7


  • Учителю
  • Урок 'Основы композиции' 5 класс

Урок 'Основы композиции' 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района

Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»















План урока технологии в 5 «А» классе


«Основы композиции при создании предметов декоративно - прикладного искусства»









Учитель технологии:

Веселова Елена

Васильевна

2015 г.

5 класс


Раздел: Художественные ремёсла


Тема урока: «Основы композиции при создании предметов декоративно -прикладного искусства»

Тип урока: комбинированный.

Характеристика занятия. Это занятие является важным для развития представлений об Основах композиции при создании предметов декоративно- прикладного искусства. Занятие будет способствовать развитию умения составлять композицию в своей работе, развитию умения искать и находить необходимую информацию.

Цель - создание условий для приобретения учащимися навыков в поиске необходимой информации, формирование знаний и умений при выполнении несложной композиции декоративной открытки .

Формирование УУД:

Личностные действия: самоорганизация, осознание своих возможностей, проявление интереса и активности в выполнении работы. Развитие образного мышления и ответственности за качество своей работы, умение провести самооценку.

Регулятивные действия: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе, умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату своей работы.

Познавательные действия: умение анализировать, выделять и формулировать цель и задачи, умение рационально использовать технологическую информацию, оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов, умение планировать свою трудовую деятельность.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.

Предметные: получить знания и умения, применяемые в работе с любыми изделиями декоративно- прикладного искусства.


Оборудование и материалы: образцы декоративно- прикладного искусства, бумага, клей, ножницы, картон.


Дидактические материалы к уроку: технологические карты, учебные материалы, найденные самими учениками сведения о предмете работы, инструктажи по технике безопасности, рабочие листы урока.

Прогнозируемый результат:

Изготовление декоративных открыток на основе картона к 8 марта.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Средства обучения: компьютерное обеспечение.


Цель урока. Учащиеся высказывают свои предположения о цели урока)

Сегодня на уроке мы познакомимся с основами композиции при создании предметов декоративно- прикладного искусства. Итогом урока будет изготовление декоративной открытки с симметричной и асимметричной композицией.

Ход занятия


1. Оргмомент.(1 мин.)

Учащиеся разделены на две группы, в зависимости от информации, которую они нашли и предоставляют на уроке : первая группа работает с симметричной композицией, вторая группа работает с асимметричной композицией.

Учитель проверяет готовность учащихся к занятию, наличие материалов и инструментов, дополнительных источников информации, создает позитивный настрой на предстоящую деятельность, проводит подготовительный опрос учащихся с целью подвести к теме текущего урока. СЛАЙД 1.


2. Актуализация знаний.(7 мин)

Сегодня на уроке мы поговорим о композиции, с помощью чего можно её построить и как можно её воплотить в жизнь? Научимся составлять несложные композиции при выполнения своей работы.

.

Вопрос - Какие виды декоративно- прикладного искусства Вы знаете? СЛАЙД 2.

Ответы учащихся. СЛАЙДы 3, 4, 5, 6.

Узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по ткани (батик), роспись по дереву, резьба по дереву.

На занятиях в начальных классах вы уже знакомились с видами декоративно- прикладного искусства. Сегодняшний наш урок посвящён изучению приёмов и средств композиции. СЛАЙД 7.


3. Изучение нового материала.

СЛАЙД 8.

Композиция означает «составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой- либо идеей». Это - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета.

Приёмы композиции СЛАЙД 9 :

  • Передача ритма;

  • Пластичная форма;

  • Симметрия и асимметрия;

  • Равновесие частей композиции;

  • Выделение композиционного центра.

Средства композиции СЛАЙД 10 :

  • формат;

  • пространство;

  • композиционный центр;

  • контраст;

  • светотень;

  • цвет;

  • ритм;

  • динамика и статика;

  • симметрия и асимметрия.

Средства создания декоративной композиции

Произведения декоративно-прикладного искусства можно без строго ограничительных границ разделить на две группы. К первой относятся предметы обихода, где красота и польза находятся в органическом единстве (мебель, посуда, различная утварь, ткани, одежда). Вторую группу составляют предметы преимущественно декоративного назначения, в композиции которых допускается более свободное использование выразительных средств: сувениры, панно, декоративные вазы и т.д.

Промежуточное положение между декоративно-прикладным и станковыми формами занимают мозаика, панно, гобелены, декоративные статуи, которые украшают архитектурную среду, но в то же время могут выступать и как самостоятельные художественные произведения.

В композицию произведения декоративно-прикладного характера часто включаются орнамент и различного рода узоры, играющие важную роль в формировании образа. Один и тот же предмет, украшенный орнаментами разного типа: с крупными или мелким элементами, яркими или сдержанными по цвету, в каждом случае приобретает новое звучание. При этом учитывается связь орнамента с формой предмета.

В декоративной композиции используются условная трактовка форм, выразительность силуэта, красота контуров и линий. Условность в декоративной композиции проявляется и в трактовке цвета. Цвет является важнейшим компонентом декоративного образа. Нанесение цвета может быть без светотени, блика и рефлекса. Многие произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов. Цвет реального предмета может быть заменен символическим. Таким образом, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции.

В декоративной композиции используют целый ряд средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое средство в отдельности.

Достижению единства и художественной выразительности произведения декоративного искусства служат такие композиционные средства, как пропорции, ритм, масштаб и масштабность.


Пропорции

Пропорции в художественном произведении - это соотношение величин его элементов, а также отдельных элементов композиции со всем произведением в целом. Соблюдение пропорций играет важную роль в композиции, так как при этом создается благоприятное соотношение целого и его частей.


Статика и динамика

Композиционными приемами, часто дополняющими друг друга, являются статика и динамика.

СЛАЙД 11.

Статика - это состояние покоя, устойчивости, неподвижности. Статика характеризуется равновесием частей и элементов композиции.

Статичная композиция всегда имеет явный центр, вокруг которого организуются другие элементы.


СЛАЙД 12.

Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует развитие, изменение, зрительное движение. В динамичной композиции последовательность восприятия зрителем ее элементов задается художником в соответствии с его замыслом. С помощью динамики можно выделить главное в композиции - композиционный центр.

СЛАЙД 13.

Ритм

Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоничному единству является ритм. Ритм (с греческого - течение) - чередование соизмеримых элементов какого- либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.

Ритмичность присуща различным явлениям и формам природы: смене времен года, дня и ночи, расположению листьев на ветке дерева, полос и пятен в окраске животных и т. п. Она существует во всех произведениях искусства: музыке (чередование звуков), поэзии (чередование рифм), архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (разнообразное повторение и чередование форм на плоскости или в пространстве).

Уже в странах Древнего Востока композиция орнаментов и костюмов была упорядочена и отличалась строгостью и наличием ритма. В искусстве Древнего Египта основной формой композиции являлся фриз, в котором ритмически чередовались изобразительные элементы. Ритм также прослеживался в ювелирных украшениях и костюмах.

В отличие от Египта в Древней Греции ритмические построения в росписях ваз, скульптуре, архитектуре и живописи стали более живыми, а древнегреческий костюм был построен на различных ритмах складок и драпировок.

В эпоху Возрождения ритмичное расчленение плоскости считалось одной из трех главных задач композиции наряду с перспективой и точкой зрения


Динамический ритмический ряд - это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов и интервалах между ними. В отличие от метрического ритма, строящегося по принципу одинаковости, динамический ряд строится по принципу разнообразия, он характеризуется более сложными, неравномерными пропорциональными изменениями.

В динамическом ряду возможны следующие изменения:

- изменение величины чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними;

- сохранение величин чередующихся элементов при изменении интервалов между ними;

- изменение и величин элементов, и интервалов между ними.

По способу организации элементов ритм может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, радиально- лучевое и т.д.

Ритм как свойство композиции связан с особенностями зрительного восприятия. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных - к светлым, от малых интервалов к большим.


СЛАЙД 14.

Пластичная форма эта форма рельефная, с мягкими переходами основных элементов.


СЛАЙД 15.

Симметрия и асимметрия

Симметрия (с греческого - соразмерность) - одинаковость в расположении частей целого относительно оси, плоскости или центра. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе (листья, цветы, строение животных и человека, кристаллы, снежинки и т.д.).

Композиционная целостность достигается тогда, когда в композиции предусмотрено равновесие - состояние формы, в которой все элементы сбалансированы между собой. Такая композиция вызывает ощущение целостности и устойчивости.

В природе существует два вида симметрии: центрально- осевая (бабочка, птица, человек и т. д.) и радиально- лучевая, или осевая (цветок ромашки, подсолнечник, гриб, дерево). Плоскости симметрии растущих цветов, грибов, деревьев ориентированы всегда вертикально. Плоскость симметрии - это такая плоскость, которая делит форму на две зеркально равные части.

Характерной разновидностью симметрии является винтовая, возникающая как результат вращательного движения точки или линии вокруг оси и одновременного движения вдоль нее.

Асимметрия - это расположение элементов в композиции при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии.

Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности решения. Главное условие цельности асимметричной формы - это ее композиционная уравновешенность.

Симметрия и асимметрия - два начала, организующие форму. Симметрия воспринимается как проявление покоя, строгой закономерности, даже некоторой скованности. Асимметрия - проявление движения, свободы. Если симметричная форма легка для восприятия, то асимметричная - требует большего внимания и усваивается постепенно.

Выбор того или иного вида равновесия в композиции зависит от поставленных художником задач, когда особое значение приобретает взаимодействие содержания, характера материла и психологических особенностей восприятия.


СЛАЙД 16.

Фактура - (от латинского - обработка, строение) - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.

СЛАЙД 17.

Текстура - рисунок материала, созданный природой и (или) человеком. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.

СЛАЙД 18.

Каждый из материалов обладает своим разнообразием текстур. Например - дерево.


СЛАЙД 19

Колорит. (От латинского - цвет). Одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство и индивидуальность («изюминку») окружающего мира или какого- либо его элемента.

СЛАЙД 20.

Для работы в сфере художественного творчества за основу в работе со цветом используется цветовой круг с хроматическими цветами или с ахроматическими цветами.

СЛАЙД 21.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же цветок можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы- в ней вы можете фантазировать и импровизировать.

Каждое растение, каждый цветок уникальны и обладают своими особенностями. Подмечая эти особенности, их нужно использовать в стилизации. Например, колючий татарник отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при стилизации можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное. Наоборот, для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в стилизации будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако любое растение при стилизации нельзя лишать узнаваемости (демонстративный материал- фотографии и рисунки с примерами стилизации растений).

Вопросы к учащимся при демонстрации фотографий и рисунков:

Какие особенности данного растения можно использовать при его стилизации?

(общую форму, форму лепестков, строение, пластику стебля и т. д.)

По каким признакам вы узнали, какое растение взято за основу данной стилизации?

(по общей форме, форме лепестков, строению, сочетанию цветов и т. д.).

Композиционный центр - это элемент или часть произведения, которые выделяются на общем фоне окружающих или примыкающих к ним частей. Композиционный центр несет в себе всю смысловую нагрузку. Выделение его в композиции связано с особенностью зрительного восприятия человека фиксировать внимание прежде всего на сильнодействующем раздражителе. В качестве раздражителя могут выступить контрасты форм, размеров, цветовых пятен, световые эффекты и т. п.

Композиционный центр не всегда совпадает с геометрическим центром произведения, он может быть смещен вверх, вниз, вправо или влево. Однако, как бы ни был расположен композиционный центр, обязательно должна прослеживаться его логическая связь с другими композиционными элементами, чтобы создавалось ощущение равновесия, заполненности и завершенности композиции.

Проверка усвоенных знаний. 5 мин

А теперь давайте поиграем. Сейчас у нас образовалось две команды, и каждой команде нужен капитан- тот, кто будет координировать действия участников и отвечать за них. Это очень почетное звание- капитан команды! (Идёт назначение капитанов команд). Капитаны, подойдите, пожалуйста, ко мне для розыгрыша заданий (капитаны команд вытягивают карточку с изображением цветка). Каждый капитан получил для своей команды картинку с цветком, а также набор карточек со стилизованными изображениями различных растений.

Теперь цель игры- обсуждая и совещаясь в команде выбрать карточки со стилизованным изображением заданного цветка. Отобранные карточки закрепить на доске и объяснить причину такого выбора- это сделает капитан команды! (игра «Найди цветок», анализ правильности выбранных командами карточек).

Вопросы к учащимся:

Чем руководствовалась команда, делая выбор в пользу именно этих изображений?

(особенностями и формой изображенного на карточках цветка).


У вас на столах есть все необходимое- бумага, клей, наборы аппликационного материала. С помощью этих материалов и инструментов я предлагаю вам пофантазировать и создать ваши уникальные творческие работы. Из элементов, которые встречаются в русских народных росписях, вы создадите свои стилизованные цветы.


Физкультминутка

Практическая работа


Ваша задача:

1) разделиться на две группы. Одна группа изготавливает симметричную композицию, вторая группа изготавливает асимметричную композицию.
2) придумать и вырезать формы стилизованных растительных элементов;
3) составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных элементов;
4) и, наконец, готовые работы вывесить на доску т.е. на просмотр.
И еще вам необходимо подготовить пояснение к своей проделанной работе.
.

Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда, умениям осущест­влять зрительный самоконтроль.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить готовность выполнения и качество работ учащихся.

В ходе выполнения практической работы играет спокойная музыка (два раза по 5 мин.) во время её звучания демонстрируются слайды и идёт дальнейший разговор по теме урока.

5.Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается ответить на вопросы с использованием рабочих листов урока. (они это могут делать в ходе выполнения практической работы, когда подсыхает клей).

Оформляется выставка готовых работ. Учащимся предлагается защитить свою работу (по одному человеку от группы).

6. Итог урока. Рефлексия

Предлагается выразить отношение к изученному материалу и своей деятельности на занятии с помощью листочков разного цвета, на которых написаны вопросы.

7.Информация о домашнем задании.

1. Выполнить образец динамической композиции из полосок бумаги.

2. Подготовить сообщение или презентацию по стилизации растений.


Приложения


Инструктаж по правилам безопасной работы с клеями


1.Избегать попадания клея на кожу.

2.Нельзя работать с клеями типа БФ, «Момент» вблизи источников тепла.

3. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

4.Нельзя подносить банки с клеем близко к лицу. Нельзя клей нюхать. Это может отразиться на состоянии здоровья.

5.При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.После выполнения по склеиванию тщательно вымыть руки с мылом, а также промыть инструменты, которыми пользовались для нанесения клея.


Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами


1. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.


Рабочий лист урока.

Тема урока: Основы композиции.

Основные вопросы урока:

Задание 1 Подпишите картинки, отвечая на вопрос - какие виды декоративно- прикладного искусства показаны?

_______________

__________________

_______________

________________

_____________


Задание 2 Закончите предложения (по новой теме) :

Композиция, это - в переводе с латинского, означает составление, соединение частей в …___________________________________________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________.

Приёмы композиции : передача ритма, симметрия,…_________________________________________________________________________.


Задание 3 Определите - симметричную и асимметричную композиции :

Композиция - ___________________


Композиция - ___________________


Задание 4 Впишите определения, о чём идёт речь:



Свойство, характеризующее внешнее строение поверхности материала

Рисунок материала, созданный природой

Средство эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира


Задание 5 Допишите предложение : стилизация, это - средство композиции, связанное с изменением реальной формы, то есть, с изменением …______________________________________

Изображение реальных цветов

Стиль 1 _______________________

Стиль 2 ____________________

Стиль 3 ____________________

Рефлексия.

1. Я узнал__________________________

________________________________________

2. Мне было интересно______ ____________________

________________________________________________

3. Мне понравилось _______________________________

________________________________________________

4. Теперь я смогу сам ___________________________

_________________________________________

11




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал