7


  • Учителю
  • Урок технологии в 8 классе 'Художественная обработка металла: ажурная скульптура'

Урок технологии в 8 классе 'Художественная обработка металла: ажурная скульптура'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« СОШ № 13»











План-конспект урока технологии

8 класс

Тема: Художественная обработка металла: ажурная скульптура


Учитель: Кочержинский Павел Григорьевич




















2015





Тема урока: Художественная обработка металла: ажурная скульптура


Цель: научить учащихся выполнять ажурную скульптуру из ме­талла: продолжить их знакомство с приемами художественной обработки металла.


Инструменты и оборудование: стальная, медная или желез­ная проволока; мягкая проволока в разноцветной пластмассовой изоляции или покрытая цветной эмалью (белой, желтой, зеле­ной, голубой, красной, серой); прутковый металл; молоток, ки­янка, плоскогубцы, кусачки, круглогубцы; штангенциркуль для измерения диаметра проволоки; ручные или настольные тиски; паяльник.

Оформление доски: тема урока; новые словосочетания (ажурная скульптура, монтажная проволока, правка проволоки, протягивание проволоки), домашнее задание.

Информация для учителя

Игрушки - т.е. объекты труда, которые всегда вызывают у ребят большой интерес. К тому же конструкция и форма многих игру­шек не так строго регламентированы техническими требованиями. Это позволяет в ходе работы ставить перед учениками разные задачи творческого характера.

Игрушки можно разделить на группы. В первую входят игруш­ки для дошкольников и школьников начальных классов: подвиж­ные машины, фигурки зверей, мебель для кукол, конструкторы. Вторую группу составляет инвентарь для различных игр на лов­кость, быстроту, точность и т. д. Третья группа - настольные игры и задачи-головоломки.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Рассказ учителя

Видов художественной обработки много. Например, чеканка, литье, ковка, мозаика с металлическим контуром, ажурные изделия из проволоки. Тиснение по фольге - это получение на фольге изобра­жения посредством продавливанин отдельных участков с помощью специальных инструментов.

Фольга - тонколистовой металл. Фольга (от латинского -«лист») получила широкое распространение в XIX в., когда ее стали производить в больших количествах на заводах. До этого она была очень дорогой и применялась редко, поскольку металл плющили вручную молотками. Ее использовали для упаковки дорогих продук­тов, а также в технических и декоративных целях. Широкому рас­пространению фольги в декоративно-прикладном искусстве в конце XIX - начале XX в. способствовала мода на металлические оклады для икон. Для окладов использовали золото, серебро, медь, латунь. Ими покрывали иконы почти целиком, оставляя вырезы для рук и ликов. В настоящее время для фольги используют тонкий листовой алюми­ний, медь, латунь и прочие мягкие металлы. Рельефами из фольги украшают фотоальбомы, рамки для фотографий, шкатулки, точеные блюда и многое другое.

Очень мягкая и пластичная - алюминиевая фольга у тюбиков от зубной пасты и свинцовая у тюбиков из-под художественных кра­сок. На фольге тюбика от зубной пасты с внутренней стороны нанесен слой прозрачного лака, делающий ее золотистой. Эта сторона фольги будет считаться лицевой.

Инструменты для теснения по фольге - простые. Для проведе­ния линий можно использовать шариковую авторучку без пасты. Для выдавливания более крупных участков рельефа нужно изготовить несколько так называемых давилок. Самые простые давилки разных размеров можно изготовить из твердой древесины яблони, груши, самшита, клена или березы. Деревянные давилки нужно отшлифо­вать, а их рабочие части натереть парафином или воском, чтобы они хорошо скользили по фольге. Прочные и надежные давилки делают из металлических стержней, приварив к ним шарики от подшипников качения.

Рельеф для укрепления заливают с обратной стороны смесью казеинового клея, мела, олифы или масляной краски. Можно при­готовить другую смесь: две части парафина и одну часть канифоли расплавляют в металлической посуде. При застывании смеси рельеф укрепится.


III. Переход к изучению новой темы

Нас всегда восхищают вещи, созданные умелыми руками ху­дожника из самых простых материалов. Художник, используя для своей работы стальную проволоку, находит бесконечное разно­образие выразительных линий, изображая животных, птиц или создавая оформление бытовых предметов.

План

1. Ажурная скульптура.

2. Инструменты и материалы для работы с проволокой.

3. Приемы соединения отдельных деталей.

IV. Изучение новой темы

1. Рассказ учителя

(В объеме учебника: Сим., с. 96-98, § 26.)

Для изготовления скульптуры потребуется стальная, мед­ная или железная проволока диаметром 1-3 мм; для крупной декоративно-орнаментальной скульптуры - прутковый металл; для мелких ажурных вещиц - мягкая монтажная проволока в раз­ноцветной пластмассовой изоляции или покрытая цветной эма­лью (белой, желтой, зеленой, голубой, красной, серой). Указан­ные материалы различны по своим свойствам и декоративным возможностям, каждый из них требует особых приемов обработки, своей технологии и инструмента.

Выполняя скульптуру из цветной проволоки, можно ограничиться небольшим набором инструментов и сравнитель­но несложными техническими приемами. Дли работы с проволо­кой нужны молоток, киянка, плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, штангенциркуль для измерения диаметра проволоки, ручные или настольные тиски и паяльник.

2. Демонстрация приемов правки проволоки

Проволока, особенно мелкая и железная, легко гнется. Чтобы сделать какую-нибудь вещь из проволоки, ее прежде всего надо выпрямить.

Проволоку кладут на плиту и наносят легкие удары молот­ком, поворачивая се вокруг оси . Помещают изогнутые участки между губками плоскогубцев и сжимают. Про­тягивают проволоку между гвоздями вбитыми в доску. Правят проволоку вокруг металлического или деревянного стерж­ня, закрепленного в тисках . Протягивают проволоку между двух дощечек и тисках.

Короткие отрезки проволоки можно выправить на куске же­леза. Сначала простукивают молотком все изгибы, а зачем прово­дят молотком по всей длине проволоки взад и вперед, прижимая се к поверхности железки. Толстую стальную проволоку правят на стальной плите ударами молотка или киянки. Но если поло­жить проволоку на наковальню, то она будет расклепываться под ударами, поэтому лучше проволоку править молотком на деревянной подложке, а на наковальне киянкой. Совершенно не по­мнется проволока, если ее выпрямлять киянкой на деревянной подкладке.

3. Демонстрация приемов соединения проволоки

Отдельные куски проволоки и другие металлические детали

соединяют, сгибая или припаивая. В первом случае скручивают концы проволоки, делая несколько витков. Пайка - простой и надежный способ соединения двух деталей. Для пайки нужны припой, паяльная жидкость, нашатырь и паяльник. В качестве припоя используют сплав свинца и олова в различных пропор­циях. Обычный припой состоит из двух частей свинца и одной части олова.

Паяльная жидкость, или паяльная кислота, является водным раствором хлористого цинка. Она препятствует образованию на спаиваемых поверхностях пленки окиси, мешающей прочной пайке. Нашатырь служит для очистки паяльника от образующе­гося на нем при нагревании слоя окиси.

Нужно убедиться, что паяльник хорошо нагрет, опустить жало в канавку, образовавшуюся на брусочке нашатыря, затем взять небольшой кусочек припоя и растереть его жалом паяльника. Припой, расплавившись, покроет тонким блестящим слоем ра­бочие грани паяльника. Приложить жало к месту пайки и вести им вдоль шва до тех пор, пока шов не покроется равномерным и прочным слоем припоя. Окончив пайку, промыть место пайки водой и протереть насухо тряпочкой. Перед пайкой следует тща­тельно подготовить спаиваемые детали - очистить их от грязи, жира, краски, т. к. к зажиренной или загрязненной поверхности припой плохо пристает или вовсе не пристает. Удалить с поверх­ности грязь и жир можно мыльной водой или чистым бензином. Краску удаляют ацетоном или нитрорастворителем.

4. Инструктаж по правилам безопасной работы при пайке.

При пайке деталей используют различные припои и флюсы, которые содержат вредные для здоровья элементы - свинец, цинк, литий, калий, натрий, кадмий и пр. Эти элементы и их окислы в виде пыли, паров и аэрозолей загрязняют воздух в помещении. Поэтому, кроме общей вентиляции, рабочие места должны быть оборудованы местными отсосами.

Для зашиты рук от попадания на них кислотных флюсов и от ожогов расплавленным припоем следует применять рукави­цы из асбестовой ткани.

Промывку деталей от остатков кислотных флюсов следу­ет производить в специальных ваннах. Слив воды из ванны в канализацию допускается только после соответствующей очист­ки воды.

При работе паяльником обязательно соблюдают следующие правила: ручка электрического паяльника должна быть сухой, не проводящей тока; горячий паяльник укладывают на .спе­циальную металлическую подставку; перегретый паяльник не охлаждают в жидкости; запрещено выполнять пайку деталей, в которых находились легковоспламеняющиеся материалы, без предварительной очистки и промывки деталей, а также вблизи легковоспламеняющихся материалов, при отсутствии местной вентиляции; тщательно моют руки после работы.

V. Практическая работа

1. Вводный инструктаж

Выполнение эскиза изделия.

Подготовка инструментов.

Выполнение деталей скульптуры.

Соединение деталей между собой.

Отделка изделия.

2. Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.

3. Заключительный инструктаж

Анализ успехов и ошибок в работе.

VI. Закрепление изученного материала

- Что такое ажурная скульптура из металла? (Ажурной скульп­турой из металла называются фигурки животных, птиц и предметы быта, выполненные из проволоки.)

- С чего начинают работу по созданию ажурной скульптуры из проволоки? (Работа пи созданию ажурной скульптуры из проволоки начинается с создания эскиза будущего изделия.)

- Какие инструменты применяются для работы с проволокой? (Примерный ответ. Для работы с проволокой применяются: молоток, киянка, плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, штангенциркуль для измерения диаметра проволоки, руч­ные или настольные тиски, паяльник.)

- Как соединяют отдельные детали скульптуры? (Отдельные детали соединяют так: сгибают, скручивают концы про­волоки, делая несколько витков, или применяют соединение

VII. Подведение итогов урока Домашнее задание

  1. Прочитать § 26 (Сим., с. 96-98). Читать конспект урока.

Приложение



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал