- Учителю
- ИГРА - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
ИГРА - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
Краевое государственное казённоё образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа№4»
ИГРА - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
ИГРА-НАСТОЯЩАЯ СОКРОВИЩНИЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,В КОТОРОЙ ОТРАЖАЮТСЯ ВСЕ ОБЛАСТИ МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЮДЕЙ.ИГРА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАУК:ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ,ПЕДАГОГИКИ, ЭНТОГРАФИИ,АНТРОПОЛОГИИ, КУЛЬТОРОЛОГИИ. ДЛЯ РЕБЕНКА ИГРА-ЭТО ХИЗНЬ, ПОТОМУЧТО В НЕЙ ФОРМИРУЮТСЯ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, НРАВСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ БУДУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ.
ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА ХАСНУТДИНОВА
Игра является основным средством физического, духовного и умственного развития. Каждому педагогу необходимо помнить, что играть с детьми нужно, а иногда просто необходимо. Ведь игра, как естественная среда обитания ребенка любого возраста, есть способ познания мира, один из путей развития личности, способной творчески решать поставленные задачи. И вообще, преобразовывая окружающую среду, можно повысить эффективность процесса реабилитации и адаптации несовершеннолетних. Попадая в игровое поле, ребенок или подросток перестает скучать, он не разрушает труд педагога по предоставлению ему каких-либо знаний и привитию ему необходимых умений и навыков. Они вместе начинают действовать в свободном пространстве, включаясь в процесс совместного познания. Кроме того, протекая по правилам игры, это обучение становится личностно переживаемым, а значит, личностно значимым. Игровая деятельность вносит дух состязательности, стремление найти в себе, что-то новое, что с радостью и гордостью можно предъявить другим. Таким образом, она помогает найти ребенку бесценную и безусловную индивидуальность. Он открывает самого себя и сам, добровольно, подчиняясь лишь правилам игры, входит на равных правах с другими детьми в общий процесс, в котором можно получить новые знания, раскрыть свой творческий потенциал.
Для каждого возраста существуют свои игры. Так для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерны комнатные игры, которые помогают ребенку осваивать окружающий мир, преодолевать свою естественную «ограниченность», «конечность», несовершенность. Малыш зримо, чувственно как бы приобщается к бесконечности, потому что, играя, может все. Ребенок не подвластен земному тяготению, времени и пространству, ощущая себя воплощением творчества и свободы, воплощением самой сущности человека.
Это, конечно, не означает, что малыш сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Он не думает об этом, просто исследует предмет, летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям…Ничего не делая специально, незаметно для самого себя, ребенок проделывает большую работу по изменению самого себя. Весело, играючи он осваивает новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение, получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе, космосе. В игре малыш не просто Петя или Маша, а моряк, продавец, конструктор или космонавт. Выполняя ту или иную роль, он как бы готовит себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для ребенка этого возраста-«машина времени», которая дает ему возможность прожить той жизнью, которая предстоит ему через много, много лет.
В подростковом возрасте у ребят появляется активное желание быть взрослым. Идет интенсивный процесс физического и социального созревания личности, создающий предпосылки к началу культурной самоидентификации, к вхождению в мир национальной культуры. Основные педагогические предпосылки в этом возрасте-включение подростков в ситуации выбора, в том числе выбора ценностных ориентаций, их осмысления, нравственно-мотивированного отношения; помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в творчество, формирование организаторских навыков.
Одна из основных ценностей этого возраста-общение. Общаться со сверстниками подростку нужно как можно больше, от этого зависит его социализация, т.е. полноценное включение в жизнь общества. У него развивается способность оценить свое «Я», свое поведение в коллективе по определенным критериям, осознанность своего поведения. Подросток ищет так же возможность реализовать свои индивидуальные способности и устремления. Использование педагогом игровой ситуации, сопереживания, ролевого перевоплощения-важнейшая особенность воспитательного воздействия на ребенка.
В подростковом возрасте игра выступает не как самоцель, а как условие и средство достижения общественно значимых целей, лежащих вне игровой деятельности. При соблюдении этого игрового условия игра выступает как стимул и способствует воспитанию и развитию у подростка потребности в разных видах деятельности.
Но, отыскивая свое место в мире взрослых, подросток порой готов играть во что угодно, отдавая предпочтения уличным играм. Значит задача педагога-организовать игровую деятельность таким образом, чтобы формы и способы общественной активности ребенка были культурно и социально приемлемы.
Но организуя игровую деятельность подростков, педагогу необходимо учитывать следующие особенности: большую активность и стремление к ярким впечатлениям, героике, романтике.
У ребят подросткового возраста желание играть велико, но в некоторых случаях они его скрывают. Поэтому игра становится составной частью любого мероприятия, во время которого ребята состязаются в физической силе, смекалке, находчивости. Игровая деятельность вовлекает всех подростков в действие, что в конечном итоге развивает чувство товарищества. Наибольшей популярностью пользуются сюжетно-ролевые игры, также следует выделить еще несколько видов игр: поисковые игры, военные игры и туристические походы; ребусы, шарады, подвижные, сюжетные игры(физкультурно-спортивные);игры в форме КВН и конкурсов.
В юношеской среде особой популярностью пользуются игры-импровизации, игры-тесты, игры-экспромты, когда наиболее ярко можно продемонстрировать свою незаурядность. Предложение изобразить лишь с помощью пластики своего тела, мимики лица и звуков как можно больше шарообразных предметов вызывает живой интерес, а сам процесс способствует развитию творческого воображения, конструктивного мышления, фантазии.
Игра для взрослого человека-это не только развлечение, азарт, способ проведения досуга, но и бесконечно серьезное занятие: игра актера на сцене, музыканта на инструменте. В игре воспитываются качества будущего члена общества, гражданина и работника. Между игрой и работой нет большой разницы. Плохая игра-игра без усилий, без активной деятельности, как и плохая работа. Игра доставляет радость творчества, радость победы. Такую радость и приносит хорошая работа.
Игра для ребенка -ведущая деятельность, потребность в которой он ощущает постоянно и повсеместно , игра для него выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение его желаний. Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, репетирует свою будущую профессию, приобретает навык коллективных взаимоотношений и трудового сотрудничества. В игре, в своем «суверенном государстве», где все происходит по законам детства, он хозяин своего положения. Игра воспринимается детьми и как потребность в расширении своих интересов, и как потребность в раскрытии самих себя, и как в потребность в коллективном общении. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, т.е. соответствующей его внутреннему состоянию.
Игра-это зона воспитания и самовоспитания. В играх дети проявляют максимум способностей, действуют на пределе своих сил. Несмотря на то, что ситуация вымышленная чувства и переживания детей реальные. Но, пожалуй, самым привлекательным при этом для ребёнка является творчество. В жизни в силу многих причин он не всегда может проявлять свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребёнком и внешним миром. Добывая в игре ценные сведения для себя, ребята делают их арсеналом средств в будущей борьбе за нравствственные идеалы ребёнка.
Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание излишнюю нервозность в работе с детьми. Игра вносит в работу не только романтику увлечения, оживление и подъём, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребёнка, понять его радости и горести, уловить настроение. В игре сокращается расстояние между педагогами и детьми.
В игре в играющем коллективе можно легче и быстрее узнать друг друга. В игре раскрывается характер детей, обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребёнка, в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в детском коллективе делает его крепче, сплоченнее.
В этой новой модели профессиональной готовности к работе с детьми центральным является умение общаться с детьми, инициировать их духовную энергию, стимулировать максимальное выражение его «Я». Организуя игру, педагог создаёт щадящее вхождение ребёнка во взрослую жизнью её жёсткими нормами. Но игровая инструментовка оправдана и психологически: в игре ребёнок беззаботен, психологически раскован и потому более, чем когда-либо способен на полное ворожение своего «Я».
Чтобы узнать об изменениях, происходящих в личности воспитанника во время игровой деятельности, в характере его отношений к своим сверстников, взрослым людям мною проводились наблюдения за поведением, эмоциональным состоянием детей во время игр, анализ индивидуальной и групповой деятельности, тестирование, анкетирование.
ПРИРОДА ИГРЫ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает всё на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И всё же, как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество.
Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Они пытаются установить природу и значение игры и отвести игре подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании доказано, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, во всяком случае, полезную информацию. Многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно. Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход жизненной ситуации. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врождённому инстинкту подражания. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьёзным делом.
Игра - одно из наиболее ярких, впечатляющих явлений культуры. Во многих играх -в цирке, на футбольном поле, на шахматной доске -человек действует в условиях экстремальной ситуации, благодаря чему обнаруживаются и проверяются не только психологические, но и моральные ресурсы личности: инициативность, решительность, упорство. Данный вид деятельности даёт человеку вероятность выявить пределы возможных нагрузок, достигнуть рекордных показателей быстроты, ловкости, силы, точности, выносливости, реализуя весь диапазон своих потенциалов, многих из которых ни в каких других видах деятельности столь полно не проявляются.
Техника многих игр отрабатывалась и шлифовалась в течении столетий, достигая подлинно художественного совершенства. В области игр создано необозримое количество вариаций, стратегий, выявлены пропорции, отвечающие различным темпераментам, характерам. В игре воспитывается терпение и умение переносить неудачи, достигается свобода, активность, максимальная независимость участников и вместе с тем их «сыгранность», глубокое и полное взаимопонимание. Всё это делает игру, своего рода, эталоном, показательным, контрольным феноменом, в котором проявляется не только характер, но и психологический склад целого народа. Экспрессивные и эмоциональные итальянцы любят театр, маскарад. Страстным и созерцательным испанцам близка коррида. Ителектуально-рассудочные французы любят шахматы, головоломки, военные стратегии.
Об универсальной и общечеловеческой природе игры говорит факт, что национальные игры, не зависимо от места их возникновения, легко усваиваются мировым сообществом.
Русская народная культура издавна была богата играми. По сёлам и городам бродили скоморохи, гусляры, по праздничным дням устраивались петушиные бои, медвежья травля, лошадиные бега, бои «стенка на стенку». В серединеXVIIв. При царе Алексее Михайловиче «бесчинства», «бесовские игры», песни, хождения с медведями были запрещены под угрозой штрафа. При Петре I существенно обогатился дворянский, аристократический досуг. Пётр стремился, и небезуспешно, внедрить в России ассамблеи, банальные вечера, карнавалы, маскарады. Они почти насильственно внедряли игровые формы и карал «ослушников», не желавших учувствовать в весёлых компаниях и ассамблеях.
Игра обучает, развлекает, воспитывает, развивает дух солидарности, но она же парадирует, смеётся публично демонстрирует относительность социальных статусов, положений. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает людей практически всех возрастов и социального положения.
Отличительными признаками игры являются напряжение и непредсказуемость. Всегда стоит вопрос: повезёт ли, удастся ли выиграть? Ценность и значимость игры заключается ещё и в том, что в ней могут трансформироваться все формы человеческой активности-творческой и репродуктивной. В игре формируются мыслительные, адаптационные, стратегические, репродуктивные, коммуникативные, оздоровительные задачи в ней воссоздаётся целостность человека. Исторической основой возникновения и развития игры является труд. Игры являлись частью первобытного искусства, которое отражало трудовые и бытовые действия человека (в песне, танце, музыке). По мере совершенствования орудий труда, с развитием языка, мышления игры выделяют в самостоятельный вид деятельности.
В детской игре последовательно воспроизводятся стадии собирательства, кочевничества, охоты, войны, земледелия. Игра, как для детей, так и для взрослых является атавизмом, биологическим и культурным пережитком. Однако нельзя и не отметить полезность: она помогает изживать дурные инстинкты, как драчливость, агрессивность, соперничество и т. д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
Философы утверждают, что игра - особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей.
В этом плане игровая деятельность есть особое педагогическое творение, хотя творцом её были не отдельные люди, а общество в целом. Сам процесс возникновения и развитие игры был «массовым» процессом, в котором естественно - историческая закономерность пробивалась через разнообразную сознательную деятельность отдельных людей.
В теоретической литературе игра рассматривается как:
1)особое отношение личности к окружающему миру; 2)особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3)социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности; 4)деятельность, в которой происходит развитие психически ребенка; 5) социально - педагогическая форма организации детской жизни, детского « общества».
Все эти функции детской игры определяются её психическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выгодского, Д. Б. ЭлЬконина, Л.С.Рубенштейна и других учёных.
Прежде всего, игра- продолжение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности отображая преображать действительность. В ней впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, чувства, переживаемые им, реальны.
Эта специфическая особенность игры несёт большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей. Во-первых, важен сам опыт переживания положительных чувств для человека: во- вторых, только через переживания можно воспитать отношение к деятельности. Игра имеет богатые возможности сформировать положительное отношение и к неигровой деятельности.
С.Л.Рубенштейн подчёркивает, что ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность; входя в роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности в целом. Игра с её возможностью условного вхождения в роли, не доступные для человека в реальной действительности, даёт ему возможность говорить с собой на разных языках, по разному кодируя своё собственное «Я».
Ролевой игрой дети овладевают в конце раннего детства, к третьему году жизни. Однако игра не возникает спонтанно. Для этого необходимо наличие разнообразных впечатлений у ребенка от окружающей действительности и, самое главное, воспитательное воздействие взрослых. Именно частое и целенаправленное общение ребенка со взрослым является определяющим в овладении им новым видом деятельности -ролевой игрой. При отсутствии руководства со стороны взрослых никакие игрушки не стимулируют развитие ролевой игры.
Как показал известный детский психолог Д.Б.Эльконин, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, и. наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.
Через ролевую игру взрослые «выводят» ребёнка из «чисто» предметной деятельности в мир отношений.
Ребенок мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре, по выражению С.Л. Выготского, «… ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличенного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Л.С.Выготский выделяет и парадоксы игры: 1.Ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но учится действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра - школа воли. 2.Обычно ребёнок испытывает и переживает подчинение правилу в ситуации отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию. Игра даёт ребёнку новую форму желания, так как соотносит желание с ролью в игре и её правилами. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завра станут его реальным уровнем, его моралью.
ЗАДАЧИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Организуя активного, интересного, познавательного и социально полезного досуга. 2.Созданиене необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом её возможностей, развитие уважительных отношений. 3.Развитие познавательных процессов (интеллекта, логики, внимания, памяти, восприятия, ощущении, воображения, мышления, наблюдательности). 4.Развитие органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). 5.Развитие мелкой моторики рук, координации движений, глазомера, чувства времени, смекалки, быстроты реакции. 6.Психологическая нагрузка, выход негативной энергии. 7.Развтие эмоционально - волевей сферы, коммуникативных способностей. 8.Создание условий для поддержания стабильного здоровья несовершеннолетних. 9.Повышние творческой активности. 10.Морально - эстетическое воспитание. 11.Профилактика правонарушений.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
1.По содержательному признаку; военные, спортивные, художественные, экологические и политические. 2.По возрастному составу и количеству участников: детские, взрослые, одиночные, парные, групповые, семейные. 3.По тому какие способности обнаруживают и тренируют: физические, интеллектуальные состязательные, творческие. 4.»Освобождающие» игры: фокусы, трюки. 5.Развивающие - интеллектуальные игры: шахматы, лото, домино, нарды, шашки. 6.Развивающие качества интеллекта и доводящие до виртуозного совершенства память, комбинаторское мышление: мимические, театр, пантомима, пародирование. 7.Игры - аттракционы: скачки на лошадях, качели коньки, лыжи.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Н всех стадиях игры (подготовительной, содержательной, аналитической) происходит поиск оптимального решения игровой задачи. 2.В процессе планирования, организации игры должны включаться все без исключения участники. 3. На всех стадиях игры должна быть включена новая для данной игры творческая задача, которая в ряде случаев предполагает изменение сюжета или создание принципиально новых игр. 4.Предоставление каждому возможности индивидуальной творческой самореализации; использование игры в качестве средства заботы о других.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
1.Принцип гуманизации: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому своему воспитаннику сознания собственной неповторимости, насыщение содержания воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности. 2.Принцип индивидуализации воспитания требует учета индивидуальных особенностей каждого воспитанника при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, а так же предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самоконтроля. 3.Принцип доминирование интересов предполагает отход от привычного, прежде удобного для всех, принципа мероприятивной организации воспитательной работы, учет всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждение новых интересов. 4.Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора учащимися форм деятельности, для поддержке различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей. 5.Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и воспитанников, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи. 6.Принцип мотивации деятельности воспитанников требует добровольности включения ребенка в ту или иную деятельность, наличие цели - доступной, понятной, осознанной; доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели. 7.Принцип включения детей в реальные социально значимые отношения. Предполагает обеспечение связей убеждений и норм поведения детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности, участие в общественных организациях и движениях, соответствие уровня социальных отношений, в которых включается воспитанник, его возрастным индивидуальным особенностям и возможностям.
ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Интеллектуальные игры развивают умственные способности, логику мышления, наблюдательность, расширяют кругозор, тренируют память. Они требуют не профессиональных познаний и навыков, а таких качеств, как смекалка, сообразительность, широта эрудиции, характера. Игры ума подходят к любой взрослой аудитории.
Игра с карандашом. Для проведения подобных игр нужно иметь карандаш и бумагу. В них можно играть индивидуально, парно, командно.
Ребусы. Когда не существовало письменности, люди передавали информацию с помощью рисунков. Ребус - загаданное в картинках слово.
Кроссворды. Слово «кроссворд» произошло от английских слов «кросс» (пересечение) и «ворд» (слово). Игра в разгадывание кроссвордов появилась в Англии более80-ти лет назад.
Чайнворд. Чайнворд-это цепь слов. Разгадывается следующим образом: в каждой белой клетке надо поставить по одной букве с тем, чтобы, начиная от занумерованной клетки и кончая клеткой с последующим номером, получилось слово, значение которого даётся в тексте. Каждая последняя буква предыдущего слова должна быть одновременно первой буквой последующего слова.
Устные игры.
Устные игры создавал и создаёт народов процессе своей духовной жизни. Они возникли ещё с древности, когда не было письменности, в виде загадок. Позже появились шарады, анаграммы, метограммы. Тяга к знаниям и умственным упражнениям у людей обусловила появление викторин. Видом досугого развлечения стали скороговорки, загадки.
Загадка-жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Она развивает смекалку, сообразительность, ум, расширяет кругозор, обогащает речь.
Шарада - загадка, в которой загаданное слово разбивается на несколько частей, причем каждая из них представляет собой отдельное слово.
Метограммы - новые слова, которые образуются в результате изменения одной или нескольких букв в каком- либо слове. Например, боль-моль.
Анаграммы - слова, которые образуются, если в каком-либо слове переставить буквы. Например, нос- сон.
Логарифм - новое слово, образующееся с помощью удаления или прибавления буквы в слове. Например, плот - пилот. Устные игры как часть программы досуговых мероприятий применяют в виде конкурсов загадок, викторин, игра - аукционов, вечеров веселых вопросов. Вечера веселых вопросов представляют собой несколько развернутую и театрализованную викторину. Чаще всего вечера веселых вопросов бывают тематическими; содержание их охватывает такие области человеческой деятельности, как наука, техника, спорт, литература, искусство и т. д. К устным играм относятся кричалки, скороговорки, считалки, трудноговорилки, дразнилки. Викторина - в переводе с латинского «виктория» значит «победа», а «викторина»-это уменьшительное от «виктории». Однако игра викторинного типа возникла давно. Примерно в XVIII-XIXвв. в литературе уже встречается упоминание об игре, в которой участвует память человека. Викторина основана на знаниях человека. В игре реализуется умение мыслить, приобретается острота ума, тренируется память, расширяется кругозор
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бег, прыжки, упражнения с мячом и др.) сущность подвижных игр состоит в преодолении различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели. Подвижные игры - это вид активного отдыха после длительной умственной деятельности. Они переключают работу нервных центров, возможность им отдохнуть, активизируют мышечную деятельность, способность оздоровлению детского организма, повышает общий уровень развития. Подвижные игры способствуют воспитанию у детей выдержки, настойчивости, умение проявлять свои волевые и физические усилия и т. п. Воспитание моральных качеств , целеустремленности, стремление к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игры. Разнообразные движения и действия обычно выполняются на свежем воздухе, в благоприятных гимнастических условиях, которые оказывают на играющих оздоровительные воздействие. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого применения в природных условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и т.д. - ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно в период роста и развития молодого организма. Продолжительность игры зависит от её характера. Важно закончить игру вовремя, пока она интересует участников. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и проведении игры.
Игры малой подвижности. Игры малой подвижности требуют больших физических усилий, специально подготовленной площадки, сложного реквизита. Они могут проводиться для любой аудитории. Они выполняют целый ряд важных развлекательных функций, формируют быстроту реакции, сноровку, развивают глазомер, четкость и координацию движений, умение быстро ориентироваться в мгновенно меняющихся ситуациях. Это «Платочек», «3.13,33», переносные аттракционы и т. д.
Игры большой подвижности. Особенности игр большой подвижности от 3 до 300человек, необходимо предусмотреть всевозможные варианты негативных последствий: травмы участников, порча инвентаря и т. д. Для этого к каждой игре надо тщательно готовиться. Как правило эти игры проводятся на больших площадках, улицах, стадионах. Необходимо определить соответствующую аудиторию, подобрать или изготовить реквизит, предусмотреть музыкальное оформление, приобрести призы, пригласить состав судейской коллегии.
Методика проведения подвижных игр: 1. Открытие. Приветствие. 2.Представление команд. 3.Представление судейской коллегии. 4.Объяснение правил игры. 5.Постановка целей. 6.Проведение мероприятий. 7.Подведение итогов.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Ролевые игры - ситуация, когда кого-либо просят взять нехарактерную для него либо характерную для него, но проигрываемую в совершенно неожиданной обстановке. Ролевые игры - это попытка получить опыт другого человека.
Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры - игры, имеющие заранее отработанный сюжет и заранее определенные роли. Эти роли помогают раскрыть и определить статусные , ролевые позиции каждого ребенка в формирующемся детском коллективе, создать микрогруппы по интересам, привязанностям.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры - это игры, формирующие развивающие коммуникативные связи коллектива за счет практического применения этих умений и навыков. Основными особенностями этих игр является распространение коммуникативных связей, сформированных в игре, за её рамки, а так же разнообразную направленность коммуникативных связей личности в ходе игры.
Принципы коммуникативных игр:
1.Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития каждого участника и всего коллектива в целом. 2.Принцип включенности каждого ребенка в игровое действие: не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого. 3.Принцип полифункциональности игры: при организации группового психолого-педагогического воздействия происходит влияние на сознание каждого члена детского коллектива. 4. Принцип включенности игры в другие виды совместной игровой деятельности: игра по возможности должна пронизывать всю жизнь детского коллектива
Таким образом, работая по теме самообразования «Игра как средство воспитания школьников», в первую очередь я хотела, чтобы у учащихся формировались основы социального поведения, нравственные, эстетические принципы будущей личности, чтобы игра являлась для них средством физического, духовного и умственного развития, расширял бы кругозор, развивала физически. Следует отметить и тот факт, что в игре наиболее интенсивно возникает контакт между воспитателем и ребенком, который так необходим в работе педагога. Задача каждого педагога - сделать жизнь ребенка содержательной, полной, позволяющей чувствовать себя уверенном в своих силах, и решить её помогают игры.
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2010. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011. 4.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1992. 5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2,1999г. 6. Педагогические игры. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», П 24 2005 (Деятельность классного руководителя). 7. Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1968. 8. Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990. 9. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. - СПб., «Просвещение», 2007. 10. Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. - М., 1969. 11. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003. 12.. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых- Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 1 13.Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.