7


  • Учителю
  • Беседа на уроке технологии на тему «Деревянная посуда в традиционной художественной культуре якутов»

Беседа на уроке технологии на тему «Деревянная посуда в традиционной художественной культуре якутов»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Республика Саха(Якутия)

Сунтарский улус(район)

МБОУ "Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова"







Урок технологии, 9 класс

Тема беседы «Деревянная посуда в традиционной

художественной культуре якутов»










Автор: Крылов Иннокентий Иннокентьевич,

учитель технологии

МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова»


с.Кемпендяй


Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе народа саха. Посуда из дерева является наиболее характерным образцом, сохранившим неповторимое своеобразие и специфические черты якутской культуры. Восстановление, сохранение и использование художественных традиций остается актуальной задачей наших дней, является источником для творчества современных мастеров.


Одно из ведущих мест в ремесленном производстве народа саха занимали обработка древесного материала: дерева, тальника,бересты. Этот вид промысла оставался по преимуществу домашним, но некоторые отрасли сохранили характер товарного производства, так на продажу изготавливались деревянная и берестяная утварь для производства молочных продуктов, посуда мебель.


Береза и береста-особо почитаемый нашими предками материал. Из них изготавливали многие бытовые и праздничные предметы. Из бересты для праздника шили большие ведра и большие чаши для разлива кумыса, которые богато орнамировались. Кумысная посуда в символическом плане была связана с миром божеств-айыы

Кытыйа из бересты.Краеведческий музей с.Кемпендяй

Симиир(ведро) из бересты. Краеведческий музей с.КемпендяйМастера берестянщики владели многими секретами своего ремесла: умели окрашивать бересту природными средствами от золотистого до иссиня-черного цвета, использовали различные приемы декоративного оформления берестяных изделий в виде прорезей со вставками под ними слюды или иных цветных материалов ,узоры из тальниковых ободках нашивали черными нитками, из ссученного конского волоса. Стенки нарядных берестяных сосудов украшали тисненными узорами.

Впереди всех и по количеству и по разнообразию изготовляемых из него предметов стоит, конечно, лиственничное дерево. Это тяжелое, плотное, твердое дерево, здесь самое дешевое. Все громоздкие, не боящиеся расколки предметы изготовляются из него. Из старых лиственничных пней делают: ступки, кэли для толчения древесной заболони, хлебных колосьев; бочки для тары, касас; огромные воронкообразные щиты для обивания снопов; корыта, лотки - вообще все, что при больших размерах требует выделки из одного куска.

Из лиственничных древесных наплывов, делают громадные,1\2 и 3 /4 аршина в диаметре, чашки и тарелки. На севере доски и все, что приготовляется из них, столы, стулья, ящики, лодки и т.п., делается исключительно из лиственницы. На юге, там, где есть сосна, последняя, благодаря своей легкости, мягкости в обработке и меньшей колкости, вытеснила лиственницу из дощатого производства. Там даже двери, полки и внутренние в избах перегородки нередко делаются из сосновых досок, что считается своего рода комфортом.

Второе место после лиственницы занимает береза. Вся мелкая домашняя посуда: чашки, ложки, кубки, коробочки, ящички и т.п. - делается из березового дерева. Из него также делаются рукоятки к топорам, молоткам, косам-горбушам, приклады к винтовкам, черенки к копьям, рогатинам, ножам. В старину делали легкие охотничьи и военные луки и стрелы.

Посуда из бересты. Краеведческий музей с.КемпендяйБереза считается барыней-деревом, а его "щетка" (известная уродливость корневища) высшим по красоте образцом древесного материала. Из "щетки" якуты выделывают довольно изящные табакерки, женские рабочие коробки, ящики для хранения чая, черенки к ножам, трубочки и т.п. Она, особенно сырая, легко обрабатывается, и слои ее, темные и светлые, сочетаются иногда в действительно прекрасные узоры. Из нее не делают только никогда посуды для жидкостей.

Приемы обработки дерева у якутов самые простые. Главные инструменты: топор, сюгё, нож, бысах, и сверло, бюргес. В последнее время к ним прибавились: простой полукруглый струг, пила и толстое долото. На севере, где большую часть домашней посуды выделывают дома, вся она изготовлена при помощи только этих незатейливых инструментов. Но всюду топор играет первую роль. Топором якуты владеют мастерски, и плотники они отличные. Шириной она обыкновенно вСоединяют их якуты в большие плоскости при помощи шпонок и клея. Шипы и пазы якутам мало известны. Сбив и склеив доски, ровняют и подтесывают их острым топором. Когда желают таким большим плоскостям придать известную гладкость, то за неимением струга и рубанка слегка выгибают толстый, слабо каленный якутский нож и двумя руками строгают неровности тонкой стружкой, сильно прижимая ладони к доскам. Тот же более выгнутый нож служит для выбирания и выглаживания углублений в плоской посуде.

Чорон. Якутия

Кумысный сосуд чорон - многозначный символ, связанный с ключевыми понятиями жизни якутов. Это и сакральный сосуд, пространственное воплощение мифологической картины мира, и произведение искусства, отразившее философию и эстетический вкус народа. Его пространственное воплощение, несмотря на трансформацию во времени, все же устойчиво сохраняется, свидетельствуя о некой заданной первичной форме, архетипе. Кумысные сосуды XVIII века выделяются среди всех образцов своей формой. Гармония пропорций достигается соотношением частей и целого, орнамент подчеркивает вертикальное строение сосуда, сохраняя свое структурное, конструктивное значение. На рубеже XVIII - XIX вв. формируется классическая форма кумысного сосуда. К началу XX века происходит изменение форм и семантико-функциональных характеристик. Чорон, обладая свойствами особо значимых и символических предметов, выступает как атрибутивный фактор, свидетельствующий о новом качественном этапе в якутской культуре. На примере кумысного сосуда можно наблюдать одну из закономерностей движения искусства последовательный переход утилитарности в эстетические качества, когда выработанные идеальные пространственные формы переживают функцию предмета, в этом заключается исторический смысл декоративно-прикладного искусства. Творческое переосмысление форм можно наблюдать в произведениях современных мастеров, воплощающих излюбленные формы деревянной посуды в различных материалах: фаянсе, фарфоре. В качестве характерной особенности якутской посуды можно отметить трансформацию формы трехногих сосудов (переход триподных форм древнеякутской керамики). Данная конструктивная форма связана с сосудами раннего бронзового и железного веков, с традициями синхронных культур Забайкалья, Южной Сибири, Китая.

Для выделывания более глубокой посуды, чашек и кубков, употребляется опять тот же нож, только на этот раз выгнута не середина его, а конец. Якутские деревянные чашки, кубки для кумыса выделываются всегда из одного, хорошо просушенного, цельного куска березы. Судя по украшениям, умение приготовлять эту посуду нисходит у якутов к глубокой древности. Вся она сделана от руки. Деревянные изделия якуты охотно красят, но не полируют и не покрывают лаком.

Посуда.

Чороны из бересты.

Краеведческий музей с.КемпендяйЕдинственное исключение представляет, пожалуй, кумысная деревянная посуда, которую ежегодно, складывая в амбары дои хранения на зиму, смазывают сверху густо сливками или маслом, что, по мнению якутов, предохраняет ее от растрескивания. Действительно, жир, впитываясь в дерево, уменьшает его чувствительность к влажности и делает сосуд прочнее, тверже, вместе с тем глаже становится его поверхность; это-то и нравится якутам.

Молочная посуда у якутов вся без исключения берестяная. Работа и форма этой посуды ничем почти не отличается от русской берестяной посуды. Производство ее мало-помалу выделяется в кустарный промысел для тех мест, где привольнее растет береза.

Берестяная посуда.

Раньше уметь ее шить были обязаны все женщины, но теперь на юге многие забыли соответственное приготовление бересты и не умеют прочно и хорошо ее закреплять. Якутская берестяная посуда далеко не так изящна, как, например, тунгусская или мангутская, иногда сплошь покрытая тиснеными узорами, вышитая бисером и выкрашенная в разнообразные цвета. Способ скрепления краев тоже различный у этих народов; тунгусы и мангуты предпочитают соединять березовую кору на замок, подобно нашим белорусам; если они сшивают ее, то шов обыкновенно запрятан, он некрасив, за нитки служат сухожилия северного оленя. Якуты сшивают бересту бечевками из конскоговолоса; шов чаще всего крестообразный, составляет главное и чуть ли не единственное украшение посуды; мастера стараются, чтобы он был ровный и чтобы белые и черные цвета волосяных бечевок приятно в нем сочетались. Из бересты шьют и мелкую посуду: табакерки, коробочки... и огромные, холлогосы, вмещающие по нескольку ведер жидкости.

Посуда из бересты.

Краеведческий музей с.КемпендяйА такие берестяные изделия, какие делали в Якутии, не встречаются больше нигде в мире. Свою берестяную посуду якуты украшали черным или темно-коричневым конским волосом или бисером, что придавало ей особую декоративность. Из бересты же якуты делали и предметы убранства, и детали национальной берестяной юрты - урасы. Археологи нашли орнаментированные полотнища юрты: берестяную дверь, отделанную накладной подкрашенной берестой с ажурными прорезями и металлическими подвесками из ромбовидных чеканных пластинок и литых шариков. Можно только догадываться, какой сказочно красивой была ураса, когда она стояла возле леса или на поле и сверкала на солнце.
Служила береста и декоративным материалом для оклеивания различных изделий из дерева. Она прорезалась, подвергалась тиснению, на ней выжигали различные узоры и орнаменты, делали поверх изделий объемные накладки. Особенно часто бересту использовали для украшения мебели (шкафов, буфетов) и табакерок. Поскольку табакерка служила своеобразным «участником» разговора, мастер стремился придать ее рисунку как можно больше смысла и занимательности. Иногда на табакерке изображался путем вырезания, тиснения или выжигания целый рассказ о каком-либо реальном или сказочном событии

Итоги беседы

Посуда из березы. Мастерская школы

Работы учащихся нашей школыПодводя итоги к беседе можно прийти к определенным выводам:

1) Художественно - предметный мир каждой культуры имеет особый статус, в нем принимают вещную форму труд, усилия, мастерство, ценности времени, аккумулируются традиции.

2) Художественные традиции создания деревянной посуды якутов уходят корнями в древнейший пласт сложения якутской культуры, которая характеризуется многокомпонентностью.

3) Якутская посуда из дерева, имея аналогии среди других тюрко-монгольских народов, по своим конструктивным особенностям и характеру создания, возможно, сохранила древнейшие формы, облик и значение утерянное со временем у других народов. Это в свою очередь, может объясняться особенностями сложения и формирования якутского этноса, находившегося в условиях обособленности и некоторой изоляции от тюркского культурного ареала.


Использованная литература:

  1. Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии: Якутск, 1989. с.36.

  2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. Уроки мастерства. М., 2001. - 253 с.

  3. Гаврильева Р.С. Кумысный чорон, миф и обрядовая поэзия якутов // Язык-миф-культура народов Сибири: Сб. Науч. Тр. Якутск, 1991. Вып. 1

  4. Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты и узоры:Якутск,Бичик,2007.-248

  5. Саввинов В.И. Мастерство: Якутск,Бичик,1999.-24

  6. Парников В.С. Якутские узоры: Якутск- Кн.изд-во,1990.-с14



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал