- Учителю
- Программа элективного курса Дизайн -технологии
Программа элективного курса Дизайн -технологии
Программа элективного курса
по технологии
«Дизайн - технологии»
Предпрофильное обучение
9 класс
(34 часа)
Пояснительная записка.
Данный элективный курс позволяет девятиклассникам оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области. Курс следует рассматривать как профессиональную пробу в системе «человек-художественный образ». Его системообразующей идеей является интегративный подход к освоению различных технологий, связанных с художественной обработкой материалов, и использование метода проектов в качестве механизма реализации такого подхода. Метод проектов по своей сути является комплексным (интегративным) процессом, формирующим общеучебные и творческие умения, технологическую грамотность, культуру труда.
Авторы программы представляют дизайн как художественное проектирование и конструирование; деятельность, направленную на формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды. В программе предложены четыре технологии, представляющие различные материалы и способы их обработки (лоскутопластика, ручное качество, батик, флористика). Интеграция в данном случае понимается как объединение в едином ансамбле (костюме или интерьере) всех или некоторых из предлагаемых технологий. Целостность объединения обеспечивается соблюдением композиционного и стилистического единства продукта проектной деятельности (дизайн - проекта костюма, интерьера).
Структура курса представлена тремя разделами: «Основы дизайна», «Художественно-прикладные технологии», «Дизайн - технологии».
Раздел 1. «Основы дизайна» знакомит учащихся с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями с деятельностью в области дизайна, и необходимыми для этого качествами личности.
Раздел 2. «Художественно-прикладные технологии» предусматривает знакомство каждого учащегося со всеми видами художественно-прикладных технологий, представленных в программе, но глубокое изучение работы с материалом не предполагается.
Учащиеся получают общее представление о прикладных возможностях различных технологий художественной обработки материалов и осваивают некоторые способы и приёмы работы с различными материалами. Данный раздел имеет модульную структуру. Здесь могут быть представлены не четыре, а две-три технологии. Тогда продолжительность курса сократится до 31 или 26 часов. Однако сокращение числа художественно-прикладных технологий нежелательно, так как у учащихся уменьшится вариативность выбора. Логика курса допускает использование и других видов художественно-прикладных технологий.
Раздел 3. «Дизайн - технологии» включает в себя теорию и практику дизайн - проектирования костюма или интерьера (могут быть и другие объекты дизайна). Занятия проводятся в форме деловой игры (описание игры дано в приложении). Итогом работы является защита проекта. Дизайн-проектирование осуществляется на основе ранее приобретенных знаний и умений в области дизайна и художественно-прикладных технологий.
Изучение курса возможно в группах смешанного состава при соответствующем отборе художественно-прикладных технологий.
Формой отчетности, позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является защита дизайн - проекта.
Цель курса: выявление у учащихся склонности к дизайнерской деятельности; оказание помощи в осознанном и правильном выборе профиля дальнейшего обучения.
Образовательные задачи курса:
ü активизация творческого потенциала школьников;
ü получения ими опыта проектной деятельности на основе интеграции нескольких видов художественно-прикладных технологий;
-развитие у обучающихся способностей к рефлексивному анализу;
-освоение ими базовых теоретических знаний в сфере дизайнерской деятельности;
-овладение учащимися прикладными умениями художественной обработки различных материалов;
-выявление и развитие у них коммуникативных способностей.
Основные формы обучения:
-при освоении художественно-прикладных технологий - индивидуальная и парная;
-при дизайн - проектировании - работа в малых группах (3-5 человек).
Основные методы обучения:
-метод проектов;
-метод проблемного изложения;
-эвристическая беседа;
-мозговой штурм.
Наименование раздела, темы
Всего
Теоретических
Практических
часов
Раздел 1.Основы дизайна.
7
3
4
Тема 1. Дизайн как художественно -
3
1
2
проектная деятельность.
Тема 2. Дизайн костюма.
3
1
2
Тема 3. Дизайн интерьера.
3
1
2
Раздел 2. Художественно - прикладные
20
4
16
технологии.
Тема 4. Лоскутопластика.
5
1
4
Тема 5. Ручное ткачество.
5
1
4
Тема 6. Батик.
5
1
4
Тема 7.Флористика.
5
1
4
Раздел 3. Дизайн - технологии.
7
1
6
Тема 8. Деловая игра «Дизайн-проект
6
1
5
интерьера, костюма»
Тема 9. Презентация итоговой работы
1
-
1
(защита дизайн - проекта).
Итого:
34
8
26
Учебно - тематический план
Содержание программы.
Раздел 1. Основы дизайна.
Тема 1. Дизайн как художественно-проектная деятельность.
Дизайн как художественно-проектная деятельность по созданию предметной среды. Принципы дизайна: удобство, экономичность, красота. Основы экономики. Пропорции. Золотое сечение. Композиция и цвет в дизайне. Стиль. Исторические и современные стили. Роль художественного воображения в дизайне. Профессия дизайнера.
Практическая работа: упражнения на развитие воображения; выявление качеств личности, профессионально значимых в сфере дизайна.
Тема 2. Дизайн костюма.
Композиция костюма. Элементы костюма: головные уборы, плечевая одежда, поясная одежда. Развитие традиций в современном костюме. Декор в костюме.
Практическая работа: выполнение эскизов костюмов с учетом принципов дизайна.
Тема З. Дизайн интерьера.
Человек и пространство. Интерьер жилища и общественный интерьер как объекты дизайна. Зависимость дизайна от стиля.
Практическая работа: выполнение планов, разверток стен разнообразных интерьеров.
Раздел 2. Художественно-прикладные технологии.
Тема 4. Лоскутопластика.
Лоскутопластика - как вид декоративно-прикладного творчества. Текстильный лоскут как материал для творчества.
Лоскутопластика в дизайне костюма.
Основные подходы к дизайну костюма: создание «лоскутной» ткани; использование лоскутных фрагментов и вставок. Элементы лоскутопластики в декоре костюма.
Практическая работа: создание разнообразных фактур из текстильного лоскута, создание изделий мелкой лоскутной пластики. Аксессуары одежды ( пояса, бусы, сумочки, галстуки и т. п.). Поиск нестандартных решений применения лоскутопластики в элементах костюма. Изготовление фрагментов костюма в материале.
Лоскутопластика в дизайне интерьера</<font color="#000000">.
Лоскутопластика в декоре жилого и общественного интерьера. Разнообразие предметов интерьера с использованием лоскутопластики (ширмы, абажуры, шторы, объемные декоративные композиции и т. д.).
Практическая работа: выполнение образцов (фрагментов) предметов интерьера в лоскутопластике; эскизирование; макетирование; работа с материалом.
Тема 5. Ручное ткачество.
Ручное ткачество как вид декоративно-прикладного творчества. Особенности образования рисунка и фактуры изделий ручного ткачества. Использование изделий ручного ткачества в интерьере и костюме. Основные технологические понятия: основа и уток, образование зева, переплетение, ткацкие рамы, оборудование и материалы, техники ткачества.
Практическая работа: освоение технологических приемов безворсового гладкого ткачества: подготовка основы и утка, приспособления для зевообразования, ткачество полотняным переплетением; элементы выполнения гобелена в счетной технике и по шаблону.
Поиск художественных решений использования ручного ткачества в оформлении костюма, аксессуаров, декоративных панно.
Освоение приемов фактурирования поверхности гобелена: «косички» с противоположным и односторонним наклоном стежков, ворсовые узлы, петельчатая фактура Создание объемных композиций с применением различных технологий ручного ткачества. Проработка идей фактурного и объемного гобелена в современном интерьере.
Тема 6. Батик.
Батик как один из видов декоративно-прикладного творчества. Технологии выполнения батика (узелковая, холодная, горячая) и их особенности. Материалы, инструменты и оборудование. Основы композиций разных жанров (натюрморт, пейзаж, анималистическая). Использование выразительных возможностей росписи тканей в одежде, в интерьере.
Практическая работа: выполнение эскизов разных вариантов батика; выполнение двух-трех вариантов законченных композиций росписи на ткани; освоение техники росписи «по-сырому»; работа с акварелью и гуашью; дополнительные эффекты в росписи тканей; ткань с печатными узорами; роспись ткани с помощью аэрографа; свободная техника письма.
Тема 7. Флористика.
Флористика как вид декоративно-прикладного творчества. Флористические декоративные композиции. Разнообразие флористических материалов и аксессуаров. Подготовка материала, техника крепления, необходимые инструменты.
Флористическое оформление костюма и аксессуаров (шляпа, сумка, бутоньерка на платье, ручной букет).
Практическая работа: подготовка живого материала и техника работы с ним; создание элементов флористической аранжировки костюма (на выбор).
Флористические интерьерные композиции: напольные, настольные, настенные.
Выбор формы сосуда для флористической композиции. Практика составления композиций (классических и современных). Использование модифицированных материалов как одно из направлений флористики.
Раздел 3. Дизайн-технологии.
Тема 8. Деловая игра «Дизайн-проект интерьера, костюма».
Условия и порядок проведения изложены в приложении.
Тема 9. Презентация итоговой работы (защита дизайн-проекта).
Методические рекомендации.
Решение образовательных задач курса достигается соответствующей организацией занятий. Каждое занятие рекомендуется проводить в логике основной идеи программы - осуществления проектной деятельности учащихся на основе интеграции содержания.
Первое занятие целесообразно начать с раскрытия понятия «дизайн», изучения видов дизайна, выявления в эвристической беседе общих закономерностей дизайнерской деятельности. Затем следует перейти к обсуждению профессии дизайнера и определить качества, которыми должен обладать представитель этой профессии.
На втором и третьем занятиях необходимо более подробно познакомить школьников с такими видами дизайнерской деятельности, как дизайн костюма и дизайн интерьера. При этом изучение теоретического материала целесообразно дополнить посещением соответствующих выставок.
Следующим логическим этапом является изучение четырех видов художественноприкладных технологий (на уровне получения общего представления и приобретения умений). На этом этапе каждый учащийся должен познакомиться со всеми четырьмя видами художественной обработки материалов, представленных в программе.
Все ранее приобретенные знания, умения интегрируются в процессе выполнения дизайн-проекта. Здесь выделяются две специализации: дизайн-проект костюма, дизайн-проект интерьера и формируются малые группы. Каждая группа выполняет свой дизайн-проект (костюма или интерьера) под руководством учителя. Внутри группы обязанности распределяют по реальному воплощению идей проекта, но мыслительная деятельность носит коллективный характер. Взаимоотношения в малой творческой группе осуществляются по принципу ответственной зависимости.
Дидактическим стержнем программы является проектная деятельность учащихся, в процессе которой проявляются интересы и склонности, творческие потенции учащихся. Завершающий этап проектной деятельности (защита дизайн-проекта) имеет особо важное значение как рефлексивная форма подведения итогов обучения. Описание хода проектной деятельности приведено в приложении. При групповой организации проектно деятельности оценивают как материализированный результат общих усилий, так и индивидуальное участие каждого с учетом распределения ролей.
Оценку определяют с учетом следующих критериев. Оценка дизайн-объекта:
- функциональность (соответствие назначению, удобство в использовании);
- композиционная целостность;
-стилистическое единство;
- гармония цвета;
- оригинальность.
Оценка процесса работы:
- проблемность (наличие проблемы в замысле);
- технологичность (выбор оптимального варианта и его разработан-ность);
- завершенность (законченность) работы;
- эвристичность (наличие творческого компонента в процессе проектирования;
- вариативность первоначальных идей, их оригинальность, нестандартность исполнительского решения и т. д.);
- экономичность (оптимальность затрат на материалы и изготовление);
- коммуникативность (высокая степень организованности группы, правильное распределение ролей и установление отношений ответственной зависимости).
Литература
Асманн Петер. Современная флористика. - М.: Культура и традиции, 1998.
Бравина Т. А Батик. - М.: ГОУ « Поиск>, 2005.
Венгер Л. А П. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973.
Джудит Блэклок. Букеты и композиции. - М.:Фитон+, 2003.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник под общей ред. Г. Б. Минервина и В. т.Шимко. - М.:Архитектура-С,2004.
Иттен Иоханнесс. Искусство цвета. - М.:Изд-во д. дронов, 2001.
Кандинский В. А Точка и линия на плоскости. - Спб.:Азбука-Классика,2004.
Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. Профильная школа. - 2003. - NQ1.
Концепция модернизации российского образования на период до 201 О года Официальные документы в образовании.-2002.-NQ4
Лернер И. Я. Прблемное обучение.-М.:Знание., 1974.
Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): учебно-методическое пособие для учителя.Школьная Пресса,2004.
Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна.-М.:Молодая гваРДИЯ,1994.Метод проектов в технологическом образовании школьников / под ред. И. АСасовоЙ.- M.:Behtaha-Графф, 2003.Паранюшкин Р. В. Композиция.-Ростов н/Д:ФеНИКС,2001.