7


  • Учителю
  • Творческий проект На панецах я вижу узоры

Творческий проект На панецах я вижу узоры

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ямальский центр внешкольной работы





ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«На панецах вижу узоры»

Творческий проект На панецах я вижу узоры

Участники проекта

Вылко Екатерина , 11 лет

Вануйто Ирина, 10 лет

Сэротэтто Антонина 10лет

Руководитель проекта:

Педагог дополнительного образования

Худи Анна Енайкоевна





с. Яр-Сале

2016

Содержание стр.

1.Обоснование выбора темы. ………………………………………………..3

2. Краткая формулировка задач……………………………………………...3

3. Солнышко обдумывания……………………………………………….….3

4.История об ягушки …………………………………………………….. 3-5

5. Альтернативные модели…………………………………………………6

6. Дизайн-анализ………………………………………………………………6

7.Организация рабочего места и техника безопасности………….……....7-9

8. Технологический этап изготовления изделия………………..………. 9-11

9. Экологическое и экономическое обоснование проспекта……..……….11

10. Итоги проектной работы…………………………………………………12

11. Рекламный проспект……………………………………………..………..12

12. Список используемой литературы……………….………………………13

























  1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ

Когда бывают различные мероприятия и концерты в школе и в интернате нужна бывает для выступления национальная одежда. Из различных вариантов ягушек, мы остановилась на изготовлении летней суконной ягушки, так как в наличии из всех материалов имеется только сукно и она в поселковых условиях более практично, чем ягушка из меха оленя.

  1. КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ

Цель: сшить и изучить особенности пошива национальной ненецкой ягушки.

Задачи:

  • выбрать из различных вариантов идей один, который соответствует требованиям и разработанным критериям.

  • реализовать на практике знание и умение, полученные на занятиях кружка.

  • использовать справочную, научную и техническую литературу,

компьютерную технологию;

  • развивать творческое мышление и самостоятельную творческую деятельность, используя данный проект.

  • оценить проделанную работу;



3. ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ. ЗВЁЗДОЧКА ОБДУМЫВАНИЯ

  • Последовательность выполнения проекта;

  • Обосновать возникшую проблему и потребность;

  • Выбрать модель;

  • Описать ее внешний вид;

  • Выбрать ткань;

  • Определить необходимые инструменты, приспособления и оборудование;

  • Изучить литературу;

  • Составить технологическую последовательность изготовления изделия и изготовить его;

  • Оценить проделанную работу;

  • Защитить проект.

4. ИЗ ИСТОРИИ ЯГУШКИ

Женская верхняя зимняя одежда (не паны, русское название на западе - паница, за Уралом - ягушка) в отличие от мужской одежды имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки.

1 - й тип (лидянг паны, таряв паны, то есть бобровая ягушка, беличья ягушка) распространен в Канинской и Тиманской тундрах (крайне западных групп ненцев).

Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава - прямые, сильно суживающиеся к обшлагам, широкие в пройме, причем верхняя часть рукава шьется вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва е имеет.

Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов - все основные швы являются горизонтальными.

Шитье одежды всегда начинают с верхней ее части. Подол шьют отдельно, а затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально рассоложенных полос сначала оленьего, а затем собачьего меха, разделенных друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сука, сшитых в вертикальном направлении. К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки. Описанная одежда имеет цодклад (янд) из зимней или летней шкур оленей мехом внутрь. Покрои подклада отличается от покроя самой одежды (паны). Спина кроится из целой шкур, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из под шеи оленя (пемдя), длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух.

Длина подклада одинакова с паны. Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивают, а просто надевают под паны. Сейчас одежду этого типа уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной, нарядной.

Можно предположить, что этот тип является наиболее древним.

2-й тип одежды (не паны) получает сейчас и в западных тундрах широкое распространение в качестве будничной и рабочей одежды, а иногда и праздничной. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха (няблюя).

По покрою, она значительно отличается от первого типа.

Если одежда первого типа легко расчленяется на части в горизонтальном направлении, то не паны кроят в вертикальном направлении. Стан состоит из спинки и двух пол, рукава выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из трех полотнищ, причем среднее обычно бывает другого цвета, чем боковые. Борта также делают из меха другого цвета, чем полки (обычно - темного). На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и темного меха (или сукна). Подол (пан) шьют отдельно тоже из няблюя, обычно того же цвета, что и цвета. Между ним нижней частью стана прокладывают также две - три полоски из белого и темного мха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины (павэк ной). Воротник делают из песцовых хвостов.

Женская одежда этого типа часто богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и темного цвета с прослойкой из цветного сукна - на плечах, по бортам и обшлагам рукавов (падар мадавы).Рукавицы пришиваются к самой одежде, а не к подкладу. Подклад и верхнюю часть ягушки - паны сшивают вместе.

В качестве летней одежды употребляются поношенная зимняя (обычно без подклада), а также суконная ягушка, по покрою сходная с зимней одеждой второго типа, но имеющей в нижней част стана клинья. Нояця бывает или одноцветной (например, синяя, зеленая) с подолом и обшлагам другого цвета и с отделкой полосками сукна разных, или состоящей из полотнищ сукна (красного, зеленого, желтого). Последний вид нояця не имеет клиньев и считается более старинной. Оба вида на плечах не имеют шва.





















Творческий проект На панецах я вижу узоры

6. ДИЗАЙН-АНАЛИЗ

Оценка качество ягушки 1



Ф.И.О.

орнамент

Влажно-тепловая

обработка

Внешний вид

Посадка изделия

стежки, строчки, швы

Симметричность

формы и расположения

парных деталей

итого

Ного Юля

5

5

5

5

4

5

29

Езынги кристина

5

5

5

5

5

5

30

Худи Валя

5

5

5

5

5

5

30

Сэротэтто Зоя

5

5

5

5

5

5

30

Худи Илне

5

5

5

5

5

5

30

Сэротэтто Алина

5

5

5

5

5

5

30

Сэротэтто Вера

5

5

5

5

4

5

29

Ного Кристина

5

5

5

5

5

5

30

Сэрпиво Виталина

5

5

5

5

4

5

29

Худи Любовь Павловна- воспитатель



5



5



5



5



4



5



29

Окотэтто Сэрне - мастерица

5

5

5

4

4

5

28

Оценка качество ягушки 2



Ф.И.О.

орнамент

Влажно-тепловая

обработка

Внешний вид

Посадка изделия

стежки, строчки, швы

Симметричность

формы и расположения

парных деталей

итого

Ного Юля

5

5

5

5

4

5

29

Езынги кристина

5

5

5

5

5

5

30

Худи Валя

5

5

5

5

5

5

30

Сэротэтто Зоя

5

5

5

5

5

5

30

Худи Илне

5

5

5

5

5

5

30

Сэротэтто Алина

5

5

5

5

5

5

30

Сэротэтто Вера

5

5

5

5

4

5

30

Ного Кристина

5

5

5

5

5

5

30

Сэрпиво Виталина

5

5

5

5

2

5

27

Худи Любовь Павловна- воспитатель



5



5



5



5



4



5



29

Окотэтто Сэрне - мастерица

5

5

5

5

5

5

30









Оценка качество ягушки 3



Ф.И.О.

орнамент

Влажно-тепловая

обработка

Внешний вид

Посадка изделия

стежки, строчки, швы

Симметричность

формы и расположения

парных деталей

итого

Ного Юля

5

5

5

5

4

4

28

Езынги кристина

5

5

5

4

4

5

28

Худи Валя

5

5

5

5

5

4

29

Сэротэтто Зоя

5

5

5

5

5

5

30

Худи Илне

5

5

5

5

5

5

30

Сэротэтто Алина

5

5

5

5

5

5

30

Сэротэтто Вера

5

5

5

5

4

5

30

Ного Кристина

5

5

5

5

4

4

28

Сэрпиво Виталина

5

5

5

5

2

5

27

Худи Любовь Павловна- воспитатель



5



5



5



5



4



5



29

Окотэтто Сэрне - мастерица

5

5

5

5

5

5

30













. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Творческий проект На панецах я вижу узоры

Следует помнить, что при выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила безопасности.

Опасности в работе:

  • Повреждение пальцев иглой или булавкой;

  • Травма руки ножницами;

  • Травма глаз;

Что нужно сделать до конца работы:

  • Сосчитать количество иголок и булавок;

  • Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место;

Что нужно делать во время работы:

  • Быть внимательной;

  • Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

  • Вкалывать иголки и булавки только в игольницу;

  • Класть ножницы только с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

  • Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;

Что нужно сделать по окончании работы:

  • Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;

  • Убрать рабочие место.

  • Во время выполнения ручных работ нужно следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость,

  • снижает работоспособность, а также приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшению зрения и т.д.





ПРИ РАБОТЕ С УТЮГОМ

  1. Следить за исправностью электрического шнура.

  2. Устанавливать регулятор нагрева подошвы с учетом обрабатываемого материала.

  3. Ставить на специальную жаростойкую подставку.

  4. Выключать из электрической сети после окончания работы.

  5. Следить за чистотой подошвы.



ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Чтобы повысить безопасность при работе за компьютером, прежде всего надо обратить внимание на эргономическую проработку рабочего места. Для улучшения эргономичности рабочего места необходимо предпринять следующие меры.

1. Разместите, монитор так, чтобы его верхняя точка находилась прямо перед вашими глазами или выше, что позволит держать голову прямо, и исключит развитие шейного остеохондроза. Расстояние от монитора до глаз должно быть не меньше 45 см;

2. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги могут прочно стоять на полу. Идеальным будет приобретение кресла с регулирующейся высотой, в таком случае спинка позволит держать спину прямо, подлокотники дадут возможность отдохнуть рукам, правильное положение ног не будет мешать кровообращению в них;

3. Расположение часто используемых вещей не должно приводить к долгому нахождению, в какой - либо искривлённой позе;

4. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. Нельзя ставить монитор рядом с окном, так чтобы вы одновременно видели и экран и то, что находится за окном.

5. При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов);

6. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.

Во время работу не забывайте о регулярных перерывах для отдыха.

В санитарных правилах и нормах даны многочисленные комплексы упражнений для глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног.

Работая за компьютером, следите за освещением, осанкой, делайте перерывы - всё это поможет повысить трудоспособность и избавит вас от серьёзных болезней.

8.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

Раскрой ткани (изготовление орнаментальных полос).

1. Вырезание шаблона орнамента.

2. Рисование орнамента на полосе сукна.

3. Вырезать очень аккуратно намеченный узор.

Раскрой ткани, (изготовление ягушки).

1. Подготовить инструменты и приспособления для разметки и раскроя.

2. Сложить ткань в сгиб, разложит выкройки, начиная с больших деталей, имеющих сгиб, с учетом направления долевой нити, приколоть булавками.

3. Выбрать припуски на обработку (на швы и подгибку). Разметить припуски на швы и подгибку с помощью портновского мелка, линейки.

4. Вырезать детали кроя по меловым линиям портновскими ножницами.

5. Проконтролировать качество разметки и раскроя.

Сборка орнаментальных полос.

  1. Вырезанный узор приметывают на «живую нитку» на полосу сукна контрастного цвета

2. Затем мелкими стежками ниткой того же цвета, что и сукно, из которого выполнен узор, пришивают на полосу сукна швом «через край».

Сборка ягушки.

При соединении деталей постоянным швом используем шов «через край», для сметочных швов делаем пару стежков швом «через край», которые затем удаляются.





1. Соединяем среднюю часть спины (маха) и боковую части спины (маха хэв).

2. К боковой части (маха хэв) пришиваем переднюю часть ягушки (манг).

3. В местах соединения средней и боковой частей спины от линии талии до нижнего среза стана вставляются треугольные клинья, орнаментированные по края срезов.

4. Такие же клинья вставляются в местах соединения боковой части спины и передней части ягушки.

5. Соединяем плечевые швы, вставляем кокетку с орнаментальной полосой.

6. К основному стану вдоль передней части и нижнего среза основного стана пришиваются орнаментальные полосы или же орнамент можно нашить прямо к основному стану вдоль передней части и нижнего среза стана.

7. К нижнему краю орнаментальной полосы пришивается подол ягушки из однотонного - сукна черного или темно - синего цвета.

8. Пришивается вдоль орнаментальной полосы передней части ягушки пришивается цельнокроеный борт с подворотником из сукна того же цвета, что и подол.

9. К узкой части рукава пришивается орнаментальная полоса.

10. К орнаментальной полосе пришивается манжета из сукна того же цвета, что и подол ягушки.

11. Соединяем переднюю и заднюю часть рукава.

12. Для придания формы рукава пришивается ластовица. Ластовица может быть того же цвета, что и сам рукав или быть контрастной.

13. Готовый рукав пришиваем к основному стану ягушки.

14. Борт и нижний край подола окантовывается полоской красного сукна.

15. К подворотнику пришивается воротник из песцового меха.

16. Пришиваем на Груди парные завязки из сплетенных косичкой шерстяной пряжи (6-8 штук) и одна пара завязок на подоле.

17. Выполняем влажно - тепловую обработку изделия.









Творческий проект На панецах я вижу узоры





















































9.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТАМатериалы,

инструменты

количество

цена

Затраты,

руб.

иглы

1 набор

50

50

нитки

3 катушки

30

90

наперсток

1 штук

50

50

Сукно: синий

красный

чёрный

желтый

1метр

0.25метра

1.25метра

0.25метра

800

200

1000

200

800

200

1000

200

Бисер: красный

белый

синий

1 пачка

1пачка

1пачка

200

200

350

250

100

100

ножницы

1

200

200

Итого:

3040









10. ИТОГИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Выполненное изделие соответствует определённым мною требованиям.

Все выкройки мы нашли сделали сами и подбирали модели в соответствии со своими желаниями.. Нам все удалось! Ягушки получились очень красивые, яркие. Мы довольны своей работой и получила огромное удовольствие при её выполнении. Узнали много интересного о истории и традиях изготовления ненецкой ягушки. О ее происхождении и развитии.

Нам хочется бы продолжить работу в данном направлении, потому что появляются все новые модели ягушек современных стилизованных и современных.

11. РЕКЛАМНЫЙ ПРОСПЕКТ

Есть напёрсток у меня, ножницы, булавки

.Ягушку сошью сейчас, из сукна,

Я бисером вышью на ней орнамент

Скажите, я волшебница?



</ 12. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ямальский меридиан. Общественно-политический историко-культурный журнал, № 2/02-2013. С.54-57

2. Вашуркина, А.А. Коррекционно-развивающая программа. Ханико.1класс

3. Бармич, М.Я. Ебцотако тохолку -Малыш-учится. Спб.: Просвещение. -2000. 123 с.

4. Богатеева, З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. - 129 с.

5. Ботякова, О.А. Традиционный костюм в культуре народов России. М.: Просвещение, 2001. - 212 с.

6. Истомин, И. Ненецкие сказки. Салехард: Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО. 2008. - 236 с.

14



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал