- Учителю
- Программа внеурочной деятельности Культура и язык татарского народа
Программа внеурочной деятельности Культура и язык татарского народа
Пояснительная записка.
Обучение татарскому языку и татарской литературе ведется по программам, рекомендованным Министерством образования и науки Республики Татарстан «Программа по татарскому языку и литературе для учащихся русских общеобразовательных учреждений» (1-11 классы, Казань, «Магариф», 2010 г.).
Педагог на занятиях уделяет много внимания повышению уровня речевой культуры, монологической и диалогической речи учащихся, развитию познавательных интересов детей.
Культура - это нравственные, моральные и
материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции народа. Под
словом "культура" воспринимается абсолютно все, созданное
человеком. В наши дни самобытные традиции татарского народного
искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся
научно-исследовательские работы с организацией экспедиций,
благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются
изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую
ценность. В форме народных художественных промыслов существует
производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и
художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные
художники создают уникальные образцы, получающие признание на
мировом уровне. Например, в 1994 году на выставке в Пакистане
татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное
изделие - хасите. Изучая изделия народного творчества, современные
художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани,
скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную
обувь, национальные сувениры и памятные подарки.
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным
наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие
искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы
являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема
формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что
может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е.
в кружковой деятельности. Не зная своих национальных корней,
человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Миссия школы состоит в том, чтобы способствовать возрождению
духовно-нравственных ценностей и подготовке интеллигенции как
носителя культурных традиций России и Татарстана, формированию
мировоззренческой целостности сознания и самосознания учащихся,
осознанию гражданской ответственности за судьбу страны,
ориентировать на высокие идеалы русской истории и литературы,
формировать нравственную чистоту, принципиальность в отстаивании
своих убеждений, толерантность, уважение к любому человеку,
милосердие, культуру общения и поведения.
Основой программы является народный календарь. Народный календарь - это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге. Основанный на земледельческом календаре, это историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям.
Одним из направлений объединения является этновоспиятие цвета, цель которого заключается:
-помочь детям войти в мир народной культуры при помощи цветовосприятия татарского народа.
Татарский орнамент
Татарскому орнаменту, так же как и русскому присуща мозаичность. Узоры состоят из растительных форм. Очень часто встречаются мотив сердечка, который уже напоминает цветок.
При использовании цвета мастера Татарии руководствуются принципами контрастного сочетания теплых и холодных, темных и светлых красок. Несмотря на многоцветие в орнаменте, изделия не создают впечатление пестроты благодаря продуманному подбору материалов. Наиболее распространенные цвета татарского орнамента: синий, голубой, зеленый, иногда красный и их оттенки.
Познавательная деятельность Татарская сказка "Три дочери", татарские пословицы
Рисование "Укрась ичиги" (ичиги - расшитые татарские сапожки)
Аппликация "Тюбетейка"
Физминутка Татарская народная игра "Терербай".
Изобразительная деятельность, как вид художественно-творческой деятельности, направлена не столько на отражение впечатлений, полученных человеком в процессе восприятия окружающего, сколько на выражение его отношения к изображаемому.
Забыты народные традиции. Праздники. Обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны.
То есть наша задача помочь маленькому человеку выразить свое отношение к миру, через его творчество.
Для этого необходимо, на сколько возможно ранее погружение ребенка в ту среду, окружение его той системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность.
Именно такой средой, для нас каждый школьник - это яркая индивидуальность, для которой с учетом пожеланий пап и мам составляется программа развития.
Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей школьного возраста на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Данная концепция "Этновосприятие цвета", направлена на решение задач поставленных программой, так как:
• способствует расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории народов ;
• формирует эмоционально-положительное отношение к этнокультурному населению региона;
• развивает умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (главным образом в изобразительной деятельности).
Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей в работе с цветом: в этом возрасте у ребенка достаточно хорошо развит анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, кроме того, в это же время наиболее ярко проявляется способность к цветовосприятию; дети в состоянии выражать при помощи цвета свое отношение к предметам и осознано использовать цвет при создании интересных, эмоционально значимых для них образов.
"Развитие цветовосприятия - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является, на наш взгляд, одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству".
Снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом.
Именно эти две идеи и способствовали появлению моей авторской концепции. С одной стороны она согласуется с идеями народной педагогики, с другой способствует развитию эмоционального восприятия насыщенности цвета, именно в том возрасте (11-15лет), когда ребенок более готов к восприятию различных оттенков цвета, и способен выразить свое отношение к окружающей его действительности, которая так ярко проявляется в региональном компоненте образовательной системе дошкольника
Основными задачами данного направления является:
-
Приобщение детей к народному искусству; к духовно-художественным ценностям, созданным народом, к определенному образу мира.
-
Создание условий, способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; обогащению, накоплению и активации эмоционально- эстетических переживаний
-
Формирование представлений детей об использовании цвета, умение понимать символику цвета
-
Развитие умений детей создавать выразительный образы на основе повтора, вариации, импровизации в татарском национальном костюме.
Актуальность
Одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы является культурологическое образование. Это диктуется процессами, протекающими в современном обществе. Многонациональный состав населения России, социально-экономические и политические трансформации последних десятилетий, изменившие социально - демографическую картину нашего общества, порождают необходимость создания благоприятного этнопсихологического климата, воспитание у подрастающего поколения взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма.
Основой программы является народный календарь. Народный календарь - это стройная череда праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге. Основанный на земледельческом календаре, это историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям.
С другой стороны жизнь детей в современном обществе отличается дефицитом общения и с взрослыми, и со сверстниками. Большинство современных школьников не умеют организовать своё свободное время, не знают коллективных игр и занятий. Народная педагогика способствует сохранению и передаче коллективного трудового и эстетического опыта, усвоению детьми мудрости и ясности суждений людей труда. Естественная среда обитания, наполненная музыкально-поэтическим и устным фольклором, обрядово-игровыми действиями, праздниками, обычаями и правилами, создавала условия для усвоения культурных традиция и побуждала к активным действиям в приобретении трудовых навыков. Причастность к общему делу, тёплые семейные узы, соборность помогали воспитывать у ребят дружелюбие, доброту, заботу, любовь.
Забыты народные традиции. Праздники. Обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны.
Программа является самостоятельным авторским курсом, разработанным на основе принципов народной педагогики, а также современных теорий и технологий в области педагогики и народного искусства.
Она направлена на духовное развитие личности ребенка в процессе освоения народного искусства и культуры.
Народное искусства есть само творчество, предполагающее естественное развитие ребенка на всех этапах обучения и являющееся основой профессиональной ориентации детей и подростков.
Инновационная деятельность
В школе ведется инновационная работа по следующим проблемам:
-
Использование традиций и обычаев татарского и русского народов в образовании и воспитании учащихся;
-
Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся;
-
Методика преподавания курса «История Татарстана и татарского народа».
Модель школьника
В современной ситуации определяющими качествами личности должны стать кругозор, компетентность и профессионализм, толерантность и гражданственность. Ученик - это компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России, уважающий ценности иных культур, и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни, уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата, осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Учитывая основные ценности и цели образования, а также содержание его социальной миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели школьника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования:
-
Культурный кругозор и широта мышления, поскольку для того, чтобы принести реальную пользу в развитии экономики, социального обустройства, науки, культуры, образования и здравоохранения гражданин должен уметь мыслить глобальными категориями. Школьник должен воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей.
-
Патриотизм, выражающийся в том, что гражданин демократической России должен быть готов в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, любить её историю и литературу, принимать активное участие в государственных праздниках.
-
Готовность способствовать процветанию России, для чего гражданин страны, должен направлять все свои усилия и профессионализм на материальное и духовно-нравственное возрождение и обогащение своей Родины.
-
Физическая развитость, ибо только ведущий здоровый образ жизни гражданин обновленной России может принести своей стране практическую пользу.
-
Умение жить в условиях рынка и информационных технологий, поскольку вхождение страны в рыночные отношения и развитие информационных ресурсов требуют от гражданина определенной предприимчивости, смекалки и инициативности, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни в крупном городе, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира.
-
Уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой, так как гражданин России, проживая в уникальных по своей многонациональности , должен всегда стремиться к укреплению межнациональных отношений в своей стране.
-
Наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни.
-
Способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
МБОУ СОШ № 70, являясь муниципальным учреждением, ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
Программа "Культура и язык татарского народа " рассчитана на 1 год обучения с учащимися 5-9-х классов, занимающихся изучением культуры и языка татарского народа. Тип программы - обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году - 70 часов (2 часа в неделю).
Цель программы: Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского народа:
- Заинтересовать учащихся развитием национальной культуры татар.
-
Разностороннее развитие личности учащихся, позволяющее достигать социальной, интеллектуальной и нравственной зрелости выпускников.
-
Развитие высокого уровня духовной культуры учащихся как представителей интеллигенции города, способной к сохранению, воспроизведению и созданию культурных ценностей.
-
Достижение стабильных и гарантированных образовательных результатов, позволяющих ученикам продолжать обучение в вузах Ульяновска и других городов.
-
Обеспечение условий для накопления опыта творческой деятельности.
-
Развитие у учащихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности, методов научного познания.
Цель развития личности учащегося является для приоритетной. Для достижения этой цели используются многообразные средства, которые в совокупности позволяют реализовать целостную и преемственную систему развития личности и индивидуальности учащегося.
Развитие личности складывается из многих компонентов (внедрение активных методов и современных технологий обучения, организация творческой деятельности учащихся и др.).
Демократические основы образовательной системы выражены в создании равных возможностей для учащихся.
Задачи:
-
Познакомить обучающихся государственными символами, народными праздниками и традициями народов, проживающих на территории нашей республики.
-
Приучить учащихся к поисковой деятельности.
-
Формировать национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому Татарстана.
-
Воспитывать у них толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре народов Татарстана
-
Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
-
Создание условий для реализации творческих способностей каждого ребёнка.
-
Развитие сотворчества педагогов и учеников, родителей и детей.
-
Воспитание гражданственности, формирование правовой культуры.
-
Формирование толерантности, национального самосознания на основе традиций татарского народа.
-
Формирование гуманистических общечеловеческих ценностей, стремления к познанию и творчеству.
-
Повышение роли детских организаций в развитии личности ребёнка.
-
Помочь студентам в выборе дополнительной литературы при подготовке к аудиторным занятиям и педагогической практике по истории Татарстана.
Принципы
- принцип гуманизации, дифференциации обучения и воспитания школьников, учёта потребностей обучаемых, их родителей, общества и государства.
- удовлетворение образовательных потребностей:
-
общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности, закладывающих прочную основу духовно-нравственного и гражданского самосознания молодежи;
-
учащихся и их родителей - в гарантированном уровне общего образования и повышенном уровне социально-гуманитарной подготовки.
Целевое назначение
-
Обеспечить прочное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных обязательным минимумом содержания дополнительного образования.
-
Сформировать основы общеучебных умений и навыков, приемов учебной деятельности.
-
Создать условия для развития общекультурного кругозора детей.
-
Воспитать у учащихся уважение к окружающим в духе ненасильственного общения и сотрудничества.
-
Развить интерес к художественно-эстетической деятельности.
Основные направления деятельности:
Учебная - получение школьниками новых знаний о Республике Татарстан;
Развивающая - умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать;
Воспитательная - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Условия реализации программы и прогнозируемые результаты.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
-
игры;
-
работа в библиотеке с дополнительной литературой;
-
практические занятия;
-
работа в компьютерном классе;
-
дискуссии;
-
беседы;
-
итоговой концерт.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме.
Ожидаемые результаты работы.
В результате реализации данной программы учащиеся:
Обязательный:
1.Научатся работать с информацией, определять ее источник.
2.Больше узнают о своей Родине, о традициях, праздниках.
3.Достижение уровня элементарной грамотности (чтение, письмо, счет, умение общаться со взрослыми и сверстниками) в соответствии с требованиями обязательного минимума дополнительного образования.
4.Овладение учащимися элементарными умениями и навыками.
Предполагаемый:
-
Пробуждение интереса к познанию культурных ценностей татарской национальности на основе знакомства с объектами культуры.
-
Освоение учащимися простейших норм нравственности, гуманного отношения к объектам природы, приобретение ими способности заботиться о сохранении жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
-
Развитие элементарных навыков общения.
Условия достижения ожидаемого результата:
-
наличие учебных программ и учебно-методических комплексов
-
доброжелательный микроклимат в объединении;
-
достаточная материально-техническая база, обеспечивающая образовательный процесс;
-
использование культурного и образовательного пространства района и города;
-
привлечение родителей к конструктивному взаимодействию;
-
осуществление постоянных творческих связей с образовательными и культурными учреждениями Ульяновска и области.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
особенности развития историографии истории татарского народа в соответствующие периоды;
-
наиболее выдающихся историков, занимавшихся проблемами истории татарского народа и Татарстана;
-
об особенностях подходов различных историков по ключевым проблемам развития науки;
-
специальную историческую терминологию и лексику данной дисциплины.
уметь:
- определять новизну в историческом исследовании;
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые исторические и философские проблемы;
-использовать знания полученные на занятиях при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также на занятиях по смежным дисциплинам и в ходе практической работы в педагогической и творческой сфере.
владеть:
- технологиями приобретения, использования и обновления знаний;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации ( исторические монографии, статьи, журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
Задачи на 2012-2013 учебный год
1. Для дальнейшего роста и развития работы следует активизировать:
- интеграцию различных видов деятельности объединения,
- внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности,
- создание культурной и эмоционально-значимой среды для развития ребенка.
2. Обновление программного обеспечения.
3. Проведение занятий татарского языка с использованием информационных технологий,
4. Внедрять в методику преподавания различные мультимедийные курсы.
5. Нужна:
- Разработка комплекса интегрированных занятий.
- Развитие творческих способностей у учащихся.
6. Систематизация полученного опыта при работе в эксперименте.
7. С целью повышения эффективности работы, ввести отчет по итогам четверти с предоставлением результатов работы.
Ожидаемы результаты
Достижение качественно нового состояния культуры и способствующей созданию культурной среды, обеспечивающей реальные возможности для духовного развития горожан;
Создание благоприятных условий для развития дарований молодежи, талантливых исполнителей и творческих коллективов;
Календарно-тематическое планированеиПознакомить
детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать
словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.
Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу.
Беседа.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ педагога. Объяснение. Словарная работа.
1
1
2
2
Мир старинных вещей
Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя
утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве.
Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи
поговорки, пословицы, загадки.
Воспитывать интерес к народному быту.
Игра:
«Кто быстрее принесет воду на коромысле».
1
1
2
3
Вечера долгие руки умелые.
Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества.
1
1
2
4
Рабочие руки не знают скуки.Икмәк кадере
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба.». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.
1
1
2
5
Печь- кормилица. Печь - как мать родная.Ашханәдә
Познакомить детей с печью. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
1
1
2
6
Бабушкин сундук.
Познакомить с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками,
полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.
Вспомнить как называются татарские национальные головные уборы,
обувь. Расширить у детей кругозор.
Закрепить знания о татарских народных промыслах, и использовании их
в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное
отношение к предметам старины.
Фольклор.
( загадки)
Игра:
« Тубэтэй».
1
1
2
7
Посидим у самовара.
Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как
в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар,
угольки.
Поиграть с детьми татарскую игру «Самовар».
Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.
Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом.
Сюрпризный момент:
(появление хозяйки)
Загадка про самовар.
Рассмотреть самовары.
1
1
2
Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.
Самобытные черты, особенности татарской кухни. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Татарстана чак-чак.
1
1
2
8
Оденем куклу Алсу в татарский национый костюм
Познакомить детей с татарским национальным костюмом.
Обратить
Внимание на национальный татарский костюм, орнамент, цвета.
Активация словаря: фартук, калфак, ичиги, узор, тюльпан, татарский
национальный костюм. Развивать разговорную речь. Воспитывать
уважение к татарской культуре.
Сюрпризный момент:
(появление куклы Алсу)
Рассмотреть куклу.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая
игра:
« Укрась фартук».
«Опиши одежду Алсу».
1
1
2
9
Так мы раньше одевались.
Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить
татарскую и русскую одежду в старину.
Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов.
Словарная работа: калфак, тюбэтэй, камзул, кафтан, сарафан, рубаха,
кокошник, сапожки, ичиги. Развивать разговорную речь. Формировать
интернациональное чувство. Воспитывать толерантность.
1
1
2
10
Волшебная прялка.
Познакомить детей
с орудием труда по обработке шерсти. Продолжать развивать интерес к
предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка,
веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать
бережное отношение к экспонатам.
Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки)
Загадки. Показ экспонатов.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа
1
1
2
11
Давайте жить дружно.
Познакомить детей с устным творчеством татарского и русского
народа. Развивать образное восприятие сказок. Донести до сознания
детей, что творчество русского и татарского народов имеют общие
черты.
Воспитывать толерантность.
Игра:
«Капкалы»
1
1
2
12
Рукодельницы
Познакомить детей с работами рукодельниц прошлого века. Формировать у детей любознательность, интерес к прошлой истории. Словарная работа: наперник, передник, скатерть, занавески, вышивальщица, наперсток, челнок.
13
Что за праздник - «Навруз»?
Познакомить детей с татарским национальном праздником «Навруз»: его историей, когда он проводится, на этом празднике какие соблюдаются обычаи. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям татарского народа.
Нарядная одетая кукла «Навруз»
Объяснение воспитателя.
( почему сегодня кукла нарядная).
Рассказ воспитателя о празднике.
Поговорки о весне.
Песня: « Яз житэ».
1
1
2
14
Люби свой край и воспевай.
Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре.
Звучит песня про Сабантуй.
Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй».
Рассмотреть иллюстрации.
Чтение стихов.
Рассказы детей о том,
как они проводят праздник «Сабантуй» вместе с родителями.
Игры.
« Капкалы»,
«Тубэтэй»
1
1
2
15
« Карга боткасы» -праздник
Познакомить детей
с татарским национальным праздником « Карга боткасы»( Варонья
каша). Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре
татарского народа.
Дать представление почему раньше люди с теплотой встречали весной
грачей, и с чем это было связано.
Привить ребенку интерес к традициям татарского народа.
Воспитывать в детях толерантность.
Знакомство с
праздником
через обыгрывание
и объяснение народных поверий.
Загадки.
1
1
16
«Татарстан дигән Ватаным бар. Татар дигән бөек халкым бар»
Познакомить с обычаями и традициями татарского народа . воспитывать гордость за свой народ, за свою малую Родину.
1
1
17
«Кар бабай! бяйряме
Проведение татарских национальных праздников, развлечений, досугов- одно из условий воспитания интереса, любви и уважения к татарской национальной культуре
1
1
2
18
«Тукай көннәре»
Познакомить с великим поэтом татарского народа; читать его произведения.
1
1
2
19
Устное народное творчество. Татарский фольклор. Творчество Н. Исанбета.
Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки
Поисковая работа
1
1
20
</ Биография, творчество великого татарского художника Бакый Урманче .
1
1
Всего:
36 часов
Литература:
-
Айрат Арсланов. Студия "Гульзада". "Шанлы Казан".
-
Ренат Бикбулатов. Казань - Знаменитые люди. Книга первая. Издательство "Заман" 2003.
-
М. А. Валиуллин. Балачак илендэ Казань - 2009.
-
Л.И. Минхазева. Татар балалар эдэбияты. Казан: ТО "Хэтер" нэшрияты, 2003.
-
К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI - XVIII вв. Казань Издательство "Магариф"2000;Исанбет Наки Сиразиевич. Избранные произведения ТРИ "Хэтер", 2007.
-
Ф. Хузин. "Средневековая Казань". Татарское книжное издательство, 2004.
-
Л.А.Харисова. "Культура народов Татарстана". Издательство "Магариф", 2005.
-
Р.Яхин. Фоноуроки. РТ НТП "Школьник".
-
Путешествие по столице Татарстана. Редакционно-издательский центр "Титул" К 2002.
-
Татар халык ашлары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1987.
-
Татарская кулинария.Ульяновский дом печати. 2002.
-
Татар халык авыз иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
-
Татар халык авыз иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
-
MP3 диск "Кайт, карлыгач." Ильяс Гыйләҗетдин, Резеда Валиева. Мәктәп укчылары өчен иң популяр җырлар.
-
Журналы "Соембикэ", "Ялкын", "Салават купере".
-
Чистополь - город на Каме. ООО "Новая типография".
-
Чистополь. ООО Компания "Форд-Римэкс" И.Г.Сулейманова.
-
Шакуров Ф. Н. Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года.- Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.-128 с.
-
Алишев С.Х. По следам минувшего .- Казань. Татар. кн. изд-во, 1986.
-
Алишев С.Х. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. - Казань: Магариф, 2000.
-
Аксанов К.Г.Очерки истории тюркских народов. Древность и средневековье ( Ш в до н.э-ХII в. н.э.) Учебное пособие.- Казань: Казански государственный университет, 2003, -108 с.
-
Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Николай Иосифович Воробьёв.- Казань, «Издательство Казанского Университета», 2002.
-
Валеев Ф., Валеев Б. Габдрашит Ибрагимов// Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты.-Казань: Магариф, 2000.
-
Валеев Р.М. М-Н. А. Темирбеков. Илья Николаевич Березин. -Казань, «Издательство Казанского Университета», 2003.
-
Губайдуллин Г. Развитие исторической литературы у тюрко-татарских народов // Первый всесоюзный тюркологический съезд : Стенографический отчет.- Баку, 1926.
-
Губайдуллин Г.С История татар . - Набережные Челны, 1994.
-
Каюм Насыри Избранные произведения -Казань , татарское книжное издательство, 1977.
-
Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (ХIХ век).- Казань: Из-во КГУ, 1991.
-
Муфтахутдинова Д.Ш. Евгений Иванович Чернышев: жизненный и творческий путь историка.// Проблемы археологии и истории Татарстана. -Казань. 2009, с.179-189.
-
Решетов А.М. Академик В.В.Радлов - востоковед и музеевед (основные этапы деятельности).// Радловские чтения. - 2002. материалы годичной научной сессии.- Спб., 2002.-С. 95-101.
-
Фахрутдинов Р.Г. Вклад Каюма Насыри в исследование истории и археологии казанских татар // Выдающийся просветитель демократ Каюм Насыри. -Казань, 1976
-
Хузин Ф.Ш. А.Х.Халиков и булгаро-татарская археология // Проблемы археологии и истории Татарстана. -Казань. 2009. С.190-201.
-
Юсупов М.Х Шигабутдин Марджани как историк. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1981.
-
Боранова Р. А. Татар халкыны? м?д?нияте бел?н таныштыру.-Казан, 1994ел.
-
Гар?фиева Г. З. Сэмбел?не кем бел?? - Казан, 2005.
-
Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка.- Казань,1980.
-
Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
-
Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие,-Казань, 2000.
-
Зарипова.З.М. Белем бир? ??м т?рбия процессында милли т?б?к компоненты. - Яр Чаллы, 2000.
-
Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
-
Мирас Татар халкыны? тарихы ??м милли м?д?нияте бел?н таныштыру программасы.- Яр Чаллы, 2008.
-
Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халык м?д?нияте ??м традициял?ре бел?н таныштыру.-Барда, 2002.
-
Нурзия .Татар сынлы с?нгать.- Казань,1999.
-
Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
-
Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и
Народоведению в ДОУ.- М.,1999. -
Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. - Казань, 2005.