7


  • Учителю
  • План-конспект по технологии на тему Вышивка гладью (8 класс)

План-конспект по технологии на тему Вышивка гладью (8 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок по технологии в 8-м классе. Тема: "Ручная художественная вышивка гладью"

  • Енкова Наталья Евгеньевна, учитель технологии

Разделы: Технология





Цель урока:

  • ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;

  • формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;

  • формировать умения выбора материалов для вышивания.

Воспитательная:

  • вырабатывать точность и аккуратность в работе;

  • формирование положительной мотивации к предмету;

  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;

  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;

  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор,

  • ПК.

Инструменты и материалы:

  • пяльцы,

  • ткань 20 x 20 см,

  • нитки мулине,

  • набор игл,

  • ножницы,

  • карандаш,

  • копировальная бумага,

  • образцы рисунков,

  • образцы вышивки,

  • инструкционные карты.

Дидактический материал:

  • презентация "Вышивка гладь",

  • инструкционные карты швов гладь,

  • образцы вышивок гладь.

Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)

Ход урока

I. Организационный момент

  • Проверка готовности к уроку.

  • Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение материала по разделу вышивание

Письменно ответить на тест.

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

  • а) батик;

  • б) мережка;

  • в) ришелье;

  • г) простой крест;

  • д) владимирская гладь.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

  • а) координатной сетки;

  • б) ксерокса;

  • в) линейки и циркуля.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;

  • б) спрятать нить под стежками;

  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

  • а) карандаш;

  • б) копировальная бумага;

  • в) фломастер;

  • г) ножницы;

  • д) эскиз рисунка.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

  • а) пяльцы;

  • б) нитки мулине;

  • в) нитки х/б;

  • г) напёрсток;

  • д) крючок.

Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.

III. Изучение темы урока

  • Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.

  • Показ презентации

Слайд №1.

В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Слайд №2.

Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.

Слайд №3.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Из истории вышивки (зачитывает одна из учениц). Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. [2]

Слайд №4,5.

Из истории вышивки (зачитывают ученицы). Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.

С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье. [2]

Слайд №6.

На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.

Слайд №7.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани. Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др. [3]

Слайд № 8.

Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Слайд № 9.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Слайд №10.

Готовыми вышитыми работами - можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ.

Слайд №11.

В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.

Слайд №12..

Современная мода вновь возвращается к вышивке - декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

Слайд №13-15..

Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.

IV. Практическая работа.

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.

  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.

В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция - сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

  2. Исходная позиция - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

  3. Исходная позиция - сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

  4. Исходная позиция - сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.

Оценивание работ учащихся.

Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

  1. Е. Б. Глинская. Азбука вышивания. - М.: Педагогика, 1991.

  2. Н.И.Тихонравова. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой.- Йошкар-Ола, 2002.

  3. Сайт учителя технологии Шик Н.Л. www. tehnologiya. narod. Ru

План-конспект по технологии на тему Вышивка гладью (8 класс)Вышивка гладью

Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.

Виды вышивки гладью

Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях(маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью,надо познакомиться с некоторыми самыми необходимымии приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом"вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом "вперед иглу", затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежкамиза контур в направлении, противоположном стежкам настила.



Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, не высокая, плоской гладью.



Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок.Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаяськонцами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям.На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.



Русская гладь.Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрываютпропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Существует много видов глади: плотная белая с настилом (бельевая), легкая без настила, прорезная, теневая, атласная и другие. Чаще всего гладь используется для выполнения рисунков растительного характера.



Белая гладь с настилом (бельевая). Этот вид глади применяют для вышивки на тонких тканях - батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие - мулине, шелк. При выполнении гладьевых вышивок часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д.



Рассмотрим наиболее распространенные приемы бельевой глади. В любом из этих приемов вначале на ткань переводится рисунок.

«Пышечка»



Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь.







«Дырочки»



Штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной ниткой.







«Цветочек»



Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.







«Узелки»



Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.







«Россыпь»



Как и в предыдущем способе, вначале обшивается контур рисунка. Затем вся форма заполняется мелкими стежками шва «назад иголку». Начинают заполнять от краев, параллельно очертаниям.







«Листик»



Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу.







«Листик в раскол»



Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.







Подкладной шов, или «восьмерки»



Мелкими стежками «назад иголку» выполняется рисунок по контуру. Но, сделав один стежок, рабочую нить перекидывают на изнанке к другому краю, чтобы, получив там такой же стежок, вернуться назад для выполнения второго стежка рядом с первым.



На изнаночной стороне получается частый переплет в виде «восьмерок». Места вышивки, выполненные подкладным швом, выделяются на просвети хорошо смотрятся на полупрозрачных тканях.







Гладьевой валик



Представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Укладывают все последующие стежки на расстоянии в одну нйтв ткани друг от друга параллельно первому стежку) Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.

Атласная гладь

Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку - чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок.

Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами.



Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю.



При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной - хаотично расположенные маленькие стежки.

Художественная цветная гладь

Выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки художественной гладью - шелком. Отличие ее от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью.



Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.

Прорезная гладь

Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».

Русская гладь

Выполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2-3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу.





План-конспект по технологии на тему Вышивка гладью (8 класс)Мастер - класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

Цели:

способствовать развитию знаний, умений и навыков по теме «Вышивка»;

сформировать навык выполнения простейших ручных швов для вышивки;

развивать эстетический вкус, логическое мышление, творческие способности, интерес к предмету;

выработать единые требования для маркировки одежды

Демонстрации и наглядные пособия: стенды с образцами вышивок, ткань для вышивания, набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки, проектор, компьютер.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Тема нашего занятия «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то может быть вы узнаете нового…

Итак, начинаем.

II. Повторение пройденного материала систематизация знаний, полученных ранее.

Рассказ об истории вышивки (Приложение 1)

Слайд 1.

Сегодня среди многих мастериц, большой популярностью пользуется искусство вышивки.

Слайд 2.

Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью иголки и ниток.

Слайд 3.

Еще много тысяч лет назад первобытные «рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания - украшение нарядов. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.

Слайд 4.

Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор.

Слайд 5.

Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого подручные предметы, а позже и непривычные, открытые взору швы.

Слайд 6.

Время шло, быт людей сильно изменился, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных - изящные и легкие ткани.

Слайд 7.

В наше время украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью.

Слайд 8.

Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.

Слайд 9.

Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше,

Слайд 10.

но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.

Слайд 11.

Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, которые располагались в местах соприкосновения с внешним миром, то есть по вороту, подолу и на рукавах.

Слайд 11.

Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.

Слайд 12.

Вышивка - это не только красота, созданная для души, но и попытка предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.

Слайд 13.

Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.

Слайд 14.

Искусство вышивания на Руси было известно с незапамятных времен, а доказательство этому факту можно найти в книгах. Читаете ли вы сказки или произведения классиков, везде и всюду описанные в книгах рукодельницы занимались вышивкой.

Слайд 15.

Вспомните ту же Царевну-лягушку, которой за ночь нужно было вышить полотенце в подарок царю, (в некоторых вариантах сказки - ковер или рубаха).

Слайд 16.

Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста, и к моменту взросления девушка уже могла создавать работы, ничуть не уступающие по красоте работам сказочных мастериц.

Слайд 17.

Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей.

Слайд 18.

Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка крестом является одним из символов жизни наших предков.

Слайд 19.

Вышивка в России всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали уже и в 9 веке.

Слайд 20.

Чаще всего люди украшали предметы быта. Особое место вышивка занимала на обрядовых вещах: свадебные наряды, украшения для священных деревьев, полотнища для украшения языческих капищ.

Слайд 21.

Вышивка полотенец также являлась делом ответственным и кропотливым. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки

Слайд 22.

Не стоит думать о том, что умение наших предков заканчивалось на вышивке старославянских символов. Рукодельницы прекрасно справлялись с изображением бытовых сцен, животных и различных пейзажей.

Слайд 23.

После принятия христианства, символом которого также является крест, история вышивки получила дальнейшее развитие, а вышитые работы стали атрибутами православной жизни, заняв свои почетные места на иконостасах и алтарях.

Слайд 24.

Особую ценность приобретали изделия, выполненные в определенное время: начало работы приходилось на восход солнца, а последний узелок завязывали с последним лучом заходящего солнца. Для этого приглашали одновременно нескольких вышивальщиц. Считалось, что выполненные таким образом обереги приобретали особые магические свойства

Слайд 25.

Рисунки для вышивания несли в себе особый, сакральный смысл: крючки, овалы, ромбы - символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, а волнистая линия означала спокойную жизнь.

Слайд 26

Многие работы были украшены серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями, вышиты на бархате и шелке. Вышивкой занимались знатные особы в основном из-за дороговизны материалов. Готовые изделия служили украшением для царских палат, храмов и церквей.

Слайд 27.

Одной из самых искусных мастериц прошлого была дочка Бориса Годунова Ксения. Ее работы покоряли всех, кто хотя бы раз их видел.

Слайд 28.

Только в 17 веке, вышивка стала обычным занятием деревенских девушек. Материалы и нитки были гораздо дешевле. Однако при всей дешевизне материала и отсутствии украшений, вышитые работы превосходили по своему мастерству многие купеческие. Недостаток дорогостоящих камней, нитей и жемчуга девушки компенсировали непревзойденным умением подбирать цвета и подчеркивать в работах самые важные детали.

Слайд 29.

крестьянские девочки к 14-15 годам должны были уже приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Во время сватовства устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Слайд 30.

В своих работах мастерицы не ограничивались каким-либо одним видом швов, для придания изделию оригинальности и уникальности они использовали такие швы, как гладь, козлик, косичка, мережка, крест и другие, сохранившиеся до сих пор.

Слайд 31.

Самый главный атрибут намечавшегося торжества - свадебное платье, выполненное руками русской красавицы, являлось необычным зрелищем и представляло буйство красок и великолепно вышитых мотивов

«Сундучок с сокровищами».

- Перед вами шкатулка. Какие же сокровища, необходимые для вышивки, находятся в ней? Узнать об этом вы сможете, выполнив задание. (Приложение2 )

- Так вот, оказывается, какие сокровища спрятаны в шкатулке! Иголки, нитки, ткань, наперсток и ножницы являются нашими верными помощниками. В этом мы еще раз убедимся сегодня при выполнении практической работы. ( Приложение 3) (Слайды 1 - 6.)

Эти предметы настолько важны в жизни каждого, что люди поставили им памятники.

История об игле. (Слайд 7.)

Что появилось раньше - иголка или одежда? Многие удивятся: разве можно сшить одежду без иголки? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Когда же осколками твёрдого камня высверливали ушки, получались иглы.

История напёрстка. (Слайд 8.)

Однажды одного безымянного портного, исколовшего себе пальцы, осенило, и был изготовлен первый напёрсток. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков

История ножниц. (Слайд 9.)

В старые времена, когда была необходимость что-нибудь разрезать, брались за нож. Но приблизительно три с половиной тысячи лет назад, кто-то соединил ручки двух ножей. Получились первые ножницы. Со временем ножницы совершенствовали, придавая им затейливые формы.

История о булавке.( Слайд 10.)

Самыми древними родственниками булавок были шипы роз. Не случайно слово «булавка» произошло от латинского «шип» и «колючка». Делали булавки из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь часто булавки использовались как украшения.

История об утюге.( Слайд 11.)

С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для целей был изобретен утюг, который прошел все стадии эволюционного развития - от слегка обработанного булыжника, которым придавливали влажное белье, до современного электрического агрегата с вертикальным отпариванием и регулируемой мощностью. Вот такие у нас помощники!

А теперь давайте вспомним правила безопасности при шитье. (Слайды 12, 13.)

Немного остановлюсь на основных ручных швах. Вы их конечно же знаете.

Шов «вперед иголку», (Слайд 14.) или сметочный, считается самым простым. Им временно соединяют участки ткани. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка - от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной стороне - одинаковой длины…

Шов «назад иголку».(Слайд 15.) Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку. Но на изнанке - никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью - два стежка вперед и т. д.

Тамбурный шов ( Слайд 16.) относится к отделочно- декоративным швам, используется в основном в вышивке по рисованному контуру и представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Стежки выполняются движением иглы к себе.

Шов «козлик». (Слайд 17). Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т.п. Ровные полоски шва используют для маскировки соединений кусков ткани. Стежки располагаются слева направо, проколы делают попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.

МОНОГРАММА. ( Слайд 18). В старину живописцы и ткачи гобеленов помещали на своих произведениях начальные буквы имени и фамилии. Рукодельницам этот прием пришелся по душе: монограммы - стали вышивать на постельном белье, полотенцах, носовых платках. И сегодня вышитая монограмма придаст индивидуальность любой одежде.

У вас на одежде вместо монограмм используется номер. (Слайд 19.)

Практическая работа. (Слайд 20.) «Вышивка. Изготовление образца тамбурного шва. Единое изображение цифрпри маркировке одежды».





Конспект урока по теме

«Вышивка двусторонней и

цветной художественной гладью» 8 класс





Подготовила

Хваткова Альбина Анатольевна

учитель технологии

























2014 год





Урок по технологии на тему «Вышивка двусторонней и цветной художественной гладью»

Цель: ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания двусторонней и цветной художественной гладью

Задачи:

  1. Воспитывать эстетический вкус, внимательность

  2. Прививать навыки культуры труда и аккуратность

  3. Развивать координацию движений рук

Инструменты и материалы:

  • пяльцы,

  • ткань 20 x 20 см,

  • нитки мулине,

  • набор игл,

  • ножницы,

  • карандаш,

  • копировальная бумага,

  • образцы рисунков,

  • образцы вышивки,

  • инструкционные карты.

Дидактический материал:

  • работы учащихся прошлых лет;

  • инструкционные карты швов гладь;

  • образцы вышивок гладь.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организация урока.

II. Изучение нового материала

а). Постановка целеполагания занятия:

- представление опыта работы (демонстрация ранее изготовленных работ);

- простраивание учебных и технологических действий по овладению технологией вышивки двусторонней и цветной художественной гладью.

б). Сообщение познавательных сведений.

Сообщение познавательных сведений

Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.

В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй - по свободному, заранее нарисованному контуру.

Гладь - один из вариантов вышивки контурными швами. Как выполняется?

Заполните внутреннюю часть фигуры короткими прямыми стежками, прилегающими один к другому. Стежки должны лежать ровным рядом

Рассмотрим технику смещенной глади. Выполним первый ряд гладью. Последующие ряды выполняются так, чтобы нижние стежки начинались между основаниями верхних стежков

Чтобы выполнить двустороннюю гладь, вденьте в иглу две контрастные нити. Выполняйте стежки, как обычно, вышивая нитью то одного, то другого цвета. При этом «отдыхающая» нить должна находиться над иглой.

Двустороннюю гладь можно выполнять настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой. Используют нитки одного цвета. Стежки располагают по форме мотива в лепестках от края к центру. Мелкие листики выполняют косой гладью под углом 45̊ к оси симметрии. Для ягод и плодов используют прямую гладь. Стебельки и веточки выполняют стебельчатым швом

Цветная художественная гладь выполняется нитками трех, четырех тонов одного цвета. Особенности вышивки - плавный переход одного цвета в другой.

Текущий инструктаж

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.

Организация рабочего места

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

Выбор материалов, инструментов, приспособлений

Иглы должны быть острыми.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий - полностью смыкаться.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.

III. Практическая работа

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.

  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания

гладью.

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить

внимание учащихся на соблюдение эстетических требований, сочетании цветов, закрепка ниток и др. Изученный материал учащиеся закрепляют практической работой - вышивают двусторонней гладью и цветной художественной гладью, с соблюдением технологии, техники безопасности и правильности выполнения приемов работы.

IV. Целевой обход учителя

Обходя рабочие места учащихся, контролирую правильность приемов

работы, соблюдение технологии, техники безопасности.

В середине выполнения практической работы провожу с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция - сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 3-4 раза.

  2. Исходная позиция - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

  3. Исходная позиция - сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

  4. Исходная позиция - сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 3-4 раза.

V. Анализ и оценка урока

Показываю лучшие работы учащихся, отмечаю типичные ошибки,

оцениваю работу учащихся по следующим критериям:

  • интересный и оригинальный выбор мотива (орнамента, рисунка);

  • техническое и конструктивное решение изделия;

  • уровень сложности способа вышивки и степень овладения им;

  • использование материалов по назначению, их соответствие художественному замыслу;

  • гармоничное сочетание цветов в вышивке;

  • композиционное решение работы;

  • стилевое своеобразие;

  • аккуратность исполнения.

Вышивка - это большое искусство, желаю вам успехов в технологии освоения.

VI. Рефлексия

- Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему я научилась?

VII. Сообщение о теме следующего урока.

VIII. Домашнее задание: закончить вышивку дома.

neA> IX. Уборка рабочих мест.

</



Литература:

  1. В.Д.Симоненко Технология учебник для учащихся 8 класса (вариант для девочек) М., Вентана - Граф, 2009

  2. Г.Н.Мерсиянова Швейное дело 7-8 кл М., Просвещение, 1999г

















ЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА № 1



«Художественная вышивка гладью»

(Тема урока)













1.ФИО (полностью) Лебедева Ирина Леонидовна

2.Место работы МБОУ СОШ № 18 г. Костромы

3.Должность Учитель технологии

4.Предмет Технология

5.Класс 8

6.Тема и номер урока в теме 2.1.

7.Базовый учебник В.Д. Симоненко «Технология 8 класс»







8. Цели урока:

- изучить историю художественных промыслов: мстерская вышивка

- изучить вид вышивки - владимирские швы

- изучить применение и технологию вышивки





9.Задачи:





обучающие -

  • показать историю развития художественных промыслов

  • сформировать представление о видах швов для владимирской вышивки

  • научить технологии выполнения швов владимирского шитья

развивающие -

  • развитие мыслительной деятельности

  • научить выполнять швы владимирского шитья

воспитательные -

  • воспитывать культуру труда

  • воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам





10.Тип урока - изучения и первичного закрепления знаний.

11.Формы работы учащихся - индивидуальная, фронтальная.

12. Необходимое техническое оборудование - данный урок проводится в кабинете технологии, оснащенном мультимедийной техникой.

13. Структура и ход урока







13

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)





1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент.





Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, позитивный настрой на урок.

1





































3

Актуализация пройденного материала.

Вопросы для некоторых учащихся на карточках (письменная работа)

(1), (2)

Работа с остальными учениками в устной форме

Отвечают на вопросы в карточках и устно на поставленные вопросы

3





















2

Постановка темы и цели урока.

Слайд № 1 из слайд-лекции (3)

Сообщение темы урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Принимают участие в формулировке цели урока, отвечают на вопросы учителя.

2





















3

Изучение нового материала.

Таблица «Виды глади» (4)

Иллюстрации с разными видами глади (5)

Демонстрация учебного материала.





Объясняет новый материал

Смотрят и слушают.









Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Составляют конспект.

8

































4

Практическая работа № 1

Раздаточный материал с описанием выполнения ПР № 1 (6)

Объясняет последовательность выполнения ПР №1.

Демонстрирует готовый образец вышивки.

Объясняет технологию выполнения швов глади.

Слушают объяснение учителя.

Изучают технологическую последовательность выполнения швов глади.

Выполняют образцы вышивки гладью.

20













































4

Формулирование вопросов учащимися учителю по изученному материалу.

Карточки-задания 1,2,3,4,5,6 (7)

Отвечает на вопросы.

Задают вопросы.

3

















5

Обобщение, систематизация, закрепление знаний по изученному материалу.





Беседа по вопросам





3

















6

Итоги урока

Критерии оценки работы учащихся на уроке (8)

Оценка работы учащихся в целом





2

7

Домашнее задание





Формулирует и комментирует домашнее задание

Слушают и фиксируют в дневниках

Итого

3









45





Приложение к плану-конспекту урока № 1

«Художественная вышивка гладью»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель)

Приложения к плану-конспекту урока

1

Карточки с вопросами

Контролирующий.Раздаточный дидактический

Карточки

Приложение 1

2

Слайд с вопросами для устных ответов

Контролирующий.

Интерактивный

Слайд презентации

Приложение 2

3

Слайд с темой урока

Интерактивный





Слайд презентации

Приложение 3

4

Слайд с таблицей «Виды глади»

Демонстрационный

Слайд презентации

Приложение 4

5

Слайд с иллюстрациями по некоторым видам глади

Демонстрационный

Слайд презентации

Иллюстрации в распечатанном виде

Приложение 5

6

Раздаточный материал

Демонстрационный

Наглядный иллюстрированный материал

Приложение 6

7

Карточки-задания для закрепления нового материала

Дидактический

Карточки вариантов 6

Приложение 7

8

Иллюстрации вышивки гладью

Демонстрационный

Наглядный иллюстрированный материал

Приложение 8

9

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке

Демонстрационный

Наглядный иллюстрированный материал

Приложение 9

10

Презентация

Художественная вышивка гладью

Демонстрационный

Дидактический

Наглядный иллюстрированный материал

Приложение10



















































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал