7


  • Учителю
  • Разработка урока по технологии 7 класс Тема: 'Технология создания дизайн-проекта '

Разработка урока по технологии 7 класс Тема: 'Технология создания дизайн-проекта '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема Технология создания дизайн-проекта. Основные этапы создания дизайн-проекта (7 класс)       Цели: -           расширить знания о видах дизайна,  познакомиться с основными этапами создания дизайн-проекта, представить основные требования к дизайнерской работе;-       
предварительный просмотр материала

Тема Технология создания дизайн-проекта. Основные этапы создания дизайн-проекта (8 класс)

Цели:

  • расширить знания о видах дизайна, познакомиться с основными этапами создания дизайн-проекта, представить основные требования к дизайнерской работе;

  • формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, познавательный интерес к творчеству, творческим видам деятельности; развивать воображение, творческие способности; развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус.

  • воспитывать уважительное отношение к интеллектуальному и творческому труду дизайнера; эстетический, художественный вкус и желание грамотно выбирать и создавать жизненное пространство согласно своему видению окружающего мира.


Оборудование: карточки-задания, цветной картон, ножницы, клей, вырезки из журналов, таблички-памятки о влиянии цветов, профориентационные буклеты.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорних знаний и мотивация учебной деятельности. (Метод «Удиви»,)

ІІІ. Изучение нового материала. (Сообщения учащихся с опережающим домашним заданием,

ІV. Закрепление нового материала (Фронтальный опрос)

V. Практическая работа (Создание макета обложки учебника- по выбору учащихся)

Профориентационная страничка

VІ. Подведение итогов. Выставление оценок

VІІ. Домашнее задание.

Ход урока


І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний.


"Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво -

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить."

Эризн

Пусть эти слова молодой поэтессы о творчестве помогут вам в сегодняшней работе. Я желаю вам творческого вдохновения, и верю, что у нас все получится.

Мы продолжаем изучать раздел программы, который называется «Творческие проектные работы».

Метод «Удиви».

Я бы хотела начать с рассказа о совершенно необыкновенном, таинственном гении эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи.

Вы знаете его как талантливого живописца - вспомним его «Мона Лизу», «Мадонну Бенуа», «Мадонну с цветком».

Но, оказывается, картин Леонардо написал совсем немного - 13, большую часть своей жизни он отдал совершенно другому виду искусства - дизайну! И, хотя в то время ещё не было такого понятия как «дизайн», именно этого художника-творца многие называют первым дизайнером. Давайте вспомним, что означает понятие «дизайн»?

Диза́йн (англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать) - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае 'дизайнером' (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

Так вот: трудно найти область интересов людей, которой бы не коснулся гений Леонардо да Винчи. Даже просто перечисление его интересов кажется невероятным: анатомия (создал первый атлас строения тела человека, которым медики и художники пользуются до наших дней), математика, аэронавтика, оптика (первым, за 100 лет до Галилея, изобрёл увеличительное стекло), механика, ботаника, конструирование оружия, астрономия, градостроительство.

Он был гениальным инженером и изобретателем. Именно Леонардо первым создал проекты скафандра, подводной лодки, парохода, велосипеда, вертолёта, парашюта, пулемёта, танка, подъёмного крана, арочных мостов и многого другого.

Занимаясь такими серьёзными проблемами, художник находил время и для «потехи». Как дизайнер он создавал необыкновенные механические и духовые музыкальные инструменты, фейерверки, карусели и каталки для карнавалов, в одеждах его моделей блистал весь итальянский высший свет.

Когда он всё успевал? Может секрет в необычной формуле сна?

Ведь маэстро спал по 15 минут каждые четыре часа, благодаря чему он экономил 75% «сонного» времени и фактически удлинил свою активную жизнь почти на 10 лет.

Вот и мы не будем более терять время, а перейдём непосредственно к теме сегодняшнего урока. Итак, откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока.


ІІІ. Изучение нового материала. Постановка задач.

Сегодня на уроке мы проработаем информацию о разных видах дизайна, познакомимся с основными этапами создания дизайн-проекта, узнаем основные требования к дизайнерской работе,выполним практическую работу. Давайте попробуем вместе добавить задачи, которые мы должны решить (запись на доске)


Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей. Согласно объектам деятельности разделяют виды дизайна. Давайте вместе проработаем этот материал. Различают

  • Графический дизайн

  • Индустриальный дизайн

  • Компьютерный дизайн

  • Веб-дизайн

  • Дизайн интерьеров (общественные здания, жилые помещения, промышленные здания)

  • Городской дизайн

  • Ландшафтный дизайн

  • Фитодизайн

  • Световой дизайн

  • Архитектурный дизайн

  • Звуковой дизайн

  • Визаж

  • Одежда

  • Прически

  • Экодизайн

(Сообщения учащихся с опережающим домашним заданием)

Итак, мы вспомнили различные виды дизайна, и теперь перейдём к изучению следующего материала. Этапы создания дизайн-проекта. Я предлагаю эту работу выполнить по методу ажурной пилки. Такой вид деятельности даст нам возможность поработать вместе, чтоб выучить значительное количество информации за короткий промежуток времени, поощряет вас помогать друг другу. Перед началом урока вы объединились в группы. Назовём их «домашними». Сначала вы будете работать в «домашней» группе и изучите свой вопрос. Потом вы выступите экспертами с теми вопросами, над которыми работали в «домашней группе», в других группах и получите информацию от представителей других групп. Потом вы сноа вернётесь в «домашние» группы, чтоб поделиться новой информацией, которую получили от учасников других групп.

Каждой группе предлагается карточка для изучения одного из этапов создания дизайн-проекта.


Этап 1. Получение задания на проектирование (техническое задание)

Художественное конструирование объектов проектирования начинается с момента составления и выдачи задания. Дизайнеру предоставляются все необходимые сведения об объекте проектирования. Желательно, чтобы в процессе составления задания принимали участие дизайнеры, как будущие авторы проекта. Задача предоставляется заказчиком в письменном виде, иногда дополняется схематическими чертежами, в которых проставляются основные размеры объекта проектировании. В задании, в сжатом виде, уточняется функциональное назначение, возможен вариант конструктивно-технологического решения, особые требования, предъявляемые к художественно-конструктивного решения, вид материала, показатели качества. Задание на художественное конструирование представляется, как на перспективное проектирование нового объекта технологической деятельности, так и на модернизацию или усовершенствование существующего изделия.


Этап 2. Пред проектные исследования

Цельэтого этапа - сбор всех небходимых для проектирования материалов. На этой стадии дизайнер проводит работу с источниками информации (архивами, баблиотеками, и пр..)., изучает аналоги, передовой отечественный и зарубежный опыт в этой области. Инженер-конструктор и дизайнер, а в некоторых случаях, совместно с технологами и другими специалистами, тщательно изучают задачи и требования, предъявляемые к объекту проектирования. Кроме того, в зависимости от объекта проектирования, может быть организован опрос потребителей.


Этап 3. Эскизное проектирование

На этом этапе создается банк идей. После детального ознакомления с заданием, изучение различных информационных источников и действующих образцов, дизайнер приступает к разработке эскизов. Эскизы выполняются в нескольких вариантах, с целью определения художественно-конструктивного решения объекта проектирования. Выполняется достаточно большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. Разработанные модели выполняются в виде художественных эскизов: в цвете, в свободном масштабе, манере и технике исполнения. Основное требование к эскизного проекта - минимум изображений должны предоставлять максимум информации об объекте проектирования. По разработанным эскизам дается описание внешнего вида моделей. Для выбора и обоснования основной модели для дальнейшей разработки проводится оценка моделей. Выбранный эскизный проект становится основной моделью и служит основанием для разработки технического проекта и технической документации. Для наглядного представления художественного решения основная модель изображается двумя эскизами: художественными и техническими.

В художественном эскизе модель изображается в цвете в двух позициях (вид спереди и сзади), со всеми аксессуарами.

В техническом эскизе модель выполняется в виде физического рисунка, лаконично отражающего модель особенности изделия.

В процессе поиска композиционного решения объекта проектирования, используются также, объемно-изобразительные средства - макеты. Сначала макеты выполняют в небольшом масштабе, в дальнейшем, по мере завершения формы, их масштабов бы увеличиваются. Макеты выполняются из доступных, пластических материалов (пластилин, глина, пенопласт) и твердых (дерево, металл, гипс, пластмасса и т.п.).

В настоящее время на многих предприятиях, конструкторских и художественно-конструкторских бюро, в учебных заведениях, широко используется бумага, как материал исполнения моделей, особенно на поисковом этапе конструирования. Такие материалы, как глина, пластилин, пенопласт и дерево больше подходят для более детальной проработки формы изделия. Они податливы и пластичны, но на процесс изготовления моделей тратится больше времени и средств.

В большинстве случаев макет - это лучшее средство поиска художественно-композиционного решения объектов технологической деятельности, но основными средствами остается графические изображения.

Таким образом, к первой стадии художественного конструирования относятся: выполнение проектного предложения, разработка чертежей, рисунков эскизного проекта, изготовление макетов. Первая стадия художественного конструирования - наиболее ответственная и является определяющей, так как на этом этапе выполняется объемное решение, появляется образность и другие качества объекта проектирования. Эскизный проект сопровождается демонстрационными материалами, которые должны обладать высокими демонстрационными качествами.

Первая стадия завершается рассмотрением проектного предложения объекта проектирования на специальных художественно-технических советах и ​​принятием решений о ее утверждения в соответствующих инстанциях.


Этап 4. Техническое проектирование.

Вторая стадия дизайна объектов технологической деятельности - это разработка дизайн-проекта. На этом этапе, также осуществляется изготовления рабочей модели и выполнения рабочих чертежей. Дизайн-проект объекта проектирования состоит из: общего вида изделия выполненного в ортогональных проекциях; конструктивных разрезов; чертежей узлов и деталей; шаблонов и т.д., то есть всех проектных материалов, которые необходимы для полноценного изготовления изделия. Технические проект (ТП) на изделие в соответствии с требованиями ЕСКД (Единой системы конструкторской документации) должен содержать проектно-конструкторские и технические документы, дающие полное представление о конструкции изделия и методах обработки.

Иногда вторая стадия дизайна завершается изготовлением экспериментального варианта опытного образца, который обязательно выполняется под наблюдением авторов проекта. Цель выполнения опытного образца - уточнение компоновочного решение изделия, как в целом, так и отдельных его частей, проверки и наладки технологических процессов, проверки экономической эффективности процесса производства и т.п..

На данном этапе разрабатывается технология изготовления изделия. Также в этой части проекта дается краткая характеристика технологической обработки отдельных узлов изделия. Вся эта информация отражается в маршрутных, операционных и инструкционных картах.

В некоторых случаях, при изготовлении сложных изделий, разработка технического проекта входит в состав другой стадии дизайн-проектирования. В том случае, рабочий проект относится к третьей стадии.

Если техническое задание выдается на объект проектирования, который уже изготавливается на производстве, то эта задача является задачей по модернизации производства. В данном случае, дизайн-проектирование осуществляется не в полном объеме, так как возвращение к стадии проектирования, которые были пропущены, является очень сложным и неэффективным. То есть, в процессе модернизации производства, дизайнер не всегда участвует в процессе проектирования, или сотрудничает с инженером-конструктором только на некоторых стадиях.


Этап 5. Рабочее проектирование.

Рабочий проект любого изделия является завершающей стадией подготовки новой модели к промышленному производству. На этой стадии проектирование также изготавливается первичный образец объекта, окончательно уточняются чертежи комплекта лекал, составляется техническое описание на новую модель. В соответствии с правилами технического черчения разрабатывают сборочный чертёж изделия. Чертежи лекал строят на все детали, включая маленькие. На все детали составляется спецификация

Номер позиции

наименование

количество

лекал

деталей

В конструкторской документации приводятся чертежи всех лекал с указанием их номера по спецификации.

Составление технического описания изделия.

Конструкторская документация на проектируемое изделие включает техническое описание и чертежи комплекта лекал деталей из основных и отделочных материалом.

Изготовление макета изделия

Разработанная конструкция проверяется и уточняется путем изготовления первичного образца или макета. Для этого используются копии деталей чертежа конструкции, на основе которых изготавливаются лекала. По этим лекалам изготавливается образец модели.

Оценка качества

На заключительном этапе после проверки конструктивного соответствия проверяется качество его технической обработки. Качество образца оценивается экспертной комиссией. Все обнаруженные дефекты заностятся в таблицу. После устранения недостатков делается вывод о возможности изготовления данного изделия и условиях серийного или массового производства.


Теперь я попрошу вас объединиться в группы по номерам и обменяться информацией. Вернитесь в «домашние» группы и снова обменяйтесь информацией.

Продолжим изучение материала

Рассказ учителя . Запись основных понятий

На чем основывается дизайнерское проектирование?

В основе художественно-конструкторской деятельности лежит композиция. Понятие «композиция» в искусствоведении имеет несколько значений. В переводе с латинского composition значит - произведение, сочетание, размещение, сопоставления. Композицией называют любое произведение искусства, независимо от его вида: архитектура, музыка или живопись. Кроме того, под композицией понимаем творческий процесс (компоновки) - построение художественного произведения, объединения его частей в единое целое.

Основы композиции были заложены еще в древних трудовых традициях украинцев, и служили основой в творческих проявлениях народных мастеров. Народные художественные ремесла производили традиционные предметы домашнего обихода, в которых функциональные качества органично сочетались с эстетическими. В композиции художественно конструкторских изделий действуют такие законы, как масштаба, закон пропорциональности, закон контраста.

Закон масштаба. Среди объектов художественного конструирования случается немало предметов, имеющих одинаковую форму, но разные размеры, что вызвано определенными функциональными требованиями. Например, набор фарфоровых чайников, тарелок, деревянных ложек. Понятно, что размеры этих предметов должны иметь разумные пределы - от миниатюрных, через оптимальные, до больших. Удобными в использовании являются предметы оптимальных размеров. Отсюда следует, что человек (как пользователь вещей) в композиции объектов художественного конструирования является своеобразным масштабным эталоном, мерой всех вещей. Закон масштаба раскрывает логично и художественно мотивированые метрические отношения между человеком и произведением, окружающей средой и произведением, его элементами и общиеми габаритами формы.

Закон пропорциональности предполагает интуитивное или сознательное организацию приемов плоскостного и объемно-пространственного формовоспроизводства на основе кратных и простых соразмерных величин.

(Ролик о Золотом сечении)

Закон контраста. Понятие «контраст» означает четко проявленную противоположность соответствующих свойств предмета, состояния, действия и т.д.. Закон контраста в композиции объектов художественного конструирования, имеет несколько иное действие, чем в природе или общественном сознании. Если в природе закон контраста действует неотвратимо, как одновременная борьба противоположностей и их диалектическое единство, то в искусстве художник свободен в выборе тождеств, нюанса или контраста.

Средства выразительности. Художники-конструкторы в своих изделиях выборочно применяют разнообразные средства эмоционально-художественной выразительности, а именно: фактуру, текстуру, цвет, графика, пластичность и ажурность. Три первые полностью зависят от природных свойств материала и технологии его обработки. Так, фактура, текстура и цвет дерева, из которого сделан предмет, могут вызвать не одинаковы чувственные эмоции при пользовании этим предметом. Они могут нести ощущение легкости или значимости, совершенной изысканности, совершенства и лаконичной простоты или привычной обыденности.

Фактура (от латинского factura - выполнение) - способ подачи, формирование поверхности произведения. Всего ее разделяют на естественную и технологическую. К естественной относят фактуру поверхности, которая не обрабатывается. Например, естественная фактура коры дерева, рога оленя, камня. Технологическую фактуру получают при соответствующей обработки материалов: резка, тески, ковка, чеканка, шлифовка или в результате изготовления самих произведений: плетение, ткачество, вышивка и т.д..

Текстура (от латинского textura - строение, связь, ткань) - естественный узор на поверхности разреза древесины, некоторых минералов, рога, образованный различными слоями материала. Она бывает простой и сложной, причудливой и даже капризной. Рисунок текстуры бывает мелкий и крупный, слабо и четко выраженный.

Графичность - достоинство композиции, своими элементами трактовкой напоминает графику или имеет с ней общие средства выразительности: линии, точки, пятна, силуэты.

Понятие о цвете. Цвет играет большую роль в нашей жизни и деятельности, окружает и сопровождает нас повсюду. Художник, архитекторы, дизайнеры, решают композиционные задачи, связанные с цветным климатом города, производственной и общественной интерьеров, выставочного ансамбля. Текстильщики понимают под этим термином средство, применяемое для окрашивания. Цвет - это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение согласно спектральным составом отраженного или вы-проминюваного ими света. Цвета делятся на две важные группы: хроматические и ахроматические. В группу ахроматических относятся белый, серый и черный цвета. Они характеризуются лишь количеством отраженного света или неодинаковым коэффициентов-циента отражения. Ахроматические цвета отличные друг от друга только по яркости, то есть они отражают различное количество света, падающего на тело. Между самыми яркими - белыми и самыми темными - черными поверхностями являются различные оттенки серого цвета: светло-серые, Темно-серые. Человеческий глаз различает в гамме ахроматических цветов около 3000 оттенков. Хроматические цвета - это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: фон, насыщенность и яркость.

ІV. Закрепление нового материала

Фронтальный опрос

V. Практическая работа «Создание макета обложки учебника по выбору учащихся в стиле графического дизайна».

Инструктаж перед работой. Учащиеся выбирают цвет обложки, шрифт для названия учебника, подбирают иллюстрации, делают эскизы макета и выполняют сам макет.

Работа в группе, во время работы учитель осуществляет текущий контроль. Музыкальное сопровождение

Презентация-защита работ


VІ. Подведение итогов. Выставление оценок

Объектом дизайна может оказаться практически любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда или любое информационное сообщение. Целью дизайна исходно выступала гуманизация материального окружения человека, выражающаяся в его упорядочивании соответственно этическим и эстетическим нормам данной эпохи и данного культурного региона. В настоящее время процесс гуманизации информационной среды более сложен и включает в себя также элементы неожиданности.

Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, а также ряд приемов и методов, родственных применяемым в различных видах художественного и научного творчества.

Адресатом дизайна могут быть все и может стать каждый, поэтому в методологии дизайн-проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим, но и социально-культурным, а также психологическим характеристикам потребителя конкретного дизайн-продукта.

Профориентационная страничка - рассказ о профессии дизайнера, профориентационные буклеты


VІІ. Домашнее задание.

Повторить материал конспекта.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал