теплый цвет, а "зиме" - холодный.
Дидактическая игра «Теплый - холодный»
Поблагодарить детей, убрать зимний пейзаж. Поблагодарить детей от имени "осени" и еще раз напомнить, какие теплые цвета они ей подарили. А теперь давай те нарисуем такую - же красивую осеннюю березовую рощу. Какими
цветами мы будем пользоваться в рисунках? Выслушать ответы детей, сопровождая показом названного цвета. Спросить какого цвета стволы берез? (Белого). Стволы мы с вами нарисуем белой восковой свечой, а осенние теплые цвета нарисуем акварельной краской. Если свечой провести по бумаге останется блестящий белый след, воск крепко прилипнет к бумаге и в этом месте не пустит краску на бумагу, поэтому бумага останется белой - как стволы берез. Откуда же берется такой материал, как воск? Воск делают пчелы, они строят из него соты, а потом складывают в эти соты мед. (Можно показать детям, при возможности, соты с медом). Люди собирающие мед берут его из ульев вместе с сотами, сделанными из воска свечи, восковые мелки.
Физкультминутка.
Во время физкультминутки раздать бумагу, кисти - белка №8, хозяйственные свечи, стаканчики с водой.
Теперь внимательно посмотрим, что лежит на ваших столах. Выслушать ответы детей. Для чего нам нужна восковая свечка? Правильно, мы будем ей рисовать стволы берез. Березы растут из земли, наверх к солнышку. Возьмите свечки и проведите по листу бумаги снизу вверх. В березовой роще растет много берез, нарисуйте много стволов. (Сопровождать показом на вертикальном этюднике). Кто уже нарисовал стволы берез, кладет свою свечку в общую коробку. Дождаться когда все дети закончат работу со свечей. Краска, которая лежит у вас на столах называется "Акварель". Эта краска очень любит воду, чтобы она хорошо рисовала, надо чаще мочить кисточку в воде. Какие цвета мы будем использовать, чтобы нарисовать березовую рощу? Напомнить, (сопровождать показом) мы возьмем теплые цвета, желтый, оранжевый, красный, коричневый. Раскрасим весь листочек этими красками (сопровождать показом на этюднике). Видите, там, где мы провели свечей, бумага осталась белой, получились белые стволы берез. Помочь нуждающимся правильно держать кисть. Чтобы краски друг друга не испачкали, каждый раз надо как следует промывать кисточку в баночке, по необходимости вытирать ее тряпочкой (показать, как), а потом опять намочить и брать краску. Дождаться пока все дети закончат этот этап работы. Обратить внимание, что на стволах берез есть черные пятна и внизу ствол
березы весь черный. Предложить обмакнуть кисть в черную краску и провести ей по стволу берез (сопровождать показом).
По окончании все работы выставить на доску для анализа, предложить детям найти работы, где использовано больше теплых цветов, какие работы нравятся больше и почему? Сказать детям, что рисунки, на которых изображена природа, называется пейзаж.