7


  • Учителю
  • Научная работа Легенды Жигулей

Научная работа Легенды Жигулей

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МОУ сш. №1



Сказки и предания Жигулей.



Предмет: Литература.



Руководители: Панасенко Светлана Валентиновна.



Состав проектной группы: Ионова Татьяна, Селивёрстова Мария.(7 В)









































Г. Тольятти.

2011











Аннотация



Предания, сказы и легенды, как нельзя больше описывают русскую натуру, душу, характер. Поволжские сказки - вклад душ многих поколений. Мы решили донести до Вас лишь некоторые, прекрасно понимая, что описать их все не хватит никакой жизни. Мы думаем, что сегодня настало время полных, нецензурованных переизданий наших фольклорных сборников, многие произведения из которых на долгие годы оказались на положении "потаенной литературы". Тем более своевременно это сейчас, когда интерес к народному творчеству во всем многообразии его проявлений постепенно возрастает, и фольклор вновь входит в жизнь не только села, но и города. В такое время "подпитка" подлинным фольклорным материалом, собранным в наших краях - дело совершенно необходимое! Именно поэтому мы предлагаем всем вам войти в удивительно родной мир самарских и жигулевских сказаний и легенд.

Проблемный вопрос: неужели у величественных Жигулей нет своих легенд?



Цель работы: найти и изучить легенды Жигулей.

Задачи:

- найти тексты популярных легенд гор Жигулей;

- проанализировать тексты легенд;

- собрать информацию о местах создания легенд и преданий Жигулей.



































































































Основная часть.

Легенды и предания Жигулей.

«Сокол и Жигуль.»



Жили два брата: Сокол и Жигуль. Никогда они не разлучались.

У сокола была сторожевая собака. Она охраняла покой братьев. Сокол строго-настрого приказал, чтобы собака зорко караул несла, отгоняла прочь зверей и птиц и лихих людей. Но еще строже наказывал Сокол, чтобы верная его собака не подпускала близко Волгу.

О, Волга жадна, своевольна! Хочется ей вырваться на простор и прямым, самым коротким путем бежать к морю. Она хитра, чего доброго, может разъединить братьев.

Давно уже между ними шла борьба. Волга заигрывала с братьями и все ближе, ближе подбиралась к ним. Часто посылала на разведку своих слуг - волны. Подкрадывались они, щупали и лизали бока братьев.

Сторожевая собака выбегала вперед и звонко лаяла - будила Сокола и его брата Жигуля. Братья просыпались и гнали от себя волны. Возвращались они обратно. И Волга снова задумывалась, как ей подобраться к неразлучимым братьям.

Узнала она, что Сокол любит красавиц. Для него было великой радостью, когда они поднимались на его крутые плечи и могучую грудь. Красавицы срывали желтые цветы, которые в их руках тут же превращались в красные. Сокол был горд тем, что обладал волшебством давать цветам, росшим на его плечах, любые краски и запахи. И если собака начинала вдруг лаять на красавиц, он бил ее, чтоб не лаяла на кого не следует.

Узнала про все это Волга. Нарядилась красавицей, какой ни Сокол, ни Жигуль отродясь не видели. И пошла к братьям. Оба страшно обрадовались. А собака не лает - боится, чтобы Сокол ее снова не стал бить.

Видит Волга, что братья зачарованы ее красотой. Осмелела, вздохнула всей грудью, напряглась да и ударила со всего размаху, так ударила, что затрещали братья и раздались в разные стороны... Собака только и успела тявкнуть - "тип-тяв". Пали эти звуки на вершину Сокола да там и замерли. А собака полетела от сильной встряски в воды Волги, которая уже неслась, хохоча и резвясь, между двумя братьями...

Так и стоят теперь Сокол и Жигуль, разделенные могучей и своенравной Волгой.











«По горсти» (предание)





Во время одного из своих походов русский царь Иоанн Грозный остановился как-то раз в Жигулевских горах. Захотелось ему свое войско посчитать.

Повелел царь каждому воину по горсти земли на одно и то же место бросить. Когда войско исполнило царский приказ, из горстей земли образовался курган-великан.

И стали называть его Царевым курганом





«Утесы над Волгой» (легенда)





Давно это было, очень давно. В те времена на месте жигулевских гор простиралась обширная равнина. На ней паслись несметные стада, хлеба колосились в рост человека.

Хорошо тут жилось людям. Но случилось так, что соседей, кочевавших за Волгой обуяла зависть. Они и до этого разбойничали по чужим землям. А тут решили совершить набег на Волгу, взять в полон мирных жителей, что жили по ее берегам.

Подплыли они на челнах. И только хотели было высадиться, как услышали грозный окрик: - Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно! ,

Оглянулись в страхе пришельцы. И видят: на берегу стоят двое - добрый молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Осмелели враги. Что им два человека? У них-то целая рать. И стали они стрелять из луков в русского богатыря и его подругу. Пустили в них целую тучу стрел.

А потом пригляделись и ахнули. Увидели чудо: перед ними не люди, а два высоких утеса с отвесными скалами. Встали они на крутом берегу непреступной стеной.

В это время Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать один за другим вражьи челны. Тонут они в бурных волнах. Кого-то на помощь зовут. Но никто их не слышал. Только время от времени раздавался тот же грозный окрик: - Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!

Много жадных и жестоких кочевников погибло тогда в волжских водах. А тех кто уцелел, поспешили на восток, откуда явились.

И стоят с тех пор на крутом берегу Волги два славных утеса. Один называют Молодецким курганом, а другой Девичьей горой.



«Уж вы, горы, горы жигулевские» (народная песня)



Уж вы, горы, горы Жигулевские,

Ничего-то вы, горы не спородили.

Спородили да вы, горы, бел горюч-от камень,



Из-под камешка бежит речка быстрая,

Как названье да этой речке было Волга-Матушка,

Широко ли тв, Волга, разливалася,

Потопила ли ты, Волга все горы, все горы и долы,

Оставляла Волга част ракитов куст,

Как на том-то кусту да свито гнездышко,

Во этом гнезде-то млад ясен сокол,

Высоко да высоко сокол сидит да далеко глядит,

Далеко глядит да во чисто поле,

Во чистом поле да все чистехонько,

в зеленом поле зеленехонько.





































Сказки и предания Самарского края



Жигули издавна называли гнездом свободы, краем легенд. Со всей России сюда, как родники в Волгу, стекались люди непокорные, отчаянно смелые. Обо всем этом повествуют не только летописи и труды историков, но и легенды, сказы, предания, песни, сложенные гениальным словотворцем - народом. С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями история, мало, до обидного малоизвестны современному читателю. Лишь несколько легенд широко известны и часто используются в народе в виде песен. Сколько удивительно ярких легенд и преданий превратились в достояние архивов и музеев...



Река Волга

Волга (древнее - Ра, в средние века - Итиль), крупнейшая река в Европе - площадь бассейна 1360 тыс.кв.км.

Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское м., образуя дельту площадью 19 тыс. кв. км. Средний расход воды у г. Волгоград 7240 м куб/с. Волга принимает около 200 притоков, наиболее крупные - Кама и Ока. В связи с сооружением каскада ГЭС с водохранилищами сток Волги сильно зарегулирован. Крупнейшие ГЭС - Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. Волга соединяется с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путем, с Белым м. - Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями - Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой - каналом им. Москвы. В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулевский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Волги.

Начинаясь у пологих холмов Валдая Волга собирает воду с огромного бассейна, занимающего почти треть Русской равнины, и вливает её в Каспий. По длине - 3688 км - Волга занимает первое место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во внутренние водоемы.

Полноводные волжские притоки служат дорогами к хребтам Урала, дремучим лесам Севера, к плодородным равнинам степной полосы. Среди множества рек, впадающих в Волгу, - Тверца, Медведица, Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Керженец, Сура, Ветлуга, Свияга, Кама.

Кама - одна из важнейших речных магистралей нашей страны; её длина превышает 2000 км. Немногим уступает её Ока, протянувшись почти на 1500 км.

В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Н. Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани.



Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ. Еще в те далекие времена по реке передвигались разные племена; находки археологов доказывают это.

Птолемей во II веке нашей эры упоминал о Волге, называя ее древним именем Ра. С годами значение могучей реки возрастало. С VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для огромной территории. В старинных летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад.

И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой. На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри.

Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии. Невиданные никогда ранее караваны из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем сообщения Руси с Востоком.

Постепенно Волгари научились строить прочные и легкие суда. Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с ХVII и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки, тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е. Репин.

В Волжском бассейне насчитывали в ХIХ веке до 600 тысяч бурлаков. Бурлачество, порожденное крепостничеством, осталось темным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки были не только в истории России. Труд людей для передвижения судов на бечеве применялся во всех государствах Европы.



Первый в Волжском бассейне пароход построили в 1816 году мастера Пожевского завода на Каме. В 1817 году он вышел на Волгу. Особенно быстро Волжское пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.

На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и дорого и неудобно. Вслед за нефтеналивными парусниками волгари соорудили первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Способ перевозки нефти наливом, получивший во многих странах название «русского способа», распространился на всех морях и океанах земного шара.

Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы. Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного пассажирского судна, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени.

Начало 20 в. ознаменовалось весьма важным событием в мировом судоходстве. На построенном Сормовским заводом нефтеналивном судне «Вандал» были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. В 1903 г это судно - первый в мире теплоход вышло в рейс.

На следующий год был готов «Сармат» - второй теплоход, значительно усовершенствованный по сравнению с «Вандалом». Затем по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль», пассажирский колесный теплоход «Урал» и, наконец, знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Вплоть до начала 20в. в разгаре лета на Волге из-за мелководья прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и Ярославля можно было найти броды. Близ некоторых волжских перекатов в межень (средний уровень воды после половодья) скапливалось иногда по несколько десятков судов.

Даже после значительных землечерпательных работ, произведенных на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» все же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на ней и специально оборудованных речных портов. Склады и лабазы вдоль берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под непомерной тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их называли, крючники, - вот картина старой волжской пристани.

Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались перемены. В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга-Москва связал её со столицей.

Разработанный по указанию партии и правительства план дальнейших работ на великой реке получил название плана Большой Волги. Этот план предусматривал коренную реконструкцию реки, её наилучшее использование. Проблема решалась комплексно, таким образом, чтобы одновременно улучшались условия судоходства, усиливались и развивались транспортные связи Волги с морями и основными речными бассейнами европейской части страны, чтобы построенный ГЭС давали народному хозяйству дешевую энергию, а волжская вода использовалась для орошения и обводнения земель.

Каскад Большой Волги, включает в себя, прежде всего восемь основных гидроузлов: Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский, Волгоградский. Схемой Большой Волги было предусмотрено также строительство гидроузлов на Волжских притоках - Каме, Оке, Ветлуге, Суре.

За два десятилетия было завершено соединение бассейна Волги со всеми морями, омывающими европейскую часть страны, для превращения Волги в магистраль пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Эти работы начались с изысканий на трассе Беломоро-Балтийского канала в 1931 г. и закончились первым рейсом волжских судов по Волго-Донскому каналу летом 1952 г. А в 1964 г. завершено строительство глубоководного Волго-Балтийкого канала.



Хозяйка Гор

В легендах и преданиях Самарского края ярко вырисовывается образ некой хранительницы - Хозяйки Гор. Подобно Хозяйке Медной Горы Урала (известной нам благодаря творчеству П. Бажова), она является повелительницей подземных пространств, куда допускает лишь избранных героев. Жигулевские сказки и сегодня рассказывают, что можно попасть в "отполированные норы" Хозяйки. "На четвереньках в аккурат влезть в них можно. Кто проползал - видел на том конце, то, что было желанно сердцу. Кто море, кто степь, кто горы или лес".

В I тысячелетии до нашей эры в Среднем Поволжье жили племена, в которых, как установили археологические раскопки, особо почетное положение занимали женщины. Они были хорошо вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами, посвященными в древние таинства. Для их погребения возводили огромные курганы. Один из таких курганов был раскопан у села Гвардейцы Борского района в 70-х годах XX века. В могиле наряду с бусами и глиняными пряслицами от веретена были найдены железный кинжал и наконечники стрел. Вот вероятно, откуда берут свой исток легенды о Волжской Амазонии.



Повелительницы гор

Предание "Завет Бориславны" сообщает, что "некая русская богатырша Бориславна захоронила свои (добытые на востоке!) сокровища в Жигулях, под скалистым курганом. Курган заповедный и сам перед героем в сужденный час раскроется. И будут ему (герою) в награду все укрытые богатства".

Образ Бориславны тесным образом перекликается с образом легендарной мордовской царицы Анна-Патерь, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе Ош-Пандо-Нерь. Когда крепость пала, Анна бежала в горы. Для ее поимки враги послали целую армию, но княжна исчезла. Легенды рассказывают, что враги долго преследовали ее тень - "женщину на белой лошади". Но, в конце концов, все преследователи погибли, сраженные колдовскими огнями… А княжна укрылась в потайных пещерах и погрузилась в волшебный сон. Образ Волжской богатырши Бориславны удивительно схож с европейским образом альбигойской Марии Магдалины - легендарной хранительницей Грааля. Грааль - священная чаша, или камня, что был ниспослан с неба. Согласно западноевропейским преданиям Магдалина укрыла Грааль (сокровище с востока) в одной из пещер на реке Роне, где-то недалеко от горного пика Монсегюр.

Еще ближе смыкается образ царицы Анны-Патерь и графини Эсламонды де Фокс. Многие отказывались верить в смерть графини после разрушения Монсегюра. Ее считали хранительницей Грааля и верили, что она погружена в сон в одной из пещер, которых было много в горе, на которой стоял замок. Хранительница пробудится в день Страшного Суда. Рассказывают, что иногда в Жигулевских горах можно видеть призрак Анны, женщины в царском облачении с факелом в руках, горящим таинственным голубоватым пламенем. Если светит полная луна, ее бывает видно совершенно отчетливо.

С царицами Жигулевских подземелий легенды связывают и развалины древних городищ, найденных археологами на горе Манчиха, Белой Горе, Давыдовой горе.

В преданиях поволжских аборигенов есть и отважная дева Манчиха.

Самарским спелеологам известны ходы на восточном склоне Белой Горы - напротив Каменного озера. Самый большой ход - извилистый коридор, кончающийся куполообразной камерой. Дальше - завал из крупных глыб. Стены пещеры покрыты льдом, низкая температура наблюдается здесь круглый год (до - 15 град. С). Спелеологи объясняют это тем, что внутри горы находятся значительные пустоты, порождающие устойчивую тягу воздуха. В окрестностях горы известно еще несколько более мелких пещер, полностью закрытых льдом.

Другая "Повелительница Гор Жигулевских" - колдунья Маринка (имеется в виду Мария Мнишек, жена Лжедмитрия I, которая после смерти мужа с верными ей силами бежала в Поволжье). Она жива до сих пор и живет где-то в горе, "чарами чарует", "бродячими кладами повелевает".

До середины второй половины XVIII столетия Жигулевские горы именовались Девьими. Легенды рассказывают о группе дев сестер-богатырок, меряться силой к которым приходили "добры молодцы" и "калика перехожий". Седая древность этой легенды отражена на карте 1459 года, на которой район Девьих гор именуется Амазонией. В Жигулях до настоящего времени есть Девья гора (более поздние названия - Девичья гора, Девичий курган), про которую сложены легенды. Выдающийся немецкий поэт Пауль Флеминг в 1634 г. опубликовал о ней сонет «Девья гора». Девья гора стоит около Молодецкого кургана. Легенда объединяет Девью гору и Молодецкий курган: будто бы жила в лесу девица-отшельница, которая полюбила парня-охотника, а он - её (сюжет не оригинальный, явно языческий и распространённый у других народов).

Жигулевские легенды о "Девах" хорошо перекликаются с чешскими преданиями VII века о "красных девах Власты". Подобно сказочной правительнице Анне, Власта владела неприступной крепостью на горе Видовле. Ее владения также считались Амазонией. Она самодержавно правила своей страной, устанавливая довольно странные законы. Под крепостью Власты простиралось обширное подземелье, где перед последней битвой ее женщины -воины укрыли сказочные сокровища. Клада этого до сих пор не нашли.

Более поздние сказания сообщают о кладах и гробницах дев-богатырок в горах Жигулевских. "В полночь сама перед ними раскрылась дверь в потайное подземелье. Большая горница. Блескучая роскошь подземных палат. Редкостные яства на широких каменных столах. Каменный гроб, поперек три обруча. Кругом бочки с золотом, серебром, бриллиантами. А до Спаса далече. Перед ними лампада теплится".

С течением времени в Поволжье образ Хозяйки гор постепенно замещается образом некоего мага-колдуна</</font>.



























Заключение.

Самарские предания из века в век говорят о том катаклизме, в котором возникли Жигули. Они же рассказывают о народах, живших в наших местах, о волнах кочевников, захлестывавших Луку в разные времена. Они очень точны географически - свыше 90% упоминаемых в легендах объектов реально существует или существовало до недавнего времени. Легенды описывают исторические события иногда точнее, чем это делает сама история.

В связи с этим вызывает интерес, что в легендах Самарской Луки настойчиво и ярко вырисовывается образ хранительницы подземных кладовых - Хозяйки гор. Она, подобно Хозяйке Медной горы в уральских сказах, владеет всеми сокровищами жигулевских недр. Скорее всего, это отголоски культа Богини плодородия, Матери-земли (земле всегда приписывалось женское начало), или же следы матриархата, который в течение некоторого времени являлся формой организации у населявших Луку племен.

Так или иначе, до второй половины XVIII века Жигулевские горы именовались Девьими, а на карте 1459 года район гор именуется Амазонией. И легенды, которым не меньше, чем полтысячи лет, рассказывают о группе сестер-богатырок, к которым меряться силой приходили "и добрые молодцы, и калики перехожие".

Является ли это отголоском греческой цивилизации, где существовали жестко организованные общины женщин-воительниц, или же наоборот, греческие амазонки имели прародительниц из южнорусских и волжских племен - этот вопрос пока без ответа.























Список использованной литературы.

1) www.445000.ru/

2) www.edc.samara.ru/

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти





Возрастная категория : 7 класс



Секция : литература





Название работы:

«Легенды Жигулей»







Автор работы:

Ионова Татьяна,

Селивёрстова Мария,

7В класс







Научный руководитель:

Панасенко Светлана Валентиновна,

учитель русского языка и литературы



















Тольятти 2011



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал