7


  • Учителю
  • 'Деловые игры'. Сборник интересных развивающих игр для мальчиков на технологии

'Деловые игры'. Сборник интересных развивающих игр для мальчиков на технологии

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Деловая игра 1.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (МИР)

В системе работы с кадрами одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных проблем является объективная оценка управленческих кадров. Достоверная оценка кадров управления необходима при выборах хозяйственных руководителей, выдвижении работников в резерв, переаттестации кадров, повышении квалификации руководителей и специалистов.

В настоящее время существует множество подходов к оценке управленческих кадров. Большинство из них сводится к количественной оценке деловых и личностных качеств работников управления. При этом оцениваются не результаты деятельности управленческих кадров, а управленческий потенциал хозяйственных руководителей, под которым понимаются не только личностные качества, знания, умения и навыки, но и возможности, благодаря которым успешно осуществляется управленческая деятельность. Несомненно, что знания, умения и навыки, личностные качества и возможности во взаимодействии следует рассматривать как целостное явление.

Руководители и специалисты железнодорожного хозяйства, повышающие свою квалификацию, несомненно, имеют определенное представление о факторах, обусловливающих успех управленческой деятельности. Однако, несомненно, и то, что у каждого эти представления свои, то есть разные. А ведь от правильности этих представлений зависит степень критичности оценки работником своего управленческого потенциала, а также потенциала выдвигаемых в резерв и выбираемых на руководящие должности.

Цель деловой игры

1. Сформировать у участников игры более точные и правильные представления о факторах управленческого потенциала, обусловливающие успешную деятельность в железнодорожном хозяйстве.

2. Обучить экспертному методу количественной оценки управленческого потенциала кадров отрасли.

3. Развить творческое мышление участников игры, способность эффективно взаимодействовать друг с другом при принятии коллегиальных и коллективных решений.

Исходная информация

Участникам деловой игры в качестве исходной информации предлагаются: бланк играющего и шкала для оценки фактов управленческого персонала.

Методические рекомендации и порядок проведения деловой игры

Этапы проведения деловой игры. Руководитель игры ставит задачу на игру, объясняет ее цели, исходные условия, правила игры и задачи участников.

Каждый участник игры оценивает по предложенным факторам управленческий персонал, а также предложенный перечень факторов управленческого потенциала необходимых "преуспевающему руководителю" предприятия (объединения) железнодорожного хозяйства.

Каждая играющая команда путем взаимных консультаций вырабатывает общую оценку факторов управленческого потенциала "идеального руководителя" предприятия (объединения) железнодорожного транспорта.

Участники игры совместно определяют коллективную оценку предложенного перечня факторов управленческого потенциала "идеального руководителя" предприятия (объединения) железнодорожного транспорта.

Участники игры совместно определяют отклонения индивидуальной и групповой оценок от коллективной и подсчитывают суммы этих отклонений.

Руководитель объявляет результаты этой игры, анализирует групповую и коллективную деятельность участников игры.

Правила игры. Каждый слушатель получает два бланка: бланк играющего (табл. 4), в котором представлен перечень факторов управленческого потенциала руководителя предприятия (объединения) железнодорожного хозяйства и бланк шкал для оценки факторов.

Количественная оценка факторов управленческого потенциала сводится к определению меры каждого фактора, обеспечивающей эффективность управленческой деятельности. Сначала каждый игрок оценивает себя, т.е. осуществляет самооценку, заполняет графу 2. На все неясные вопросы отвечает только руководитель игры. Затем также самостоятельно каждый участник оценивает факторы управленческого потенциала, которым должен обладать, по его мнению, преуспевающий руководитель предприятия (объединения) дорожного хозяйства. При этом он заполняет графу 4 .

Все участники игры разбиваются на команды по 4-6 человек в зависимости от общего количества играющих и в свободном обмене мнениями вырабатывают общую групповую оценку факторов управленческого потенциала "преуспевающего руководителя". Каждая команда заполняет графу 5 .

Затем все игроки участвуют в выработке коллективной оценки факторов управленческого потенциала, т. е. модели " идеального руководителя". На доске вычеркивается таблица, в нее заносят оценки, представленные отдельными группами, и на их основе вырабатывается коллективная, обобщенная оценка. При этом заполняется графа 6 .

Деятельность участников игры оценивается по суммарной ошибке при индивидуальной и групповой работе. Индивидуальная и групповая ошибки по каждому фактору определяется как разность оценок (баллов) по гр.4 и 6, а также графам 5-6. Затем ошибки суммируются по всем оцениваемым факторам. Выигрывает тот игрок или та команда, у которых сумма ошибок минимальна.

Подведение итогов деловой игры

Преподаватель подводит итог деловой игры. Определяет игрока или команду, набравшую наименьшую сумму ошибок. Желательно более подробно рассмотреть эталон и осудить правильность выбора факторов, как будут изменяться требования к основным факторам у линейных и функциональных руководителей. Определить минимальный состав факторов, позволяющих оценивать руководящие кадры различных уровней управления.

Таблица 4

Бланк играющего

Оцениваемые

факторы

Само-

оценка

Оценка

преуспевающего руководителя

Эталон

(коллектив

ная

оценка)

Отклонения от эталона оценки

Индиви-

дуальной

Груп-

повой

Индиви-

дуальной

Груп-

повой

1

2

3

4

5

6

7

1. Критическое отношение к действительности, своей деятельности

2. Стойкая творческая приверженность к перестройке

3. Способность возглавить перестройку

4. Учет в руководстве человеческого фактора

5. Единство слова и дела

6. Способность творчески осуществлять свою деятельность

7. Профессионализм

8. Желание учиться работать

9. Умение достичь конечных результатов с наименьшими затратами

10. Нетерпимость к бюрократии

11. Способность к разработке самостоятельных альтернативных решений

12. Отрицательное отношение к алкоголю

13. Способность к восприятию критики

14. Твердость и решительность

15. Профессиональная память

16. Работоспособность

17. Педагогические способности



18. Активность в общественной работе

19. Знание теории управления производства

20. Знание трудового и хозяйственного законодательства

21. Знание отраслевой экономики

22. Знание научной организации труда (НОТ)

23. Знание организации производства

24. Знание техники и технологии производственных процессов

25. Умение организовать коллегиальное принятие решений

26. Умение со вкусом одеваться

27. Чувство юмора

28. Информирование о событиях за рубежом

29. Образование

30. Опыт работы на руководящей должности

31. Возраст

32. Подготовка в резерве на выдвижение

Сумма ошибок



Деловая игра 2. КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ

Цель деловой игры

Деловая игра "Как заработать на жизнь" дает студентам возможность "проиграть" в аудитории модель кругооборота деловой активности, позволяет лучше понять цели и поведения участников рыночных отношений, взаимосвязь между ними.

Правила и порядок проведения игры

1. Участники игры делятся на две группы.

1-я группа - представители фирм (предприниматели); они получают кредит 1000 "бабкингов" (или любых других денежных единиц) и визитную карточку предпринимателя, которая прикрепляется к одежде;

2-я группа - представители домохозяйств (потребители), они получают 15 карточек-ресурсов и также нагрудную карточку.

2. Участникам игры раздаются или зачитываются инструкции потребителей и производителей.

Инструкции потребителю

Вы являетесь представителем домохозяйств. В начале игры вы поучите 15 карточек, заменяющих ресурсы: природные, трудовые, капитальные, (их символизируют карточки "Труд", "Земля", "Капитал") прил. 1.

Для обеспечения жизнедеятельности вам необходимы различные товары и услуги, приобрести которые вы можете у производителей (представителей фирм). Для того, чтобы заработать деньги на покупку товаров и услуг, вы должны продать предпринимателям имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Чтобы получить наибольший доход, постарайтесь продать свои ресурсы по наиболее выгодной цене. Деньги, полученные от реализации ресурсов, вы должны использовать для приобретения у производителей необходимых вам товаров и услуг (их символизируют карточки "Товары и услуги"). Помните, что вы имеете право приобретать карточки "Товары и услуги" только у предпринимателей, любые попытки напрямую обменять имеющиеся у вас ресурсы на карточки "Товары и услуги" на "Фабрике" запрещаются. Ваш успех в игре зависит от того, сколько карточек "Товары и услуги" окажется у вас к моменту ее завершения. Результат в конце игры будет оцениваться только по их количеству. Ваша задача - иметь не мешок денег, а набор товаров и услуг.

Инструкция производителю

Вы являетесь производителем (представителем фирмы). Ваша цель - произвести товары и услуги и продать их потребителям. Для этого в начале игры вы получите кредит -1000 бабкингов. Чтобы произвести товары и услуги, вашей фирме потребуются ресурсы: природные, трудовые, денежные (их символизируют карточки "Труд", "Земля", "Капитал"). Ресурсы вы можете приобрести у представителей домохозяйств. Старайтесь покупать по наиболее выгодной для вас цене. Для "производства" одной карточки "Товары и услуги" вам необходимо иметь одну карточку "Труд ", одну - "Земля" и одну - "Капитал".

Когда вы купите три необходимых для организации производства ресурса, их можно обменять на одну карточку "Товары и услуги" потребителям, стараясь получить наибольшую прибыль, для этого необходимо, чтобы цена карточки "Товары и услуги" превысила цену затраченных при производстве ресурсов. Деньги, полученные от реализации товаров и услуг можно снова пустить в оборот. Ваш результат будет определен в конце игры по количеству денег (с учетом полученного в начале игры кредита). Если у вас не осталось ни денег, ни карточек "Товары и услуги", вы выбываете из игры и объявляетесь банкротом.

3. В определенном месте устанавливается вывеска "Фабрика". Здесь предприниматели будут обменивать купленные ресурсы на карточки с надписью "Товары и услуги".

4. В игре используются только карточки по 100 бабкингов. Цены на ресурсы могут быть соответственно кратны 100, т. е. 100, 200, 300 и т. д. бабкингов. Если одновременно совершается несколько сделок, то 300 бабкингов можно заплатить за две карточки по 150 бабкингов или за пять карточек по 60 бабкингов. При покупке или продаже лучше придерживаться уровня цен от 50 до 300 бабкингов, но в процессе игры эти границы могут меняться.

5. Продолжительность игры 1,5 часа. Игра проводится в четыре раунда.

6. По окончании игры потребители подсчитывают количество карточек "Товары и услуги" (непроданные ресурсы не учитываются). Определяется победитель от домохозяйств, купивших наибольшее количество товаров и услуг, и победитель от фирм получивший наибольшую прибыль. При этом полезно определить среднюю цену товара. Например, получится 50 бабкингов. Тогда можно оценить, какой сумме эквивалентны товары и услуги потребителей.

Разбор игры

1. Приведите классификацию факторов производства (ресурсов) и заполните схему.

2. Приведите примеры всех видов ресурсов. Что должно быть отнесено к капитальным ресурсам? (Например, фотоаппарат для любительских съемок не является ресурсом, а тот же самый фотоаппарат в ателье - капитальный ресурс).

Всегда ли можно отнести деньги к капитальным ресурсам? (Например, деньги, уплаченные за завтрак в столовой, не являются капиталом, а деньги, на которые куплены акции, являются капиталом.)

Проанализируйте результаты использования ресурсов. (Ресурсы можно использовать двумя способами: целесообразно - тогда мы имеем от их использования выгоду, и непродуманно - тогда мы не имеем никакой прибыли.)

Объясните, чем товар отличается от ресурса (ресурсы служат для производства товаров).

Проанализируйте такую ситуацию: все произведенные фирмами товары покупает государство по 50 бабкингов. Кто от этого выигрывает?

3. Заполните схему кругооборота на своих примерах.

4. Проанализируйте отличия данной модели от реальной жизни (нет жесткого деления на предпринимателей и домашние хозяйства, не оговорена роль государства, фирмы также могут быть собственниками ресурсов и торговать между собой, ресурсы могут быть взаимозаменяемыми).


Деловая игра 3. ОЛИГОПОЛИЯ

Цель деловой игры

Игра помогает студентам освоить основные характеристики олигополистического типа рынка, демонстрирует характерную особенность олигополии - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.

Правила и порядок проведения игры

1. Участники делятся на две группы: покупатели - 10 человек и продавцы - 9 человек. Последние объединяются в группы по три человека и образуют три фирмы, которые производят одинаковую продукцию.

2. Участникам игры раздаются или зачитываются инструкции.

Инструкция для представителей фирмы

Вы являетесь представителем одной из трех фирм, выпускающих продукцию.

Ваша фирма выпускает 20 единиц продукции за определенный период времени. Количество товара, которое вам удастся продать, зависит не только от цены, установленной вами на свою продукцию, но и от цен, установленных двумя другими фирмами - конкурентами.

При объеме выпуска 20 единиц продукции затраты на производство одной единицы составляют 2 бабкинга, таким образом, общие затраты фирмы составят: 2 20 = 40 бабкингов.

Вы можете установить либо высокую цену на свою продукцию (5 бабкингов), либо низкую (3 бабкинга), но никаких других цен устанавливать нельзя. В течение периода вы не имеете права изменять цену.

Прибыль на единицу проданной продукции составляет:

П (прибыль) = цена единицы продукции - затраты единицы продукции.

При цене Р= 3 бабкинга/ед. прибыль на единицу продукции составит: П=3-2=1 бабкинг.

При цене Р=5 бабкинга/ед. - П=5-2=3 бабкинга;


Общая прибыль при продаже продукции составляет:

Общая прибыль = общая выручка - общие затраты = цена за единицу ? количество проданного товара - 40 = Р Q - 40 бабкингов.

Обратите внимание, что при цене 3 бабкинга/ед. покупатели купят большее количество продукции, и общая прибыль может оказаться больше, чем при цене 5 бабкингов/ед.

Для того, чтобы получить максимальную прибыль, вы должны использовать методы как ценовой, так и неценовой конкуренции (рекламу, личные связи и др.).

Выигрывает фирма, получившая максимальную прибыль в течение всех четырех периодов игры.

Инструкция для покупателей

Вы - покупатель и получаете 15 бабкингов. Вам требуется потратить всю сумму за один период. Среди покупателей выигрывает тот, кто приобрел наибольшее количество продукции.

3. В начале каждого периода фирма назначает цену на свою продукцию (3 бабкинга/ед. или 5 бабкингов/ед.). В течение периода фирма не может изменить назначенную цену.

4. Сначала проводится 4 периода игры по 5 мин. каждый (всего вместе с обсуждением - 40 мин). После каждого периода происходит обсуждение результатов с целью прогнозирования цен на следующий период.

5. Для того, чтобы варианты цен, назначенных тремя фирмами в предыдущих периодах, не повторялись, преподаватель может проигрывать те варианты, которых еще не было в игре.

6. Затем по желанию преподавателя покупатели и продавцы меняются местами, и игра продолжается еще 40 минут. В течение второй половины игры фирмами назначают цены самостоятельно.

7. Общее время проведения игры - 1,5 часа.

8. Для игры необходимы карточки-деньги (всего 150 бабкингов по 1, 3, 5 бабкингов) и 60 карточек, символизирующих товар (показаны в комплексе пособий к игре, прил. 2).

Разбор игры

  1. Результаты игры отражаются в таблице учета результатов, и после каждого периода проводится анализ. Приведем пример обсуждения данных, полученных в ходе игры, на примере таблицы учета результатов, приведенной в комплексе пособий к игре.


Первый раунд.

Все фирмы назначили одинаковую максимальную цену - 5 бабкингов/ед.

Обсудить с участниками игры, почему 1-я и 2-я фирмы получили прибыль, а прибыль 3-й фирмы равна нулю. Чем можно объяснить, что фирмы продали разное количество продукции (неценовая конкуренция). Попросить участников привести примеры методов неценовой конкуренции, которые они использовали в игре (методы продаж, личный круг клиентов, реклама).


Второй раунд.

1-я и 3-я фирмы назначили цену 5 бабкингов/ед., 2-я фирма - 3 бабкинга/ед.

Проанализировать, почему 2-я фирма получила наибольшую прибыль (ценовая конкуренция), почему 1- и 3-я фирмы, назначившие одинаковую цену, продали разное количество продукции (неценовая конкуренция).


Третий раунд.

Проанализировать, почему 3-я фирма понесла убыток (ценовая конкуренция).

Объяснить участникам игры, что такая ситуация на рынке может быть примером тайного сговора между олигополистами. Попросить учащихся рассказать, какие еще существуют модели поведения конкурентов на олигополистическом рынке.

Попросить представителей фирм рассказать, какие методы конкурентной борьбы они использовали в 3-м раунде.

Четвертый раунд.

Все фирмы назначили одинаковую цену - 3 бабкинга/ед.

Выяснить, почему фирмы получили разную прибыль.

2. После окончания игры обсуждается: отличие игры от реальной жизни (фирмы могут производить дифференцированную продукцию; доступ к информации о затратах и проведении конкурирующих фирм часто является закрытым, тогда как в игре действия фирм обсуждались).

  1. Приведите примеры рынков, соответствующих олигополии, (например, рынки однородной продукции: сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; рынки потребительских товаров: автомобили).


4. Таблица учета результатов.

Фирмы

1

2

3

Цена (Р, бабкингов/ед.)

Объем производства(ед.)

Затраты на ед. продукции (бабкингов/ед.)

Общие затраты (бабкингов)

Количество проданной продукции (Q,ед.)

Общая выручка(Р Q, бабкингов)

Прибыль = общая выручка - общие затраты


Деловая игра 4. «Аукцион с последующей распродажей»

Цель игры:
Ознакомить участников с содержанием и порядком проведения аукциона; формированием аукционных цен, тактикой поведения покупателя в условиях аукционного торга. Одновременно в ходе игры отрабатываются элементы использования банковского кредита и оценки рентабельности предпринимательской операции.

Содержание игры:
Деловая игра моделирует реальную экономическую ситуацию, возникающую в процессе аукционной продажи значительного количества товаров, реализуемых партиями. Игра состоит из двух этапов.

На первом этапе проводится аукцион, на котором участник, предложивший максимальную цену, приобретает право приоритетного выбора покупаемой им партии товаров из числа имеющихся у оптового продавца.

На втором этапе участники игры в соответствии с правом, приобретённым на состоявшимся аукционе, осуществляют по собственному выбору закупку партии товара и последующую её реализацию по рыночной цене, стремясь получить наибольшую прибыль и достичь высокой рентабельности.

Перед проведением аукциона участники игры делятся на небольшие группы (от 3 до 5 человек), и каждой группе присваивается игровой номер.

Примечание:
В зависимости от количества участников игры в группах может быть от 2-3 человек (когда число участников равняется 10-15) до 8-10 человек (когда число участников превышает 100).

Группа на первом совещании избирает коммерческого директора, который в дальнейшем действует от её лица, консультируясь с членами группы в процессе выработки и принятия решений. Коммерческий директор получает карточку с номером группы, которая даёт право и возможность участвовать в аукционе от лица группы.

Собственно игра начинается с получения коммерческим директором каждой группы первоначального банковского кредита, необходимого для участия в аукционе на приобретение права покупки.

Сумма кредита ограничивается верхним пределом в 10 тыс. руб. В пределах этого ограничения коммерческий директор имеет право взять любую сумму, размер которой определяется им с учётом мнений членов группы. Первоначальный кредит является беспроцентным, но подлежит возврату, при этом сумма, затраченная на приобретение опциона, должна быть компенсирована из собственных средств заёмщика.

Назначенный координатором игры банкир ведёт ведомость выдачи кредитов и всех последующих финансовых операций (форма ведомости учета банковских операций приведена в табл. 14).
Координатор игры перед началом аукциона информирует участников о количестве продаваемых партий товаров, право на покупку и реализацию которых приобретается на проводимом аукционе. Можно объявить и наименование товара. Количество партий товара должно соответствовать числу групп участников игры, с тем чтобы каждая группа имела в последующем возможность приобрести хотя бы одну партию товара.

После объявления этой информации начинается процедура аукциона по продаже права очерёдности приобретения партий товаров. Назначенный координатором игры аукционист (в этой роли может выступать и сам координатор) сообщает о начале продажи «Права № I» и объявляет стартовую цену, например 5 тыс. руб.

Коммерческий директор, желающий приобрести «Право № I» выбора партии товара по этой цене, поднимает карточку участника аукциона с номером своей группы. Если обнаруживается, что только один коммерческий директор желает приобрести это право по данной цене, | | то аукционист передаёт ему это право, а банкир фиксирует эту цену продажи права в ведомости учёта банковских операций.

В том случае, если обнаруживается несколько желающих приобрести предлагаемое право, аукционист повышает цену на определённый шаг, например на 500 руб. Торг продолжается до тех пор, пока не останется единственный претендент, первым назвавший самую большую цену.

Приобретение коммерческим директором «Право № I» удостоверяется выдачей ему квитанции с указанием номера права и уплаченной цены.

После продажи «Права № I» на выбор и приобретение партии товара начинается продажа «Права № II». Процедура продажи воспроизводит предыдущую лишь с той разницей, что аукционистом объявляется более низкая стартовая цена, например 4,5 тыс. руб. Аукцион продолжается до тех пор, пока не будут проданы все права на очерёдность покупок.

Все финансовые результаты аукциона фиксируются банкиром в ведомости с указанием полученной суммы первоначального кредита (графа № 3), возвращённой после аукциона неиспользованной суммы (графа №4) и долга, образовавшегося в результате расходования части полученных денег на покупку «Права» (графа № 5). Последующие графы отражают дальнейшие операции группы.

Например, коммерческий директор одной из групп Антонов, посоветовавшись с другими её членами, взял первоначальный кредит для участия в аукционе в размере 8 тыс. руб. (графа № 3); в ходе аукциона он приобрёл «Право» на покупку партии товара за 6 тыс. руб. В результате Антонов смог вернуть в банк после аукциона 2 тыс. руб. (графа № 4), и банкир записал в своей ведомости долг, который в данном случае составил 6 тыс. руб. (графа № 5).

На этом завершается первый этап игры.

В начале второго этапа участникам объявляется состав партий товаров с указанием наименований, количества товара и каждой партии, цены, по которой продаётся партия. Так как в последующем покупатель партии сможет продавать её в розницу (поштучно), то для первоначальной ориентировки коммерческих директоров указывается прогнозная розничная цена, по которой они предположительно смогут продавать купленный товар.

Форма таблицы, в которой до участников доводятся сведения о содержании партий и цене товара, приводится ниже (см. табл. 15).


Приложение 1

Комплекс пособий к игре "Как заработать на жизнь"

  1. Карточки "Ресурсы"


Труд Капитал Земля

2. Карточки "Деньги"

Товары и услуги

Приложение 2

Комплекс пособий к игре "Олигополия"

1. Карточка "Деньги" 2. Карточка "Товар"

Деловая игра 5. «Семейная экономика». Занимает около 4 уроков, очень интересная развивающая игра.


Цель игры:


1. Образовательная: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, рациональным расходованием средств, научить осуществлять несложные экономические расчеты.


2. Развивающая: обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений.


3. Воспитательная: воспитывать организованность, бережливость, чувство взаимопонимания, взаимоуважения в семье.


Тип урока: деловая игра.


Оборудование: 1. Раздаточные материалы: таблицы, справочные материалы.


Эпиграф:


«Книга расходов - это зеркало, заглянув в которое,


каждый может увидеть, как он выглядит».


Ход урока.

1. Организация (учащиеся делятся на группы, инструктаж по проведению игры).


2. Этапы проведения игры.


А) Введение.


Термин «экономика» ввел в научный оборот выдающийся философ Древней Греции Аристотель (322 - 384 г.г. до н.э.), составив его из двух греческих слов: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон.


Поэтому «экономика» - в переводе с греческого означает «законы хозяйства».


Первоначально под словом «экономика» понималось искусство ведения домашнего хозяйства.


В условиях экономического кризиса в современном обществе важнейшую экономическую функцию выполняет семья, которая каждый день вынуждена решать важные экономические задачи, диктуемые законами развития общества.


Современная жизнь требует от человека предприимчивости. Предприимчивый человек должен жить по экономическим законам, это значит: необходимо ежедневно контролировать траты и находить пусть маленькие, но резервы для экономии, необходимо уметь составлять доходную и расходную часть семейного бюджета.

Проблема: Как справиться «семье» с постоянно меняющейся ситуацией в экономической жизни страны? Какие способы, приемы можно использовать, чтобы сократить негативные последствия этих изменений.


Б). Правила игры:


1. Участники игры делятся на группы («семьи»).


2. Каждая группа определяет:


- численность семьи;


- количество работающих и получающих доход, величину семейного дохода (з/п, пенсия, детское пособие, стипендия и т.д.);


- затраты семьи (продукты питания, бытовая продукция, оплата за коммунальные услуги и т.д.);


- запланировать какую - либо крупную покупку (стиральная машина, сотовый телефон, шуба и т.д.) в соответствии с бюджетом семьи


- определить пути нахождения денег для запланированной покупки (кредит, экономия денежных средств, взятие денег в долг и т.д.).


3. Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других групп задают вопросы.


В). Ход игры.


В таблице «Состав семьи» указывается семейный статус, предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии членов семьи и подсчитывается общий доход семьи, семейный бюджет. Семейный бюджет это предположительные исчисления ожидаемых доходов и расходов на определенный срок.


№ Семейный статус Предполагаемый размер дохода


1 Мама Зарплата (максимально до 15 тыс рублей)


2 Папа Зарплата (максимально до 18 тыс рублей)


3 Бабушка Пенсия (максимально до 6 тыс рублей)


4 Дедушка Пенсия (максимально до 7 тыс рублей)


5 Брат Стипендия (максимально до 1,5 тыс рублей)


6 Сестра Стипендия (максимально до 1,5 тыс рублей)

Состав семьи.

Семейный статус

Предполагаемый доход


Доходы


1 Зарплата семьи


2 Пенсии, стипендии


3 Доходы от подсобного хозяйства


Расходы


1. Обязательные расходы: Квартплата (зависит от количества членов семьи, площади квартиры, но в общем от 3 тыс. руб. до 6 тыс. руб.), транспорт, детсад, школа, питание вне дома, карманные расходы


2. Домашнее питание


3. Бытовые услуги


4. Культурно-массовые мероприятия


5. Отложенные расходы: предметы быта, одежда, обувь, ремонт жилья, отпуск.


Для того, чтобы вычислить потребительский бюджет семьи необходимо заполнить таблицу и произвести расчеты.


Г) Подведение итогов игры(рефлексия).


Участники игры высказывают свои впечатления о проделанной работе.


Учитель:


1. Как вы считаете, можно ли полученные навыки использовать в повседневной жизни?


2. Легко ли вам было в процессе игры справляться с формированием расходной части семейного бюджета?


3. Обращение к эпиграфу урока ««Книга расходов - это зеркало, заглянув в которое,


каждый может увидеть, как он выглядит».


Как вы сейчас понимаете его?


3. Что нового узнали? Подведение итогов урока.


Приложение.

№1. Инструктивная карточка по деятельности учащихся.

1, Из предложенных вариантов «Семейный статус» составить «семью», т.е. определить количество членов своей семьи. Заполнить соответствующую таблицу.


№ Семейный статус Предполагаемый размер дохода


1 Мама Зарплата (максимально до 15 тыс рублей)


2 Папа Зарплата (максимально до 18 тыс рублей)


3 Бабушка Пенсия (максимально до 6 тыс рублей)


4 Дедушка Пенсия (максимально до 7 тыс рублей)


5 Брат Стипендия (максимально до 1,5 тыс рублей)


6 Сестра Стипендия (максимально до 1,5 тыс рублей)


2. Работая с таблицей «Потребительский бюджет семьи», сформировать основные статьи доходов и расходов семьи.


Доходы

1 Зарплата семьи


2 Пенсии, стипендии


3 Доходы от подсобного хозяйства (если оно есть).


Расходы


1. Обязательные расходы: Квартплата (зависит от количества членов семьи, площади квартиры, но в общем от 3 тыс. руб. до 6 тыс. руб.), транспорт, детсад, школа, питание вне дома, карманные расходы.

2. Домашнее питание

3. Бытовые услуги


4. Культурно-массовые мероприятия


5. Отложенные расходы: предметы быта, одежда, обувь, ремонт жилья, отпуск.


3. Подсчитать все доходы и расходы семьи. Если осталась часть доходов, то как вы собираетесь их использовать? Если расходы превышают доходы, то как вы собираетесь их осуществить?


4. Неожиданно возникшая ситуация в стране. В экономике произошел рост цен на основные товары и услуги на уровне 7%.


- Как изменился общий доход семьи?


- Как это может повлиять на расходы семьи? Как изменится набор приобретаемых товаров? От чего придется отказаться?


- Проанализируйте данную ситуацию и сделайте вывод о том, как инфляция влияет на семейную экономику?


5.На этапе подведения итогов игры каждой группе подготовить предложения по коррекции семейного бюджета: основные направления.


№2. Состав семьи.

Семейный статус

Предполагаемый доход


№3. Потребительский бюджет семьи


Доходы


Расходы

Основные статьи доходов
1
2

3

Основные статьи расходов
1
2
3

Итого:

Итого:



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал