7


  • Учителю
  • Развитие творческих способностей у детей в процессе вязания мягкой игрушки

Развитие творческих способностей у детей в процессе вязания мягкой игрушки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»



Факультет повышения квалификации



Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования















Развитие творческих способностей учащихся

в процессе изготовления мягкой игрушки



Итоговая работа



Срок обучения с 07 сентября 2016 г. по 23 сентября 2016 г.









Исполнитель:

Беляева Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ДДТ», Кемеровская об ласть, г. Мариинск, ddt-3sus@mail.ru, тел. 8-384-43-5-01-94

Консультант:

Афанасьева Ирина Владимировна, кандидат культурологии, доцент,

доцент кафедры проблем воспитания и дополнительного образования









Кемерово 2016



Содержание



Введение………………………………………………………………… 3

  1. Основные способы вязания крючком…………………………………. 5

  2. Методика изготовления мягкой игрушки…………………………….. 8

  3. Методика набивки мягких игрушек различными материалами и декоративная отделка………………………………………………….. 11

Заключение……………………………………………………………… 14

Список литературы…………………………………………………………16































































Введение

Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду.

В.А. Сухомлинский писал, что "ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка".

Учитывая вышесказанное, и была определена тема работы: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе изготовления мягкой игрушки».

Актуальность темы заключается в том, что такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения учащихся, их фантазии, художественного вкуса, умении бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата.

Степень разработанности данной темы достаточно широка, однако, во встречающихся источниках почти не уделяется внимание таким малораспространенным способам изготовления игрушки, как вязание и шитье из флиса.

Кружковая работа имеет то преимущество, что по желанию детей можно заменить или добавить какие-то темы. На занятиях в творческом объединении образуется небольшая группа учащихся (до 15 человек), проявивших сознательное желание углубленно познакомиться с понравившейся наукой или разделом прикладного творчества, а также самореализоваться.

Цель: совершенствовать приемы и методы развития творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • познакомит педагогов с приемами развития творчества учащихся и воспитания у детей интереса к искусству как средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов, развитие специальных и творческих способностей.

  • представить учебно-творческие задания на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

  • показать межпредметные связи содержания общеразвивающей программы.







  1. Основные способы вязания крючком



Выпуклые и вогнутые столбики.

Выпуклые и вогнутые столбики - это те же столбики с накидом. В чем же их отличие? Провязывая выпуклые и вогнутые столбики, крючок пропускают не через петлю, а между столбиками ряда. Выпуклый столбик получается, когда крючок проводят между столбиками предыдущего ряда с лицевой поверхности и при этом огибают столбик сзади. Вогнутый столбик получается, когда крючок проводят между столбиками предыдущего ряда с изнаночной стороны и при этом огибают столбик спереди

Вязание полотна.

Начало вязания. Чтобы связать полотно необходимой ширины, вяжут цепочку из необходимого количества воздушных петель. Если полотно будет иметь большую ширину, трудно точно подсчитать количество воздушных петель. В этом случае лучше вязать цепочку от отдельного клубка и в случае необходимости добавить недостающие воздушные петли.

Вязание рядами.

Вязание крючком обычно выполняют рядами, поворачивая работу. В начале каждого нового ряда выполняют петли поворота, чтобы крючок находился на одной высоте с петлями. Каждая петля поворота состоит из определенного количества воздушных петель и считается первой петлей

Основные способы вывязывания петель.

Все виды петель можно вывязывать несколькими способами. При этом получаются самые разнообразные текстурные эффекты. Чтобы понять это, рассмотрим строение верхней части столбика (рис. 10).

При вязании крючок можно вводить (рис. 11):

1) под обе стенки петли;

2) под переднюю стенку петли;

3) под заднюю стенку петли;

4) в середину ножки над перемычкой или под ней;

5) перед ножкой;

6) за ножкой;

7) под перемычку;

8) под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки (см. рис. 11).

Плотность вязания.

Перед началом вязания модели производят пробу на плотность. Взяв указанный в инструкции крючок и подобрав соответствующие нитки, вяжут пробный образец с указанным количеством петель и рядов. Образец натягивают, закрепляя его булавками, и сравнивают его размер с указанным, например 10 см. Если полученные показатели совпадают с указанными в инструкции, у вас получится модель указанного размера. Если образец меньше по размеру, нужно взять более толстый крючок, если образец больше - более тонкий. Взяв новый крючок, произведите пробу еще раз.

Закрепление вязания.

Чтобы вязаное изделие не распустилось после окончания работы, закрепляют его край. После выполнения работы нить обрезают и протягивают ее через последнюю петлю на крючке, затягивая петлю. Конец рабочей нити вдевают в иглу с увеличенным ушком и протягивают ее с изнаночной стороны в полотно.

Длинные петли.

Для изготовления волос на игрушках используют длинные или вытянутые петли (Рис.15).

Вязание круга.

Для выполнения большинства вязаных игрушек крючком необходимо уметь вязать круг. Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком без накида в колечко (Рис.16). Кольцо обвяжите столбиками без накида, проводя крючок в центр кольца. Всего нужно провязать одну воздушную петлю для подъема и 7 столбиков без накида, чтобы получилось 8 столбиков. Выполнив восьмой столбик, введите крючок в воздушную петлю, с которой вы начали ряд. На крючке образуется две петли. Проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки, зацепите ее и протащите через эти две петли, закрыв тем самым первый ряд круга. Второй ряд и все последующие начинайте также с воздушной петли и заканчивайте полустолбиком без накида.

Число столбиков в каждом ряду равно числу столбиков предыдущего ряда плюс 8 столбиков, с учетом, что первый столбик в каждом ряду - это воздушная петля.

Рачий шаг.

Для отделки края часто применяется прием "рачий шаг" или "рачьи" петли, придающие краю прочность и хороший внешний вид. В отличие от всех других переплетений крючка этот вид вязки выполняется слева направо.





































  1. Методика изготовления мягкой игрушки



Первую из игрушек мы делаем «Лягушку с лягушатами».

Для работы потребуется: 80-100 г зеленой пряжи средней толщины, 30 г красной и немного желтой и черной. Крючок №2. Вязанье - столбики без накида.

Лягушки выполнены каждая из трех кружков: двух зеленых и одного красного.

Лягушка мама. Свяжите столбиками без накида три круга диаметром 20 см. Зеленые кружки сложите вместе, обвяжите желтой пряжей столбиками без накида только наполовину и набейте ватой или синтепоном.

Красный круг сложите пополам, вложите в отверстие из зеленых кругов, положите вату между красными и зелеными половинками и соедините их вместе столбиками без накида из желтой пряжи. Получилась голова лягушки с открытым ртом.

Глаза. Из черной пряжи свяжите две цепочки длиной 45 см. Плотно уложите каждую цепочку по спирали, сшейте и образовавшиеся кружки обвяжите желтой пряжей столбиками без накида. Пришейте кружки к голове, поставив на ребро.

Лягушата. Для них нужны кружочки поменьше - диаметром 10 см. Глаза - цепочки длиной 25 см.

Далее мы предлагаем ребятам сделать «Веселую семейку» из осьминогов.

Для работы потребуется: 30-40 г. тонкой полушерстяной пряжи; пуговицы для глаз; несколько красных бисеринок для рта. Крючок №2. Вязанье - столбики без накида и столбики с одним накидом.

Голова. Голову в форме цилиндра вяжите по кругу столбиками без накида, начав с цепочки из воздушных петель длиной 15 см. Связав полотно высотой 10 см., в следующих 2-3 рядах равномерно убавьте половину петель. Через открытое широкое отверстие наберите ватой голову, оставив вверху 3см свободного полотна, перевяжите его ниткой - над головой образовался хохолок.

Щупальца. Приготовьте 8 ножек - щупалец в форме спиралек. Для каждой свяжите цепочку из воздушных петель длиной 15 см. Затем, из каждой петли цепочки вяжите по 4 - 5 столбиков с накидом. По мере вязания цепочка будет закручиваться спиралью. Щупальца пришейте под головой. прикрепите к голове глаза и, собрав красный бисер на короткую нить, пришейте рот. Чтобы обозначить нос, на его месте оттяните полотно и перевяжите ниткой в тон.

«Веселая черепаха»

Для работы потребуется: 200 г толстой хлопчатобумажной пряжи василькового цвета, 100 г оранжевой и немного коричневой; подкладочная ткань; тонкий трикотаж или эластик бежевого цвета; толстый поролон; черные пуговицы для глаз и носа, красная - для рта; кусочки черной кожи для ресниц; красное сукно для щек; нарядные резинки для волос. Крючок № 3. вязание - столбики без накида. Рис.14.

Панцирь. Свяжите 19 шестиугольников размером 8-9 см, 6 оранжевых и 13 васильковых. Отпарьте их и соедините между собой, начиная от центрального, столбиками без накида, обвязывая коричневой нитью по лицевой стороне панциря.

Брюшко размером с панцирь выкройте из подкладочной ткани с прибавкой на швы по 1 см, сшейте с панцирем и заполните обрезками поролона или синтепона.

Голова. Вырежьте из поролона голову овальной формы и обтяните эластичной тканью. Прежде чем пришивать глаза ,сделайте глазницы. Для этого на месте каждого глаза прошейте поролон насквозь длинной иглой с прочной ниткой. Иглу вводите со стороны затылка и, проткнув поролон, сильно натяните нитку и выведете иглу на затылок. Натяните нить еще раз, закрепите и оборвите. Точно так же сделайте вторую глазницу.

Прикрепите в углубление глаза-пуговицы, вокруг них приклейте цепочку из воздушных петель василькового цвета и ресницы, вырезанные из кожи. Пришейте нос и рот.

Из красного сукна вырежьте кружки диаметром 3см и пришейте стежками на месте щек.

Из желтых ниток сделайте волосы, перевяжите их декоративными резинками и прикрепите.

Лапы и хвост вырежьте из толстого поролона, обтяните эластичной тканью и пришейте к туловищу. На концах лап черными нитками вышейте коготки.









































3. Методика набивки мягких игрушек различными материалами и декоративная отделка



Для набивки игрушек используется вата, синтетические материалы - синтопон, синтепух и поролон. С натуральной ватой работать сложнее, так как при набивке часто образуются комки. Искусственная вата синтепон и синтепух более объемные, легкие и не образуют комков. Работать с ними намного легче. Набивать игрушку нужно аккуратно и равномерно, начиная с самых удаленных деталей. Очень тщательно нужно набивать детали лапок, хвостов, плавников, мордочек. Недостаточная набивка сделает игрушку мало выразительной, чрезмерная набивка попросту порвет швы. Особенно важно хорошо набить голову: она должна быть достаточно тугой, без комков, правильной формы, с гладкой поверхностью. Без хорошей, правильной набивки головы не получится такая важная технологическая операция как утяжка и оформление мордочки. Мягкие игрушки часто выполняются с каркасом внутри. Каркас выполняет функцию скелета, придавая игрушке задуманную форму. Каркасы выполняются из медной проволоки диаметром 2 - 2,5 мм. Медная проволока легко режется простыми кусачками, гнется, и сохраняет форму. Перед тем как готовый каркас вставить в игрушку, его нужно равномерно обмотать ватой. Острый кончик проволоки, выступающий из обмотки срезать или подпилить напильником. Набивая игрушку с каркасом, нужно следить, чтобы каркас располагался строго по центру и со всех сторон, снизу и сверху был изолирован набивкой, так чтобы игрушка оставалась мягкой, а каркас служил только скелетом для подержания формы и не выпирал наружуГлаза зверушек можно вырезать из кусочков кожи, клеенки, фетра и других несыпучих материалов. Обычно глаз составляется из двух или трех деталей разного цвета, светлая деталь большего размера - подглазник, меньшая деталь темного цвета - глаз, третья самая маленькая деталь - зрачок. Детали накладываются друг на друга и пришиваются одновременно за середину. Глаз пришивается толстой белой ниткой, которую следует сильно затянуть, чтобы подчеркнуть углубление для глаза. При этом белый стежок на темном придаст глазу выразительность. Можно пришивать мелкие бусинки и пуговки вместо глаз. Не забывайте изобразить брови, ресницы при помощи вышивки, аппликации, рисования. Ресницы, особенно для кукол можно выполнить из подходящей по цвету ткани, обязательно сыпучей. Выкройте полоску ткани и выдерните несколько поперечных нитей. Полученной полоской с пушистой бахромой можно легко украсить глаза ресницами, приклеив их с тыльной стороны, если глаз довольно крупный и выполняется из отдельных, выкроенных деталей. Если глаз вышитый, реснички из бахромы можно пришить петельным швом, как аппликацию. Здесь можно проявить много изобретательности и фантазии. От глубины утяжки, размера и формы глаза, расстояния между глазами зависит, будет ли Ваша игрушка веселая, грустная, бесшабашно смелая или капризная. Не нужно бояться экспериментировать!

Волосы очень важный элемент в оформлении лица. Удачно подобранная прическа подчеркнет характер игрушки, придаст образу больше выразительности. Обычно волосы выполняются из ниток. Нитки можно использовать самые разные, все зависит от задуманного образа. Очень хорошо использовать шерстяные нитки. Обычно шерстяную пряжу прострачивают или прошивают вручную швом "строчка" (или назад иголку) посередине. Получается паричок, который пришивают к голове куклы по затылку вкруговую, а на уровне ушей закрепляют. Только после этого делают игрушке прическу. Можно сделать хвостики, заплести косички.

Для распущенных волос делают два паричка. Один прошивают посередине, а другой на расстоянии 2 - 8 сантиметра от края. Сначала накладывают паричок с челкой вдоль головы, закрепляют его, а сверху накладывают паричок, прошитый посередине, только поперек, закрепляют на уровне ушей и пришивают на затылке по кругу, после этого концы подстригают, придавая прическе нужную форму. Длина нитей зависит от размера игрушки и фасона прически. Однако если прическа короткая, мальчиковая, то нити скручиваются посередине в пучок и прошиваются или просто перевязываются. Полученный пучок нужно уложить так, чтобы нитки - пряди расходились от центра, а потом пришить его к голове центром к макушке. Создавая прически для игрушек, можно проявить море фантазии. Стоит только начать и все получится.































Заключение



Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на интегрированных занятиях, руководителем, которых и является автор работы. Без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.

Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая композиция, которая занимает одно из мест на выставке.

Дети не только делают композиции из мягких игрушек, но и сочиняют сказки к ним. Великолепно переданы колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз, выражений лиц, яркая и пышная растительность. И притом удивительное чувство композиции, пропорции.

Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу мы пришли, основываясь на опыте нашей работы.

Например, в начале своей трудовой деятельности мне хотелось достичь «все и сразу». Но как?

На занятиях с детьми мы стали делать сразу большие композиции из большого числа игрушек, и довольно сложные. Но в процессе занятий было понятно, что дети еще к этому не готовы и тогда со следующего года я с детьми стала работать по принципу от простого к сложному:

1. Выбор сюжета, композиции;

2. Цветовая гамма;

3. Подбор материала;

4. Поэтапное выполнение работы.

В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть хороших результатов. Они заключаются в том, что взрослые дети стали моими помощниками, т.е. они могли без моей помощи обучать более младших и не очень умелых ребят.

Кто они - вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты?

Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима, усилено правленая работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.







Список литературы

1. Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками / И.А.Агапова. - М.: Айрис - пресс, 2002. - 156 с.

2. Белова, Н. Р. Мягкая игрушка / Н.Р. Белова - М.: КНОРУС, 2003. - 225 с.

3. Денисова, Н. А. Пушистики и мохнатики / Н.А.Денисова - М.: Айрис - пресс, 2006. - 178 с.

4. Нестерова, Д.В. Рукоделие / Д.В.Нестерова - М., 2007. - 243 с.

5. Пидкасистый, П.И. Педагогика/ П.И.Пидкасистый - М., 1996. - 348 с.

6. Серова, З. С. Мягкая игрушка / З.С.Серова. - М.: Айрис - пресс, 2009. - 115 с.

7. Тарасенко, С. Ф. Забавные поделки спицами и крючком / С.Ф.Тарасенко - М., 2002. - 315 с.

</ 8. Якубова, А. А. Мягкая игрушка. Новые модели / А.А.Якубова - М., 2005. - 135 с.









17



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал