7


  • Учителю
  • методическая разработка вне классного музейного занятия

методическая разработка вне классного музейного занятия

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Предложенная разработка внеклассного занятия в школьном музее, где рассказывается о национальных костюмах народов, проживающих в нашем регионе и других экспонатах музея, выполненных учениками нашей школы. хотя занятие проводится с группой девочек 5,6 классов, можно исп
предварительный просмотр материала

Методическая разработка внеклассного музейного занятия по предмету технология (девочки)

Тема: «Национальные костюмы нашего края».

Автор: учитель технологии Бусыгина Т.С.

Основополагающий вопрос

Про кого говорят: "Иван, непомнящий родства"?

Проблемные вопросы

Каждому народу - свой костюм?

А знаешь ли ты свой национальный костюм?

Имеет ли он право на жизнь в современном обществе?


Цель:

Провести исследование и систематизировать материал о национальных костюмах края (русского, татарского, удмуртского, марийского).


Задачи:

Образовательные:

Способствовать формированию знаний об этнических особенностях и названиях одежды и предметов, образующих ансамбль; материалов и отделки, используемых в изготовлении костюмов.

Развивающие:

Способствовать систематизации материала об историческом развитии национальных костюмов края.

Воспитательные:

Формирование общей культуры, национальной гордости, толерантности, бережного отношения к прошлому через изучение традиций разных народов.


План

  1. История музея (слайд №3, №4).

  2. История города (легенда о Вятских Полянках), особенности его расположения по отношению к окружающим республикам, определяющие многонациональный состав населения (слайд №5).

  3. Национальные женские костюмы края (слайд №6, №7,№8,№9).

  4. Викторина.


Экспонаты музея: «Карта Кировской области», «Карта Вятскополянского района»; русский, татарский и удмуртский свадебный костюмы, национальные полотенца и другие изделия выполнены ученицами школы под руководством учителя технологии Бусыгиной Т.С..








Русский народный женский костюм (слайд №6).

Колдовская сила русского народного костюма очень велика. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа, его настоящее и будущее. Женский костюм конца 19 - начала 20 века состоял из рубахи, сарафана, передника, головного убора и обуви. Основной одеждой была рубаха. Она защищала людей от палящих лучей летнего солнца во время работы в поле, на нее надевали меховую одежду в зимнюю стужу. В глазах наших предков рубаха обладала магической силой. Считалось, что можно навредить своему недругу, если взять на время его рубаху и произнести несколько заклинаний. Поэтому и покрывали женщины вышивкой - оберегом ворот, рукава, подол рубахи. Материалом для рабочей рубахи служила пестрядь, для праздничной - белый холст. Основной тип - рубаха с плечевыми вставками - поликами. Рубахи шились с плотно облегающей шею горловиной, собранной и пришитой к узкой обшивке. Женская рубаха была длиной до ступней. Рукава длинные, собранные на запястье.

Второй основной частью женской одежды был сарафан. В Вятской губернии в конце 19 века носили круглые сарафаны. Обыденные сарафаны шили из клетчатой пестряди неярких расцветок из ситца, нарядные - из тканей выборного ткачества. Круглый сарафан - это род юбки на лямках, когда удлиненное переднее полотнище доходит почти до шеи и покрывает всю грудь.

Поверх сарафана надевали передник. Передники носили преимущественно длинные (до 85 см) без нагрудников, на узком пояске, который завязывался на левом боку или на спине. Праздничные передники шили из фабричных тканей сатина или ситца.

На голове девушки носили повязки, ленты, которые завязывали на затылке; или головные белые платки.

На ногах летом носили лапти, зимой - валенки.

Татарский женский костюм (слайд №7).


Национальный татарский костюм прошел длинный путь развития. Нижней одеждой мужчин и женщин служила длинная рубаха, которая у женщин постепенно преобразовалась в платье.

Платья были туникообразного покроя, свободными в талии. Подол расширялся за чет скошенных к низу боковин. Куполообразный силуэт создавал широкие, сильно присборенные оборки, нашитые на остов платья. Чем богаче была семья, тем обок нашивалось больше. Рукава были прямые или расширенные книзу, на месте стыка рукава с боковиной вшивалась ластовица, предохраняющая это место от разрыва. Шейный вырез был овальный, обшивался стойкой, разрез располагался всегда посередине.

Предпочтением пользовались однотонные шелка с фактурным рисунком и атласы, для нашей местности характерны зеленые насыщенные тонов.

Поверх платья надевали безрукавный камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по борту и низу позуметной тесьмой или мехом. Стремясь подчеркнуть талию женщины сильно зауживали спинку и бока камзола. Татарочки любили украшения: серьги, подвески, нагрудные украшения и эффектные широкие браслеты.

Нагрудный разрез прикрывался «изу» - закругленным нагрудником, из полосок ткани и лент. Часто изу украшали вышивным бисером, жемчугом, широко использовались серебряные монеты.

Девушки заплетали волосы в две косы гладко на прямой пробор. У всех групп населения была распространена шапочка. В выходном костюме присутствовал головной убор - колфак. Первоначально он был большой по размеру и надевался на голову, а к началу XX века уменьшился, превратился в декоративную наколу. На голове он удерживался мелкими крючками, нашитыми с изнанки.

Колфаки были расшиты золотой нитью и бисером. При выходе из дома на колфак надевали шелковую шаль.

Красивая шаль была лучшим подарком жениха своей невесте.

Традиционная обувь - кожаные из цветной кожи ичиги. Праздничные женские ичиги украшались в стиле многоцветной кожаной мозаики.

В настоящее время у татар элементы национального костюма присутствуют в одежде пожилых людей. Это более широкая верхняя одежда, платки, шали, тюбетейки и национальная кожаная обувь.

Марийский женский национальный костюм (слайд №9).


Очень богат марийский женский костюм, состоящий из головного убора, рубахи, фартука, халата, обуви и украшений.

На голову марийки надевали платок или головную повязку, отделанные бисером и вышивкой. Женщины под платок надевали шымакш, который еще называли тюрик. Тюрик был полностью вышит плотной ковровой вышивкой - косой стежкой. Марийские мастерицы принимали участие в 1896 г. в Колумбийской выставке в США и заняли 1 место. Америка была покорена оригинальностью и сложностью выполнения марийской национальной вышивки. Для вышивки используются красные, коричневые, черные, зеленые и желтые цвета ниток.

Ворот рубахи тоже вышивается косой стежкой, а на подоле, рукавах и плечах орнамент чаще выполняется козликом и набором. Рубаха называется тугыр или тувыр. На нее одевали ончы ласяк - фартук, украшенный лентами и блестками.

Поверх рубахи и фартука одевали халат, по-марийски шовыр. Он сбирался сзади и был отделан бисером и вышивкой или блестками с ленточками. Длина рубахи, в отличие от других народов, была чуть ниже колена, а иногда и совсем их не закрывала, рукав рубахи равнялся ¾. Халат был короче рубахи, рукав до запястья. Для изготовления костюма использовались домотканые ткани, например лен и холст.

Украшениями служили мониста и пояс, на которые нашивались серебряные монеты, и чем больше и тяжелее были украшения, тем богаче считалась девушка. Серебро - символ чистоты души, в старину считали, что его блеск и звон отпугивает злые силы, поэтому иногда масса украшений достигала 30 кг.

Женский свадебный удмуртский костюм (слайд №8).


Одежда удмуртов была неодинакова в разных частях губернии и прилегающих к ней районах, но везде основой женского удмуртского костюма была туникообразная рубаха-платье «дэрем». На подоле праздничных рубах нашивали оборки из цветного ситца, украшали разноцветными лентами.

Одним из видов верхней одежды был «ктай-зыбын» - кафтан из домотканой черной ткани, по подолу, низу рукавов и на груди украшенный тесьмой. Он отличался от других видов верхней одежды тем, что шился с рукавами и без подклада.

С рубахой-платьем и поверх ктай-зыбына полагалось носить передник «ашшет»и нагрудник «муресазь», который отделывали кружевом, атласными лентами. Выделяются фартуки с грудкой (передники) и без нее.

Головные уборы удмурток разнообразны по внешнему виду. Уборы девушек были также отличны от головных уборов замужних женщин. Праздничным убором девушек в 18-19 веках являлась «такъя» - круглая холщевая шапочка, обшитая с внешней стороны кумачом, на которой в свою очередь были нашиты монеты, ленты.

Костюмы удмурток украшались нагрудными, плечевыми украшениями, серьгами, браслетами.


















Викторина к экскурсии «Национальные костюмы»

  1. Русский костюм

  • Что лежит в основе как женского, так и мужского костюма?

  • Как назывались вставки на рукавах рубахи?

  • Почему мужскую рубаху называли косовороткой?

  • Из чего шили рубахи?

  • Какую роль играла вышивка по горловине, рукавам и низу рубахи?

  • Что символизировали красный и чёрный цвета в вышивке?

  • Что из себя представлял круговой сарафан?

  • Какой вид одежды называли «душегрея»?

  • Назовите несколько видов головных мужских и женских уборов?

  • Какую одежду называли «чистой?»


  1. Татарский костюм

  • В чём главное отличие татарского костюма от остальных костюмов края?

  • Что из себя представляли «калфак» и «тюбитейка»?

  • Из каких тканей их изготавливали и чем украшали?

  • Как называлась одежда без рукавов, которую носили поверх платья или рубахи?

  • Как называлось нагрудное украшение, закрывающее разрез горловины?

  • Какие украшения любили носить татарочки?

  • Что из себя представляли «ичиги»? Чем их украшали?

  • Что символизирует зелёный цвет в татарской культуре?


  1. Марийский костюм

  • Что характерно для марийского костюма?

  • Из каких тканей его шили?

  • Какую вышивку использовали для отделки?

  • Как называлась марийская рубаха?

  • Что такое «шимакш» или «тюрик»?

  • Какие украшения носили?

  • Почему девушки наматывали на ноги толстые чёрные онучи?


  1. Удмуртский костюм

  • На какой из костюмов края походил мужской удмуртский костюм?

  • Как назывались мужские штаны?

  • Какие ткани использовали?

  • Чем украшали праздничную рубаху-платье? Какие были характерны цвета?

  • Что такое «такья»?

  • Какие нагрудные украшения носили?





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал