- Учителю
- Разработка урока по технологии. Практическое занятие.
Разработка урока по технологии. Практическое занятие.
Разработка плана урока по технологии 7класс. Ппрактическое занятие.
08.04.16г
Учитель технологии: Корчагин Н.И.
МБОУ «Шуманская ООШ»
Технология+ИЗО.Интегрированное занятие по технологии 7класс.
Тема занятия: «В гостях у мастеров Городца. Роспись доски городецким узором».
Тема раздела программы: «Основы росписи».
Цели занятия:
-
Продолжить знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора.
-
Совершенствовать умения и навыки в росписи изделий городецким узором.
Задачи занятия:
-
Познакомить с историей происхождения техники городецкой росписи и изделиями.
-
Совершенствовать умения в рисовании городецких узоров (цветов) при росписи доски, нанесения оживки кистью.
-
Учить самостоятельно составлять законченную композицию, используя изученные элементы городецкой росписи, подбирать соответствующий цвет.
-
Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентацию, чувство композиции, активный словарный запас.
-
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, упорство в достижении цели, четкую организацию работы, культуру поведения в выставочном зале.
Методическое обеспечение занятия:
-
Беседа-лекция об истории происхождения техники городецкой росписи.
-
Мультимедийная презентация «В гостях у мастеров Городца».Урок №1
-
Мультимедийная презентация «Технология росписи».Урок №2
Наглядные пособия: готовые образцы расписанных разделочных досок; таблицы с элементами городецкой росписи; таблицы с правилами работы с кистью и красками; выставка книг о городецкой росписи.
Материалы: фанерные заготовки досок; кисти и гуашь; палитра; баночки для воды; салфетки для вытирания кисточек, палитры.
Ход занятия
2. Сообщение темы и цели занятия.
-
Здравствуйте, ребята. Сегодня придя на работу в двери нашего кабинета, я обнаружил вот этот красивый конверт. На нем написан адрес Дома детского творчества и указано: «В творческое объединение «Изюминка». Поскольку письмо адресовано всем, то вскрывать я его не стал, подождал вас. Посмотрим, что в этом конверте?
-
Здесь приглашение. А в приглашении написано: «Приглашаем всех на виртуальную выставку изделий из Городца. Выставка состоится в кабинете технологии».
-
Как вы думаете, стоит нам ответить на приглашение? Я думаю что, да. Ведь тема нашего занятия «Роспись доски городецким узором». Виртуальное посещение выставки.
3.Показ-просмотр презентации
-
Вводная беседа-лекция.
-
Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промысла - городецких мастеров. А какие еще народные промыслы вы знаете?
-
Сегодня мы познакомимся с городецким промыслом. Название его пошло от названия города Городец.
Слайд 1.
-
На Волге недалеко от Нижнего Новгорода есть старинный, основанный еще в XII веке князем Юрием Долгоруким, город Городец. Среди его населения преобладали ремесленники. Особенно много было мастеров по обработке дерева: резчиков, столяров, плотников.
-
Берег здесь обрывист, сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб - явление, выдающее в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.
Слайд 2.
-
Другой старинный промысел Городца - игрушечный. Городецкая игрушка известна под названием городецкая топорщина. Ее можно отличить по особому, на редкость выразительному стилю. Больше всего делали здешние кустари коньков в упряжке - по одному, паре, тройке, затем ставили их с возчиками на колеса и получался целый экипаж.
Слайд 3.
-
Особую популярность завоевали донца для прялок. Производством прялок занимались целые семьи крестьян, включая женщин и детей. Долгими вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть.
Городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украшать тонкой резьбой, чтобы спорилась работа у прях. Украшалось обычно донце прялки, т.е. сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.
В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.
Слайд 4.
-
Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюдца и тарелки.
Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. Кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони и сказочные птицы.
В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине.
Слайд 5.
-
Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий.
Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.
Слайд 6.
-
Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия.
Слайд 7.
-
Сегодня традиционный народный художественный промысел «Городецкая роспись» развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики «Городецкая роспись» сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла.
Слайд 8.
-
Городецкие мастера хотят поделиться с вами своим мастерством.
-
Традиционные цвета городецкой росписи - желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый.
Основой любого Городецкого цветка является круг. Поэтому посмотрите, в какой последовательности рисуется цветок. Цвет мотива накладывается в цвет подмалевки, но на тон темнее. Оживка всегда белая, на листьях может быть желтой. Край изделия обрамлен красной обереговой полосой.
Слайд 9, 10.
-
А теперь посмотрите, в какой последовательности составляется композиция на разделочной доске.
Слайд 11.
-
Ребята, вам понравилась выставка?
-
Какое из городецких изделий понравилось больше всего?
-
А сейчас вы попробуйте расписать свою разделочную доску.
Слайд 12, 13.
4. Роспись доски городецким узором.
а) Повторение правил работы и этапов выполнения городецкой росписи.
-
У вас на столах лежат заготовки разделочной доски из фанеры. Представьте себя в роли городецких мастеров и распишите свою разделочную доску.
-
Но прежде чем приступит к работе, я хочу вам напомнить очень хорошие поговорки: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь, людей насмешишь».
-
Как вы думаете, что означают эти поговорки?
-
Теперь давайте вспомним правила техники безопасности и культуры труда при работе с кистью и красками.
Правила работы с кистью
-
Хорошо иметь 2-3 кисти разной толщины и формы.
-
По окончании работы с красками кисти следует хорошо обмыть, вытереть и поставить в стакан ворсом вверх для сохранения структуры ворса.
-
При работе с клеем, чтобы клей с кисточки не капал и не пачкал стол, необходимо пользоваться подставками.
Правила работа с красками
-
Краски не пробуем на вкус.
-
При работе используем клеенку.
-
Кисточку от краски, промыв в воде, вытираем салфеткой.
-
Кисточкой с краской не размахиваем, чтобы не испачкать рядом сидящего и не навредить его здоровью.
-
Краски смешиваем на палитре.
-
После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем и вытираем сухой салфеткой.
-
Давайте вспомним этапы выполнения городецкой росписи.
-
1 этап - тонировка поверхности.
2 этап - подмалевок.
3 этап - мотив.
4 этап - оживка.
б) Показ педагогом выполнения розана.
-
Смешивание красок для получения цвета.
-
Рисование большого круга в центре формы (подмалевка).
-
Обозначение центра бутона (мотив).
-
Пририсовка к большому кругу дуг-лепестков концом кисти, закрашивание контура либо наверчиванием кругов малых диаметров, закрашивание центра цветка. Лепестки-дуги меньшего размера располагаются вблизи центра бутона. По мере удаления от него они увеличиваются, затем вновь уменьшаются.
-
Когда рисунок высохнет, наносится мотив.
-
Когда рисунок подсохнет наносится оживка: по краю лепестков концом кисти, расположенной вертикально, рисуются тонкие дуги белого цвета, в центре розана - более широкая дуга.
-
После того, как центр формы заполнен бутоном розана, дорисовывается вся композиция с помощью известных элементов городецкой росписи (купавок, ромашек, листьев, завитков, ягод).
в) Самостоятельное выполнение детьми росписи разделочной доски.
г) Подведение итогов работы. Самооценка качества выполнения росписи доски.
-
Вот ваши чудесные доски готовы. Посмотрите, какие у всех получились потрясающие розаны, купавки и ромашки. Теперь, нам остается дать подсохнуть краске и покрыть лаком наши прекрасные изделия. Готовые доски можете подарить кому-нибудь на день рождения. Это будет им очень приятно. Тем более вы расписали ее своими руками.
5. Подведение итогов занятия.
-
Я предлагаю вам провести выставку ваших работ, вместе их оценить и путем голосования выбрать лучшие работы. Если в какой-нибудь работе ребята найдут недочеты, и она окажется вашей, то не огорчайтесь, а учтите их и не допускайте в последующих работах.
-
Более подробно узнать особенности техники городецкой росписи, ее истории возникновения вы можете узнать в этих книгах. /Показ книг с краткой аннотацией./
-
Вот наше занятие подошло к концу. Чему мы сегодня учились на занятии? Что вам понравилось?
-
Благодарю вас за хорошую работу. Спасибо! Молодцы! До свидания!
7