7


  • Учителю
  • Статья по предмету технология на тему: Песочная живопись.

Статья по предмету технология на тему: Песочная живопись.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Песок как элемент технологической и художественной деятельности»

Филатова Ксения Анатольевна

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

г. Москвы Школа №1002,ЗАО



Статья посвящена изучению вопроса художественной работы с песком в дополнительном образовании. В статье раскрыты специальные сведения о песке, его использование в различных сферах деятельности человека, где основное внимание уделяется его применению в области искусства и декоративно-прикладного творчества. Разработана и представлена технология выполнения песочной росписи, рекомендации по подбору материалов и инструментов для работы.



Введение

В погоне за финансовым благополучием и карьерным ростом человек забываето духовном. Наше общение с окружающей средой и природой зачастую ограничивается пройденным путем от дома до учебного заведения (работы) и обратно. Люди грубеют, духовно черствеют, и с каждым последующим поколением все больше. К сожалению, в наше время ручной труд совсем отошел на задний план. Люди предпочитают приобрести изделие, а не сделать его своими руками.

Мой выбор не случайно остановился на творческом развитии личности школьников через занятия художественной росписи песком, так как эта техника способствует развитию как эстетических, так и умственных и физических способностей учащихся.

На наших занятиях мы рассматриваем не только технологию изготовления изделия в технике «Песочная живопись», но и стремимся развивать у учащихся эстетический кругозор, любовь к прекрасному, желание сделать что-то своими руками, терпение, усидчивость и уважение к ручному труду.

Кроме того, очевидный плюс занятий в технике «Песочная живопись» -эта работа не требует специальных оборудованных мест и дорогостоящей материальной базы. Работать можно в кабинетах объединения дополнительного образования и каждый, пришедший ребенок с родителями,имеет возможность купить себе необходимые материалы.

Актуальность моейстатьи в том, что выбрав технику «Песочнаяживопись», янаглядно показала красоту изделий из природного материала и тесное переплетение с другими техниками декоративно-прикладного творчества и школьными предметами, такими как: витраж, графика, изобразительное искусство, история.







«Песок как элемент технологической и художественной деятельности»



Песо́к - это мелкие частицы минералов и горных пород, подвергшихся разрушительному воздействию сил природы, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. В большинстве случаев основной составляющей песка является кварц.



Песок классифицируется по происхождению, месту добычи, обработке, а также по величине зерен.

По происхождению песок бывает: природным и искусственным.



Искусственный песок можно подразделить на тяжелый и легкий. Получается он механическим путём, его производят из разных минералов и используют в разных целях. Чтобы получить искусственный песок, дробят и просеивают скальные породы. Таким образом, этот вид песка имеет очень однородный состав и частицы, близкие к квадратной форме.



Использование песка в различных областях деятельности человека

Сфера применения песка необычайно велика и очень значительна в жизни человека. В наше время потребность в песке, как искусственного, так и природного происхождения, возросла во всём мире в несколько раз. Это связано с широчайшими возможностями его использования в многообразных сферах деятельности человека.

1. Строительство:

Песок применяется при строительстве различных зданий и сооружений.

2. Промышленность:

  • Песок добавляют при производстве, например декоративных штукатурок, входит в состав определенных видов красителей, для разного рода отделочных работ.

  • Кварцевый песок используется в химической промышленности (для изготовления стекла), его применяют как насыпной компонент для пескоструйных аппаратов.

  • Пескоструйным способом очищают фасады зданий, производится очистка сильных загрязнений и нагара отдельных деталей механизмов.

  • Так же песок используется при изготовлении стекловолокна,

форм для литейной промышленности, стали, огнеупорных

продуктов, для тормозной системы локомотивов, ж/д вагонов.

3. Здравоохранение:

  • Песочная терапия - представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческое самовыражение (процесс создания творческого продукта - композиции из фигурок, построений на подносе с песком).

  • Псаммотерапия - название раздела медицины (от греч. psammo - песок, therapia - лечение) - лечение нагретым песком.

  • Талассотерапия - (греч. thalassa - море; therapia - лечение) раздел клинической медицины, изучающий свойства приморского климата, морской воды, водорослей, морских грязей и других продуктов моря и механизмы их действия на организм человека при лечебно-профилактическом применении. Талассотерапия включает морские, воздушные, солнечны ванны, ее сочетают с песочными ваннами и лечебной гимнастикой.

3. Жилищно-коммунальное хозяйство:

Песком решают проблему гололёда в зимний период.

4. Образование:

Песок применяют для развивающих занятий детей и эмоциональной разгрузки взрослых.

5. Сельское хозяйство:

В огородничестве для посыпки междурядья, разрыхления почвы.

6. Водное хозяйство:

Используется в процессах фильтрования и очистки воды.

7. Общественное питание:

Приготовление кофе по-восточному в горячем песке.

8. Культура и искусство:

  • Песок применяется в декоративном искусстве.

  • Речной песок практически не содержит разного рода примесей (камушки, пыль, глина). Это качество позволяет успешно применять его в ландшафтном дизайне.



Возникновение песочной росписи



Песочныемандалы Тибета

2500 лет назад Будда Шакьямуни преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить. В течение столетий эти учения передавались в неизменном виде от учителя ученику.

Ма́ндала - это живописное или графическое изображение схемы вселенной, и иерархическая расстановка в картине мироздания всех буддистских святых. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.

Песочнаямандала - искусство создания сложных картин при помощи цветного песка (так же используют измельченные драгоценные камни, перемолотый и окрашенный рис, цветы). Такое искусство практикуется, как часть тантрической традиции. На тибетском языке, искусство называется Дул-ЦОН-Куил-Хор (мандала из цветного порошка). Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть.

Чтобы сделать песочную картину, миллионы зерен тщательно укладываются на плоскую платформу. Над одной картиной работают несколько монахов, и такая работа может занять от нескольких дней, до нескольких недель.

Мандала, в переводе с санскрита, означает «круг», и поэтому все картины-мандалы имеют форму круга, а также является настолько священной, что может считаться объектом поклонения, и создается с соответствующими ритуалами. Ведь эта картина интерпретируется как модель вселенной.

Большой круг, в него вписанный квадрат, в котором - еще один круг, и это все обильно «сдобрено» символическими изображениями, цветными узорами и таинственными письменами, суть которых известна только самим монахам, а также тем, кто исповедует буддизм.



Статья по предмету технология на тему: Песочная живопись.



Статья по предмету технология на тему: Песочная живопись.



Инструменты

На родине буддизма, в Индии, песок было принято наносить вручную, эта техника до сих пор применяется в некоторых тибетских монастырях. Основная работа выполняется при помощи особых конусообразных металлических трубочек, которые по-тибетски называются чакпу. Средняя часть чакпу имеет неровную ребристую поверхность. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие, позволяя выписывать замысловатые буддийские символы. Техника нанесения песка с помощью чакпу является тибетским ноу-хау и не встречается нигде в мире. Чакпу бывают разных размеров. Овладение этой техникой требует огромного терпения и упорной практики.

Помимо чакпу монахи также используют шинга, особую лопаточку, которой они выравнивают линии и удаляют лишние песчинки.



Технология выполнения «Песочной живописи».

Техника приклеивания

В качестве приклеиваемого материала используем песок. Песок лучше использовать мелкозернистый. Он более ровно ложиться на поверхность и не оставляет просветов в изображении. Клей используем ПВА. Декорируемый объект может быть изготовлен из любого материала (плотный картон, стекло, пластмасса, оргалит) и любой формы (плоской, объёмной), но при его выборе следует обратить внимание на качество его поверхности. Поверхность должна быть без изъянов (трещин, сколов и т.д.) Изделие можно декорировать как полностью, так и частично.



Существуют разные способы нанесения изображения на поверхность. Можно использовать уже готовый трафарет с изображением, можно перевести рисунок на выбранную поверхность с помощью копировальной бумаги, а можно создать непосредственно на выбранной поверхности с помощью туши или чёрного карандаша для глаз. Независимо от способа нанесения изображения способ нанесения клея один - секторами. Размер кисти, используемой для нанесения клея, зависит от площади поверхности и размера закрашиваемого сектора.



Материалы, инструменты и приспособления

1. Основа для нанесения изображения (плотный картон, стекло, пластмасса, оргалит)

2. Декоративный цветной песок или окрашенный самостоятельно.

(можно использовать флуоресцентный песок).

Флуоресцентный цветной песок - это окрашенный кварцевый песок, светящийся в ультрафиолетовом освещении. При дневном освещении выглядит как обычный цветной песок.

3. Клей ПВА

4. Кисточки разного размера

5. Скребок для удаления погрешностей

6. Контуры по стеклу

7. Лак для волос сильной фиксации для закрепления готовой работы

Статья по предмету технология на тему: Песочная живопись.Статья по предмету технология на тему: Песочная живопись.



Материалы для окраски песка

1. Цветная гуашь

2. Ёмкости для окрашивания песка

3. Перчатки

4. Металлический дуршлаг в мелкую сетку

5. Камень круглой формы (для просеивания окрашенного песка)



Технология окраски песка

  1. Мелкозернистый песок тщательно промыть, затем дать просохнуть и просеять через дуршлаг

  2. В ёмкость для окрашивания высыпать небольшое количество песка.

  3. Краску слегка развести водой, добавить в песок и перемешивать до тех пор, пока он полностью не впитает краску. По необходимости добавлять песок.

  4. Песок просушить

  5. После высыхания, протереть песок камнем через дуршлаг

  6. Окрашенный и просеянный цветной песок готов к применению.



Статья по предмету технология на тему: Песочная живопись.

Способы нанесения изображения



Материал

Способ нанесения изображения на поверхность

Картон



Копировальная бумага, карандаш для глаз, тушь

Дерево

Копировальная бумага, карандаш для глаз

Пластмасса

Копировальная бумага, карандаш для глаз

Стеклянная или

зеркальная поверхность

С помощью острого предмета (например спицы) по высохшему слою клея, карандаш для глаз





Технология выполнения песочной росписи

  1. Выбираем поверхность, на которую будет наноситься песочное изображение.

  2. Переводим рисунок (используя ранее указанные предметы)

  3. Начинать работу нужно с мелких фрагментов.

Сначала наносим клей на мелкие детали рисунка, одного цвета, потом другого цвета. Осторожно сыпем песок на детали, ждем высыхания приклеенного песка, лишнее стряхиваем.

  1. После того как все мелкие фрагменты рисунка будут оклеены, можно приступать к крупным деталям.

Также, как и в случае с мелкими деталями, сначала наклеиваем песок одного цвета, потом другого цвета и так последовательно один цвет за другим полностью всю картину покрываем цветным песком.

  1. По желанию детали рисунка обвести контуром по стеклу

  2. По окончании работы покрываем лаком для волос самой сильной фиксации





Статья по предмету технология на тему: Песочная живопись.

Заключение

В этой статье представлена технология художественной работы с песком, рекомендации по подбору материалов, инструментов и приспособлений.

Песок, словно пластилин для тех, кто знает, как с ним правильно обращаться.















































































Список литературы

1. © Творческое объединение Артика, 2007 - 2013. Словарь художественных терминов artica.su

2. Брыкина Е.К. "Творчество детей в работе с различными материалами" Педагогическое общество России М., 2002 г.

3. Жиронкина Ю. Тибетские песочные мандалы. Тантрический монастырь Гьюдмед. Ред.: А. Мельников Самара: 2002 г. 44с.

4. Рерих Ю. Тибетская живопись. Пер. с англ.: А. Баркова; М: Международный Центр Рерихов 2002 г. 216с. + 64с. илл.

5. Статья. Разноцветный песок вместо карандашей и красок. Удивительные картины Джо Мангрума (JoeMangrum). 2012 г. news.uklon.com</</font>

6. Э.К. Гульянц - Что можно сделать из природного материала - «Просвещение» - 1991г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал