7


  • Учителю
  • Урок по технологии 'Некоторые аспекты изучения и изготовления куклы'

Урок по технологии 'Некоторые аспекты изучения и изготовления куклы'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок

На тему: «Некоторые аспекты изучения и изготовления куклы»


Выполнена педагогом Петровой Александрой Борисовной


Санкт-Петербург

2015г.

Введение

Среди всех видов декоративно-прикладного искусства особое место занимает кукла. Существует много классификаций по разным признакам. Это и ее игровое значение, и культовое,и обрядовое, и научное. Ведь на примере куклы можно войти не только в мир истории и антропологии, но и лучше понять себя и людей других национальностей.

Исследуя набранный в процессе работы с детьми общеобразовательных учреждений теоретический и практический материал о куклах, я пришла к выводу, что систематизация их по одной оси координат невозможна. Поэтому я поставила следующие задачи.

  • Проанализировать собранный по теме кукла эмпирический и практический материал.

  • Обобщить изученный материал по выявленным признакам и отличительным особенностям.

Цель курсовой работы : образовательная.




Куклы Кавказа

«Такой лазурный небосвод

Сияет только над тобой…»


Пространственный подход

Куклы существуют не только во времени, но и в пространстве. И это уже иная ось координат. Это мировая культура,традиции и обычаи народов населяющих нашу планету. На этом пути изучения куклы выбор объекта не ограничен.

В этой части нахожу необходимым рассмотреть понятие «толерантность».

Среди народных традиционных кукол особое место занимают куклы Кавказа. Они не просто красивы, изящны и необычны, но и требуют иного подхода как к созданию основы,так и к изготовлению костюма с его изумительным декорированием. Невозможно грамотно создать армянскую, грузинскую, азербайджанскую, осетинскую , курдскую либо иную куклу без изучения традиций, национальных особенностей, верований и многих других факторов влияющих на формирование этноса.

Выполняя в детских коллективах армянских кукол разной конструкции и размера я пришла к заключению , что наиболее интересной к изучению является кукла с вышитым лицом, воссозданная одной из кукольниц Ленинградской области Смирновой по фотографии из Кунсткамеры.

Армянская кукла

Ход работы

Основа куклы


К палочке длиной 15 см. приставляем большую пуговицу и добавляем вату для формирования головы так, чтобы вверху остался 1 см.палочки. Покрываем голову белой тканью, концы опускаем вниз. Для изготовления ручек подойдут две плотные скрутки диаметром не более 1 см. При помощи дополнительного лоскута формируем грудь, плечи. Так как конструкция данной основы куклы составная, то нам потребуется для изготовления ножек две набивные скатки. Особое внимание следует уделить изготовлению прочного торса куклы. Дополнительным слоем ваты добираем объем торса до 3 см. При этом следим за тем, чтобы ширина талии не превышала 2,5 см. Особое изящество придает кукле то, что кончики ног с заостренными концами (длина стопы 3 см). Для изготовления конечностей хорошо использовать бязь-небеленку. Обе ножки пришиваются к линии бедер швом «через край иголкой».

Костюм куклы нарядный

Рубашка кружевная с воротничком в виде «жабо» и блестящей пуговкой. Нижняя юбка шьется из темно-лилового или фиолетового шелка. Декорируется складками, тесьмой, зубчиками. Под юбку надеваются нарядные шароварчики . Из лоскута для рубахи изготавливаем рукава. Обтягиваем ручки и пришиваем их к окату линии плеч. Далее надеваем лиф платья. Юбка пришивается в виде « татьянки» к линии талии. Для платья подходит шелк или атлас нежных оттенков. В оригинале - это однотонная ткань кремового цвета. Завершает работу над костюмом подвязывание пояском из ткани платья. Пояс достаточно длинный, сшитый и вывернутый.

Головной убор и лицо куклы

Следующий шаг - работа с головой армянской куклы. Нам потребуются нитки «мулинэ» красного и черного цвета. Брови и глаза вышиваем ромбообразными стежками, а щеки красным цветом. Выступ палочки над головой нужен для крепления двух прядок рыжих волос и шапочки цвета бордо с золотыми паучками. Размер куклы может быть увеличен с 30 см до 45 см.

Работа над данной куклой способствует укреплению дружбы в детском коллективе ,пробуждает интерес к культуре и традициям народов Ближнего и Дальнего зарубежья.


Курдская кукла

Не простой , но увлекательной оказалась моя личная работа по воссозданию курдской куклы. Материалом для изучения конструкции и оформления курдской куклы послужила коллекция кукол, хранящаяся в запасниках музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, поразившая меня своей уникальностью.

С одной стороны все просто - садись и воспроизводи. Но с другой … повеяло такой архаикой.

Похоже, куклы делались на скорую руку - для игры. Именно эти нам и интересны.

В основе куклы размером в ладонь и чуть больше находится палочка. На этом сходство с удмуртской куклой заканчивается.

Почти все куклы, кроме одной среди показанных, без ручек. Для драпировки верхней части торса характерна навивка из лоскутов ткани. Наиболее употребляемые цвета - бордо, зеленый хаки, беж, грязно-розовый, черный и просто цветастые ткани. Нередко встречается вертикальная полоска, иногда поперечная.

Иногда мне казалось, что это грузинская одежда, иногда - индийская, то таджикские мотивы, то кабардинское веяние Голова овальной формы, крепится к верхней части палочки подобно сборке кукол тюрко- язычной группы.

Лицо куклы преимущественно не обозначено. Кроме навивки тканями верхней части торса одежду куклы составляет завышенная юбка, которая свободно облегает стан без сборок , порой обвивает несколько раз. Нередко одежда включает цветастые лоскуты, но в умеренном объеме.

Реплику на курдскую куклу можно изготовить за одно занятие, а вот знакомство с культурой народа, проживающего на территории многих стран, требует продолжительного времени.



О толерантности

Будучи уверена в том, что хороших и плохих народов нет, а есть хорошие и иногда плохие люди , я через проработку кукол разных народов пытаюсь привить детям кружка «Смолянка» уважение и интерес к культуре, отличной от привычной и традиционной.

Человеческие ценности неизменны. Подход к их проявлению меняется. Еще полвека назад была в почете дружба народов. Нерушимый хоровод 15 республик остановил свое историческое действо. Но ведь народы не исчезли. Изменился характер их взаимодействия. Стало постыдным выражать свои добрые чувства. Потребность в диалоге сократилась. Потребность в самовыражении осталась. Мобильная связь, половина в маршрутке разговаривает , но не друг с другом. Дружба терпит фиаско и на уровне межличностных отношений и на уровне страны.Но мы же гуманоиды. Что- то вместо дружбы изобрели. И этот суррогат назвали толерантность. Терпимость. Это как брак без любви. Со мной не все согласятся. Но я и не навязываю свое мнение всем. Мне только жаль утраченной дружбы народов моей страны.

И когда мы работаем в кружке над куклой той или иной национальности мы стараемся как можно больше узнать о культуре и традициях Народов Севера, Поволжья , Северного Кавказа,

Азии и Прибалтики. Такое знание побуждает учеников к выполнению кукол разной конструкции, в разных национальных костюмах и формирует у обучающихся моей студии живой интерес к тем «кто понаехали».


Временной подход


Учитывая многообразие понятия «кукла» и многогранность подходов к ее изучению я решила остановиться только на некоторых аспектах исследования в рамках курсовой работы.

Я выделяю два основных подхода ; временной и пространственный. Изучение куклы в пространстве мы рассмотрели. Таким же основательным и интересным является иной подход.

К куклам календарного цикла относятся Рождественский ангел, Веснянки, Покосницы, Дожинки и др.

И здесь уместно рассмотрение процесса изготовления Рождественского ангела.

Рождественский ангел

Привожу два варианта работы по теме зимнего календарного цикла «Рождественский Ангел».

Технология изготовления ангела

Шаг 1. Положить синтепон или вату в центр квадрата, сформировать голову. Сделать выворотную петлю, перевязать голову.


Шаг 2. Сложить кусочек органзы пополам по диагонали, присборить от тупого угла к противоположной стороне, приложить к туловищу.

Шаг 3. Взять серебряный шнур, положить под большой палец левой руки на туловище ангела. Правой рукой обвести шнур один раз вокруг талии , перекинуть его через правое плечо ангела. Обвести вокруг головы, образуя нимб, перекинуть шнур через левое плечо до талии, завязать и закрепить

На мой взгляд, данная работа и творчество требуют иной технологии и

мне лично ближе иной вариант создания ангела.

Если мы хотим привить ребенку определенный навык работы с лоскутом ,то нужен один подход.

Но если мы воспитываем и развиваем эстетическое начало, то надо пробуждать любовь к прекрасному. И на таком уроке я прошу вспомнить , каких ангелов дети уже знают, какими их представляют и начинаем вместе обдумывать, как их выполнить из ткани и тесьмы. От сотворчества один шаг к детскому творчеству. И я не хочу и не вправе разрушать детское представление по данному образу готовым шаблоном - ходом урока. Важно создать атмосферу таинственности, чистоты помыслов, одухотворенности. А далее целесообразно индивидуально помочь каждому обучающемуся. Обязательным является наличие выразительного демонстрационного материала: репродукций, книг, объемных фигурок. Прочтение стиха об ангеле придает особую эмоциональную атмосферу на уроке по предмету «декоративно-прикладное искусство».

Временные рамки не могут ограничиваться только привязкой к циклам года, к явлениям Солнцестояния, Равноденствия и т. д.

Изучение куклы напрямую сопряжено и с историей костюма и с другими изменчивыми особенностями предметного мира людей, что уводят в глубь веков.

Выводы

В рамках курсовой работы я попробовала коснуться не только аксеологических вопросов современного подхода к изготовлению куклы, но и привнести новое отношение к ходу урока. Темой моего пристального изучения остается кукла народов Северного Кавказа. И в данном вопросе я предпочитаю традиционный подход.

В ходе работы я проанализировала собранный в процессе работы с детьми образовательных учреждений материал по теме »кукла». Мне удалось найти свой подход в вопросе систематизации и обобщения изучаемых и созданных своими руками образцов декоративно- прикладного искусства. У меня выработался навык работы с исследуемым материалом.

Подводя итоги по факту написания курсовой работы могу сказать, что заявленная цель достигнута и задачи поставленные перед написанием работы решены в пределах компетенции педагога дополнительного образования общеобразовательных учреждений.



Список использованной литературы:

  • С. Вохринцева «Национальные костюмы. Екатеренбург. 2000 г.

  • Кленент Мур «Ночь перед Рождеством» М.,» Махаон». 1997 г.

  • «Пчелка». Православный сборник для детей. Г.Чехов Москов. обл. 1993 г.

  • Котова И. Н. , Котова А. С. «Народная кукла» СПб, Паритет. 2005 г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал