7


  • Учителю
  • Урок по технологии для 7 класса «Коллаж. Мой город»

Урок по технологии для 7 класса «Коллаж. Мой город»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Выдержка из материала:2.Методы стимулирования и мотивации учащихся:• эмоциональные методы;• познавательные методы;• социальные методы;Метапредметные связи:1.Изобразительное искусство (фотографии города Смоленска);2.История (сведения об истории города);3.Музыка (песня о
предварительный просмотр материала

7-й класс. Урок по теме «Коллаж. Мой город».

Фирсанова Ирина Владимировна, учитель технологии

МБОУ гимназия №4 города Смоленска

Раздел: Преподавание технологии

Данный урок проводился в МБОУ «Гимназия №4» города Смоленска. Урок построен по принципу творческой мастерской, он является вводным уроком в блоке.

Тема урока: «Коллаж. Мой город»

Цели урока:

Образовательные:

  • научить выполнять декоративное изделие в технике текстильного коллажа;

  • обучение технике текстильного коллажа предполагает освоение круга знаний, умений и навыков в области теории, истории и современного состояния изобразительного и декоративно-прикладного искусства, композиции, цветоведения и технологии обработки тканей, необходимых для создания художественного продукта;

  • познакомить с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для работы;

  • углубить знания в области материаловедения;

  • совершенствование навыков работы с текстильными материалами;

  • дать представление о возможностях использования текстильных материалов в творческой работе.

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы с текстильными материалами;

  • воспитание любви к родному городу Смоленску;

  • воспитание патриотизма;

  • воспитание эстетического отношения к действительности.

Развивающие:

  • развитие активности и самостоятельности;

  • развитие творческих способностей;

  • развивать художественный вкус, патриотизм через воспитание уважения к истории родного края;

  • способствовать развитию воображения и эстетического вкуса в процессе создания композиции по замыслу из пестрых лоскутков ткани;

  • развивать умение выполнять текстильный коллаж из лоскутков и оформлять декоративную рамку из ткани или тесьмы.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; журналы; дидактическое пособие демонстрирующее последовательность выполнения коллажа.

Оборудование: компьютер, проекционная система, ножницы, гладильная доска, утюг.

Методы ведения урока: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация приёмов работы по созданию коллажа, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок - творческая мастерская;

Ведущие понятия: коллаж; декоративно-прикладное искусство, лоскутная пластика, шаблон.

Общедидактические принципы, используемые на уроке:

  1. Принцип сознательности и активности учащихся:

• понимание учащимися целей предстоящей работы, плана действий и методики работы.

  1. Принцип наглядности обучения:

• демонстрация учителем всех действий, выполняемых учеником.

  1. Принцип систематичности и последовательности:

• опора на полученные ранее знания учащихся и их умения.

  1. Принцип доступности:

• учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  1. Принцип связи с практикой:

• продемонстрированы возможности использования технологии создания коллажа для оформления интерьера, создания оригинальных подарков.

Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:

  1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся:

• методы словесной передачи и слухового восприятия информации словесные методы:

  • элементы рассказа-вступления;

  • элементы фронтальной беседы;

• методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы):

  • метод демонстраций;

• методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические методы):

  • творческая работа;

  • работа с тканью и бумагой;

2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:

• эмоциональные методы;

• познавательные методы;

• социальные методы;

Метапредметные связи:

1. Изобразительное искусство (фотографии города Смоленска);

2. История (сведения об истории города);

3. Музыка (песня о Смоленске);

4. ИКТ (обработка фотографий на компьютере)

Предварительная подготовка:

  1. Учителем были подобраны фотографии города Смоленска (пример в приложении 1).

  2. Учителем был подобран фильм о Смоленске.

3. Учителем были подготовлены листы с фотографиями города Смоленска, обработанные на компьютере и распечатанные на принтере (пример в приложении 2).

4. Подготовлены примеры выполнения эскизов для коллажа (пример в приложении 3)

5. Подготовлен дидактический материал по алгоритму выполнения коллажа (пример в приложении 4).

6. Подготовлен материал, демонстрирующий примеры выполнения коллажа на тему «Мой Смоленск» (пример в приложении 5).

7. Подготовлены готовые работы, выполненные в технике коллажа.

8. Подобрано музыкальное оформление вводной части урока.


План урока:

1. Организационная часть.

а) Проверка готовности учащихся к уроку.

б) Принять раппорт у дежурного о наличии учеников на уроке.

2. Вступительное слово учителя.

3. Объяснение нового материала (постановка целей, повторение ранее изученного материала, необходимого для работы).

4. Экспериментальная работа учащихся над составлением коллажа из цветной бумаги геометрической формы. Работа в группах.

5. Творческая работа учащихся над эскизом коллажа.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:

• мультимедийный проектор с экраном (для демонстрации произведений живописи на тему о городе Смоленске);

• фонограммы с песней о Смоленске;

• фотографические изображения города Смоленска (в электронном и бумажном виде); (пример в приложении 1)

  • листы с образцами коллажа гармоничной композиции из цветной бумаги геометрической формы (приложение 2)

• листы с фотографиями города Смоленска, распечатанные на лазерном чёрно-белом принтере (пример в приложении 3);

  • листы с примерами эскиза городского пейзажа (приложение 4);

• дидактический материал по алгоритму выполнения коллажа (приложение 5);

  • образцы работ, выполненных в технике коллажа;

• клей;

• ножницы;

• магнитная доска;

• магниты;


Ход урока

1. Организационная часть.

2. Вступительное слово учителя.

Звучит «Песня о Смоленске» (муз. Н. Писаренко, стихи Клочкова)

На магнитной доске прикреплены фотографии родного города Смоленска. На экране - фильм «Мой Смоленск» (5 минут).

Смоленск - один из самых древних городов Руси. Он старше Москвы, ровесник Киева и Новгорода. Смоленск, основанный в 863г, вырос на пути «из варяг в греки», и история здесь напоминает о себе то земляным оборонительным валом, то древним храмом, то крепостной башней. Эти сооружения и памятники стали свидетелями становления и развития Смоленска и всей России. Смоленск расположен в центре Русской равнины на семи холмах. На вершине одного из них чуть вдалеке, на юге, возвышается лазурный храм с изящными золотыми куполами, в котором узнаёшь знаменитый Успенский собор Смоленска. Собор возносится над спускающимися почти к самой воде стенами смоленского кремля. Легендарное «русское ожерелье» - грандиозная смоленская крепость - было возведена здесь при Борисе Годунове в самом начале XVII века. Именно этой крепости предстояло через несколько лет отражать натиск солдат Речи Посполитой, а через два века - полчищ Наполеона во время Отечественной войны. Древние храмы и крепостные башни, величественные монументы и скромные обелиски - словно вехи в его исторической судьбе, неразрывно связанной с судьбой нашей Родины. Пережив нашествия неприятеля, огни пожарищ и разрушения, Смоленск обрел славу города-стража рубежей Российского государства, стал символом русской стойкости и патриотизма.

В Смоленске можно бродить долго, взбираться на днепровские холмы, спускаться с круч и не устать при этом, так много в нем разнообразной незатейливости, спокойной красоты.

«Он на семи холмах как Рим

И окружен кругом стеною» -

это слова нашего смоленского поэта Н.Рыленкова.

И хотя история Смоленска уходит своими корнями далеко в прошлое, это прошлое не стало для нас «преданьем старины глубокой». Вся многовековая история нашего города, словно каменная сказка, запечатлелась в памятниках его архитектуры.

Известно, что характер народа определяется историческими условиями, материально-техническими условиями, укладом общества. Но мне кажется, что и природа страны накладывает отпечаток на живущий в ней народ.

Красота смоленских пейзажей - типично русская красота, неброская и широкая, спокойная и сильная. Она - в открытости и ширине равнин, в спокойном течении реки, в ясности озер, в глубокой мудрости лесов. Она в милых подробностях родного пейзажа: доверчивая береза на холме, песчаный откос Днепра, светлый силуэт Успенского Собора, обелиск над могилой, стремительный полет Свирской церкви, уснувший сад под снегом, они - как знакомые черты родного города. Красота смоленских пейзажей и в смене времен года, в тонкой живописности зимы и весны, в богатстве красок лета и осени.


  1. Объяснение нового материала.

Все мы хотим, чтобы красота нашего древнего красивого города была бы запечатлена не только в фильмах, фотографиях, картинах художников, но и в наших творческих работах.

Демонстрация картин и фотографий с изображениями родного города, выполненных в технике коллажа.

  • Как вы думаете, в какой технике выполнены эти работы?

Предлагают свои варианты (возможные ответы: аппликация, композиция, панно, коллаж).

Посмотрите на доску (магнитная доска переворачивается). Здесь выписаны определения нужного нам понятия из различных словарей.


1. Приём исполнения произведений изобразительного искусства путём наклеивания на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре (Толковый словарь русского языка для школьников. под. ред. С.И.Карантирова, М., 2000 (с. 226))

2. Приём в изобразительном искусстве, состоящий в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов иного цвета и фактуры, а также название произведений, выполненных при помощи этой техники, художественная композиция. (Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова. Т.М.Корнилова и др. М., 1993 (с. 185))

3. Оклеивание обоями (Потоцкая В.В., Потоцкая Н.П. Французско-русский словарь. М., 1967 (с.111))


Читают определения, вывешенные на доске.

  • Что же общего в этих определениях?

Действительно, такие картины называются коллажами. Вот, наконец, мы с вами и добрались до темы нашего сегодняшнего урока.

  • Какая тема сегодняшнего урока?

Высказывают свои предположения.

(прикрепляю над определениями из словарей слово «КОЛЛАЖ»)

  • Тема нашего сегодняшнего урока «Коллаж. Мой город».

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «коллаж», выполним эскизы в цвете для коллажа.

Многие художники работают с текстильными материалами. На выставках художников льнокомбината города Ярцева, на персональных выставках смоленской художницы В. Никулиной много работ, воспевающих красоты нашего древнего города. Работы художницы выполнены в технике гобелен. Она мастерски владеет техникой, используя фактуру и цветовое сочетание нужного материала.

Искусство шитья из лоскутов издавна известно многим народам. Из них создавались высокохудожественные предметы домашнего обихода, одежда, обувь, головные уборы. Основные формы кроя, орнаменты изделий формировались под влиянием истории и культуры каждого народа, жизненного уклада и быта, окружающей природы, наличия исходных материалов.

А мы обратимся к смоленским пейзажам и попробуем «нарисовать» картину с помощью лоскутов ткани, т.е. в технике текстильного коллажа.

Текстильный коллаж выполняют наклеиванием лоскутков ткани на основу, создавая определённый рисунок. Текстильный коллаж представляет собой самобытное направление декоративно-прикладного искусства, в котором объединяются исторические народные традиции создания орнаментальных композиций и новаторские тенденции создания сюжетных и жанровых, ярких, нестандартных композиций на плоскости в относительно несложной технике и доступности исходного материала. Коллаж отличается наличием идеи, условностью образа, индивидуальностью, красочностью, декоративностью, выраженностью эмоционального настроя, обладающий практической значимостью.

В наше время коллаж находится в центре внимания, как профессиональных художников, так и любителей, потому что это самый простой способ, использующий доступные материалы и позволяющий каждому проявить свою индивидуальность в искусстве. Ведь создать коллаж - значит собрать в единое целое разрозненные элементы, чтобы получить что-то новое; это некая игра, дающая возможность использовать любые свойства предметов, предписывать им совершенно новые качества и получать незапланированный, уникальный результат.

В отличие от аппликации коллаж допускает использование объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов. Автор коллажа работает как художник. Он может комбинировать разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию и коллаж, чтобы создать неповторимый художественный образ, панно или картину.

  • С чего нужно начинать работу над коллажем?

Высказывают свои предположения.

Работу над коллажем обычно начинают с рисования эскиза на листе бумаги. Затем, подобрав нужный материал, можно приступать к воплощению задуманной идеи.

Определен алгоритм обучения технике текстильного коллажа: изучение теоретического материала - выполнение набросков (зарисовок) - применение стилизации и импровизации - работа над эскизом - подбор ткани - выполнение композиции в материале - оценка проделанной работы.

• Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков?

Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

• Как подготовить материал к работе?

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:

1. Определение прочности окраски ( уголок ткани проутюживают через мокрую ткань. Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки. При необходимости можно закрепить краску, используя уксус.

Мелкие лоскутки можно крахмалить холодным способом: в миску наливают 1 литр воды, в ней разводят 1 ст. ложку крахмала и 1 чайную ложку соли. Затем каждый лоскут смачивают, сразу отжимают и проутюживают.

• Зачем нужна эта операция?

Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг. "каждый охотник желает знать где сидит фазан". Цвета условно распределили на две группы: "тёплые" - красный, оранжевый, жёлтый - напоминают о солнце и тепле. "Холодные" - зелёный, голубой, синий и фиолетовый - напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов - чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный - жёлтый - синий; зелёный - фиолетовый - оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный - оранжевый и т. д.

Колорит текстильного коллажа определяется совокупностью применяемых цветов, гармоничностью их сочетания. В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым. Но прежде всего колорит характеризуется преобладающим в нем цветом - синим или желтым, фиолетовым или зеленым. Гармонично решенная композиция подобна музыкальному произведению.

Подобрать нужное сочетание цветов в наших композициях поможет логическое мышление и умение видеть цвет в ткани. Цвет - основа всякого декоративного искусства. Цвет и общий колорит являются наиважнейшими выразительными средствами композиции.

Основным признаком аппликации является силуэтность, плоскостная обобщающая трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность), большие цветовые пятна.

  1. Экспериментальная работа учащихся над составлением коллажа из цветной бумаги геометрической формы. Работа в группах.

У вас на столах конверты с геометрическими элементами разных цветов, выполненными из бумаги. Выполните коллаж, составьте гармоничную композицию, выражающую особое настроение (работа в группах) (пример в приложении 2 ).

5. Творческая работа учащихся над эскизом коллажа.

Коллаж может быть предметным, сюжетным и декоративным. Наш коллаж - сюжетный. Мы выполним коллаж на тему «Мой город», в котором отразим неповторимую красоту нашего древнего Смоленска.

Работа с бумагой (распечатанными на принтере фотографиями Смоленска) создание эскизов в цвете. Прежде, чем мы приступим к изготовлению коллажа, давайте рассмотрим фотографии города Смоленска и стилизованные фотографии, выполненные на компьютере. Выберите фотографии, с которыми вы будете работать. Определите цветовую гамму будущего коллажа, характер композиции (будет ли рисунок выполняться в ярких контрастных цветах или мягких пастельных тонах).

Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь цветными карандашами, красками или пастелью выполняют эскизы коллажа.

Целевой обход учителя. Обходя класс, рабочие места учащихся, учитель контролирует работу учащихся, правильность подбора цвета в соответствии с рекомендациями.

6.Подведение итогов урока.

Учащиеся прикрепляют выполненные эскизы на доску.

Итак, скажите, чему же вы научились на сегодняшнем уроке?

А кто помнит, что такое коллаж?

Где можно использовать знания, полученные на уроке?

Настало время просмотреть выполненные эскизы. По завершении работы обязательно демонстрируются всему классу наиболее интересные эскизы будущего коллажа, проводится обсуждение результатов творческой деятельности.

Звучит песня ««Песня о Смоленске» (муз. Н. Писаренко), учащееся вместе с учителем просматривают получившиеся эскизы,

7. Домашнее задание.

Подготовить лоскутки для текстильного коллажа.

Приложение 2


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4

Пример выбора цветовой гаммы для эскиза городского пейзажа

Приложение 5

Начальная стадия работы по сборке коллажа


Законченная работа в технике коллажа


Приложение 6

Коллаж Дороховой Александры

Коллаж Каменевой Софьи



Выставка работ учащихся в кабинете изобразительного искусства

«Город вечной красоты» (техника коллаж)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал