- Учителю
- Методичка на тему: Художественное моделирование как проектная деятельность обучающихся на уроке технологии.
Методичка на тему: Художественное моделирование как проектная деятельность обучающихся на уроке технологии.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
Художественное моделирование
как проектная деятельность обучающихся
на уроке технологии
г. Элиста
13.11.2015 г.
Составитель: кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РК, Почетный работник общего образования РФ, учитель технологии Эльдерова Мария Загировна
</
В современных условиях важная роль в обучении предмету «технология» отведена участию обучающихся в проектной деятельности, способной подвести ребенка к самостоятельному созданию алгоритма познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проект - творческое задание интеллектуально-практического характера, выполняется учащимися в соответствии с программой школьного курса "Технология".
Моделирование - построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей. Техническое моделирование не следует воспринимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе.
Слово "модель" произошло от латинского слова " modulus ", что означает: мера, образ, способ. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством.
Обычно понятие модели употреблялось для обозначения образца, прообраза или вещи, сходной с другой вещью. Сейчас модель употребляется в качестве научного понятия в математических, технических, естественных и социальных науках, в искусстве, архитектуре, бионике, кибернетике и т. п.
Моделирование объектов архитектуры в виде макетов-моделей позволяет создавать различные вариативные пространства на базе одной модели. При этом вариативность создается за счет использования различных форм, цвета, фактур, материалов и других вполне определенных средств. В основе любого моделирования лежит композиция. Композиция формируется по принципу согласования частей в интересах целого.
Макет является разновидностью модели. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.
Макет известен с древнейших времен. Слово «макет» означает, в переводе с французского, набросок, пространственное изображение в уменьшенных размерах. Считается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения при помощи макета.
Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.
Используя архитектурно-художественное моделирование, как проектную деятельность обучающихся на уроке технологии, можно сформулировать, а в последующем и решить комплекс задач.
Главная цель - создание условий, способствующих формированию творческой личности, при помощи которых решаются следующие задачи:
-развивать художественно-творческие способности обучающихся;
-развивать образно-логическое мышление;
-формировать проектное мышление и осознанное научно-художественное видение природных форм и использование их в творчестве;
-способствовать развитию любознательности и расширению кругозора;
-развивать трудолюбие и самостоятельность посредством создания разнообразных по масштабу и техник творческих работ;
-воспитывать любовь и бережное отношение к культурному наследию;
-способствовать проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе творческих заданий;
-воспитывать желание к самореализации и саморазвитию;
-изучать свойства художественных средств и технологий;
-освоить основные правила и методы творческого проектирования.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Необходимо учитывать и возможности материально-технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности.
Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного творческого коллектива одноклассников, при этом работа каждого должна быть четко оговорена. Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
Учитывая возраст и навыки обучающихся можно предложить работу по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Целесообразно применять методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.
В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. С этой целью можно использовать диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, рисунки (напечатанные и выполненные от руки), готовые образцы, детские игрушки.
С середины 1990-х в Калмыкии наблюдается движение по увековечению исторической памяти. Обращение к духовным истокам становится нормой жизни, как и должно быть. Открытие буддийских храмов, ступ, сувурганов, первый визит его Святейшества Далай-ламы XIV в Калмыкию, других наставников, несущих учение Будды, становятся эпохальными событиями в жизни нашей малой Родины. После визита Далай-ламы XIV в Калмыкию в республике появляются хурулы, молельные дома, другие буддийские строения. Это ли не прекрасные следы, наполняющие людские души умиротворением и счастьем. Жители нашей республики стали совершать паломничества государства проповедующие буддизм. Среди паломников была и наша землячка, жительница п.Аршан, Шогляева Ксения Борисовна, которая и стала инициатором строительства Ступы Мира в родном посёлке, при поддержке председателя буддийского центра «Тилопа». Жители посёлка приняли самое активное участие в изготовлении атрибутов для Ступы Мира.
Идея строительства Ступы настолько вдохновила учащихся школы, что ученик 8 класса Манджиев Мерген, Церен Хаптаханов, Данзан Лебедев, Баина Аксенова предложили создать её макет. К слову сказать, макет был выполнен по эскизу, соответствующему оригиналу.
Основным материалом для макетирования традиционно служат бумага типа «ватман» и тонкий картон. Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет лицевую и изнаночную стороны, часто отличающиеся по цвету. Для макетов можно использовать как тонированную, так и белую поверхности для большей выразительности творческого замысла. Макет можно склеить из бумаги, картона, а можно использовать необычный материал - пенопласт или пенокартон. Работа с пенопластовыми панелями или пенокартоном не отличается от работы с бумагой, но добавляет макету объем и эффекты фактуры.
Для работы с бумагой и пенопластом нужны: макетный нож или резак с выдвижным лезвием, хорошо заточенный, ножницы с прямыми концами, клей (наиболее удобны ПВА, «жидкие гвозди», резиновый клей), металлическая линейка. На парту необходимо положить специальную доску из фанеры, пластика или оргалита.
Для улучшения качества макетов рёбра, грани сгибов должны быть четкими, без заломов и искривлений. Для этого по линиям будущего сгиба надо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро.
Часто бумаге необходимо придать различную форму. Чтобы сделать криволинейную поверхность, следует пропустить бумагу через какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку. Другой часто применяемый способ закругления листа бумаги (при изготовлении цилиндра, конуса или другого тела вращения) - разделить развертку данного объекта вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3-5 мм и макетным ножом слегка надрезать лист со стороны сгиба.
Еще один важный момент работы - выбрать правильный способ склеивания макета. Самый аккуратный - это склейка встык (на ребро), более простой - приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги.
Архитектурно-художественное моделирование, как проектная деятельность обучающихся на уроке технологии имеет ряд положительных сторон:
-способствует изучению истории зодчества, изучение современной архитектуры;
-актуализирует межпредметные связи (черчение, история, география, Интернет-ресурсы);
-развивает творческие способности у обучающихся:
-предусматривает минимум материала и инструмента;
-несёт воспитательный характер;
На сегодняшний день Ступа Мира ещё не завершена, но ребята с уверенностью могут представить, её внешнее убранство.
МБОУ «СОШ №15»
Семинар учителей технологии г. Элисты
13.11.2015 г.