7


  • Учителю
  • Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Усольский техникум сферы обслуживания»



























Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Таинственная история русской вышивки в народном костюме»

















Выполнила: Дианова А.А.

Мастер п/о







































Усолье - Сибирское, 2015





Рассмотрено и одобрено

на заседании ПЦК

Протокол № от

« _____» _________ 2015г.

Председатель ПЦК

_______ /Денисенко Т.Н./











Автор: Дианова Анастасия Аркадьевна, мастер п/о





















Методическая разработка «Таинственная история русской вышивки в народном костюме» предназначена для проведения внеклассного занятия, с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (8вида). Гражданской идентичности на основе изучения одного из направлений народного творчества. Направлена на повышение уровня социализации учащихся, образовательных учреждений среднего профессионального образования.





















Рецензент: Уянаева Е.В. , преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ИО УТСО

















Введение

Вышивка в русском народном костюме - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Вышивка как вид искусства, безусловно, была известна еще с дохристианской эпохи. Именно тогда формировались художественно-стилистические способы шитья, рождались знаки, символизирующие силы природы, космогонические представления относительно устройства Вселенной, творились образы, которые потом долго были закодированы в вышивке и других видах искусства, указывая на языческие верования наших предков.

Основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных культов: верования древних славян, поклонение Божествам, просьба о здоровье, добре, урожае, помощи в сложных жизненных ситуациях.

Осмысливая Вселенную, человек пытался защитить себя от враждебного влияния непознанных сил. Для этого он использовал орнаменты и своеобразные заклинания. Защитные функции имели резные и рисованные мотивы на фасадах и в интерьере жилища, декоративные ткани, мелкая пластика, писанки и т.д. Вышивка также была своеобразным оберегом от злых сил. И остается им и сегодня.

Этнокультура представляет себе, широкие возможности преодоления тенденции к бездуховности. Играет огромную роль в эстетическом и патриотическом развитии личности. И активизации в художественно - творческой деятельности обучающихся.











Ход мероприятия:



Цель: формирование и закрепление знаний об особенностях древнерусской вышивки и её элементах.

Задачи:

  • формировать знания обучающихся о русской народной вышивке, её значении, символике и элементах;

  • развивать познавательную активность, любознательность, кругозор;

  • воспитывать чувство патриотизма, осознания себя как наследника и носителя самобытной русской культуры.

  • повышение уровня социализации учащихся.

  • формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники вышивки.

Образовательные:

  • Ознакомить обучающихся с русским народным костюмом, с его историей, истоками и традициями;

  • Изучить названия и смысловое значение традиционных образов и мотивов в народном костюме, ознакомить с символикой в русской вышивке (цвет, узор)

Практические:

  • Создание оригинальной композиции из символов русской вышивки;

  • Совершенствование графических навыков при составлении узора и его прорисовке, использовании художественных выразительных средств (композиция, цвет, ритм, форма) в процессе творческой работы;

  • Способствовать формированию у обучающихся умения воплощать свой творческий замысел в соответствии с народными традициями;



Развивающие:

  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и образное мышление учащихся;

  • Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, симметрии и цветовой гармонии.

Форма: русские посиделки

Приёмы: рассказ, беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа.

Оформление мероприятие: накрыт стол в русских традициях (кухонная утварь), костюмы в русском народном стиле.

Оборудование: Ноутбук, экран, проектор, буклеты, музыка, бумага А4, фломастеры, нитки мулине цветные, ткань (канва), иголки, пяльцы.

Ведущий:

Музыкальный фон - русская народная музыка - гусли.

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное - скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной -

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока - убор молодицы,

Косник, венец - украшенье девицы,

Сборник, повойник - убор для старухи...

Самый красивый - убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

По О. Островской



Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу-ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте.

Итак, начинаем мероприятие, посвященное таинственной истории русской вышивки в народном костюме.

Русский народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.

Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Все ткани на Руси были домотканые. Это значит, что в каждой семье был свой ткацкий станок, и женщины сами ткали на нем ткань, чтобы шить одежду для своих семей.

Ткань делали из льна, крапивы, конопли и хмеля. Ткани часто получилась плотными и жесткими.

Все тонкие и легкие ткани ввозили на Русь из-за границы. Готовую ткань красили. Краски использовались натуральные.

Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли.

Вопрос №1. Кто знает, какие цвета использовались в русском народном костюме и что они символизировали?

Предполагаемый ответы обучающихся:

  • Черный - символизирует землю,покой, траур.

  • Красный - огонь, кровь, заря, жизнь.

  • Белый - святости, источник чистоты, снег.Белый цвет раньше очень ценили, поэтому обручальные кольца делали из серебра, они были как обереги.

  • Синий -небо, вода, духовность, разум. Является символом очищения, душевного спокойствия и избавления от болезней.

  • Зеленый - красота, любовь, цвет природы. Является символом весны и молодости.

  • Желтый - солнце, тепло, свет. В то же время считается цветом разлуки.

Вопрос № 2. Какие же натуральные красители применяли на Руси?



Предполагаемый ответы обучающихся:

  • Из берёзы - получали желтый, орешник.

  • Из крапивы- зеленый

  • Из девясила - получали синий

  • Из зверобоя - получали, в разном температурном режиме давал желтый, розовый и красный цвета.

Ведущий:

Образ женщины издавна был, почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. «Лебёдушка», «пава», «голубка» - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.

Вопрос № 3. Как вы думаете, из чего состояла женская и мужская одежда.

Предполагаемый ответы обучающихся:

Женская одежда

  • Рубаха, сарафан, юбку (понева), косынка.

Мужская одежда

  • Рубаха, пояс, штаны-порты.

Ведущий:

Женщины носили длинную рубаху. Рубаха повседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и отделки. По вырезу горловину и, часто, по обшлагам рукавов рубаху украшали вышивкой.

Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафаны украшались лентами, вышивкой, пояском, пуговицами.

Поверх рубахи сибирячки надевали также поневу - своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе.

На голову чаще всего повязывали платки.

Мужской костюм состоял из рубахи - косоворотки и нешироких штанов - портов (от слова портки, портной). Рубаху подпоясывали длинным поясом кушаком.

Вопрос № 4. Какие основные символы вышивки встречаются в русском народном костюме?

Предполагаемый ответы обучающихся:

  • Солнце, ромбы, крест, деревья, цветы, трава, животные, женская фигура.

Ведущий:

На Руси по обычаю только жена могла шить одежду мужу. Так оберегали счастье и любовь в своем доме.

Вышивка в русском народном костюме не только как украшения, но и как «оберег». Считалось, что вышивка оберегала хозяина или хозяйку от разных бед. Вышивка представляла собой орнамент из определенных фигур и располагалась вокруг ворота (защищала шею) на подоле (защищала ноги) и, самое главное, на рукавах, закрывающих женские руки.

  • Солнце. Славяне высоко чтили солнце: впрочем, как и любой древний языческий народ. Солнце символизировало жизнь, радость, плодородие. В народной вышивке чаще всего светило представляется как колесо или розетка. Чаще всего такой символ был центром, вокруг которого закручивается орнамент, однако встречались и повторяющиеся мотивы колеса.

Ромб. Сейчас популярность этого символа кажется странной, потому что мы позабыли его значение. В древности же ромб символизировал женское начало, материнство. Ромб повторялся в разных вариациях на полотенцах и скатертях, подолах платья и рубахах. Он был обязательным украшением женской одежды, а так же служил талисманом для плодородия.Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»



Ёлочка. Частенько вы можете увидеть на старинных вышивках узор-ёлочку. Он символизирует дерево вообще и Древо жизни, лес и природу.





Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу - это символ единства двух начал.Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»









Мировое Древо Цветок Папоротника

(Огнецвет) Птица

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»









Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»



Женские обереги

Женский оберег "Ладинец".

Он дает спокойствие, радость,

осознание себя Женщиной.

Он дарует женское здоровье и

продлевает женскую красоту.





Макошь - Богиня Земледелия и судьбы, Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»

счастливого жребия. Вместе с своим дочерями

Долей и Недолей она определяет Судьбы людей.

Она же - Покровительница плодородия, рукоделия

и ткачества. Созвездие Большой Медведицы имеет

славяно-арийское название - Макошь (Мать ковша).

.Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»

"Алатырь" символизирует развитие в

движении, защищает человека от

болезней, несет благополучие,

улучшает физическое состояние и

увеличивает внутреннюю силу.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»



Оберег "Белобог"

Символ Бога, несущего свет и добро

Вам, удачу и счастье













Оберег "Орепей"Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»

Знак земли и предков. Славянский символ

"цепляющий" (притягивающий) счастье,

удачу и благополучие. Символ счастья,

душевного спокойствия и равновесия.









Практическое задание№ 5. Я предлагаю вам нарисовать элемент орнамента.

Приложение 1

Практическое задание № 6. Время наших посиделок подходит концу и ваши орнаменты не должны оставаться на бумаге, и мы свами продолжим уже вышивать на канве в творческом объединение «Крейзи- квилт».

Заключение

Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узоры, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, вдохновляют современных художников - модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.

В настоящее время вышивка в русском стиле не забыта. Талантливые модельеры, знаменитые кутюрье создают коллекции, украшенные нашей народной модной вышивкой. Например, осенне-зимняя коллекция Валентино 2013-2014 радует нас мотивами гжели! Замечательный образ с платьем под гжель создаёт Джулия Робертс. А Дольче и Габбана порадовали нас весной-летом 2013 традиционными красными узорами на белом фоне в русском стиле.

Это далеко не единственные примеры. Сложно представить себе Валентина Юдашкина без его визитной карточки: одежды с русской народной вышивкой. Да и другие модельеры время от времени возвращаются к этой теме, радуя нас новым свежим взглядом на нашу культуру и традиции.

Если мы знаем историю России, как относимся мы к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре.



Ведущий:

Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богата трудом да любовью!

Отдохнули все по праву.

Мастерам воздали славу.

Что ж. теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

Долго-долго помнить будем,

Дело по душе найдем!

Наш праздник подошел к концу. Мы благодарим всех, кто принял в нём участие. До новых встреч!





































Список использованной литературы

  1. Зинченко М. Новые стили вышивки. Серия «Хит сезона». Ростов н./Д: Феникс, 2002г.

  2. Каплан Н.И. Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: учеб.пособие для сред.проф.-техн. учеб. заведений.- М.: Высшая школа, 1980 г.

  3. Попова О.С. Русское народное искусство. М., «Легкая индустрия», 1972г.

  4. Терешкович Т.А. Уроки вышивания.-Мн.: ООО «Хелтон», 2001г.

  5. www.wikipedia.ru</</p>

  6. Приложение № 1.

























































Приложение № 1.























Методическая разработка внеклассного мероприятия «Таинственная история русской вышивки в народном костюме»





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал