7


  • Учителю
  • Доклад на МО трудового обучения

Доклад на МО трудового обучения

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государстенное бюджетное специальное (коррекционное) образовательно учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 VIII вида



«Использование игр в 5 классе на уроках швейного дела коррекционной школы-интерната VIII вида».

Выполнила:

учитель технологии первой квалификационной категории

Балясникова М.В.



«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Использование развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

Дети с нарушением интеллекта - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. В силу своих психологических особенностей такие дети не могут усваивать предоставляемый им материал в том ритме, как это свойственно для детей с нормой в развитии. У детей с нарушением интеллекта имеется стойкое нарушение познавательной деятельности, особенно в плане словесно-логического мышления и личностной сфере.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у лиц с нарушением интеллекта недостаточно сформированы. Учащиеся испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необходимых для решения учебных задач.

Тем не менее, такие дети обучаемы, но при соблюдении и выполнении определенных условий. В частности успешность трудового обучения во многом зависит от формирования у школьников активной позиции в отношении познавательной деятельности.

Практика обучения детей с нарушением интеллекта показывает, что нарушение операционной стороны мышления успешно устраняется в результате систематической работы по самостоятельному выполнению учащимися заданий на уровне предметных, образных, умственных действий.

Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приемов, помогающих учащимся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связи между ними.


Из многолетнего опыта работы знаю, что роль первого года обучения в швейной мастерской очень важна в деле формирования положительного отношения учащихся к предмету и развития познавательного интереса к нему. Воспитанное в этот период отношение к предмету сохраняется в течение всех последующих лет обучения. Поэтому чтобы активизировать детей, мотивировать их на деятельность с 5 класса мною применяется игры. Суть этих игр в том, что сталкиваясь с первыми трудностями в работе, не каждая ученица может самостоятельно их преодолеть. Чаще всего девочки отказываются работать дальше и, если, на следующих уроках их опять постигает неудача, то постепенно пропадает и интерес к предмету.

При помощи игр учащиеся увлекаются собственной деятельностью, работают с желанием и интересом из урока в урок, на протяжении всего учебного года. При помощи игры девочки легче, быстрее и качественнее усваивают новый материал. Незаметно для себя они выполняют различные задания, где им самим приходится сравнивать, обобщать, учиться выполнять отдельные виды работ, отрабатывать навыки по изготовлению различных строчек и швов, учиться моделировать и конструировать одежду. Они стали критично относиться и к своей работе и к работе подруг. Эти игры постоянно ставят обучающихся в условия поиска, процесс обучения стал интересным. У детей бодрое рабочее настроение, а это облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.


Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет большое значение в ней. Так как, игра - это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.

Ценность игры заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений между детьми.

Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой хорошо раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу…»

Хорошая и правильно организованная игра, способствует формированию психологических качеств личности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма, товарищества.

В педагогической литературе существуют различные виды игр, и каждая имеет свою характеристику и классификацию.

Наиболее важными играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные.

Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.

Игра может быть отличным дополнением к учебному процессу в развитии личностных качеств ребёнка. Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, требует чувства меры и осторожности.

Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя. Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в создании условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей.

Игру использую не только в учебной деятельности, но и во внеклассной воспитательной работе - это проведение предметной недели, где она имеет свои формы организации.

Таким образом, учителю необходимо использовать на уроках технологии игровые моменты, приёмы и формы. Для более высоких результатов, их использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самым обеспечиваются более высокие темпы развития мыслительных процессов у учащихся. Более того, игра для ребёнка - огромный мир, причём, мир собственноличный, суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет, всё, что ему запрещается взрослыми.

К.Э. Циолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины никому неизвестные».

Видимо это и есть путь развития интеллекта детей, а именно этому способствует использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе.

В связи с этим учителю необходимо:

  1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.

  2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм.

  3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.

Игры используемые мною в 5 классе на уроках швейного дела

  1. «Клуб Почемучек».

Цель: развитие словесно-логического мышления, диалогической речи,

увеличение объема долговременной памяти.

На этапе закрепления пройденного на уроке материала ученицам предлагается задавать друг другу вопросы. Вопрос должен быть поставлен четко, ясно. Предложение ответа должно быть составлено правильно, грамотно. Непременное условие: ученица, задавая вопрос должна знать ответ на него, т.к. в случае, если ответа не последует, ей надо будет самой ответить на свой вопрос.

  1. «Модельер».

Цель: развитие умения сравнивать и анализировать, развитие

мыслительной и творческой деятельности, полноты восприятия,

эстетического и художественного вкуса.

Сделать альбом из 5-6 листов белой бумаги. На все страницы альбома перевести шаблон изделия, причем линия талии везде должна совпадать (для этого через все страницы альбома сделать проколы. Разрезать листы по проколам). Нарисовать модели, раскрасить их. Цвет ткани во всех моделях один и тот же, а отделка разная. Листая разрезанные страницы, и совмещая их верхние и нижние части, можно создавать новые модели.

В верхнем правом углу каждой страницы поставить буквы А, Б, В, Г… Внизу справа страницы пронумеровать 1, 2, 3, 4…

Оставив верхнюю часть страницы А неподвижной, перелистывать нижнюю часть - 1, 2, 3…

Так же поступать со страницами Б, В, Г…

Заполни таблицу 1, отметив знаком «+»соответствие в отделке

верхней и нижней частей изделия и знаком «-» - несоответствие. Поясни свой выбор.


Нижняя часть стр.

Верхняя часть страницы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И





1














2














3














4














5














6














7














8














9











































  1. «Опиши Фасон».

Цель: развитие креативности мышления, процессов сравнения;

точности, полноты восприятия.

Ученицам предлагается рассмотреть модели, найти сходство и

различия между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов, видов отделки и т.п. Они убеждаются в многообразии моделей, пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Учитель предлагает им подумать и придумать новые фасоны, зарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают лучшую модель.


  1. «Разыскивается».

Цель: развитие операции анализа и синтеза, умение выделять их

общего частное, формирование связных высказываний, развитие

внимания.

В соответствии с темой урока ученицам предлагаются различные

модели, изображающие одно и то же изделие, имеющее небольшие отличия. Учитель читает описание модели изделия, а ученицы ищут соответствующее изделие, свой выбор обосновывают.


  1. «Логический поезд».

Цель: развитие вариативного мышления, операций анализа и синтеза,

связной устной речи.

Для игры берутся карточки единого формата с изображениями разных

предметов и изделий, относящихся к швейному делу. Выкладывается первая карточка - «паровоз». Затем ученицы по очереди выбирают карточки - «вагоны». Присоединить вагон к составу можно, объяснив, что общего у данного изображения с предыдущим. Например:


повязка

наволочка

салфетка

платок



6.«Примите заказ».

Цель: развитие процессов анализа и сравнения развитие полноты,

точности восприятия, развитие внимания, творческого

воображения.

К доске вызывается одна ученица. Ей дается карточка с моделью

изделия (например наволочки). Она должна описать это изделие, а все остальные ученицы по этому описанию должны выполнить эскизы. Изображения исходное и полученные в результате игры сравниваются. Можно предложить ученицам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не совсем точно передана информация, не точно ее отобразили).


  1. «Пазлы».

Цель: развитие умения восстановления целого из частей, развитие

целенаправленности в работе, развитие зрительной

пространственной памяти и ориентации, развитие внимания,

усидчивости.

Эту игру можно использовать для проверки знаний учащихся, умения строить чертеж швейного изделия. Для этого чертеж изделия разрезается на части, перемешивается. Ученицы должны собрать чертеж. Работа осуществляется без образца.

  1. «Лото».

Цель: развитие умения понимать связь событий и строить

последовательные умозаключения, развитие внимания, памяти.

На середине листа карты рисуется изделие, которое изучается, вокруг в клетках карты пишутся вопросы, или понятия, или незаконченные предложения. На маленьких карточках-фишках - ответы, названия, определения или продолжения предложений. Ученицам необходимо найти правильный ответ на карточке-фишке и накрыть ею соответствующую клетку большой карты. При правильном выполнении задания из карточек-фишек складывается общая картинка (такая же как и на большой карте - в центре), что значительно облегчает работу учителя.

  1. «Исключение понятий».

Цель: развитие процессов обобщения и исключения, развитие

внимания, речи, восприятия.

Из пяти предложенных слов, четыре сходны между собой, и их можно

объединить одним названием. Надо найти неподходящее слово и сказать, как можно назвать остальные четыре. Например, обтачать, стачать, застрочить, сметать, настрочить.


  1. «Что не подходит».

Цель: развитие умения исключать лишнее, устанавливать логические

связи.

Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу - три слова. Нужно выбрать из этих трех слов одно так, чтобы отношение между верхним и нижним словами было аналогично отношению двух слов слева. Например:


нитка


рука

игла


ворот, рукав, платье


  1. «Найди пару».

Цель: развитие способности устанавливать логическую связь, умение

группировать предметы, делать словесно-логическое обобщение.

На листе бумаги в столбце слева написаны первые слова

словосочетаний. Каждое слово обозначено своей буквой. В столбце справа написаны вторые слова словосочетаний. Каждое слово обозначено цифрой. Необходимо найти пару каждому слову из первого столбика во втором, составить словосочетание и записать его. Каждой паре словосочетаний дать свое объяснение.


А - х/б

1 - карман

Б - условные

2 - шов

В - накладной

3 - ткань

Г - стачной

4 - линии


  1. «Прибавь свое слово».

Цель: развитие логических связей, произвольной кратковременной

памяти, внимания, речи, работа над пониманием нового правила

или понятия.

Задается определенная тема. Первый ученик придумывает свое слово. Второй повторяет это слово и придумывает свое. Следующий повторяет слова, сказанные до него, и прибавляет свое к цепочке слов. Так можно закреплять любое понятие, правило, признаки, свойства.

  1. «Объедини в группы».

Цель: развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, развитие

внимания.

На листе бумаги нарисованы (наклеены) различные виды одежды (верхняя одежда, легкое платье, головные уборы, нижнее белье). Необходимо разделить одежду на четыре группы двумя линиями, назвать каждую группу. Необходимо найти сходства и различия в одежде, сравнить одежду на основе выявленных признаков, сделать обобщение, умозаключение.

  1. «Технолог».

Цель: развитие логического мышления через создание проблемной

ситуации, развитие умения анализировать свои действия, давая

словесный отчет о выполнении задания.

При решении этой задачи используется принцип проблемного обучения. На этапе обработки срезов салфетки учащиеся получают задание обработать срезы отделкой. Ученицы выполняют известную им отделку обработки срезов салфетки и приходят к выводу, что в некоторых моделях салфеток она не пригодна. Возникает несоответствие между известными и неизвестными способами действия. Учащиеся ищут варианты выполнения задания и в результате приходят к правильному решению.

15. «Где мое место?».

Цель: развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, развитие

памяти, внимания.

На листе бумаги изображены изделия, которые учащиеся изготавливают на уроках швейного дела. Эти изделия имеют различное количеств деталей кроя (от одной до четырех). В уголках листа расположены домики с цифрами 1, 2, 3, 4. Учащимся необходимо сгруппировать изделия по количеству деталей кроя и «расселить» по домикам. В домике 1 «поселятся» изделия, имеющие 1 деталь кроя (салфетка, сорочка без плечевого шва), в домике 2 - изделия, имеющие две детали кроя (топик) и т.д.

16. «Сравнение понятий».

Цель: определение степени сформированности процессов анализа и

синтеза, умение обобщать.

Необходимо сравнить две модели, указать на их сходство и различия.

Выясняя свойства понятий ученица должна назвать общий существенный признак. Например, мешочек для хранения работ и сумка.

17. «Установление последовательности событий».

Цель: развитие умения понимать связь событий и строить

последовательные умозаключения.

Картинки по изготовлению какого-либо изделия раскладываются в случайном порядке. Необходимо определить, в каком порядке должны следовать картинки одна за другой, чтобы получилось изделие, и положить их правильно, то есть установить технологическую последовательность изготовления того или иного изделия.

18. «Закройщица».

Цель: развитие логического мышления.

Ученицам предлагается раскладка деталей выкройки изделия в нескольких вариантах. Необходимо внимательно рассмотреть варианты раскладки изделия, выбрать самый экономный и правильный. Объяснить почему выбран именно этот вариант.


Заключение.


Итак, в процессе использования на уроке дидактических игр, направленных на коррекцию мыслительных операций, у учащихся создается положительный эмоциональный настрой, улучшается работоспособность, активизируется познавательная деятельность, развиваются мышление, воображение, восприятие, речь. Учащиеся постоянно находятся в условии поиска, что побуждает интерес к победе; возрастает удовлетворенность учением.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал