- Учителю
- Игра Начинаем разговор (5 класс)
Игра Начинаем разговор (5 класс)
НАЧИНАЕМ РАЗГОВОР
Игра для учащихся пятых классов
В одном из номеров «Школьного психолога» за этот год читатели имели возможность познакомиться с моделью психолого-педагогического сопровождения школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю (см. статью М. Битяновой «Психолого-педагогическое сопровождение школьников...», № 33, 2001). Среди прочего эта модель деятельности предполагает проведение ряда развивающих и обучающих игр и занятий.
В сентябре-октябре проводятся 4 небольшие игры, затем (во второй четверти) - цикл из восьми 40-минутных занятий, а в третьей четверти - две большие игры: «Мы строим парк» и «Мы делаем уроки». Последняя игра проводится вместе с родителями.
Сегодня мы начинаем знакомить читателей нашей газеты с содержанием этой работы.
Первые четыре игры проходят у нас под следующими «кодовыми» названиями: «Начинаем разговор», «Наши учителя», «Паровозики» (она уже публиковалась в нашей газете, см. Битянова М. Постой, паровоз... «Школьный психолог», № 41, 1998) и «Наши законы».
Все эти игры представляют собой короткие, хорошо структурированные действия. Между собой игры такого плана мы называем педагогическими. Они не предполагают игрового сюжета, моментов проживания или серьезного выбора и носят скорее обучающий, чем развивающий характер. Мы считаем, что именно такого рода действия нужны детям на этапе адаптации к средней школе.
Парадокс, но пятиклассники в меньшей степени готовы к погружению в серьезное и глубокое психологическое содержание, чем ученики выпускного класса начальной школы. Для периода адаптации к новым условиям это нормально.
Этапы игры «Начинаем разговор»
1. Разминка.
2. Создание «Букваря» класса.
3. Интервью с одноклассником.
4. «Ярмарка» умений.
5. Обсуждение игры.
Оборудование
Два листа ватмана, буквы для «Букваря» (из листов формата А4), лепестки цветка для интервью с текстами вопросов (из листов формата А4), сердцевина цветка, разрезанная на нужное количество паззлов, восковые мелки или цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, клей.
Ход игры
Разминка
Для ее проведения могут быть использованы любые психогимнастические упражнения: их выбор ведущий может сделать по своему вкусу. Главное - энергетически настроить класс на взаимодействие друг с другом и на работу.
Обязательно следует провести с детьми упражнение «Имя и движение».
«Имя и движение»
Дети, стоящие в круге, делают шаг вперед, называют свое имя и совершают некоторое несложное движение (хлопок, приседание, движение руками, поворот на месте и т.д.). Затем они возвращаются в круг.
Потом выбирается водящий. Он становится в центр круга, произносит какое-нибудь имя и делает любое движение. Участники должны сделать шаг вперед, хором сказать названное ребенком имя и повторить его движение.
Начинает игру ведущий.
Создание «Букваря класса»
Ведущий. Переход в пятый класс - это начало новой школьной жизни. Давайте вместе назовем то новое, что появилось в ней сейчас. В каком-то смысле вы все начинаете заново. Однажды, в первом классе, с вами это уже происходило.
Вспомните, пожалуйста, с чего начиналась ваша учеба в первом классе. Что, прежде всего, вы изучили и усвоили?
Ребята перечисляют, а ведущий акцентирует их внимание на букваре.
Ведущий. Да, действительно, начало школьной жизни - это, прежде всего, изучение букваря, букв и звуков родного языка. Пусть же пятый класс тоже начнется с букваря, но букваря необычного.
Ведущий предлагает создать «Букварь 5... класса». Для этого каждый (в том числе и классный руководитель) получает заготовку - первую букву своего имени, вырезанную из белой бумаги формата А4. Ведущий должен заранее подготовиться к тому, что некоторые имена имеют полную и сокращенную форму (например, Саша и Александр). Ребенок с таким именем должен иметь возможность выбрать тот вариант, который ему больше нравится. Для него нужно заготовить все возможные варианты. В течение 10 минут дети раскрашивают свои буквы мелками или карандашами так, как им хочется.
Затем все возвращаются в круг. Участники по очереди показывают свою букву и дают, по желанию, комментарии. Ведущий предлагает всем вместе подобрать качество характера, которое начиналось бы на ту же букву, что и имя, и подходило бы данному человеку.
Внимание! Ведущий должен как следует подготовиться к этому этапу работы, проштудировать словари. Поверьте, если в классе у 5-7 человек имена начинаются на «А», не так-то просто будет подобрать им всем психологические качества! У нас в дело пошло даже такое качество, как «аховый». Сами бы не догадались, помог словарь русского языка Ожегова.
Буквы приклеиваются на ватман, их можно слегка накладывать друг на друга. Внутри каждой буквы вписывается присвоенное человеку качество. Это творение и становится «Букварем класса».
После того как все полюбовались на него, можно переходить к следующему этапу работы.
Интервью с одноклассником
С помощью жребия участники делятся на пары. Каждый получает приготовленный заранее «лепесток». На нем уже написаны вопросы, которые участники в парах должны задать друг другу, и оставлено место для ответа. Вопросы: «Твое любимое существо?», «Твое любимое занятие?», «Чего ты терпеть не можешь?», «Твой любимый мультфильм?», «Когда у тебя день рождения?»
Наверху «лепестка» - место для имени того, у кого берется интервью.
На интервьюирование друг друга отводится 5-7 минут. Затем дети возвращаются в круг и рассказывают о своем партнере. «Лепестки» по ходу рассказа детей приклеиваются ко второму листу ватмана, в центре которого заранее нарисован круг - сердцевина будущего цветка.
Ведущий подводит общий итог этого этапа работы, обращает внимание детей на цветок: каждый из них - лепесток этого удивительного цветка, а что же в центре?
Ярмарка умений
Ведущий раздает детям небольшие кусочки цветной бумаги.
Ведущий. Каждый кусочек - это паззл. Собрав правильно все эти паззлы, мы получим сердцевину нашего цветка.
Кстати, чтобы не терять времени напрасно, круг на ватмане - будущая сердцевина цветка - уже подготовлен ведущим для прикрепления паззлов: тонкими линиями нарисованы их границы.
Ведущий. Сейчас каждый из вас на этом кусочке бумаги напишет, какие свои умения, способности, дарования он готов подарить классу, чем может поделиться со всеми.
Затем каждый озвучивает написанное, а ведущий комментирует ответы участников, например: «С Олей нам не страшно идти в поход с ночевкой - вкусный обед нам обеспечен!» Или: «На школьных «Веселых стартах» нам нечего бояться: Толя со своей ловкостью непременно победит!» И так далее.
По ходу рассказа детей паззлы приклеиваются к листу ватмана. Через некоторое время сердцевина цветка заполняется, и весь цветок класса в целом тоже завершен.
Если кто-то из детей в этот день отсутствует, для его лепестков должно быть оставлено место, а его паззлы приклеиваются пустыми. Ведущий просит детей и классного руководителя непременно доделать и «Букварь класса», и «Цветок класса».
Обсуждение игры
С нашей точки зрения, игры такого рода не предполагают серьезного обсуждения. Достаточно спросить детей об их самочувствии, понравилась ли им игра, и если да, то чем именно. Ведущий подводит итог и благодарит детей и взрослых за участие. Ватманы остаются в классе, хорошо, если они сохранятся до следующей психологической игры.
Педагогическое продолжение
Эффективным продолжением этого психологического действа будет классный час, который проведет уже классный руководитель, на тему: «Чем я могу помочь классу?» На этом классном часе можно, вспомнив «Ярмарку умений», составить этакий каталог умений учеников класса и придумать, как эти умения использовать в классной жизни.
Воспитатель курса А.А. Кузнецов