7


  • Учителю
  • «Возродится в вере русский человек, в храмах лишь спасенье в XXI век…» Эссе

«Возродится в вере русский человек, в храмах лишь спасенье в XXI век…» Эссе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ «Арьёвская средняя общеобразовательная школа»

Уренского муниципального района Нижегородской области













II межрайонные детские Рождественские чтения





Номинация

Ф.М.Достоевский «Русский человек без веры - дрянь…».

Эссе.





«Возродится в вере русский человек, в храмах лишь спасенье в XXI век…»





Выполнил: обучающий 11класса

Удалов Михаил

Руководитель: учитель истории

Удалова Л.Д.

















Арья

2016

Эссе

Ф.М.Достоевский «Русский человек без веры - дрянь…».

Есть Бог, есть мир, они живут вовек;

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Николай Гумилёв.

Великий русский писатель Ф.М.Достоевский ещё в 19 веке сказал «Русский человек без веры - дрянь». Я с ним полностью согласен и попробую это вам показать и доказать на примере его произведений.

Тема «жизни для Христа» отражена практически во всех произведениях Достоевского, написанных им после ссылки и каторги. Начиная с «Преступления и наказания», автор развивает эту тему в «Идиоте», «Бесах» и заканчивает в своём последнем крупном произведении «Братья Карамазовы», где проблема христианства и веры в Бога занимает центральное место.

Достоевский с пророческой ясностью видел беспорядок и безнаказанность, творившиеся в 60-е годы 19 века в России. Он страдал, живя среди одиноких сердец и беспомощных слёз. Он страдал, глядя на слабых и беззащитных жертв несправедливого миропорядка. От своих и чужих страданий Достоевский искал спасение в Боге, он говорил, «что верить - нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее».

После каторги он перестал верить в справедливую силу власти. Он верил только в Бога. Писатель считал, что основой нравственности человека является вера, истинная христианская вера в Бога.

В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский показал, как тяжело жить человеку, отрекшемуся от Бога, и как ярко светится душа страдающего за грехи, искренне верующего человека.

Родион Раскольников - главный герой романа - убивает старушку-процентщицу, оправдывая свой поступок теорией неравенства всех людей в обществе. Раскольников считает, что убив старуху, он сделал доброе дело, избавив общество от злого, жадного и вредного существа.

Достоевский, как верующий человек, не мог простить Раскольникову такое отступление от православия. Родион грешит дважды. Во-первых, по заповеди православия все люди равны перед Богом. Раскольников же делит их на две неравные категории: «великие люди», способные на совершение любого поступка, даже посредством пролития крови и «твари дрожащие» - способные только на воспроизведение себе подобных. И второй грех - убийство - тоже совершается вопреки заповедям «не убий» и «не укради». Кроме того, Раскольников очень горд и самолюбив, что тоже является великим грехом. Поэтому, Достоевский, пытаясь в герое романа «Идиот» князя Мышкина изобразить «положительного прекрасного человека», прежде всего наделяет его бесконечным смирением, кротостью и беззащитностью перед унижениями со стороны окружающих.

Все эти грехи в совокупности автор и называет преступлением, а не только само убийство. Преступление автор считает отступлением от Бога, что является самым тяжким грехом. И, наказание, по мнению Достоевского, должно заключаться не только в нескольких годах каторжных работ, а прежде всего в мучениях совести преступника, его душевных страданиях.

Полной противоположностью Раскольникову в романе является Соня Мармеладова. Она хоть и стала большой грешницей, но сохранила чистоту и непорочность души. Для неё единственным утешением в безрадостной жизни среди голодных сестёр, пьяницы-отца, является вера в Бога. Неудивительно, что именно Соня стала главным положительным героем романа. Соня стала человеком, спасшим Раскольникова. Её искренняя, неограниченная вера, дающая ей опору в жизни, помогла Родиону понять своё заблуждение и стать новым человеком, очищаясь через страдания. Можно сделать вывод, что любовь воскресила в нём человека. Но ведь именно вера помогла Соне зажечь в Раскольникове искру любви, а значит, и искру жизни. Именно вера даёт возможность двоим грешникам искупить свои грехи. «Ибо, - писал Достоевский,- христианство - есть единственное убежище Русской земли от всех её зол».

В «Бесах» Достоевского показана схема разрушения человека и общества, схема дьвольской работы, выполняемой руками одержимых бесами людей. Исследователи «Бесов» Достоевского обычно связывают это произведение с русской реальностью, то есть с русской революцией или с русским характером, с русской психологией или русским менталитетом. Но гений Достоевского ведёт нас дальше русской проблемы, потому что способ наступления хаоса на христианский мир, описываемый им в этом произведении, един для всего человечества.

Роман снабжён двумя эпиграфами. Первый взят из одноимённого стихотворения А.С.Пушкина, рассказывающего о путешественнике, который зимней ночью, проезжая в коляске в сопровождении одного только кучера по заснеженным полям, сбивается с пути, ослеплённый снежной вьюгой и мглой. Характерен фрагмент из этого стихотворения, который использовал Достоевский:

«Хоть убей, следа не видно,

Сбились мы, что делать нам?

В поле бес нас водит видно

Да кружит по сторонам.



Сколько их, куда их гонят,

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?»

Здесь налицо аллегорическое предварение основной мысли романа. Бесы всегда действуют при отсутствии света, - в данном случае, как мы увидим, при отсутствии света веры. Как снежные вихри, они кружатся вокруг тех, кто, ослеплённый темнотой, не видит дороги, и доводят их до совершенной потерянности. В итоге эти уже не знают, куда им следует идти и, полные языческого суеверия и страха, только и испускают жалобные стоны до тех пор, пока одержимость их не приведёт их к гибели, как это случилось со сбесившимися свиньями из второго эпиграфа, взятого на этот раз из Евангелия от Луки:

«Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы

позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека,

вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло.

Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по

деревням. И вышли жители смотреть случившееся, и пришедши к

Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног

Иисусовых, одетого и в здравом уме и ужаснулись. Видевшие же

рассказали им, как исцелился бесновавшийся».

(Евангелие от Луки. Глава VIII, 32-36).

Оба эпиграфа тесно связаны по своему содержанию. Первый из них указывает на причину, а второй - на следствие. Все герои этого романа - заблудившиеся путешественники, некоторые из которых находят свой конец в жестокой насильственной смерти. По мысли Достоевского, все они одержимы бесами. Он говорит об этом устами Стефана Трофимовича, единственного, кто сумел найти потерянный путь, хотя и сделал это перед самой смертью.

«Эти бесы, - говорит он, - выходящие из больного и входящие в свиней - это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века!..»

Так Стефан Трофимович одним росчерком очерчивает в лице России всю судьбу человечества, которое в конце концов очистится и сядет у ног Христа.

Но надо заметить, что суть здесь не в одном русском народе и не в одной русской революции. Разве не видим мы сегодня того же у всех народов земли, разве не одобряют открыто столпы обществ бесчестье, рассматривая его с точки зрения так называемой демократии, которая не может трактоваться иначе, как всё позволено?

Дело в том, что зло везде действует одинаково. В этом отражается борьба мира с Богом, ибо отрицание чести - это по сути отрицание морального Закона Божьего, того Закона, который воспитывается христианской Церковью.

Одним из самых ярких представителей поколения «детей» был Николай Всеволодович Ставрогин, учитель от скуки, пользующийся, однако, наибольшим влиянием в революционных кругах. Но чему же он учил? Не веря в Бога, считая, что Бог каждого народа - это его синтетическая личность, он тем не менее провозглашал необходимость воспользоваться знаменем Христа для того, чтобы поднять русский народ на мировую революцию. Играя роль русского патриота, националиста и православного, но не будучи на самом деле ни тем, ни другим, ни третьим, он называл русский народ народом-богоносцем, призванным спасти мир, и лицемерно заявлял, что ни атеист, ни неправославный не могут быть русскими. Но если судьба отечества была ему совершенно безразлична, для чего же тогда ему всё это было нужно? Оказывается, что он искал лишь развлечения в своей скуке: его забавляла стихия разрушения, в которой он играл роль великого дирижёра, приводящего в движение и сталкивающего по своей воле народы.

Однако, если он высмеивал таким образом Бога, то и сам оказался высмеянным жившим в нём бесом, который довёл его до самоубийства. Николай Всеволодович повесился, задохнувшись точно так же, как и те, одержимые бесами свиньи из эпиграфа к роману, взятому из Евангели

У революционеров был и свой собственный революционный теоретик, или архитектор «земного рая», Щигалёв. Но посмотрим, каков же его «земной рай»? В нём 90 процентов человечества живёт под властью 10 процентов, то есть только 10 процентов обладают свободой, а остальные 90 процентов составляют абсолютно равные, безликие рабы, лишённые «собственного достоинства».

Отмечая пути достижения такого «рая», Щигалёв первым препятствием к нему считает образование, и поэтому призывает снизить научный и образовательный уровень страны, ибо, по его мнению, желание знаний является желанием аристократическим и не к лицу рабам. Вторым препятствием он считает семейные связи и любовь между членами семьи, ибо это связи, которые несут с собой желание собственности, которой рабам не должно иметь. А единственную возможность разрушения образования и семьи Щигалёв видит в разврате. Именно в нём, согласно ему, решение проблемы, то есть в пропаганде беспредельного разврата до тех пор, пока не будет достигнуто полное послушание и безличность людей. Наконец, чтобы не впадать в скуку, Щигалёв находит целесообразным раз в 30 лет организовывать социальные «судороги», то есть проливать кровь.

Таким должен быть земной рай Щигалёва - самая великая цель революции. Причём на предложение Лямшина «взорвать на воздух» эти 90 процентов человечества, «если уж некуда с ними деваться», чтобы остались только 10 процентов людей образованных, которые бы начали жить «по-учёному», Щигалёв отвечает: «И может быть это было бы самым лучшим разрешением задачи! вы конечно и не знаете, какую глубокую вещь удалось вам сказать».

Разве не злободневно звучат сегодня все эти слова? Является очевидным, что учения типа Щигалёва принадлежат не одной только русской литературе и истории. Мы видим их сегодня внедряемыми в жизнь многих стран мира, где образовательный уровень резко и искусственно снижен, ослаблены семейные узы, разврат и содомский грех требуют своих прав для открытого бесчестья. В воздухе разносятся слухи, что некие тёмные силы не исключают также возможности физического уничтожения бедных, как средство борьбы с нищетой и решения всех проблем.

Но главным бесом романа является Петр Верховенский. Ему нужно, чтобы человеческое общество погрузилось в неслыханный и дикий разврат, который бы превратил людей в низких, жестоких и эгоистичных подлецов. «Мы пустим пьянство, - говорит он, - сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство». Он не хочет видеть никакой разницы между добром и злом и считает, что когда все бесчестны, тогда никто не бесчестен.

Прочие действующие лица романа являются жертвами уже названных. Один из них Шатов. Он целиком находится под влиянием Ставрогина, хотя и со временем обнаруживает неискренность своего учителя. Тем не менее, будучи славянофилом московского покроя, разделяет все его идеи относительно России. Не веря в Бога, верит в Россию и в русское православие. Поэтому и заявляет, что бунт надо начинать с атеизма.

В свете последних мировых событий, нам становится очевидным, что роман Достоевского есть предупреждение, и не только России, но и всему человечеству, об опасности отрицания или профанации Христова Слова. Никакие новые социальные теории ничего не стоят, ибо все они бьются в замкнутом кругу этих амбиций. Существует лишь один путь выхода из этого круга, лишь один путь исцеления. Это провозглашённый Христом путь любви и прощения, ибо мир и благополучие на земле не могут наступить прежде, чем дух человеческий не очистится и не организует человека согласно образу и подобию Божьему, по которому он был создан.

Действительно, русский человек без веры - дрянь.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал