- Учителю
- Материал по краеведению Мансуровская земля.
Материал по краеведению Мансуровская земля.
Учитель - это человек, на которого государство возложила ответственность за воспитание подрастающего поколения. Одно из направлений в моей работе - это патриотическое и гражданское воспитание. Человек должен знать свои корни, свою малую Родину.
Мансуровская земля.
«Широки и необъятны просторы моей Родины. В одном из уголков находится и моя деревушка - Мансурово, которая со всех сторон окружена березовыми рощами. Лес является главным украшением нашей деревни. В разные времена года он по-особому неповторим. Осенью он похож на огромный слиток: в багряный наряд одеты осинки, в яркие платьица - белоствольные березки, ели и сосны вечно зелены. От высоты сосен кружится голова.
Особенно красив лес зимой. Деревья в инее, снег сверкает под лучами солнца. Это время лыжных прогулок, катания на санках.
Люблю я родные места и весной, когда набухают почки и появляются первые клейкие листочки, а поляны усеяны подснежниками.
А летом! По утрам разноголосое пение птиц, запахи свежескошенного сена и полевых трав, детский заливистый смех, раздающийся с берега деревенского пруда.
Деревня моя прекрасна и дорога мне. Я в ней родилась и живу. Это моя Родина!»- так писала в своем сочинении ученица 6 класса Гарипова Изида в 1994 году. Сколько любви в этих словах. Да, Мансурово этого достойно! Достойно, прежде всего, своим историческим прошлым и оптимистическим будущим.
Деревня Мансурово в исторических документах зарегистрирована в 1816 году, нынешний год для нее - юбилейный. Вот уже на протяжении двух столетий здесь свершаются людские судьбы, сменяется поколение за поколением. Из слов моего отца, деда и других старожилов я запомнила, что в деревне всегда жил трудолюбивый, целеустремленный народ.
В реестрах 1860-х годов значится, что в деревне проживало 196 человек мужского пола и 179 - женского, этнический состав был представлен, в основном, башкирами. В каждом дворе содержалось по 18 голов лошадей, 27 голов крупного рогатого скота, держали также овец, птицу. Башкиры обрабатывали землю, сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, охотились, занимались рыболовством, бортничеством. До 1931 года обучение велось в местной мечети, в вышеназванном году открывается первая светская школа по инициативе Камалова Кирамата Хикматовича. В 1939 году деревня обрела статус административного сельского совета.
В годы Великой Отечественной войны доблестные мансуровские сыны, как и миллионы советских солдат, сражались на различных фронтах. По сводкам Аргаяшского комиссариата, на фронт проводили 105 человек, 68 из них пали смертью храбрых, защищая Родину. Наш земляк Яжарий Марданович Рахимов прошел войну от начала до конца в рядах МГБ. Кавалер многих боевых наград, он был одним из трех представителей нашего района, участвовавших в параде Победы 24 июня 1945 года на главной площади нашей страны. Мансуровцы свято чтят память о своих героях-земляках.
Неразрывна связь поколений в моей деревушке! Люди соблюдают национальные обычаи, традиции.
Одним из способов единения людей разных поколений являются, пожалуй, масштабные обрядовые праздники. Таким событием стал Сабантуй, проведенный по случаю 200-летия деревни.
На праздник были приглашены гости со всех концов нашей страны. Всех их объединяло одно - земля мансуровская. Были среди приглашенных и такие, кто десятилетиями не ступал на родную землю, не слышал ласкающего слух сальютинского говора, не внимал звукам курая, и уже начинал забывать вкус медового чак-чака. На празднике раскосые башкирские девушки подносили всем пенящуюся бузу, угощали баурсаком, казы, чаем из дымящегося самовара. В казанах варилось мясо, сытное аумале. А джигиты в это время показывали свою сноровку и удаль на джигитовке, куряше. Приятно было наблюдать, как люди со своими друзьями, родственниками, одноклассниками веселились от души, общались. Мирная башкирская речь звучала везде.
Живет деревня, несмотря на трудности 90-х, современную оптимизацию; жители с надеждой смотрят на будущее: строят дома, растят детишек, передают им заветы старины.