7


  • Учителю
  • Работа по самообразованию Развитие музыкальных способностей

Работа по самообразованию Развитие музыкальных способностей

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МОУ СОШ №2 с. Кузоватово

Дошкольная группа «Радуга».

























Работа по самообразованию на тему

«Развитие музыкальных способностей у детей

среднего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности»



















Музыкальный руководитель дошкольной группы

«Радуга» МОУ СОШ №2 с. Кузоватово

Чаплыгина Олеся Станиславовна























с. Кузоватово 2015 г.









СРабота по самообразованию Развитие музыкальных способностейодержание



Введение……………………………………………………………………….3



1. Теоретические основы развития музыкальных способностей у детей

старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической

деятельности………………………………………………………………….6

1.1. Развитие музыкальных способностей у детей старшего

дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………….6

1.2. Особенности развития музыкально-ритмической деятельности

в старшем дошкольном возрасте…………………………………………….11

1.3. Методика организации и развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности у детей старшего дошкольного

возраста.............................................................................................................19

2. Опытно-экспериментальное исследование вопроса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности..........................................................................26

2.1. Изучение уровня развития музыкальных способностей у детей

старшего дошкольного возраста…………………………………………..…26

2.2. Апробирование комплекса занятий с детьми старшего дошкольного возраста направленных на развитие музыкальных способностей в процессе

музыкально-ритмической деятельности…………………………………….34

2.3. Обобщение результатов исследования………………………………..…………………………………37

Заключение…………………………………………………………………...42

Список используемой литературы………...................................................43

Приложения…………………………………………………………………..45































Введение



Актуальность. Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыка», направлено на достижение цели развития музыкальности детей, их музыкальных способностей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству, в том числе к музыкально-ритмической деятельности.

В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана Н.Г.Александровой, М.А.Румер, Е.В.Коноровой, В.А.Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман, А.Н.Зиминой.

В разработке содержания ритмики участвовали М.А.Румер, Т.С.Бабаджан, Н.А.Метлов, Ю.А.Двоскина и др. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли С.Д.Руднева, Л.С.Генералова.

Но, не смотря на все разработки, проблема остается актуальной потому, что музыкальную деятельность многие педагоги и родители считают необязательной. Однако знания о том, какие возможности открывает перед ребенком музыка, заставляет относиться к ней совсем иначе. Необходимо с ранних лет развивать в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «ритмического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой, и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства. Движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант.

Исходя из этого, в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности будет успешным, если:

- создать условия в дошкольном учреждении для развития музыкальных способностей у детей в процессе ежедневной образовательной деятельности.

- использовать разнообразные виды образовательной деятельности, направленные на развитие музыкальности у детей;

- работу по формированию музыкальных способностей строить таким образом, чтобы ребёнок был не только объектом, но и активным участником образовательного процесса.

Объект исследования: развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Цель исследования: определить влияние ежедневной и целенаправленной музыкально-ритмической деятельности на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить показатели и критерии уровней развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать разнообразные виды музыкально-ритмической деятельности, направленные на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

4. Определить уровень развития музыкальных способностей у детей, после проведенного эксперимента.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

-математико-статистические (количественная обработка результатов исследования).

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а также в обосновании применения ежедневной и целенаправленной работы по развитию у дошкольников музыкальных способностей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные формы работы по развитию музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста способствуют совершенствованию педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

















































1. Теоретические основы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности



1.1. Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема



Музыкальные способности - индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности [17, С.73].

Нейропсихологи считают, что музыкальные способности - часть биологического наследия человека, они есть у каждого здорового ребенка. Нельзя дать им пропасть, потому что, подавляя развитие каких-то отдельных способностей, мы тормозим развитие всех способностей, которые заложены природой в ребенке. Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых - музыкальное движение. Музыкально-ритмическое движение - это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние [14, С.43].

Музыкально-ритмическая деятельность - это движения под музыку.

В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.

Музыкально-ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство [12, С.223].

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека [18, С.92].

Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности [3, С.48].

Различают общие (умственные способности - развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные).

Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.

1. Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.

2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения.

Способность к слуховому представлению совместно с ладовым чувством, лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний - лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается дошкольник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности [19, С.27].

Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчиво­сти на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть пере­даны соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональ­ной отзывчивости на музыку.

Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную вы­разительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Б.М. Теплов</</font> к основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство - способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; музыкально-слуховые представления - способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания [8, С.41]. К общим музыкальным способностям относятся музыкальная память и психомоторные способности.

Наблюдения за музыкально одаренными детьми показывают, что многократное подражание различным звукам, постоянное слушание музыки и частое пение тренируют их голос и слух. Это и является первичной формой приобретенного, которую отмечал Б. М. Теплов, подчеркивая, что «даже и самые способные дети научаются воспроизводить голосом мелодию, соблюдать точность интонации, правильно передавать ритм музыки. Но процесс этого научения происходит у них в столь раннем возрасте, так быстро и легко, в большинстве случаев в процессе игры, что ускользает от внимания родителей и педагогов» [18, С.92].

Процесс формирования музыкальных способностей можно представить в следующем виде: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению (конечно, в примитивной, неумелой форме в виде импровизаций), которые перерастают в устойчивую потребность в занятиях музыкой. При этом диалектическая связь между способностью и деятельностью выражается в том, что в отдельные моменты и в разных ситуациях первичным по отношению к деятельности является склонность к музыке и проявление определенных природных свойств или их комплексов; в других ситуациях деятельность выступает основной формой и главной причиной формирования способностей [15, С.115].

Склонность есть «эмоционально-волевое отношение к деятельности». Применительно к музыкальным способностям музыкальность выражается в отношении - переживании музыки как содержательного целого гой или иной значимости, той или иной глубины и силы воздействия. Это отношение имеет различные градации, которые, отражают уровень музыкальности и музыкальной одаренности в целом: склонность, интерес, влечение, вырастающее в потребность постоянного общения с музыкой. Далее - это устойчивое увлечение музыкой, переходящее в страсть. Но следует подчеркнуть: ареной формирования музыкальных способностей и творческого их проявления является практическая музыкальная деятельность, труд. Тем самым музыкальная деятельность выступает как процесс, а музыкальные способности - как потенциал личности, теснейшим образом взаимодействующие друг с другом [21, С.85].

На основании работ Теплова, ряда других исследований можно выделить три основных уровня музыкальной одаренности:

1. Высшие музыкальные способности, которые проявляются очень рано в виде склонностей и требуют минимальных педагогических усилий или участия взрослых для развития элементарных способностей, например, повторения мелодии, следования за музыкальным ритмом звучащей музыки или его воспроизведения.

2. Хорошие и удовлетворительные музыкальные способности, которые начинают интенсивно развиваться главным образом в процессе обучения: их проявление может быть самостоятельным или связано с инициативой взрослых.

3. Неудовлетворительные способности, которые развиваются затрудненно или достигают невысокого уровня даже в результате педагогического воздействия.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности, но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на музыкально-эстетические и специальные.

Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально-познавательные и рационально-познавательные, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей. По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов. Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе [18, С.101].

Таким образом, способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. Основные музыкальные способности - это ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство.

1.2. Особенности развития музыкально-ритмической деятельности в старшем дошкольном возрасте

Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных спо­собностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.

В младшем возрасте (примерно до 2-3 лет) закла­дываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятель­ность должна быть направлена на накопление музыкальных впе­чатлений и развитие лишь некоторых навыков. Сознание ребен­ка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовлетворе­ние которой выражено эмоциональными реакциями. В этот пери­од пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в дошкольном возрасте важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности [21, С.85].

У детей старшего дошкольного возраста накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 4-5 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.

Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе не только подражания взрослому, но и в самостоятельной деятельности. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.

Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память [5, С.25].

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит - маленький или большой, какой инструмент звучит - бубен или погремушка и т. д.).

Речь у детей становится более связной. Развивается мышление. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: могут вместе со взрослым и самостоятельно спеть короткие песни, попевки. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому и использование самостоятельных навыков [9, С.71].

Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкально-образовательной деятельности дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют, стоя по одному в кругу или в парах, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве.

Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и могут связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным) [14, С.23].

Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.).

По-прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному звучащих) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы - барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх [1, С.45].

Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них уже имеется музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры - марш, плясовую, колыбельную [9, С.72].

Эффективность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников возможна при соблюдении следующих педагогических условий.

1. Поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям (движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом).

1-й этап - развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию. На этом этапе мы начинаем знакомить детей с новой музыкально-ритмической композиций и опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движения и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях). Использование «вовлекающего показа» помогает детям освоить двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. Показ педагога должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражающие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков [15, С.115].

Есть еще одна особенность такого показа - он должен быть в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако, степень сложности двигательных упражнений, которые дети могут выполнить в процессе подражания, не безгранична. Чтобы ее определить, педагог должен определить «ближайшую зону» развития ребенка (по Л. С. Выготскому), что позволяет предвидеть последующую ступеньку в его развитии. В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности, закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному - у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены [18, С.97].

2-й этап - развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции. После того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций, педагог развивает у детей умения самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения. Происходит это постепенно, как бы незаметно для детей. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются следующие приемы:

  • показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога - по очереди или по желанию);

  • показ упражнения условными жестами, мимикой; - словесные указания;

Некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игры-драматизации (эффектные, «зрелищные») - можно разучивать с детьми с целью последующего выступления. В этом случае должна проводиться более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно воспитать чувство красоты, культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил.

Таким образом, параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: «тренинг», исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений (на отдельных композициях, доступных индивидуальным возможностям детей) с целью воспитания и развития личности ребенка. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов - воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.

3-й этап - развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения. Этот этап обучения способствует развитию способности детей к самовыражению в движении под музыку, формированию умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна, так как именно в развитии способности к импровизации концентрируется основная идея - владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно-ответная» форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент - проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции "Беленькие зайки"» дети на проигрыш сами придумывают движения, выполняя их в соответствии текста. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой - готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения.

Затем переходим к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен. Для подобных заданий подбираются песни с ярким, динамичным сюжетом, побуждающим к движению. Так, в начале, детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем - игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога - участвовать и наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но, ни в коем случае не перехватывать инициативу, а помогать в подборе образных движений.

На этом этапе работы можно использовать следующие методические приемы:

  • слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;

  • подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ; пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога;

  • показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.

Взрослые включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей. К каждому этапу нужно подходить последовательно, но, в тоже время, они могут сочетаться (но на разном репертуаре).

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста музыкальные способности развиваются следующим образом:

- в процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).

- накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в ритмике. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (марш, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными.

1.3. Методика организации и развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности у детей стаошего дошкольного возраста



Известно, что музыка родилась из двух источников - из сло­ва и движения. Рождение музыки путем «отделения» интонации от слова - лишь один путь ее создания; другой - рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое, как и слово, явля­ется средством выражения человеком своих мыслей и пережива­ний. Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, - музыкально-речевых интонаций, с другой - пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений (В.Г. Горшкова, А. Буренина, С. Руднева).

Рождение музыки из этих двух источников определило появле­ние двух исконных, первичных видов музыкальной деятельности - пения и движения под музыку. Они и в наши дни являются самы­ми любимыми ее видами.

В структуре образовательной деятельности в детском саду эти виды музыкальной деятельности занимают центральное место. При этом если пение - достаточно сложный для детей и более поздно фор­мирующийся ее вид, то движение под музыку - значительно более доступный и ранний вид музыкальной деятельности [16, С.42].

Движение под музыку представляет особенный интерес в связи с задачей развития музыкальных и творческих способностей детей. Он объясняется, во-первых, «двигательной природой» детского воображения; во-вторых, возможностью выбрать разнообразные движе­ния, которые выполняются под музыку и максимально доступны детям на всех возрастных этапах. Кроме того, именно в музыкальной деятельности у детей воз­никают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удо­вольствие, которые, в свою очередь, являются важнейшим услови­ем развития музыкальныз способностей и формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

Л.С. Выготский, говоря «о двигательной природе» детского воображения, подчеркивал действенность воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного тела». В этом ключ к пони­манию значения музыкального движения в развитии музыкальных способностей дошкольников [7, C.145]. Задачи состоят в следующем:

- научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, исполнять пляски;

- развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, отклика­ются на нее и передают ее в движении;

- развивать музыкальные способности, которые у детей дошкольного возраста проявляются в своеобразий индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, исполь­зовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Эти задачи решаются при выполнении основного требования соответствия характера движений содержанию и развитию музыкаль­ного образа [17, C.68 ].

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям музыкальные руководители используют различные методы:

- наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);

- наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений);

- словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);

- упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; упражнения в умении воспринимать и переда­вать образ, продиктованный песней или музыкой.

Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.

Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному [14, С.71].

На первом этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музы­ку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой.

В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого. Педагогу необ­ходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, за­поминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

Показ педагога как прием нужен на начальных этапах разучивания игры, пляски, упражнения. В дальнейшем музыкальный педагог дает указания по ходу исполнения, поправляет действия отдельных детей.

В течение учебного года музыкальный педагог обучает детей различным танцевальным и образным движением, которые затем используются в играх, танцах, хороводах. В играх педагог своими советами может помочь детям придать движениям большее сходство с движениями персонажей. Педагог как бы помогает ребенку найти нужное движение, правильно под музыку передать образ. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся сво­бодными, исчезает скованность, появляется уверенность. Очень важным условием для детей в выполнении музыкально-ритмических движений является выразительность, четкость.

Однако в этом возрасте дети нуждаются еще в показе движений, в ясных, кратких пояснениях. Затрудняет детей ориентировка в пространстве и некоторых перестроениях, таких как построение в колонны, кружки и другие. Значительно варьируются пос­ледовательность разучивания игр, плясок, упражнений и время, зат­раченное на их усвоение. Некоторые игры, пляски усваиваются детьми на одном - двух занятиях, а другие требуют более длитель­ного времени [11, C.108].

Дети пяти лет могут различать контрастную музыку, воспроизво­дить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласо­вывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность. К детям предъявляются следующие требования: пе­дагог учит их правильно исполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения; развивает в них инициативу и само­стоятельность при выполнении заданий [17, C.72].

Обучая движениям, воспитатель углубляет знания и представ­ления детей об окружающем. Так, например, в упражнениях, в играх дети своими движениями передают повадки различных зверей (хит­рая лиса, трусливый заяц, злой волк и др.), в хороводах про весну и березку передают светлое, радостное чувство от наблюдений, по­лученных на прогулке в весенний день.

Проводя музыкальные игры и разучивая пляски, педагог про­должает воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, развива­ет чувство ритма, музыкальную память [14, С.81].

Дети учатся понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (громко - тихо), регистро­вой окраски (высокое и низкое звучание), темпа (быстро - медлен­но) и с простейшей формой музыкального произведения. Педагог предлагает детям двигаться под музыку двух и трехчастных про­изведений с ярко контрастными частями и менять движения согласно изменению характера музыки. Педагог учит детей воспри­нимать элементы музыкальной выразительности в полном един­стве с характером данной музыки.

В соответствии с приобретаемыми музыкаль­ными умениями воспитатель уделяет главное внимание выработке умения быстро и легко изменять характер своего движения. Дети учатся в соответствии с музыкой легко и быстро переходить со спокойной ходьбы на бег, с сильного энергичного шага - на тихую ходьбу, с бега - на марш, на прыжки. В конце года дети осваива­ют поскоки с ноги на ногу, в плясках - разнообразные движения: выставление ноги на пятку, поочередное «выбрасывание» ног впе­ред, шаг на всей ступне, на носочках, приставной шаг [2, C.79].

Педагог учит детей в играх, в плясках, упражнениях в соответ­ствии с разнообразием музыки двигаться врассыпную, в круге, су­жать и расширять круг, двигаться небольшими группами, в парах, взявшись за одну руку, за обе руки, под руку, перестраиваться при ходьбе, изменять направление.

Приоритетное направление работы с детьми 5 лет - развитие основных движений. В этом возрасте закладываются основы всех видов ходьбы, бега, прыжков. Дети должны знать названия различных танцевальных движений: к концу года дети должны уметь:

1) воспринимать музыку и точнее согласовывать свои движе­ния с характером музыкальных произведений;

2) изменять движения в связи с изменением темпа, громкости звучания; в играх с пением передавать содержание текста и харак­тер мелодии песни;

3) в музыкально-двигательных этюдах игрового характера ис­пользовать выразительную мимику и пантомиму.

Тематика игр становится более разнообразной. В играх отра­жается не только то, что дети непосредственно наблюдают в окру­жающей их жизни, но образы и явления, знакомые детям по рас­сказам и сказкам. Дети исполняют пляски по показу и пляски с зафиксированными движениями, самостоятельно используя знакомые движения. Используются пляски более разно­образные по построению, а также и по музыкальному сопровождению. Учитывая особенности данного возраста, педагог в играх, упражнениях и плясках как помогает и направляет детей, так и предоставляет детям возможность само­стоятельно выполнить задание, помогая им по мере необходимости показом, объяснением, указанием. Он вырабатывает у детей уме­ния играть и плясать без его участия, самостоятельно повторять знакомые игры и пляски, упражнения.

Обучая детей, педагог использует различные приемы, варьируя их в связи с содержанием обучения. Знакомя детей с новыми музыкальными произведениями, с характером, средствами музыкальной выразительности (с громкостью звучания, темпом), с формой данного произведения, педагог привлекает к ним внимание детей при помощи выразительного исполнения произведения и по­яснений. Все это происходит в процессе ознакомления с игрой, пляской, упражнением, с их содержанием, построением, игровыми образами.

На занятиях значительное время отводится выразительному показу движений воспитателем или ребенком. Характер поясне­ний воспитателя должен соответствовать характеру музыки. Так, например, ласково рассказывает он о колыбельной песне, бодро и четко дает указания при объяснении веселой игры [16, С.46].

Обучая двигательным навыкам, воспитатель в большей мере использует упражнения. Эти упражнения бывают направлены на усвоение умений и на разучивание отдельных движений, необходи­мых для той или иной игры и пляски, для выработки отдельных элементов движений. Воспитатель и здесь использует метод показа, который должен быть четким, выразительным, должен помогать детям правильно выполнять движения, согласовывать их с музыкой. В дру­гих случаях дети сначала смотрят, как выполняет движение воспи­татель, а затем повторяют это движение самостоятельно.

Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошколь­никам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям по­любить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают му­зыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музы­кальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

Таким образом, материал, посредством которого осуществляется музыкально-ритмическое воспитание, должен отвечать интересам и возможнос­тям ребенка, быть высокохудожественным. Инструментальная му­зыка должна быть яркой, с приятной мелодией, про­стой гармонией и выразительными динамическими оттенками. Ис­полнение музыкальных произведений должно быть точным и худо­жественным. Никакие изменения темпа, произвольные задержки недопустимы. Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возмож­ность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.



Вывод по 1 главе.

Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Музыкальное развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством. Именно занятия по музыкально-ритмической деятельности помогают развивать музыкальные способности и различные творческие умения детей в восприятии, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.



2.Опытно-экспериментальное исследование вопроса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста



2.1. Изучение уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста



В результате исследования теории по проблеме развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности, была выдвинута цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ СОШ № 2 с. Кузоватово в дошкольной группе "Радуга"

В проведении эксперимента принимали участие 10 человек детей старшего возраста. Некоторые дети посещают дошкольное учреждение первый год. Посещаемость в группе низкая в силу того, что дети часто болеют простудными заболеваниями, а так же из-за большого количества детей с т.н. свободным посещением. Из этого следует, что проводить целенаправленную и систематическую работу весьма затруднительно. Таким образом, формирование музыкальных способностей у детей связано с определёнными трудностями. Тем не менее, в процессе работы были выделены следующие задачи констатирующего этапа эксперимента:

1. Изучить и проанализировать учебно-тематический план по музыкальной деятельности (раздел - музыкально-ритмические движения) для детей старшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать музыкальное занятие (раздел "музыкально-ритмическая деятельность") для детей старшей группы

3.Подобрать показатели и критерии определения уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

4. Определить уровень развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

За основу была взята классификация музыкальных способностей Б. М. Теплова и методики, предложенные М.А. Михайловой: ладовое чувство; чувство ритма; музыкально-слуховые представления.

Планируя занятие, я старалась включить конкретные виды исполнительской деятельности, программные задачи которой направлены на развитие музыкальных способностей у детей, использовать интересный и разнообразный репертуар в разделе музыкально-ритмические движения. При этом планировала разные виды музыкально-ритмических движений: игры, пляски, танцы, упражнения, хороводы.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут. Так же планируются индивидуальные занятия с детьми в послеобеденное время. Индивидуальные занятия проводятся либо с одним ребёнком, либо, если у некоторых детей имеются сходные проблемы - малыми группами по 2-3 человека. При построении музыкально занятия стараюсь строить работу так, чтобы она способствовала развитию музыкальных способностей, при этом учитывались индивидуальные способности и желания детей. Музыкально-ритмическую деятельность стараюсь проводить в хорошем темпе, дети всегда заинтересованы. При этом я проводила беседы, давала задания направленные на развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально-образовательная деятельность проводится в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности и способствует развитию музыкальных способностей детей. Для пополнения знаний детей о музыке, я рекомендую воспитателю в группе использовать различные формы организации: музыкально-игровая деятельность с включением музыкально-ритмических движений, чтение сказок, беседы о музыке и композиторах.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа ведется в системе - это помогает развитию музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку.

С целью выявления уровня развития музыкальных способностей дошкольников старшей группы, мною были изучены показатели и критерии различных уровней развития основных музыкальных навыков (табл. 2.1.)



















Таблица 2.1. - Уровни, показатели и критерии развития музыкальных способностей у детей старшей группыУровень

Критерии

Показатели

Достаточный

Ладовое чувство

Ребёнок различает настроение музыкального произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость; выполняет простые танцевальные движения, воспринимая смену музыки, динамику.



Чувство ритма

Ребёнок способен активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритм, точно воспроизводить его.

Музыкально-слуховые представления

Ребёнок заинтересованно слушает музыку, точно воспроизводит рисунок песни, воспроизводит ритмический рисунок без ошибок

Близкий к достаточному

Ладовое чувство

Ребёнок различает «настроение» музыкального произведения, но не проявляет эмоциональную отзывчивость. Ребёнок выбирает песни правильно, но медленно и иногда по подсказке взрослого.

Чувство ритма

Ребёнок способен активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма но, точно воспроизвести его не может.

Музыкально-слуховые представления

Ребенок недостаточно правильно исполняет малознакомую мелодию с сопровождением и без сопровождения. Танцевальные движения затрудняется выполнять в соответствии с музыкой.





Недостаточный

Ладовое чувство

Ребёнок не различает настроение музыкального произведения, не проявляет эмоциональную отзывчивость. Ребёнок не осознаёт выразительность направленности движения мелодии.

Чувство ритма

Ребёнок не способен активно (двигательно) переживать музыку, не чувствует эмоциональную выразительность музыкального ритма и не может воспроизводить его.

Музыкально-слуховые представления

Ребёнок не воспринимает произведение целиком, неверно воспроизводит песни. двигается не в соответствии с музыкой.



Таким образом, на основании изученного, были разработаны различные задания для диагностики развития музыкальных способностей детей.

Задание 1. Цель: Изучить развитие ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Детям предлагалось прослушать различные музыкальные произведения разного характера такие как: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла», Г. Свиридов «Попрыгунья», «Упрямец», «Колыбельная», Р. Шуман «Весёлый крестьянин», «Смелый наездник», различные марши, русские народные песни, и танцы разного характера. После каждого прослушивания с детьми проводилась беседа о характере музыки, задавались наводящие вопросы.

Некоторые дети отчетливо воспринимали регистры, смену настроений - мажор и минор. От них не скрывались и малейшие смены выразительности направленности мелодии песни. Под музыку низко звучащую, дети изображали медведя, под музыку высокого регистра - зайчиков, птичек, мышек.

Под веселую музыку - дети плясали, кружились, кто-то легко бегал. Под «Марш» - бодрую и четкую музыку - все шагали.

Данные мелодии дети слушали на музыкальных занятиях и были хорошо знакомы детям.

В качественном отношении развитие ладового чувства у детей оценивалось по трёхбалльной шкале:

3 балла - достаточный уровень - показатели проявляются ярко без активной поддержки взрослого;

2 балла - близкий к достаточному уровню - ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

1 балл - недостаточный уровень - ребенок не справляется с заданием.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.2



Таблица 2.2. - Уровни определения развития ладового чувства у детей среднего дошкольного возраста (на констатирующем этапе эксперимента)Уровни



Кол-во детей

%

Достаточный

3

30

Близкий к достаточному

3

30

Недостаточный

4

40

Работа по самообразованию Развитие музыкальных способностей

Рисунок 2.1 - Результаты уровня развития ладового чувства у детей

старшего дошкольного возраста (на констатирующем этапе эксперимента)



Задание 2. Цель: изучить развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Детям было предложено прослушать несложный ритмический рисунок и воспроизвести его. Например: прохлопать свое имя, (На-та-ша, т.е. та-та-та), Лена (та-та). Дети заинтересовались данным заданием, и восприняли его как игру. Некоторые с затруднением справились с заданием. Они неверно воспроизводили ритмический рисунок. Большинство детей допускали в ответах небольшие неточности, но, в общем, дети справились с заданием.

Для проведения данной методики была предложена еще одна игра с лошадкой:

Ребенка просили показать, как скачет лошадка, проговаривая ему «цок», «цок» в разном ритме и темпе. Ребенок должен был воспроизвести то, что слышал, соблюдая ритм.

В качественном отношении развитие чувства ритма у детей оценивалось по трёхбалльной шкале:

3 балла - достаточный уровень - показатели проявляются ярко без активной поддержки взрослого;

2 балла - близко к достаточному уровню - справляется с задание при помощи взрослого.

1 балл - недостаточный уровень - ребенок не справляется с заданием.

Результаты исследования были занесены в таблицу 2.3



Таблица 2.3. - Уровни определения развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста (на констатирующем этапе эксперимента)Уровни



Кол-во детей

%

Достаточный

2

20

Близкий к достаточному

5

50

Недостаточный

3

30

Работа по самообразованию Развитие музыкальных способностей

Рисунок 2.2. - Результаты уровня развития чувства ритма у

детей старшего дошкольного возраста (на констатирующем этапе эксперимента)



Задание 3. Цель: изучить развитие музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Для изучения уровня развития музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста выступают следующие критерии оценки показателей: исполнение знакомой мелодии и простой незнакомой попевки с сопровождением и без сопровождения, воспроизведение хорошо знакомой песни с движением.

Дети затруднялись выполнить задание, когда нужно было воспроизвести незнакомую мелодию. Было много ошибок. Когда звучала хорошо знакомая мелодия, дети радовались, пели и двигались в такт музыке. Для проведения данного задания была предложена попевка "Кот и мышка" муз. А.Евтодьевой.

В качественном отношении развитие музыкально-слуховых представлений у детей среднего дошкольного возраста оценивалось по трёхбалльной шкале:

3 балла - правильное исполнение мелодии без сопровождения;

2 балла - недостаточно правильное исполнение мелодии без сопровождения, требовалась помощь взрослого;

1 балл - нежелание исполнять мелодию без сопровождения.

Результаты исследования были занесены в таблицу 2.4



Таблица 2.4 - Уровни определения развития музыкально-слуховых представлений у детей среднего дошкольного возраста (на констатирующем этапе эксперимента)Уровни

Исполнение незнакомой попевки

Исполнение знакомой песни

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

2

20

4

40

Близкий к достаточному

4

40

6

60

Недостаточный

4

40

0

0

Работа по самообразованию Развитие музыкальных способностей

Рисунок 2.3 Уровни развития музыкально-слуховых представлений

у детей старшего дошкольного возраста (на констатирующем этапе эксперимента)



Таким образом, большинство детей участвующих в эксперименте показали близко к достаточному уровню развития музыкальных способностей.





2.2. Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности



На основании результатов констатирующего эксперимента была выделена цель формирующего эксперимента: развивать музыкальные способности у детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

В формирующем эксперименте участвовало 10 детей старшей группы.

В соответствие с целью работы были подобраны разные темы и формы работы для развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности у детей.



Таблица 2.6. - Тематика форм работы, направленной на развитие музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности у детей старшей группып/п



Тема



Цель



Форма







1

Игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина)



Научить детей в процессе музыкально-ритмической игры двигаться в соответствии с музыкой легко­го, подвижного характера, отмечая движением акценты музыки; менять движения с изменением характера музыки, переходя от при­седания к легкому бегу, а затем к быстрому нахождению свобод­ного места.



Музыкально-ритмическая игра





2

«Медведь и зайцы»



Научить выразительно передавать движения зайцев и медведя в соответствии с характером музыки

Музыкально-дидактическая игра





3

«Курочка и петушок»

Учить детей двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, передавать в движении образы курочки и петушка.

Музыкально-ритмическая игра







4

«Уточка»

учить детей двигаться в соответствии с музыкой легкого, подвижного характера, передавая в движении содержание текста и мелодии песни, используя при этом спокойную ходьбу по кругу, держась за руки; в заключение песни играть на «дудочках».

Игра-хоровод







5

Танец «Приглашение» (украинская народная песня в обработке М. Раухвергера)



Учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характе­ром музыки припева



Танец



1. Игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина) (Приложение 7)

Цель: научить детей в процессе музыкально-ритмической игры двигаться в соответствии с музыкой легко­го, подвижного характера, отмечая движением акценты музыки; менять движения с изменением характера музыки, переходя от при­седания к легкому бегу, а затем к быстрому нахождению свобод­ного места.

На первом занятии дети слушали музыку, их внимание привлекали к различному характеру музыки. На втором занятии дети сидя на стульях, и слушая, отмечали изменение музыки движениями рук: первое предложение - руки «показались», руки «спрятались» (на каждый такт); второе предложение - руки «танцуют». На третьем занятии дети спрятались за стулья (стулья стояли по кру­гу). На каждый такт дети прятались или поднимались из-за стуль­ев, когда музыка менялась, дети бежали по кругу; с окончанием му­зыки занимали стулья.

На четвертом занятии дети выполняли те же движения, что и на третьем занятии, но в центре находился водящий. Когда дети прятались за стулья, воспитатель делал вид, что ищет их. Когда воспитатель приседал, дети вставали и наоборот, когда воспитатель вставал, дети приседали. Игра повторялась полностью. Остав­шийся без стула ребенок, становился водящим.

Дети выполняли, поставленные перед ними правила с удовольствием и радостью.

2. «Медведь и зайцы» (Приложение 8)

Цель: научить выразительно под музыку, передавать движения зайцев и медведя. Детям пред­лагалось попрыгать зайчиками под легкую, подвижную музы­ку Н.А. Римского-Корсакова «Заинька, попляши» и походить, как медведь, под музыку В. Ребикова «Медведь». Дети выполняли, поставленные перед ними условия заинтересованно. Слушали внимательно музыку, старались эмоционально передать образ.

3. «Курочка и петушок» (Приложение 9)

Цель: учить детей двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, передавать в движении образы курочки и петушка. 1-я вариация - ходьба с высоким подъемом ног; 2-я вариация - легкий бег.

Дети слушали музыку (музыкальная сказка «Петушок, петушок, золотой гребешок» А. Кузнецовой). Воспитатель прочитала стихотворение «Как у наших у ворот петух зернышки клюет» и показала иллюстрацию с изображением курочек и петушка. Затем, воспитатель показывала на примере ребенка, как ходит пе­тушок, как легко бегают курочки. Было обращено внимание детей на различный характер 1-й и 2-ой вариации. Детей учили двигаться в соответствии с характером музыки, обращали внимание на легкий бег и одновременные взмахи руками - «крыльями».

Де­ти ходили спокойно, важно, высоко поднимать ноги и с окончани­ем музыки, пропевали «ку-ка-ре-ку!», имитируя движения хлопанья крыльями петушка.

4. «Уточка» (Приложение10)

Цель: учить детей двигаться в соответствии с музыкой легкого, подвижного характера, передавая в движении содержание текста и мелодии песни, используя при этом спокойную ходьбу по кругу, держась за руки; в заключение песни играть на «дудочках».

Детям было предложено послушать песню «Уточка» М. Спиридоновой, затем была проведена беседа о характере музыки. Музыкальное заключе­ние песни дети сопровождали игрой на «дудочках». Роль «утки» исполнял воспитатель. Дети делились на пастушков с дудочками (мальчики) и уточек (девочки). Варианты каждый раз менялись:

1) вводная часть - выход пастушков с дудочками: они шли, пели мелодию без слов и строились в круг;

2) заключительная часть - игра: выходила «птичница», кормила уточек, затем пугала их: «Лиса!» Уточки убегали в кру­жок, который образовали пастушки. «Птичница» звала: «Утя-утя!..» - уточки выходили из кружка. Игра продолжалась. Дети играли радуясь, с удовольствием, просили поиграть несколько раз.

5. Танец «Приглашение» муз. М. Раухвергера (Приложение 11)

Цель: учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характе­ром музыки припева: выразительно, задорно начинать движения припева.

Дети слушали музыку танца «Приглашение». Различали ха­рактер музыки запева и припева. Воспитатель показывала движения, и дети их повторяли в соответствии с различным характером музыки. Мальчики учились приглашать девочек на танец.



Вывод по 2 главе.

Таким образом, была проведена запланированная работа. Подобранные формы работы, разнообразные игры, соответствовали для детей среднего дошкольного возраста. Предложенный музыкальный материал в танцах и игра был доступный для восприятия и исполнения.





2.3. Обобщение результатов исследования



На контрольном этапе эксперимента были использованы те же методики, что и на констатирующем эксперименте.

Задание 1. Цель: Изучить развитие ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента.

Показатели изменились. Помимо тех детей, которые показали высокие результаты на констатирующем этапе исследования, в данной повторно проведенной методике высокие показания наблюдались у многих детей. Дети правильно выполняли задания. Детей показавших низкие результаты - не было.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.7

Таблица 2.7. - Уровни определения развития ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе эксперимента)Уровни



Кол-во детей

%

Достаточный

7

70

Близкий к достаточному

3

30

Недостаточный

0

0

Работа по самообразованию Развитие музыкальных способностей

Рисунок 2.5 - Результаты уровня развития ладового чувства у детей

старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе эксперимента)

Задание 2. Цель: изучить развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента.

В данной методике многие дети показали достаточный и близко к достаточному уровню результаты. Детей показавших недостаточный уровень развития музыкальных способностей - нет.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.8

Таблица 2.8. - Уровни определения развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе эксперимента)



Уровни



Кол-во детей

%

Достаточный

6

60

Близкий к достаточному

4

40

Недостаточный

0

0

Работа по самообразованию Развитие музыкальных способностей

Рисунок 2.6. - Уровни развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе эксперимента)

Задание 3. Цель: изучить развитие музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента.

В данной методике дети со средних показателей поднялись, на высокие показатели, а низки на средние. Детей показавших низкие результаты - нет.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.9

Таблица 2.9. - Уровни развития музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе эксперимента)Уровни

Исполнение незнакомой попевки

Исполнение знакомой песни

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

6

60

7

70

Близкий к достаточному

4

40

3

30

Недостаточный

0

0

0

0

Работа по самообразованию Развитие музыкальных способностей

Рисунок 2.7 Уровни развития музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

После проведенной работы были сопоставлены данные (в % соотношении) Произошли следующие изменения: развитие музыкальных способностей у детей изменились в лучшую сторону на 20%. Данные об улучшении были взяты по достаточному уровню подготовки детей. С близко достаточного уровня дети поднялись на достаточный уровень, а на близко к достаточному уровню развития музыкальных способностей, дети поднялись с недостаточного уровня.



Вывод по 3 главе.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей наблюдается улучшение и дальнейшее развитие музыкальных способностей. Предложенные мероприятия, можно посоветовать внести в рабочие планы музыкальному работнику и воспитателю.



















Заключение



Таким образом, можно сделать вывод, что для верного построения системы воспитания и развития музыкальных способностей важно правильно понимать его цели, сущность.

В ходе исследовательской работы были изучены особенности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Для успешной реализации разработанного комплекса заданий был обеспечен детям психологический комфорт, чувство защищенности, для этого, предложенные мероприятия, были подобраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Необходимо дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.

В итоге, проведенная работа по музыкально-ритмической деятельности, способствовала развитию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста.























































Список литературы

1. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев.-М.: Музыка. 1973.- 452с.

2. Богино, Е. Игры - задачи. Для начинающих музыкантов. [Текст] / Е.Богино.- М.: Музыка, 1974. - 293с.

3. Бычков, Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания [Текст]/ Ю.Н.Бычков. - М.: РАМ им. Гнесеных, 1994. - 120с.

4. Вендрова, Н. Воспитание музыкой [ Текст] / Н.Вендрова.- М.: Просвещение. 1991. - 248с.

5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л.Готсдинер. - М.: Просвещение, 1993. -194с.

6. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения дошкольников [Текст]: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / В.В.Давыдов.- М.: Просвещение, 1991.-124с.

7. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 2009. - С. 48-56;

8. Кабалевский, Д. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989. - 191с.

14.Кабалевский, Д. Сила искусства [Текст] / Д. Кабалевский.- М.: Молодая гвардия, 1984. - 142с.

15.Калвейт. Резерв успеха - творчество [ Текст] Калвейт.- М.: Педагогика, 1989. - 152с.

16.Колесникова, М.С. Игры на занятиях музыки [Текст]/ М.С.Колесникова.- М.: Народная АСВЕТА, 1990.-96с.

17.Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А.Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.

18.Немов, Р.С. Психология [Текст]: книга II / Р.С.Немов.- М.: Просвещение, 1994. - 496с.

24.Пасынкова, Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности [ Текст]: психологический журнал / Н.Б.Пасынкова.- 1995. № 4.- 42с.

19. Психология [ Текст]:словарь / под ред. А. Петровский.- М.: Политиздат, 1990. - 448с.

20.Столяр, З. Выразительные средства музыки [Текст] / З.Столяр.- Кишенев.: Киртя Молдованска,1990.- 98с.

21. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования - М.: Просвещение, 2009 - С. 68-72;

22.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М.: АСТ, 2010. - С.92-108;

23.Теплов, Н.А. Музыка - детям [ Текст]: пособие для муз. руководителя /Н.А.Теплов. - М.: Просвещение, 1985. - 144с.

24.Терентьева, Н.А. Музыкально-эстетическое воспитание [Текст] /Н.А.Терентьева.- М.: Просвещение. 1994, - 78с.

25. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой - М.:Просвещение: Владос, 2011. - С. 21-46;

26. Футлик, Л. Я вхожу в мир искусств[ Текст]/Л.Футлик. - М.: Всероссийский центр художественного творчества, 1995. - 143с.

27.Чухман, Е.К. Роль искусства в развитии способностей дошкольников [Текст]/ Е.К.Чухман. - М.: Педагогика, 1985, - 144с.

28.Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И.Ю.Куберский, Е.В. Минина.- СПб.:

Приложение 1

Учебно-тематический план музыкального руководителя



п/п

Раздел

Содержание разделов

Дидактические игры и упражнения

1

Элементы хореографии

  • танцевальные упражнения

  • танцевальные упражнения

  • выставление ноги на носок, пятку

  • пружинка

  • комбинации ритмических упражнений.

  • «Балет птенцов»,

  • «Рисуем солнышко на песке»,

  • «Цветочек»,

  • «Лебеди»,

  • «Птички»,

  • «Ветер и деревья»,

  • «Пружинка»,

  • поклон «Приветствие».

2

Образно-игровые упражнения

  • ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, шаг и бег в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

  • бег - легкий, широкий (волк), острый;

  • прыжковые движения с продвижением прямой галоп, поскоки

  • «Медведи и медвежата»,

  • «Пингвины»,

  • «Раки» ),

  • «Гуси и гусеницы»,

  • «Слоны»,

  • «Бежим по горячему песку» (острый бег),

  • «Зайцы»,

  • «Белки» (прыжки и поскоки),

  • «Лягушата»,

  • «Лошадки» (прямой галоп).

3

Строевые упражнения

  • построение в шеренгу

  • перестроение в круг;

  • бег по кругу

  • перестроение;

  • перестроение

  • «Солдаты»,

  • «Матрешки на полке»,

  • «Звери в клетках»,

  • «Хоровод»,

  • «Хитрая лиса»,

  • «У каждого свой домик»,

  • «Поздороваемся»,

  • «Поменяемся местами».

4

Танцевально- ритмическая гимнастика

  • танцевальные движения

  • общеразвивающие упражнения

  • образно-танцевальные композиции (из ранее разученных движений).

  • «Чебурашка»

  • «Я на солнышке лежу»,

  • «Петрушки»,

  • «Куклы»,

5

Игропластика

  • группировка в положении лежа и сидя;

  • перекаты

  • упражнения для развития гибкости в образных и игровых двигательных действиях.

  • «Камушки»,

  • «Кочки»,

  • «Улитка»,

  • «Побежали пальчики»,

  • «Яблочко»,

  • «Бревнышко»,

  • «Бабочка».

  • «Верблюд»,

  • «Корзинка»,

  • «Змеи»,

  • «Пантеры»,

  • «Рыбка»,

  • «Бегемоты».

6

Музыкально-подвижные игры

  • игры на определение динамики музыкального произведения;

  • игры для развития ритма и музыкального слуха;

  • подвижные игры;

  • игры-превращения;

  • «Кошка и котята»,

  • «Круг»,

  • «Автомобили»,

  • «Воробьи и машины»,

  • «Поздороваемся»,

  • «Собачка в конуре»,

  • «Ракета»;

  • «Шапочка».

7

Дыхательная гимнастика

упражнения, способствующие формированию различных типов дыхания:

  • дыхание с задержкой;

  • грудное дыхание;

  • брюшное дыхание;

  • смешанное дыхание;

  • «Ветер»;

  • «Воздушный шар»;

  • «Насос»;

  • «Подышите одной ноздрей»;

  • «Паровоз»;

  • «Гуси шипят»;

  • «Волны шипят»;

  • «Ныряние»;

  • «Подуем»;

8

Пальчиковая гимнастика

упражнения для развития:

  • ручной умелости;

  • мелкой моторики;

  • координации движений рук;

  • «Мыртышки»;

  • «Бабушка кисель варила»;

  • «Жук»;

  • «Паучок»;

  • «Чашка»;

  • «Червячок»

9

Игровой самомассаж

  • поглаживание рук и ног в образно-игровой форме;

  • поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме;

  • «Лепим лицо»;

  • «Ушки»;

  • «Ладошки»;

  • «Красивые руки»; «Быстрые ноги»;

10

Игроритмика

  • хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет;

  • только на 1-й счет;

  • выполнение движений руками в различном темпе;

  • различие динамики звука «громко-тихо».

  • «Хлопушки»,

  • «Топотушки»,

  • «Лошадки бьют копытом»,

  • «Ловим комаров»,

  • «Пушистые снежинки»

11

Креативная гимнастика

  • упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы.

  • «Море волнуется раз»;

  • «Зеркало»;

  • «Угадай кто я»;

  • «Раз, два, три замри»,



Приложение 2

Игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина)

Музыкальное произведение к данной игре характеризуется лег­костью и подвижностью. Перед педагогом стоит цель: научить детей в процессе игры двигаться в соответствии с музыкой легко­го, подвижного характера, отмечая движением акценты музыки; менять движения с изменением характера музыки, переходя от при­седания к легкому бегу, а затем к быстрому нахождению свобод­ного места.

1-е занятие. Слушание музыки. Привлечь внимание детей к различному характеру музыки первого и второго предложения.

2-е занятие. Сидя на стульях, отмечать изменение музыки движениями рук: первое предложение - руки «показались», руки «спрятались» (на каждый такт); второе предложение - руки «танцуют».

3-е занятие. Все спрятались за стулья (стулья стоят по кру­гу). На каждый такт дети прячутся или поднимаются из-за стуль­ев. На второе предложение все бегут по кругу; с окончанием му­зыки занимают стулья.

4-е занятие. Те же движения, но в центре находится водящий. Когда дети прячутся за стулья, он делает вид, что ищет их, и под­нимается из-за стула. И наоборот: когда он присядет, дети встают.

5-е занятие. То же, что и на 4-ом занятии, но дети занимают места (незаметно для них воспитатель убирает стул, чтобы один ребенок остался без места). Игра повторяется полностью. Остав­шийся без стула является водящим.

В этом музыкальном произведении есть средства музыкальной выразительности, которые дети должны отчетливо воспринять, что­бы затем передать в движении (несколько различный характер двух предложений, быстрый темп, неразрывное звучание, акценты). И в движениях есть моменты, требующие определенного обучения (точ­ное приседание и вставание на музыкальные фразы, различные дви­жения у водящего и у остальных детей).



Приложение 3



Музыкально-ритмическая игра «Медведь и «зайцы»

Цель: научить выразительно передавать движения зайцев и медведя.

1-е занятие. Педагог играет мелодию русской народной песни «Заинька». Выясняет с детьми в беседе характер музыки: легкая, веселая, подвижная. «Зайка скачет так же легко и быстро, - го­ворит воспитатель. - А вот пошел медведь. Послушайте» Играет и потом предлагает детям попрыгать, как зайчики, и пройти, как медведь (под музыку). Дети выполняют.

2-е занятие. Воспитатель рассказывает детям о содержа­нии игры. Напоминает им: «Зайцы сидят, не шевелятся, когда медведь идет - притворяются, как будто они неживые». Проводится игра.

3-е занятие. Дети вновь прыгают, как зайчики. Воспитатель отмечает хорошо двигающихся детей и предлагает им показать другим, как надо прыгать. Затем все, изображая медведя, идут медленным, тяжелым шагом. Из детей, хорошо передающих образ, выбирается «медведь», и игра проводится вся целиком.



Приложение 4

Игра «Курочки и петушок» (песня «Ходят куры бережком» муз А.Филиппенко.)

Цель: учить детей двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, передавать в движении образы курочки и петушка. 1-я вариация - ходьба с высоким подъемом ног; 2-я вариация - легкий бег.

1-е занятие. Прослушать музыку, привлечь внимание детей к ее содержанию. Прочитать стихотворение, «Как у наших у ворот, петух зернышки клюет». Показать иллюстрацию с изображением курочек и петушка. Показать на примере ребенка, как ходит пе­тушок, как легко бегают курочки.

2-е занятие. Повторное слушание музыки. Обратить внимание детей на различный характер 1-й и 2-ой вариации. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, обратить внимание на легкий бег и одновременные взмахи руками - «крыльями».

3-е занятие. Продолжать работу над движениями. Учить де­тей ходить спокойно, важно, высоко поднимать ноги и с окончани­ем музыки пропеть «ку-ка-ре-ку!», имитируя движения.

4-е занятие. Приучать детей начинать и кончать движение точно под музыку. Двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки. Подниматься на носках и выполнять взмахи руками - «крыльями».

5-е занятие. Передавать в движении различный характер му­зыки и точно менять движения под ее 1-ую и 2-ую части. Закреп­лять полученные навыки.

Показывая детям новую пляску, педагог должен выполнять дви­жения в полном соответствии с характером и формой музыки..

Воспитатель уточ­няет детские движения, показывает, как надо правильно выполнять их, предлагает детям, внимательно слушая музыку, стараться ярче передать в движении ее характер.

Приложение 5



Хоровод «Уточка» (песня «Веселая дудочка», муз. М. Красева)

Цель: учить детей двигаться в соответствии с музыкой легкого, подвижного характера, передавая в движении содержание текста и мелодии песни, используя при этом спокойную ходьбу по кругу, держась за руки; в заключение песни играть на «дудочках».

Последовательность занятий

1-е занятие. Слушание песни, беседа. Музыкальное заключе­ние песни дети сопровождают игрой на «дудочках».

2-е занятие. Повторное слушание песни. Ходьба по кругу всех детей; музыкальное заключение песни - дети «играют» на «дудочках», и до конца песни движение повторяется. При вторичном исполнении песня поется без сопровождения; музыкальное заклю­чение, которое является вариацией части мелодии песни, исполняется, как эта мелодия. Роль «утки» исполняет воспитатель.

3-е занятие. Воспитатель исполняет песню без сопровождения. Все дети по показу руководителя имитируют движения «уточек»

II вариант (дополненный)

Дети делятся на пастушков с дудочками (мальчики) и уточек (девочки). Добавляется:

1) вводная часть - выход пастушков с дудочками: они идут, поют мелодию без слов и строятся в круг;

2) заключительная часть - игра: выходит «птичница», кормит уточек, затем пугает их: «Лиса!» Уточки убегают в кру­жок, который образуют пастушки. «Птичница» зовет: «Утя-утя!..» Игра продолжается 2-3 раза.



Приложение 6



Танец «Приглашение» (украинская народная песня в обработке М. Раухвергера)



Цель: учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характе­ром музыки припева: выразительно, задорно начинать движения припева.

1-е занятие. Слушание музыки. Учить различать ха­рактер музыки запева и припева. Показ движений припева.

2-е занятие. Повторение движений припева. Показ движений запева воспитателем и повторение их детьми.

3-е занятие. Выполнять движения в соответствии с различным характером музыки и запева, и припева.

4-е занятие. Точно с музыкой начинать и заканчивать движения. Показ хорошо танцующей пары.













































35





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал