7


  • Учителю
  • Исследовательский проект 'Русский стиль в дизайне костюма'

Исследовательский проект 'Русский стиль в дизайне костюма'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

города Когалыма ХМАО-ЮГРА


Проектно-исследовательская работа

«Русский стиль в дизайне костюма»


Подготовила: Курова Валентина,

ученица 4 И класса

Руководитель: Карпова Татьяна Николаевна,

учитель изобразительного искусства


Когалым

2013

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ИСТОРИЯ КОСТЮМА……………………………………………………......5

ПРОЯВЛЕНИЕ РУССКОГО СТИЛЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА……….13

ЦВЕТ В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ………………………………………….17

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕКОР В КОСТЮМЕ…………………………….18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………........21

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………………………………22

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………....23


Как-то я нашла у своей мамы журнал «Vogue», где зарубежные дизайнеры одежды сделали свои варианты «нарядов а-ля рус». В коллекциях бросается в глаза гротеск, избыточность, театральность. Даже, если не обращать внимания на шоу - антураж: кокошники, бусы, муфты, то сами фактуры тканей, орнаменты и декоративность отделки говорят о том, что источником вдохновения послужили византийские царские облачения.

Конечно, приятно, что иностранные кутюрье проявляют интерес к нашему культурному наследию, но их стилизации очень поверхностные. Они не родились в России, не знают наших традиций, пока все самые интересные варианты трансформации народного костюма принадлежат нашим соотечественникам.

Я выбрала эту тему потому, что меня заинтересовало, как же наши дизайнеры одежды трансформируют элементы русского стиля в современном костюме. Я считаю, что выбранная мною тема важна, потому что наше поколение мало интересуется народным искусством, хотя мы с детства воспринимаем в окружающем мире «славянскую этнику».

Цель моего проекта: определить роль русского стиля в дизайне костюма.

Для того чтобы раскрыть цель, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. проанализировать специализированную литературу;

  2. изучить понятия «костюм» и «одежда», историю развития костюма, понятие костюма как системы;

  3. определить роль русского стиля в дизайне костюма;

  4. популяризировать русский народное творчество.

При написании работы мною использовались следующие методы:

  • поиска информации - при работе с литературными и интернет - источниками;

  • изучение и анализ специализированной литературы;

  • сравнение, анализ, синтез, аналогия;

  • обобщение;

  • выполнение практической работы;

  • анализ полученных результатов.

База исследования: МОУ «СОШ № 7», учащиеся 2 «А» класса

Время исследования: сентябрь 2011-апрель 2012

Для того чтобы проверить свои предположения, я составила план исследования:

1 этап - подготовительный

Определение обоснования выбора, основополагающего вопроса для исследования; поиск информации по проекту;

2 этап - аналитический

корректировка целей и задач проекта;

выработка стратегии решения каждой задачи;

3 этап - практический

поиск информации (литература, Интернет, периодика);

проведение опыта;

4 этап - обработка собранных материалов

определение главного; создание материалов для представления результатов;

История костюма с древнейших времен до современности является тем зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде. Костюм непосредственно связан не только с рукоделием и художественным творчеством, но и с этнографией и физиологией человека. Изучение истории костюма и моды дает людям ключ к познанию обычаев, обрядов и нравов, как существующих народов, так и цивилизаций давно минувших эпох.

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества.

Одежда служит людям давно. Вначале она защищала тело от неблагоприятных погодных условий. Постепенно одежда стала украшением, "чехлом", который защищал тело человека от злых сил, от "дурного глаза".

Первоначально одеждой людям служили шкуры животных, листья и кора деревьев. Древнюю одежду не сшивали, а набрасывали на тело, скрепляя узлом. Потом появились костяные иголки, и шкуры стали кроить и сшивать(нитками служили жилы животных и волокна растений). Одежда стала удобней, но по-прежнему оставалась очень грубой.

Постепенно с началом плетения, прядения и ткачества-шкуры сменились тканями. Для тканей использовали волокна растений и шерсть домашних животных. Вот теперь уже можно было говорить о красоте одежды: ведь ткань можно красить(или, наоборот, отбеливать), она может быть очень толстой, грубой и очень тонкой, воздушной.

Принято различать два рода одежды: плечевую и поясную. Плечевая одежда крепится ("держится") на плечах и происходит, видимо от первобытных плащей из звериных шкур. Поясная одежда берет свое начало от набедренной повязки.

Костюмы королей и выдающихся исторических лиц характеризуют нередко целую историческую эпоху. Одежда всякого человека своим общим «модным» видом характеризует известный период времени, а своими деталями, индивидуальными меткими частностями, манерой носить ее - определяет характер, вкусы, умственную и духовную жизнь носящего ее человека.

Русский традиционный костюм стал складываться в XII - XIII веках. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне (приложение 1).

Русские костюмы были очень красочными. Шили их из тканей различных оттенков красного (багряные, червленые), сине-голубого (лазоревые), иногда зеленого цвета. Все цветные ткани назывались крашенинами. В народе чаще всего шили одежды из льняных тканей с набивным узором и из пестряди - ткани из ниток разного цвета. Русские одежды обычно украшались различными вышивками - шелком, жемчугом. Мелкий жемчуг добывали в русских реках, а в более позднее время привозили с Востока, из Ирана. Этот жемчуг назывался Гурмыжским. Часто одежду отделывали мехом. Наиболее ценными считались меха соболя, куницы, бобра, выдры. В народных костюмах использовали овчину, мех лисы, зайца, белки.

Все одежды домонгольского периода отличались относительной простотой кроя и самих тканей, но в то же время изобиловали навесными украшениями, т. е. украшениями, надетыми поверх одежды Основными предметами украшения были перстни, браслеты, бусы серьги, колты (височные кольца, прикрепленные к женскому головному убору).

В период Московского государства навесных украшений было сравнительно мало, зато костюмы шили из богато декорированных тканей.

Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь, все шире, она вошла в быт провинциального дворянства, а затем и городских ремесленников. После посещения Европы Петр I решил кардинально изменить стиль одежды всего российского дворянства и насильственным способом внедрил европейское платье (приложение 2). В 18 веке законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, по которым равнялось остальное столичное, а в последней четверти века и провинциальное дворянство. Подражала им также некоторая часть богатого купечества и разночинцев. В основном же купцы и их семьи одевались в русское национальное платье, перенимая лишь немногое из модного костюма. Духовенству и крестьянам позволялось оставить прежнюю одежду.

Распространялись моды в 18 веке не модными журналами, как это было позже (модных журналов было очень мало, и выходили они с перерывами в несколько лет), а при помощи готовых образцов.

Богатые дворяне выписывали нарядные костюмы из Парижа или Лондона, или покупали их у торговцев модными товарами, привозивших готовые платья, материи и всякие модные мелочи из-за границы, или заказывали их в иностранных мастерских.

В дальнейшем, испытывая комплекс вины перед русским народом, именно престолонаследники старались ввести в придворную моду элементы допетровского костюма. Но, поскольку они по крови не были на сто процентов русскими, то воспринимали традиционный национальный костюм тоже как экзотику и получалась лишь модная стилизация, такой исторический «от-кутюр а-ля рус». Екатерина II носила, так называемые, народные платья. Принцип тот же, что используют стилисты сейчас: за основу взят модный европейский ансамбль и введены некоторые народные элементы (приложение 3).

Уже в начале 19 века двор начинает терять свой прежний ореол, в общество проникают демократические идеи, в среднем и мелком дворянстве и близких к нему кругах растёт оппозиция к самодержавию.

Вместо богатого вельможи и блестящего офицера героем, достойным подражания, становится мыслящий человек, преданный идее свободы и просвещения, философ, романтик, которому не к лицу придавать слишком большое значение своей внешности. В эти годы всё чаще начинают встречаться молодые люди в сюртуках вместо фраков, появляются клетчатые "шотландские" жилеты и шейные платки, как бы напоминающие о Байроне и о героях романов Вальтера Скотта.

В 1834 году вышел указ о ношении при дворе статс-дамам и фрейлинам платьев русского кроя. Дамы в стилизованных кокошниках и платьях, сшитых по моде середины XIX века с элементами декора, позаимствованными у русского сарафана.

К началу XIX века модная одежда европейского стиля стала основной одеждой горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века.

Увлечение русской темой в Европе в XX веке началось в 1909 году, сразу после первого Дягилевского сезона. «Борис Годунов», «Весна священная», «Жар - птица» и другие спектакли на русскую тему были оформлены лучшими художниками творческого объединения «Мир искусства» Л. Бакстом, И. Билибиным, А. Бенуа, Н. Рерихом. Французский дизайнер одежды Поль Пуаре был очарован этим великолепием, и мотивы русской народной одежды зазвучали в его новых моделях, представленных публике в 1910 - 1914 году в Париже. После поездки в Россию в 1911 году он вводит в моду украинские вышивки и казачьи сапожки. Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк. После революции, с притоком эмигрантов из России, любовь ко всему русскому перешла в массовый психоз. Рестораны, чайные, цыгане, самовары, косоворотки и многое другое «русское» пришло в европейский быт. Стиль 20-х годов в женской одежде, с его жесткой линией, ритмическим расположением орнамента послужило прекрасной базой для создания костюмов в славянском стиле. Он полюбился русским придворным дамам еще в середине XIX века после возвращения стилизованного народного платья в придворный костюм. Впоследствии, в конце XVIII столетия, когда в России возник интерес к народному творчеству, многие художники, Васнецов, Врубель, Репин, Нестеров и др., увлеклись фольклором и историей России. Это было время русского ренессанса. Коллекция княгини М. К. Тенишевой, работы мастерских в Талашкине и Абрамцево, постройки архитекторов Ф. О. Шехтеля, А.М. Калмыкова и др., оперы и балеты «Садко», «Князь Игорь», «Жизнь за царя» - были вдохновлены любовью к родине. Тогда и возникла повсеместная мода на костюмированные балы в русском стиле и, уже после революции, многие аристократки, уезжая в изгнание, забирали с собой маскарадные костюмы в память об оставленной Родине и былых прекрасных днях. За границей они возобновили русские балы, тогда и вошел в моду головной убор «а-ля кокошник».

Очень популярны в 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка, отголосок увлечения костюмами, созданными Н. Гончаровой и М. Ларионовым для балетов Дягилева. А также были чрезвычайно модными воротники-стойки, называемые "боярскими воротниками". Редкая женщина того времени не имела пальто в «русском стиле». Кроме того, из кафешантанов пришло повальное увлечение цыганскими - русскими шалями. После революции, прекрасный художник Н. Ламанова, до этого одевавшая императорский двор, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Эта коллекция разрабатывалась для известной выставки Art Decoratifs в 1925 году в Париже, где получила Золотую медаль. (приложение 4).

Европа в то время упивалась любовью ко всему русскому, и это только сыграло на руку дизайнеру, ведь в то время в России не было в продаже практически никаких тканей, наряды для этой коллекции были исполнены из рушников, мешковины, скатертей. Ей помогали скульптор Мухина и крупный специалист по украинским вышивкам Е. И. Прибыльская. Не смотря на популярность этой коллекции на Западе, в России ей не удалось прижиться. Чиновники долго выискивали в ней недостатки, отсылали обратно «на доработки» и прекрасное начинание ни во что не вылилось.

Но и в годы «застоя» зарубежные дизайнеры не раз возвращались к славянской теме. В период увлечения модой хиппи возник интерес к этнической одежде разных стран, в том числе и русской. Наши хиппи, за неимением других возможностей, сами шили себе костюмы, стилизованные под народные.

"Русский стиль" существует в мировой моде как несколько экзотическое, но всё же вполне определённое и динамическое явления, в котором отражается и неослабевающий интерес к русской культуре, и пристальное внимание к тому, что происходит в нашей стране. Мы не удивляемся, когда обнаруживаем в коллекциях знаменитых французских фирм - Нины Риччи, Ив Сен Лорана и других - модели в ярко выраженном "Русском стиле". В Европе интерес к русскому костюму возродил Ив Сен-Лоран. В представленной им "Russian Collection" были меховые шапки, сапоги, многослойные юбки и вышитые блузы. Это была коллекция непревзойденной фантазии и роскоши. Но славянской она была только в восточном избытке, богатстве фактур и отделок. По сравнению с умеренностью ар деко и мод 1930-ых, эта коллекция поражала взрывом цвета и многослойностью (приложение 5).

Вместе с перестройкой пришел новый виток интереса к России и всему русскому. В 1986 году Жан-Поль Готье выпускает коллекцию одежды спринтом в виде букв русского алфавита. За источник вдохновения он взял эскизы прозодежды Варвары Степановой и Любови Поповой.

С тех пор, в коллекциях дизайнеров нет - нет, да и проскользнут легкие стилизации под русский костюм. Но настоящий бум произошел в прошлом, 2009 году, когда сразу два известных бренда «Шанель» и «Кензо» представили свои линии одежды а-ля рус. В коллекции Шанель бросается в глаза гротеск, избыточность, театральность. Даже, если не обращать внимания на шоу - антураж: кокошники, бусы, муфты, то сами фактуры тканей, дробность орнаментов и декоративность отделки говорят о том, что источником вдохновения послужили византийские царские облачения из музея Кремля. Итальянец А. Маррас, сделавший «русскую линию» для Кензо, сказал, что создал ее по мотивам русской одежды XIX века, костюмов "Русских балетов" Дягилева, а также кинофильмов на русскую тему, в частности "Доктора Живаго". Здесь мы видим павло - посадские шали, темно - земельный ситец, полоски, ритмически перекликающиеся с тесьмой русских понев и сарафанов. Из всего этого он составил красивый коллаж, который при всей его пестроте, смотрится интересно и очень по-русски. С легкой руки «Кензо» по всему миру в моду вошли русские шали. Привлекательность этих шалей состоит в том, что они по карману как голливудской «звезде», так и простой студентке. Такой платок - прекрасный аксессуар, который, как мы видим, может сделать наряднее и стильнее любой монохронный повседневный вариант одежды. Тема России на этом не исчерпалась. Для аукциона, посвященному 10-летию русского издания журнала «Vogue», знаменитые отечественные и зарубежные дизайнеры одежды сделали свои варианты «нарядов» (приложение 6).

Рассмотрев русский костюм на протяжении столетий можно сказать, что изменение одежды тесно связано с развитием моды, которая отражает определенные, характерные для данного времени и общественных условий представления людей о красоте. С развитием человеческого общества эти взгляды меняются, следовательно, постоянно меняется и мода. С изменением моды, меняется не только стиль, покрой или цветовая гамма одежды, но и приемы шитья, конструирование, моделирование. Появляются более сложные по технике исполнения детали, исчезают громоздкие приспособления( например: усовершенствование кринолина от "панье" до турнюра). С развитием промышленности, особенно текстильной, появляются новые типы тканей, кружева и гипюр фабричной выработки. На развитие моды, пришедшей в Россию из Европы, преимущественно из Парижа, накладывает свой отпечаток и специфика русского народного костюма (сарафаны, душегреи, кафтаны, кокошники и венцы в головном уборе). Немаловажно то, что развитие модной одежды формировалось в иных природных и погодных условиях, чем в Европе (долгие, холодные зимы, промозглая погода в Петербурге).

Таким образом, можно сказать, что каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей.


Русский народный костюм - неотъемлемая часть народной культуры. Традиционная народная одежда формировалась веками. Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом, шлифовались отдельные его элементы и весь образ в целом.

Народный костюм, в особенности праздничный, обрядовый изготавливался из дорогих материалов. Работа над ним требовала много времени и усилий. Такие костюмы берегли, передавали из поколения в поколение, хранили в специальных сундуках - укладках. Самые дорогие костюмы, головные уборы ритуального характера (например, свадебные) брали из семьи в семью.

Образ женщины, каким его рисует воображение западных художников моды - это образ мягкой, романтической женщины, не принимающей ни спортивный, ни деловой, ни тем более военизированный стиль в одежде.

Основные элементы женского народного костюма: сарафан и понева, рубаха, передник, головной убор. Русский костюм максимально закрывает тело.

Внешний вид костюма определяется социальным положением. Так, костюм зажиточных крестьянок и мещанок отличался обилием блеска, роскошью (шитые золотом кокошники, душегреи, парчовые и шёлковые сарафаны, золотые тесьма и бахрома).

По географическому признаку русский костюм подразделяют на две большие группы: северный и южный. Граница севера и юга, применительно к народному костюму, проходит по северной границе Московской области, но московский костюм больше тяготеет к северу.

Северный женский народный костюм конусообразного силуэта. В его состав входят сарафан, рубаха, передник, наплечная верхняя одежда (до талии), пояс, головной убор.

Южный костюм прямого силуэта. Он включает в себя поневу, рубаху, наплечная верхняя одежда (до талии), пояс-кушак, головной убор.

Более древний вариант русского костюма - с поневой, сарафан - более молодой. Но девушки чаше носили сарафаны, а женщины - поневы.

Самый древний сарафан - туникообразный. Более поздний - прямой.

Сарафан - наиболее известная женская народная одежда. Различают 5 видов сарафанов: глухой косоклинный, кое-где называемый шушуном или сукманом; косоклинный распашной или с защитным швом спереди, с проймами или на лямках; прямой сарафан с лямками, он же круглый или московский; прямой отрезной с лифом и лямками и сарафан на кокетке, с вырезными проймами и разрезом до талии спереди, застёгивающийся на пуговицы. Дополняла сарафан плечевая одежда (душегрейка, епанечка).

Понева - древнейший вид женской одежды. Её носили в основном замужние женщины. Понева представляет собой поясную одежду из трёх или более кусков домашнего шерстяного полотна, сшитых друг с другом. Различаются поневы по покрою на глухие и распашные (открытые спереди или сбоку). Со временем глухая понева превратилась в юбку. Понева фиксируется на талии продёрнутым в кулису шнурком. Дополняли поневу - плечевая одежда (навершник, шушпан), нагрудная одежда (занавеска, запон, передник), головной убор (кичка, кокошник), пояс (тканный, плетенный), обувь (лапти), украшение (ожерелье, гайтан).

Рубаха - основа всех женских костюмов. Наиболее древний вид рубахи - туникообразная, в виде холста, перегнутого на плечах, с вырезным воротом и вшитыми, как у мужской рубахи, рукавами и бочками. Очень распространены в народном костюме были рубахи с поликами. Полики - плечевые вставки из ткани другого цвета. Полики бывают прямые или косые.

Почти все русские одежды надевались через голову, были накладными. Они имели спереди лишь небольшой разрез. Русские люди почти не носили драпирующихся одежд, а в народе отсутствовали полностью. Будучи длиннополыми, русские одежды все-таки не достигали такой длины, как в Византии. Даже княжеские костюмы были короче византийских одежд. Классовая дифференциация проявлялась главным образом в качестве тканей, из которых были сшиты костюмы.

Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои населения - от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Руси никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой. Сверху шубу покрывали различными тканями. Крестьяне шили обычно шубы на овчине, зайце, а знать - на куньем, собольем, песцовом или черно-буром лисьем меху. Верх мог быть из сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили даже летом и даже в помещении.

Обувью в деревне служили онучи и лапти, а в городе - сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати - иногда загнутыми вверх. Сапоги имели короткие, ниже колен, голенища, срезанные к колену углом. Шили их из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой и даже каменьями. В конце XVII века под влиянием западных мод, знать начинает носить низкие туфли.

Головные уборы в основном сохранили форму, близкую к домонгольскому периоду. Однако они стали гораздо разнообразнее, а отделка богаче. Все шапки имели вид конуса или колпака и обычно были с опушкой или оторочкой. Дома часто надевали небольшую шапочку - тафью, имевшую вид круглой тюбетейки. Она богато украшалась. Поверх тафьи при выходе из дома надевали другие головные уборы. Наиболее распространенной была мурмолка - невысокий колпак из.дорогой ткани с отворотами из меха или из другой материи.

Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Девушки, обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты, появившиеся в XVII веке, Вместо лент косу могли украшать накосником - обтянутым дорогой тканью, кусочком бересты или кожи. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна. Bенец мог иметь высокое чело. К венцу также пришивали поднизи, а над ушами - колты или рясна. Зимние головные уборы девушек были похожи на женские.


Красный цвет многие народ наделяли магической, обереговой силой. Красный - цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета.

К распространённым цветам традиционного костюма на русском севере (именно там традиции сохранились в наибольшей степени) также относится чёрный, жёлтый, зелёный, синий, и белый. Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали; чёрный - олицетворением земли, покоя, постоянства, отрешения и скорби. Широко использовались в крестьянском костюме неокрашенные и неотбеленные ткани разнообразных оттенков.

По цвету народной одежды можно было определить возраст её владельцев: самым скромным были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными - костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребёнка.

Цвет народного костюма указывал и на место проживания человека. В каждом регионе России крестьянский костюм имел свои особенности. Так, например, Воронежская губерния отличалась строгостью цвета и чёткостью орнамента, графичностью всего костюма, в котором преобладали чёрные и белые цвета; в Рязанской губернии доминировали красные тона и т.д.

Цвет играет важную роль в композиции народного костюма. Он выделял главные части костюма, подчёркивал ярусность формы.

Наряду с цветами важное место в декоре традиционного костюма занимал орнамент. Орнаментальные изображения наделялись особой силой, в них верили. В то же время орнаменты покоряли своей декоративной красотой. Орнамент русского народного костюма (тканный или вышитый) мог быть геометрическим, растительным, включать зооморфные, антропоморфные молитвы. В одном костюме могли сочетаться все виды орнамента.

Характерные места декора - ворот, разрез по вороту, низ рукавов, низ юбки, рубахи, т. е. края одежды. Или вертикальная центральная полоса (например, в сарафане). Рамочный орнамент в русской символике имел смысл оберега, т. е. защищал уязвимые части тела - шею, руки, ноги.

Поверхность ткани костюма часто служила фоном для нанесения декора: вышивания и нашивания (лент, тесьмы, полос ткани, кружев, блёсток, пуговиц, бисера).

В декоре народного костюма отражены мироощущение, эстетические вкусы людей на протяжении многих веков.Русский стиль в коллекциях одежды проявляется в типичных элементах - вышивка, кружевная отделка ручной работы, сложные узоры и набивные цветочные композиции. Формы и фасоны также отражают этническую принадлежность - длинные, прямые юбки в пол, рукава-фонарики, отложные воротники и неизменные сарафаны на широких лямках. Покрой платьев в русском стиле прост и лаконичен - прямые, ниспадающие ткани, завышенная линия талии, акцент на тонком ремешке или веревочном поясе.

Использование аксессуаров позволяет легко изменить стиль и придать обычному наряду национальные черты. При помощи обычного платка или пояса можно полностью изменить образ. Стилизованная бижутерия ярких расцветок и крупных, простых форм придадут наряду очаровательный колорит, а холщовые или соломенные сумки и туфли-балетки сделают образ законченным. Интересно выглядят украшения, сделанные своими руками из натуральных материалов - солома, камень, текстиль.

Обилие элементов русского стиля в одном ансамбле выглядит не очень привлекательно, если только вы не собираетесь, посетить тематическую вечеринку или не участвуете в художественной самодеятельности. Как правило, достаточно одного или двух элементов в наряде, чтобы подчеркнуть стилевое решение. Длинный прямой сарафан будет уместно смотреться с плетеной обувью с обилием ремешков и застежек. Строгий деловой костюм можно оживить красиво завязанным вокруг шеи платком с цветочным принтом. Мини-платье с широким отложным воротничком можно сочетать с плотными колготками и обувью на высоком устойчивом каблуке.

Ручная вышивка и отделка кружевом станут прекрасным дополнением для вечернего наряда - выбирайте подходящий оттенок и следите за тем, чтобы наряд не был излишне декоративен. Вышитые рубашки и блузки из натуральных тканей можно комбинировать с юбками свободного покроя, вытертыми джинсами или летними брюками.

Вышивка - является русской классикой. Всевозможные цветочные узоры или типичные орнаменты украшают модные юбки, платья, рубашки.

Русский фольклор проявляется и в меховых изделиях - жилетки и короткие шубки не выходят из моды уже в течение нескольких сезонов. Высокие меховые шапки для суровых зим подарят не только тепло и уют, но и станут элементом, подчеркивающим выбранный этно-стиль.


С легкой руки еще одного зарубежного дизайнера «Кензо» по всему миру в моду вошли русские шали. Привлекательность этих шалей состоит в том, что они по карману как голливудской «звезде», так и простой студентке. Такой платок - прекрасный аксессуар, который, как мы видим, может сделать наряднее и стильнее любой монохронный повседневный вариант одежды. Строгий деловой костюм можно оживить красиво завязанным вокруг шеи платком с цветочным принтом.

Я подробно познакомилась с историей возникновения костюма, с тем какие цветовые оттенки и орнаментальные композиции использовались мастерицами, дизайнерами-Кутюрье на протяжении многих столетий.

А может ли платок служить не только аксессуаром, украшающим костюм? Я решила попробовать себя в роли дизайнера-Кутюрье, создала эскизы своих моделей одежды, трансформируя набивной русский платок (приложение 7).



Вот и закончился мой творческий проект, и окончательным результатом выполнения проекта "Русский стиль в дизайне костюма " я довольна. Кроме того, костюмы, которые я проектировала, понравились мне и моим одноклассникам, а сама технология моделирования показалась мне не такой уж сложной, а даже занимательной. При изучении истории русского костюма, я много узнала нового, и мне было очень интересно: какой был русский костюм, из каких элементов он состоял, как они назывались, особенности русского кроя, цвет и орнаментальный декор народного костюма. И на все эти вопросы я получила ответ при выполнении проекта. Так же я больше узнала о моделировании, конструировании швейных изделий. Я стала более наблюдательной. Мой проект будет использоваться при изучении традиций и быта русского народа на уроках истории и изучении русских костюмов на уроках технологии.

Цель и задачи своего проекта я выполнила.



  1. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды. - М.: Академия, 2000.

  2. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

  3. Методика и художественное оформление женской и детской одежды/ Под ред. Т.В. Козловой.

  4. Пармон Ф.М. Композиция костюма.

  5. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. - М.: Легкопромбытиздат, 1996.

  6. Стриженова Т. Из истории костюма. - М.: Советский художник, 1972.

  7. . Баранова И. Раскраски для детей. Первые уроки. Народные костюмы. - М.: ООО «Компания Дельта М», 2005.

  8. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки, 1978.

  9. Орлова Л. В. Азбука моды , 1988.










ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Русский традиционный костюм XII - XIII в.в.

Приложение 2


Европейское платье времен Петра I


Приложение 3


Екатерина II.

Европейское платье с элементами русского стиля

Приложение 4


Коллекция Н. Ламановой 1925г. XX век.

Приложение 5


Коллекция одежды Ив Сен-Лорана

Приложение 6



Коллекция моделей «Кензо»

Приложение 7

Приложение 8


Русский стиль в современном костюме


АРМЯНИНА - сукно из неокрашенной верблюжьей шерсти. В XVIII-XIX веках армянина вырабатывалась казахами, кочевавшими в астраханских степях и за Уралом, татарами и уральскими казаками.


АТЛАС - шелковая или шелковая с введением шерстяного" льняного или хлопчатобумажного утка ткань, выполненная на восьми ремизках. Атласные ткани в XVI-XVII веках поступали в Россию из Ирана. В XVIII - начале XX века производились на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянском костюме XVIII - первой четверти XX века не получили большого распространения.


БАРХАТ - шелковая ткань с коротким густым шелковым ворсом. Разновидность бархата - рыхлый бархат, в котором ворс покрывает только фон или только узор; ткань при этом выглядит рельефной. В XVIII-XIX веках бархат изготавливался на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянских костюмах бархат встречался редко из-за его высокой стоимости. Наличие у женщины бархатного сарафана рассматривалось как признак зажиточности семьи.


БИТЬ - медная, серебряная, позолоченная расплющенная (плоская) нить, использовавшаяся для вышивания и тканья позумента.


ВЕЛЬВЕРЁТ (ВЕЛЬВЕТ, ВЕЛЬВЕРТЙН, ВЕЛЬВЕТИН, ВЕРВЕРЁТ)-хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс большей высоты, чем у бархата. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для головных уборов, безрукавок, как отделка верхней одежды.


ГАЛУН - тесьма, вытканная из металлической нити (бити): золотой, серебряной, медной - с хлопчатобумажной или льняной нитью. В XVIII-XIX веках изготавливалась на русских мануфактурах и фабриках, использовалась для отделки одежды.


ГАРУС - шерстяная сученая пряжа, использовавшаяся для вязания, вышивания, изготовления бахромы, помпонов, украшавших одежду и головные уборы. Гарус очень ценился русскими крестьянками, которые употребляли его только при орнаментации праздничной одежды.


ДАБА - плотная хлопчатобумажная ткань белого цвета или окрашенная в кубовый цвет. Среди русских крестьян ценилась как ткань прочная, красивая и недорогая.


ДРАДЕДАМ - сукно, шерстяная ткань простого полотняного переплетения со слабо выраженным ворсом, окрашенная обычно в светлые тона. Это сукно -одно из самых дешевых в России XIX века.


ДЫМКА - тонкая прозрачная ткань, обычно шелковая или льняная. В XIX веке использовалась для изготовления головных покрывал.


ЗОЛОТНАЯ НИТЬ - тонкая медная или серебряная позолоченная нить, спряденная с шелковой или хлопчатобумажной ниткой. Золотная нить использовалась для вышивания и плетения кружев.


КАЗИНЕТ (КОЗИНЁТ) - хлопчатобумажная, шерстяная, полушерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В русской деревне использовалась в основном для шитья верхней праздничной одежды.


КАМКА - тонкая шелковая, льняная, шерстяная одноцветная ткань. Характерной особенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном). В XIX веке термин "камка" применительно к таким тканям употреблялся редко. Камчатые ткани изготавливались в XVIII - XIX веках на русских мануфактурах и фабриках.


КАМЛОТ- шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта камлота изготавливались из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлением шелковой нитки. Камлотом называлась также плотная, но тонкая полосатая хлопчатобумажная ткань. В русской деревне использовалась для шитья верхней одежды и сарафанов.


КИСЕЯ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для рубах и покрывал.


КИТАЙКА - хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, как правило синего цвета. Во второй половине XIX века китайкой изредка называли и такую же ткань красного цвета. В XVII - начале XX века китайкой называли шелковую однотонную ткань, привозившуюся из Китая, а также хлопчатобумажную желтоватого цвета.


КОЛЕНКОР - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, хорошо прокрахмаленная в процессе изготовления. Коленкоры были, как правило, белого цвета или окрашенные в один цвет. В русской деревне белый коленкор использовался для изготовления рубах или на подкладку сарафанов, безрукавок, верхней одежды.


КОСАРИК - деревянный нож для прибивания уточной нити при тканье на ниту.


КРАШЕНИНА - холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет.


КУМАЧ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. В XVIII - первой половине XIX века изготавливался татарами Казанской губернии. Во второй половине XIX века делался и на фабриках других губерний России. Кумач в русской деревне применялся для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, использовался для отделки одежды, головных уборов.


ЛАСТИК - полушерстяная подкладочная ткань фабричного производства.


ЛЮСТРИН - шерстяная, полушерстяная, легкая шелковая ткань с блестящей поверхностью; в XIX веке изготавливалась на русских фабриках.


МАДАПОЛАМ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения белого цвета. В XIX веке изготавливался на русских фабриках.


МАНЧЕСТЕР - хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата, а также хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая благодаря начесу вид сукна. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках по образцу тканей, выпускавшихся на фабриках города Манчестера.


МИТКАЛЬ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбелки миткаль получал название мадаполам, после отбелки и прокрахмаливания - коленкор.


ПОЛУБАРХАТ - бархат с добавлением шерстяной и хлопчатобумажной нити.


ПОЛУПАРЧА - ткань с хлопчатобумажной основой и утком из металлической нити. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками специально для крестьянской одежды.


ПОНИТОЧИНА - ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой, изготавливалась крестьянами для собственного употребления и на продажу. В XIX веке широко использовалась для шитья верхней одежды.


ПОСКОНЬ - конопляные нитки, конопляный холст домашнего изготовления. В XIX - первой четверти XX века использовалась для шитья верхней одежды.


РЯДНО - редкая холщовая ткань домашнего изготовления. В XIX веке использовалась в основном для шитья рабочей одежды, а также на мешки, подстилки и т.д.


САРЖА - шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX веке в крестьянском ткачестве саржей называлась также полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржа домашнего изготовления использовалась для шитья верхней одежды, иногда сарафанов.


САРПИНКА (СЕРПЯНКА) - льняная, хлопчатобумажная или полульняная пестрая (клетчатая или полосатая) тонкая ткань. Сарпинка изготавливалась в XIX - начале XX века на фабриках и в кустарных мастерских.


СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА) - толстое неокрашенное сукно домашней выработки. В XIX веке использовалось для шитья верхней одежды.


СИТЕЦ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII-XIX веках изготавливался на русских мануфактурах и фабриках, пользовался большим спросом у крестьян. Ситец употреблялся для шитья рубах, сарафанов, передников, отделки одежды. Особенной популярностью пользовался так называемый французский ситец, т. е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором.


СИТЕЦ ФРАНЦУЗСКИЙ - синий или красный ситец с мелким цветочным узором, изготавливался на русских фабриках.


СУКМАНИНА - сукно домашнего изготовления, в котором уток льняной, а основа шерстяная. В XIX веке использовалась для шитья верхней одежды.


СУКНО - шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной шерсти. Сукно изготавливалось в XIX - первой четверти XX века на русских фабриках и в кустарных мастерских, использовалось для шитья верхней одежды.


ТАФТА - тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту вырабатывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов.


ТИК - грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства.


ТРИКО - шерстяная ткань, изготовленная на многоремизных или жаккардовых станках из пряжи высших сортов, иногда с ворсом, как у сукна. Ткань выпускалась русскими фабриками, использовалась крестьянами для шитья верхней одежды.


ТРИП - бархат из шерстяной нити, плюш. В XIX веке изготавливался на русских фабриках. В крестьянском костюме применялся редко.


ТЮЛЬ - хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, изготовлявшаяся на русских фабриках. В русской деревне использовалась для головных покрывал и иногда для отделки одежды.


ХОЛСТ - льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст (кужельный, новина, усчина), на будничную - более грубый (изгребный). Холст широко использовался в русском крестьянском костюме XIX - первой четверти XX века.


ХРЯЩ - толстый, грубый холст домашнего изготовления.


ШТОФ - шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками. В крестьянском быту использовалась для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, головных уборов.


ШЛЁНКА (ШЛЁНСКАЯ ШЕРСТЬ) - нитки и ткань из шерсти овцы шленской породы, появившейся в России в XVIII веке. Шленка (как сама ткань, так и пряжа) ценилась в русской деревне за мягкость, прочность. Использовалась для шитья праздничных сарафанов, изготовления бахромы.


1




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал