- Учителю
- Внеклассное мероприятие по литературе Поэтическое сердце России (9-11 классы)
Внеклассное мероприятие по литературе Поэтическое сердце России (9-11 классы)
Литературно-музыкальная композиция,
посвященная творчеству С.А.Есенина
«Поэтическое сердце России…»
Звучит песня И.Талькова «Поэты не рождаются случайно…»
Ведущий 1.
Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безбольно догореть.
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.
Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь.
Это стихотворение, написанное А.Ахматовой в апреле 1925 года, оказалось невольным предсказанием страшной смерти С.Есенина, реальные обстоятельства которой были, надо полагать, поэтессе известнее, чем нам. Стихотворение, написанное в память о расстрелянном в 1921 году поэте Н.Гумилеве, на деле оказалось надгробным словом С.Есенину и навсегда обрело в рукописях название «Памяти Сергея Есенина».
Ведущий 2.
Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом - значит петь раздолье,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет - ему не больно,
У него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого -
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово,
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Стихотворение «Быть поэтом..» - это поэтическая декларация, которая помогает хотя бы отчасти поднять завесу над «тайной» необычайного воздействия есенинской поэзии.
Ведущий 1. Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. 30 прожитых поэтом на этой земле лет. Судьба Есенина - подтверждение старого изречения: «Жизнь ценится не за длину»ю «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но труд настоящего поэта не может быть напрасен. М.Цветаева, зная это и не сомневаясь в нужности поэзии, этого «богатства», посвятила Есенину строки:
…И не жалость - мало жил,
И не горечь - мало дал, -
Много жил - кто в наши жил
Дни, всё дал - кто песню дал.
«Песню дал», а ведь на Руси для поэта дать песню - не однодневку, а на многие десятилетия, - заслужить высшее признание.
То, что дал С.Есенин, - это очень много, это целый мир, который живет, движется. Это - песнь о России.
Чтец. Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля.
Ведущий 2. Россия, Русь, родина, родимый край, родная сторона и страна, отчий дом - самые дорогие для Есенина слова, которые встречаются чуть ли не в каждом его стихотворении. Патриотическая тема - главная и самая задушевная в его поэзии.
Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи - не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Ведущий 1. Есенинская Русь - «голубая» и «златая», «деревянная» и «полевая», «задремавшая» и «буйственная», это «край дождей и непогоды» и «край разливов грозных и тихих вешних сил». В звучании слова «Россия» поэту слышатся «роса», и «сила», и «синее что-то». Всю свою жизнь он думал и писал о родине, и вся его поэзия стала признанием любви к Руси, щемящей и нежной песней о ней.
Ведущий 2. Человек чувствует себя связанным со своей страной через малую родину. Для Есенина этот исток - село Константиново Рязанской губернии, крестьянская семья.
Чтец. Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души…
Ведущий 2. Поклонение дому - матери, отцу - ближнему кругу, который, как ангел-хранитель, спасает в тяжелые минуты, - один из истоков есенинской любви к России. Не потому ли так много у него стихов, в которых он обращается к матери, отцу, деду, сёстрам?
Чтец. Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель - огонек у окна.
Все мы бездомники, много ли нужно нам,
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться -
Чайная чашка скользит из рук.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.
Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь так же, как в детстве, на лучший удел.
А за окном под метельные всхлипы,
В диком и шумном метельном чаду,
Кажется мне, осыпаются липы, белые липы в нашем саду.
Чтец. Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь -
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою -
Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой. Ведь моя отрада -
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко -
Мне за песней и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.
Ведущий 1. Душа есенинских стихов - природа. Без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование.
Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений: «Отговорила роща золотая / Березовым веселым языком»; «В саду горит костер рябины красной..»; «Плюйся, ветер, охапками листьев - Я такой же, как ты, хулиган».
Ведущий 2. И все же главная особенность есенинской природы - не разнообразие и многоликость, не очеловеченность, а деревенский, крестьянский облик. Соха солнца режет синюю воду реки, «на ветке облака, как слива, златится спелая звезда», август тихо «прилег ко плетню», а сентябрь постучал в окошко «багряной веткой ивы».
Ведущий 1. Для Есенина в природе не было ничего низкого и безобразного. Кваканье лягушек казалось ему музыкой:
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.
Есенинскую сопричастность всему живому, природному почувствовал А.М.Горький, читая и слушая «размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи».
Ведущий 2. Животный мир у Есенина - часть природы, одушевленной, разумной. Его звери - «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «соломенную грусть», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками», лисица тревожно поднимает голову, слыша «звонистую дробь», собака еле плетется, «слизывая пот с боков», корова видит сны - «снится ей белая роща и травяные луга». Да, животные бессловесны, но не бесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.
Поэт обвиняет людей в бессердечии и жестокости по отношению к животным, а о себе говорит:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве.
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Мало найдется даже в обильной русской литературе писателей и поэтов, с такой щемящей нежностью рассказавших о зверье.
Есенин относился к животным не просто нежно, но уважительно:
Но и все ж отношусь с поклоном
К тем полям, что когда-то любил.
В те края, где я рос под кленом, -
Где резвился на желтой траве, -
Шлю привет воробьям и воронам,
И рыдающей в ночь сове.
Ведущий 1 .Любовь поэта во всех ее проявлениях - любовь к Родине, природе, животному миру, матери - затрагивает душу. Волнуют и стихи о любви к женщине, в которых запечатлено страдание, вызванное то желанием любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству.
Тихий вечер. Вечер сине-хмурый.
Я смотрю широкими глазами.
В Персии такие точно куры,
Как у нас в соломенной Рязани.
Тот же месяц, только чуть пошире,
Чуть желтее и с другого края.
Мы с тобою любим в этом мире
Одинаково со всеми, дорогая.
Удивительно гармоничный и целостный внутренний мир Есенина был расколот после революции 1917 года, как был расколот весь русский мир, выразителем которого и был поэт. Этот раскол прошел через сердце поэта. И никогда уж не будет в его творческом бытии той гармонической цельности, того единства поэзии и жизни, о которых говорил еще В.А.Жуковский: «И для меня в то время было / Жизнь и поэзия одно…»
Не всегда Есенин понимал, «что случилось, что сталось в стране» с приходом Советской власти, и мучился этим непониманием, отчаяние вползало в сердце.
Чтец. Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь только мельница - бревенчатая птица
С крылом единственным - стоит, глаза смежив.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
Но голос мысли сердцу говорит:
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать.
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна.
Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен.
Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе - и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют -
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас другая жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Ведущий 2. «Русь моя, кто ты?» - спрашивал Есенин в начале 20-х годов, разочаровавшись в результатах революции. Ведь ему казалось, что после Октября 1917 года наступит «мужицкий рай», в котором он - «знаменитый русский поэт». Революция принесла деревенской Руси не благоденствие, а разорение, и поэту больно при виде слома всего родного, близкого. Наступление же города на деревню воспринималось им как гибель всего природного и живого.
Ведущий 1. Чувством растерянности, ненужности, прощанием с молодостью наполнены есенинские стихи тех лет:
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак.
Эта прямая дорога меня привела в кабак.
Крик души - в стихотворении «Кобыльи корабли»:
Звери, звери, приидите ко мне,
В чашки рук моих злобу выплакать»
Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.
Буду петь, буду петь, буду петь!
Не обижу ни козы, ни зайца.
Если можно о чем скорбеть,
Значит, можно чему улыбаться.
Все мы яблоко радости носим,
И разбойный нам близок свит.
Срежет мудрый садовник осень
Головы моей желтый лист.
В сад зари лишь одна стезя,
Сгложет рощи октябрьский ветр.
Все познать, ничего не взять
Пришел в этот мир поэт.
Он пришел целовать коров,
Слушать сердцем овсяный хруст.
Глубже, глубже, серпы стихов!
Сыпь черемухой, солнце-куст!
Ведущий 2. Заграничная поездка, позволившая Есенину взглянуть на Россию со стороны, казалось бы, примирила его с неизбежностью перемен. Но, будучи поэтом «золотой бревенчатой избы», поэтом-пророком, предчувствующим неизбежность грядущих трагедий, он не принял новое. Отсюда и мука, и боль его последних стихов:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песий лай.
Ведущий 1. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и неприкаян был поэт в последние месяцы перед гибелью.
Чтец. Жизнь - обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь - обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе».
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь - стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, -
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил - забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
Ведущий 1. Поразительно! Несмотря ни на что, благодарность, любовь к жизни и к людям:
Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, -
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.
Ведущий 2. Весть о гибели поэта болью отозвалась в сердцах многих людей. В газетах печатались портреты Есенина, его последнее стихотворение.
Ведущий 1. В.П.Астафьев писал: «Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта? Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую тварь живую недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска….»
Ведущий 2. Есенин - поэт-пророк. У него есть стихотворение, которое, кажется, написано сегодня, - «Русь уходящая»:\
Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Да это же о нас! Читаешь - будто в зеркало смотришь, хотя искусство и есть зеркало:
Я уходящих в грусти не виню,
Ну где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.
Ведущий 1. Поэт-пророк… Но как часто мы читаем по привычке, забывая о страшном даре истинных поэтов! С.Есенин остается нашим современником и собеседником. Через толщу десятилетий мы продолжаем слышать его хрипловатый, срывающийся голос, голос из той эпохи, к которой мы обращаем свои взоры, пытаясь понять, что же с нами происходит, голос человека, много прозревшего не только в своем времени, но и в наших днях великой смуты…