- Учителю
- Проект «Культура и традиции крымских татар» (5 класс)
Проект «Культура и традиции крымских татар» (5 класс)
Тема: «Культура и традиции крымских татар»
Цель: сформировать представления о возникновении народных ремёсел крымских татар
Задачи:
-
Познакомиться с историей родного края;
-
Воспитывать любовь и уважение к народным промыслам и ремёслам;
-
Формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Направление: интеллектуально - познавательное
Ученик 1 Крымские татары - тюркский мусульманский народ, сформировавшийся в Крыму на основе сложной этнополитической истории и под влиянием особенностей географического положения и природных условий полуострова. Общая численность крымских татар (по предварительной оценке) около 500 тысяч. К 2001 году в Крым из депортации вернулись около 300 тыс. человек. Остальные проживают в местах депортации: в России, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и в других местах. Основу антропологического типа составляют представители европеоидной расы, у некоторых крымских татар отмечаются монголоидные черты. Язык относится к огузо-кыпчакской ветви кыпчакской группы - тюркской семьи языков. Исповедуют ислам суннитского толка.
Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: степняков или ногаев (не путать с народомногайцы) (çöllüler, noğaylar), горцев или татов (не путать с кавказскими татами) (tatlar) и южнобережцев или ялыбойских (yalıboylular).
Южнобережцы - ялыбойлу
До депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крымскотат. Yalıboyu) - узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, малоазийские турки и черкесы Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев ) . Представители этой группы с ярко выраженными чертами североевропейской расы(светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза. Диалект южнобережцев относится к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому. В лексике этого диалекта имеется заметный пласт греческих и некоторое количество итальянских заимствований.
Степняки - ногаи
Ногаи проживали в степи (крымскотат. çöl) к северу от условной линии Николаевка-Гвардейское-Феодосия. Основное участие в этногенезе этой группы приняли западные кыпчаки (половцы), восточные кыпчаки и ногайцы (от этого и пошло название ногаи). В расовом отношении ногаи европеоиды с элементами монголоидности] Диалект ногаев принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, сочетая в себе черты половецко-кыпчакских (карачаево-балкарский, кумыкский) и ногайско-кыпчакских (ногайский, татарский, башкирский и казахский) языков.
Горцы - таты
Таты (не путать с одноимённым кавказским народом) жили до депортации в горах (крымскотат. dağlar) и предгорьях или средней полосе (крымскотат. ortayolaq), то есть к северу от южнобережцев и к югу от степняков. Этногенез татов - очень сложный и не до конца изученный процесс. В формировании этого субэтноса приняли участие практически все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму. Это тавры,скифы, сарматы и аланы,авары, готы, греки, черкесы, булгары, хазары, Особо важной в этом процессе считается роль готов, греков и кыпчаков. От кыпчаков таты унаследовали язык, от греков и готов - материально-бытовую культуру. Готы в основном приняли участие в этногенезе населения западной части горного Крыма (Бахчисарайский район). Диалект татов имеет как кыпчакские, так и огузские черты и является до некоторой степени промежуточным между диалектами южнобережцев и степняков. На этом диалекте основан современный крымскотатарский литературный язык.
УЧЕНИК 2Флаг крымских татар
Флаг крымских татар, представляющий собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга, Тарак-тамга -крымскотат. taraqtamğa) в верхнем левом углу.
Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России.
30 июня 1991 года, вновь созванным Курултаем, этот флаг был повторно принят в качестве национального
УЧЕНИК 3
Курбан байрам - это один из самых главных праздников для мусульман. Он начинается на десятый день месяца под названием зу-ль-хидджа и празднуют его на протяжении четырех дней. В эти дни все состоятельные мусульмане режут козу, овцу, верблюда или быка, зависимо от финансовой возможности. Это мясо они раздают беднякам, одиноким старикам, сиротам, при этом они хотят замолить свои грехи и получить благословение от Бога за свои деяния. Но для этого существует определенный обряд. Крымские татары на празднике Курбан байрам зачастую приносят в жертву баранов. Для этой цели выбирают животное, которое должно быть без всяких изъянов и с целыми зубами, если у него есть рожки, то они также должны быть совершенно неповрежденными. Это должен быть самец барана годовалого возраста.
УЧЕНИК 4
Ораза байрам-праздник поста
Началом поста является первый день новолуния в месяце Рамазан (Рамадан) и соблюдают пост в течении 30 дней. Кроме соблюдения поста, крымскотатарский народ занимается благими делами. Благим делом считают покормить голодного, пригласить в дом человека, который соблюдает пост и накормить его ужином. Именно после того, как истекло 30 дней поста, начинают праздновать Ораза байрам. За день до праздника или же в день его начала, после намаза, крымские татары начинают подавать фитр, то есть милостыню, который считается относительно стоимости одного килограмма пшеницы на каждого члена семьи. Фитр предназначен для сирот, бедных, одиноких стариков. В течении четырех дней празднуют Ораза байрам и приходится он на первый день месяца Шавваль. Именно в этот день нужно помирится тем, кто был в ссоре. Все начинают просить друг у друга прощения за невольные и вольные обид
Ведущий: Нам очень повезло - мыживем в Крыму. Эта земля уникальна и неповторима. Кто бывал здесь хоть раз, навсегда запомнит увиденное: золотые пляжи, горные вершины, бескрайние степи.
Для Крымских татар Крым всегда был олицетворением матери и отца.
Любовь к Родине воспитывается в детях с малых лет.
Стихотворение «Крым» читает для Вас ученица 1 класса Кочмарик Анна
Ведущий: Музыка играет важную роль в жизни человека
Через музыку можно выразить свои чувства и впечатления. В крымскотатарской песне «Я люблю петь» поется о любви девочки к песням своего народа. Для Вас песню «Йырлмагъа мен севем» исполнит ученица 5 класса АбильвапРазие.
Сегодня мы вам рассказать удивительную историю которая произошла с нашим учеником 5 класса
(Ученик открываем дневник) История подготовить реферат на тему «Декоративно- прикладное искусство крымских татар»
-да нелегкая задача Я думаю интернет мне поможет так
Декоративно-прикладное искусство крымских татар имеет корни, уходящие вглубь веков, и является бесценным культурным наследием мирового значения.
Впитав в себя художественные приемы и традиции многих народов, принявших участие в этногенезе крымских татар, с появлением Крымского ханства в середине 15 века, расцвело уникальное и самобытное искусство крымских татар.
Ремесло сосредоточилось в городах Карасубазар, Бахчисарае, Кезлеве, Солхате, Судаке. В Крыму были развиты чеканка и вышивка, резьба по дереву и ковроткачество, ювелирное искусство и ткачество, резьба по камню и зодчество, гончарное и искусство рукописной книги и многие другие.
Ведущий:Крымская земля много на нём чудес, но главным его чудом были базары мастерство каждого ремесленника можно было увидеть только на базаре. Къасувбазар- центр деловой жизни. Здесь даже улицы городов как магнитом стягиваются к одной точке - к базару (засыпает,играет музыка)
Ученик Ничего не понимаю где это, я кажется я по истории делал домашнее задание
Выходят торговцы с коржунами и с подносами
1 торговец:
Ух-ты! Ox-ты! Тара-рар!
Все спешите на базар!
Все спешите на базар!
Тута есть для всех товар.
2 торговец:
Есть у нас свежие лепёшки, и чебуреки, и напитки на любой вкус: шербет, язма, айран, катык покупайте на здоровье! Дёшево! Дёшево!
Выходит мухтасиб: (осматривается)
Та-а-а-к! Я мухтасиб - базарный надсмотрщик. Я проверяю точность весов и всяких мер, смотрю, чтобы товары ремесленников были качественными, знакомлю новых купцов с нашими местнымиценами. (Уходит)
Ученик подходит к столу с глиняными изделиями
«Подождите уважаемые мастера не шумите здесь так много всего интересного вы нам по очереди расскажите о своих изделиях.
Гончарное дело
Если встретишь на дороге,
То, увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу (глина)
- Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина? Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар)
- Где добывают глину?
- Гончарное ремесло развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина,особым качеством отличалась глина из села Гончарного. Из нее делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам. В каждой семье была необходимая глиняная посуда: - горшки для хранения и приготовления хлеба; миски, ситечки, кувшины для вина.(Демонстрация изделий)
-Знаете ли вы, какой путь должна пройти глина, чтобы превратиться в керамическое изделие?
Послушайте загадку.
На топтале был, на кружале был,
На пожаре был, домой пришел -
Семью кормил (Горшок)
- Ребята, а знаете ли вы, какие инструменты необходимы гончару, для работы? (Гончарный круг), печь для обжига изделий готовое изделие обжигается и смазывается маслом
Ремесленник тарелок
Язык орнамента
Символы и знаки - это зрительный образ, в котором закодирована память. Круг символов в орнаменте разнообразен и многогранен. Это иносказательный язык души, образное восприятие народа. Подбор цветов, сочетание оттенков является прямым отражением пышной крымской природы, местного ландшафта.
На этой тарелке представлена Молодая семья
Семья это одна из самых важных клеточек общества, здесь рождаются дети, формируются ценности, происходит передача опыта, обучение.Особую радость приносят молодые семьи, которые только начинают цвести и понимать счастье семейной жизни.Центральным символом композиции является тюльпан, этот цветок в искусстве крымских татар символизирует молодого мужчину. Внутри тюльпана изображена роза - знак женщины. Такое совмещение изображений двух, казалось бы, разных цветков, олицетворяет единение парня и девушки, скрепленных узами любви. У основания композиции расположена лодка, символ пути и движения. Этот знак несет в себе пожелание преодоления препятствий на жизненном пути и сохранение семейных ценностей на протяжении всей жизни. Плоды-цветы, произрастающие из центрального знака, изображены спелыми, раскрытыми, щедро раздающие свое содержимое во благо процветания и благополучия.
Ученик: Интересные кувшины просто произведение искусствая их видел в музее
Оружейных дел мастер 1: Я, Амет чиленгир, слесарь изготавливаю медную посуду
Оружейных дел мастер 2: Я, Мемет тюфекчи ,
оружейных дел мастер Оружейное дело крымских татар - особая и яркая
страница истории и культуры народа. Частые войны, непрекращающиеся
стычки на границах ханства стимулировали развитие этого вида
производства. Оружейное ремесло было тесно связано и с жизненным
укладом крымских татар, умение ездить верхом и владеть оружием
вырабатывалось с раннего детства. Хороший конь и богатое снаряжение
были атрибутами достоинства мужчины и определяли его жизненный
успех. Нередко оружие играло большую роль в оформлении официальных
церемоний двора - встреч иностранных послов, смотров войск, охоты.
Я хочу, подарить тебе эту саблю и пусть твоя честь светится как
этот меч.
ТКАЧИХА
С людьми животное живёт.
Его стригут два раза в год.
Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,
В одежде шерстяной согрелись.
В отаре на лугу пасётся.
Как то животное зовётся?(Овечка)
После стрижки шерсть сортировали. Чистая и длинная шерсть со спины овцы считалась первосортной. Она шла на изготовление войлока. Шерсть сушили несколько дней на солнце. Затем готовились ивовые прутики около метра длиной, толщиной до 8-10 см и тщательно очищались от кожуры и сучков для взбивания шерсти. Во взбивании шерсти в основном принимают участие женщины. Когда шерсть становилась готовой - чистой, пушистой, ее скручивали в жгуты. Дарю тебе крымскотатарский «къалпакъ», носи на здоровье.
Ведущий: На крымских базарах любили устраивать петушиные бои только петушками были мальчики подростки лет 6-7выигравший получал конфету петушка Кто желает получить петушок нам нужны участники
Выходи, удальцы,
Не робей, молодцы!
Не ленись, не скучай.
Зарабатывай на чай!
Игра «Бой петухов».
Ведущий: Да, чего только не происходило на базаре, кого только нельзя было там увидеть! Не всегда покупатель и продавец расходились довольные друг другом. Находились смельчаки и весельчаки которые могли наказать жадность и глупость.
Сценка про Али Баба
Купец: Я - купец-молодец, я большой-большой хитрец, людишек обманываю, товары худые продаю за хорошие! Зато всегда сыт, одет и веселюсь! Ой! Ты кто?
Али Баба: Я - Али Баба
Купец: А что ты тут делаешь?
Али Баба: Я - местный сплетник, языкастый советник. Советы даю, Вернее - продаю!
Купец: Ах, так! Ну, коли ты все знаешь, скажи мне, почему я в соболиной шубе мерзну, а ты. Такой умный , в дырявой шубе не мерзнешь?
Али-Баба: Ну! Это просто! Я в шубе сам дырки сделал - для вентиляции! Ветер в одни дырки влетает, a в другие вылетает - вот мне и тепло. Даже жарко.
Купец: Ух ты!
Али Баба: Не "ух ты", а 25акча с тебя, агъа!
Купец: За что?
Али Баба: За совет!
Купец: А я не дам!
Али Баба: А я тебе главного не сказал: когда в шубе дырки делаешь надо волшебные слова говорить.
Купец: Какие?
Али Баба: 25акча!
Купец: Да я могу тебя вместе с твоей шубой купить, и слов тогда никаких не надо!
Али Баба: Зачем покупать - давай меняться! Ты мне свою холодную шубу, а я тебе свою - волшебную!
Купец: По рукам!
(Производится обмен, купец уходит).
Али Баба: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Обманули дурака! Не на 25 акча, а на 33 динара!
Старушка: Это ты. Али Баба, поешь?
Али Баба: А я шубу заработал!
Старушка: Ой, горе мне! Украл ведь шубу! Где моя палка - Али Баба бить, уму-разуму учить? (Уходит).
Али Баба Ой-ой-ой!
(Возвращается купец).
Купец: Обманщик, отдавай мою шубу! Я в твоей совсем продрог!
Али Баба: А я в твоей продрог! Вот стою, жду, когда придут согреть меня красны девушки.
Купец: Снимай мою шубу!
Али Баба: Ладно, давай заново меняться. Только ты в свою шубу завернись, пусть девушки подумают, что ты - это я! (Али Баба убегает).
Старушка: Вот ты где! В шубу завернулся? Глаза от стыда прячешь? (бьет купца) Не ври! Не воруй! Честных людей не обманывай!
Купец: Ой, не буду! Ой, простите меня! Ой, больше не буду! (Уходят оба).
Мастерицы чебурек: Халва! Халва! Кому халва! Любая есть - и кунжутная, и арахисовая, на меду и на бараньем сале с миндалём! Голодными не уходите! Покупайте! Покупайте! Почти бесплатно отдаю!
Покупайте! Кому халва!? Дёшево! Ах, ты разбойник! Украл! Покупайте! Покупайте! Подходи честной народ отведать чебуреков
Ученик: Очень вкусно пахнет очень, а не угостите ли?
Мастерицы чебурек: Конечно, отведай и послушай.Существует такая легенда. Во время длительных походов воинам нужна была горячая и сытная пищи, которая придавала бы им силы. Тогда они над разведенным огнем перевернули щит и пожарили на нем самые первые в истории сочные пирожки с бараниной - чебуреки. Также чебуреки являются одним из основных национальных блюд у крымских татар и большинства других крымских народов. Чебурек представлен в виде полукруглой лепешки из пресного теста с начинкой из баранины с перцем и луком, жаренного в большом количестве жира. Но на сегодня существует много других рецептов чебуреков. Чтобы приготовить «правильные» чебуреки, тесто нужно раскатать в лепешку толщиной. На одну сторону лепешки положить немного фарша, разровнять немного, отрезать кусочек сливочного масла примерно и положить его сверху фарша. Затем накрыть все это второй половинкой теста, аккуратно придавить края и специальной машинкой прокатать по краюшку. Размер чебуреков - примерно, составляет в половину ладони. Жарить чебуреки обычно в кипящем масле на сковородке. Слой масла не более 3-5 миллиметров, температура - чтобы дымилось. Нормальный цвет чебуреков должен быть золотисто-коричневый (а не бледный). При жарке чебуреков крышкой нельзя закрывать их! Иначе на них не получится корочка.
Ведущий: На крымских базарах любили устраивать петушиные бои только петушками были мальчики подростки лет 6-7выигравший получал конфету петушка Кто желает получить петушок нам нужны участники
Выходи, удальцы,
Не робей, молодцы!
Не ленись, не скучай.
Зарабатывай на чай!
Игра «Бой петухов».
Ученик Что за дивные мотивы я их слышал по радио
Ведущий: Ну, какой же праздник без танцев? У крымскотатарского народа очень много танцев и хороводные и сольные. Самый распространенный - хайтарма. Как для народов Кавказа лезгинка, как для украинцев-гопак-так для крымских татар живая быстрая хайтарма.
(Садится за стол и делает вид, что уснул. Выходят девушки в национальных костюмах)
Да, ну и путешествие я осуществил во сне, столько интересного и нового узнал. Теперь реферат написать для меня не составит труда.
</ Учитель: Характерной особенностью татар является гостеприимность. Попав в крымско-татарский дом, вам непременно будет приготовлен вкусный ароматный кофе с множеством лакомств: мед, курабье, сухофрукты, пахлава, орехи. Гость в доме татар является очень уважаемой особой, занимает самые почетные места за столом. Сегодня, мы хотим угостить крымскотатарскими сладостями (звучит музыка и девочки в национальных костюмах угощают сладостями)