- Учителю
- Диспут Чужая боль
Диспут Чужая боль
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение «Камышинский педагогический колледж»
Диспут
" Чужая боль"
Автор:
Заведующая отделом
воспитательной работы и
молодежных инициатив
Давыденко Ольга Викторовна
Камышин
Сценарий диспута "Чужая боль"
Цель: показать обучающимся, что понятие "чужая боль" во взаимоотношениях между людьми сохранило свою значимость, не потеряло глубины чувствования и восприятия в современном мире.
Задачи:
-
воспитывать у обучающихся умение работать в коллективе, обсуждать вопросы диспута, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других;
-
развивать умение давать себе и своим действиям объективную оценку;
-
развивать логическое мышление, культуру речи, умение делать вывод;
-
познакомить с рассуждениями о данной проблеме в художественной литературе.
Правила диспута:
-
Диспут - свободный обмен мнениями.
-
На диспуте все активны.
-
В споре все равны.
-
Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
-
Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.
Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Законы диспута:
-
Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.
-
Неуместные шутки запрещаются.
-
Помоги изжить комплексы своим товарищам.
-
Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
-
Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.
Памятка участнику диспута:
-
Прежде чем спорить, подумай.
-
Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
-
Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
-
Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
-
Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
-
Старайся говорить своими словами.
-
Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
-
Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
Обучающиеся сидят за столами, расставленными вдоль стен. На каждом столе чистые листы бумаги, ручки.
У каждой группы к столам крепятся высказывания, которые нашли они сами:
Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются. (Ю. Бондарев)
"Истинная доброта заключается в благожелательном
отношении к людям"
Жан Жак Руссо
Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)
"Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести
больше всех других"
Лев Толстой
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)
"Знания должны увеличиваться с добротой"
Фазиль Искандер
Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)
"Чтобы оценить доброту в человеке,
надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе"
Вильям Шекспир
Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет. (П. Буаст)
"Чем человек умнее и добрей,
тем больше он замечает добро в людях"
Блез Паскаль
Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)
"В жизни есть только одно несомненное счастье -
жить для других"
Лев Толстой
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)
Педагог:
Уважаемые друзья! Тема сегодняшнего диспута - "Чужая боль". Вы видите репродукцию картины литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса "Дружба". А ведь, как известно, дружба- это бескорыстная, основанная на любви и уважении, связь людей, на умении быть неравнодушным, ведь
В каждом маленьком случае,
В каждом горе и счастье
Мир приучен к сочувствию,
Мир приучен к соучастию.
Равнодушие не свойственно
Каждой клетке моей!
Презираю спокойствие
Закрытых дверей.
Напоминаю каждому об основном правиле любого диспута:
"Если ты пришел на диспут, обязательно выступи, аргументируя свою точку зрения"
На сцену приглашаются 8 ведущих:
Первый ведущий: Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.
(В.И. Даль. "Толковый словарь живого великорусского языка")
Второй ведущий: Боль - ощущение страдания.
(С.И. Ожегов. "Словарь русского языка")
Третий ведущий: Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?
Четвертый ведущий: Безжалостные ритмы дискотек, приказные интонации эстрадных песен, стандартная, но в то же время очень дорогая одежда, вытягивающая последние жилы из родителей, - все это приучает к одинаковому мышлению, к стадности.
Пятый ведущий: А ведь стадность - страшное понятие. Формула, "как все, так и я" очень удобна: она позволяет оправдывать многие неблаговидные поступки, она же подвигает на сделки с совестью.
Шестой ведущий: В нелегкой борьбе со стандартом выживают только личности. Но как научить молодого человека быть личностью, как помочь ему, как научить чувствовать чужую боль?
Седьмой ведущий:
Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повториться.
Восьмой ведущий: Чтение страницы из "Мгновений" Ю. Бондарева "Крик".
(Звучит "Осенняя песнь" П.И. Чайковского из цикла "Времена года")
КРИК
Была осень, теплый, ясный день, везде в воздухе
разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели,
скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим
летом стен домов. В этом тихом уголке московской улицы до ступиц
утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы
покинутых, грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, и
сухие листья летали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками
на ветровых стеклах, а я шел, слушал хруст под ногами и думал:
"До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя
солнечная осень - ее ветерок, ее винный запах, ее листья на
тротуарах и машинах, ее тепло и ее горная свежесть… Никогда вот так
не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. Да, да,
все естественно и потому прекрасно!.."
И тут мне почудилось, что где- то в доме, над этими безлюдными
тротуарами, одинокими машинами, засыпанными листьями, кричала
женщина.
Я вздрогнул, остановился, я поднял голову, глядя на освещенные
солнцем окна, пронзенный неожиданным страшным криком боли,
страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского
дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке
под каленым железом. Они были все одинаковы, эти окна, были уже по
- предзимнему закрыты наглухо, а крик женщины то затихал наверху,
то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего
отчаянья, какое бывает перед холодом небытия и бездной…
Что там было? Кто мучил ее? Зачем? Почему она рыдала так
страшно?
И все погасло во мне - и благословенный московский листопад, и свет
осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего
лета, и почудилось, что это кричала от непереносимой боли само
человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага
всего сущего - радости неповторимого своего существования.
Эпиграфом к нашему диспуту мы взяли слова Аветик Исаакян в переводе Михаила Дудина:
Все - суета. Все - проходящий сон.
И свет звезды - свет гибели мгновенной.
И человек - ничто. Песчинка в мире он.
Но боль его огромнее вселенной.
Первый ведущий:
ОБИДА
Жаль, что вы не видели,
Как его обидели!
С беспощадной раной
Был он в дождь, как пьяный.
А теперь непрошено
На могилу брошено
Сколько белых лилий!
Сколько слез пролили!
Почему же немыслимо
Дать цветы при жизни нам-
Часть бы этих лилий?
Мы б еще пожили…
Второй ведущий: Даниил Храбровицкий в пьесе "Пока бьется сердце" писал:
"Человека можно убить не ракетой, не бомбой - зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"
Вопрос ко всем:
А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку?
(Идет обсуждение)
Третий ведущий:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М. Матусовский)
Четвертый ведущий: Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский советовал щадить чужое горе, чужие переживания. "Сочувствие, - говорил он - если за ним нет никакого движения души, хуже равнодушия".
Вопрос ко всем:
Как думаете вы? Согласны ли вы с В. А. Сухомлинским?
(Идет обсуждение)
Вывод: Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому - либо конкретному несчастью каждого отдельного человека.
Пятый ведущий: Не бойтесь врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убьют и не предадут, но только с их молчаливого согласия существуют на Земле предательство и убийство.
Шестой ведущий: Чтение страницы из "МГНОВЕНИЙ" Ю. Бондарева
ОТЧАЯНИЕ
"Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены - мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую ниточку крови на асфальте, сизые перышки Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводящий серьезный эксперимент. Инженер бросился к нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом:
-Что ты наделал? За что же ты голубя?
И мальчик ответил испуганно и тихо:
- Он не может летать без ног.
- Где твои отец и мать? А ну, покажи, где ты живешь?..
Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, сутулясь, подрагивая бледными губами, готовый уже заплакать, повел его к дому. В квартире был один отец, в застиранной пижаме, одутловатый, плохо выбритый, скрипнул протезом, и твердо подымаясь из- за стола на кухне, он выслушал инженера и ударил кулаком по столу.
-Чего ты пришел? - крикнул он с отчаянием нетрезвого человека, падавшего в бездну. - Он у тебя, что ли, ноги отрезал?"
Вопрос ко всем: Равнодушие…Страшно ли оно?.. Бываете ли равнодушны вы?
(Идет обсуждение)
Исполняется песня "КРЫША ДОМА ТВОЕГО". Муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского
Седьмой ведущий: Люди ценят силу: сначала физическую; взрослея, - силу ума, таланта, понимания; старея, - силу внимания, добра. Люди тянутся к тем, кто излучает бодрость, с кем надежнее, интереснее, кто их поймет. И как важно, чтобы этим человеком была ваша мама…
Вопрос ко всем: Как вы относитесь к своим матерям? Стараетесь ли как можно меньше причинять им боли?
(Идет обсуждение)
Вывод:
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.
Им нежность ваша - это целый мир,
Им дорога любая ваша малость,
Попробуйте представить хоть на миг
Вы в молодости собственную старость.
Восьмой ведущий: Как вы понимаете смысл народной пословицы "За добро добром платят"? Ну а если не заплатят? Тогда как? Как обогащается духовно человек, сделавший добро не за плату, а ради добра?
(Идет обсуждение)
Фрагмент из книги А. Грина "АЛЫЕ ПАРУСА".
Первый ведущий: "Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получить пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.
Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное нежное слово. Владеть этим - значит владеть всем".
Второй ведущий: Все мы очень разные. Но каждый из нас человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.
Стихотворение М. Матусовского "ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ ПЛАНЕТЫ"
Зенитки ударила где-то,
И дело опять началось,
Горячие точки планеты
Прожгли мое сердце насквозь.
Солдат умирает от раны,
На дальнем упав рубеже.
И кровь его с телеэкрана
Стереть невозможно уже.
Там мать ограждающим жестом
К груди прижимает дитя.
И поднята в виде протеста
В подмокшей подвязке культя.
Не может не думать в тревоге
Земля о грядущем конце,
Когда она видит ожоги.
От фосфорных бомб на лице.
То пламя, что дом чей-то гложет,
Сводя погорельцев с ума,
Легко перекинуться может
На чьи-то другие дома.
Убийцы в черных банданах.
Все рушат и губят подряд.
Горячие точки планеты
Под их сапогами горят.
Они в беззащитных и слабых,
Не целясь, стреляют в упор.
И бредит в глобальных масштабах
Басаев, Бен-Ладан… Террор…
Свеченьем сигнальной ракеты
С утра начинается бой.
Горячие точки планеты -
Моя неизбывная боль…
Третий ведущий: Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери вывел чудесную формулу: "Единственная роскошь на земле - это роскошь человеческого общения".
Четвертый ведущий: Мы как бы стоим на маленьком плацдарме, бывает в горах такая площадка, когда забираешься на самую вершину, и там можно стоять вчетвером, даже впятером. Только нельзя делать резких движений, чтобы не столкнуть кого-нибудь в пропасть. По существу, это образная картина нашей жизни.
Боль от неосторожного движения, которого ты сам не замечаешь порой, может принести гибель, нравственную или физическую, близкому тебе человеку.
Пятый ведущий: Нам очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:
Будь же сам к себе построже,
И добрее к прочим людям, -
Ведь и ты шагаешь тоже
По тропинкам чьих-то судеб.