- Учителю
- Проект по технологии Пасхальное яйцо
Проект по технологии Пасхальное яйцо
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Творческий проект
«Пасхальное яйцо»
Руководитель работы: Бондарь Оксана Валерьевна,
учитель технологии
Исполнитель: Горностаева Полина Евгеньевна,
ученица 6 «а» класса
п. Хор
2016 год
Оглавление
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности………………………3
2. Цель и задачи проекта………………………………………………………4
3. Историческая справка
3.1. История бисероплетения………………………………………………….5
3. 2. Символика пасхальных яиц………………………………………………7
3. 3. Техники бисероплетения…………………………………………………9
4. Анализ идей………………………………………………………………...10
5. Требования к изделию и дизайн-спецификация …………………………11
6. Технология изготовления изделия………………………………………...12
6.1. Организация рабочего места и техника безопасности…………………12
6. 2. Материалы, инструменты и приспособления………………………....13
6. 3.Технологическая последовательность…………………………………..14
7. Эколого-экономическое обоснование……………………………………15
8. Контроль качества………………………………………………………….16
9. Самооценка изделия…………………………………………………….....17
10. Реклама…………………………………………………………………….18
11. Заключение…………………………………………………………..........19
12. Библиография……………………………………………………………..20
13. Приложение……………………………………………………………….21
-
Обоснование возникшей проблемы и потребности
В нашей семье очень любят православные праздники: Рождество, Крещение, а особенно Пасху. Моя мама занимается рукоделием: вышивает, вяжет, делает открытки в технике скрапбукинг и поэтому особенно ценит те подарки, которые изготовлены своими руками.
К светлому празднику Пасхи я хотела бы сделать ей подарок - бисерное яйцо. У нас в посёлке их не продают. В городе Хабаровске мы видели с мамой аналогичные работы из бисера в специализированных магазинах - салонах, которые нам очень понравились. Это были настоящие шедевры бисероплетения (приложение 1). Но эти изделия дорогие от 500 до 10 000 рублей. В последнее время я увлекаюсь плетением из бисера. Поэтому решила порадовать и удивить маму - изготовить такое яйцо самой. Я думаю, что ей будет очень приятно получить от меня такой подарок, да еще сделанный своими руками, с любовью.
2. Цель и задачи проекта
Цель работы:
- Изготовить яйцо-украшение в технике бисероплетение в подарок маме.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- Изучить историю бисероплетения;
- Изучить символику пасхальных яиц;
- Изучить приёмы бисероплетения яиц;
- Изготовить подарок маме (пасхальное яйцо);
- Провести анализ изделия.
3. Историческая справка
3. 1. История создания бисера
Стеклоделие было изобретено около 4-го тысячелетия до нашей эры. Существует легенда об этом важном для человечества событии. В ней рассказывается о том, что финикийские купцы, возвращаясь на корабле из Африки с грузом соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от ночного холода им был необходим костер. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезенной с собой соды и разожгли большой костер. Поели и расположились вокруг него на ночной отдых. Утром, разгребая золу, они обнаружили в кострище слиток необыкновенного вещества. Оно было твердым, как камень, прозрачным, как вода, и горело огнем на солнце. С этого времени началась история стеклоделия. У человечества появилась стеклянная посуда и, конечно, стеклянные бусы.
Шли века, совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появился "бисер". Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. В городе Александрии, основанном Александром Македонским в I веке до нашей эры, был изобретен новый способ изготовления бисера.
На Руси бисер был известен с давних времен. Уже во времена Киевской Руси (IX-XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, но и бисер. Но свое современное наименование они получили относительно недавно. В толковых словарях XV-XVII вв. словом бисер обозначали жемчуг. Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, т.е. стеклянный бисер. Термин же "стеклярус" возник несколько позднее. До XVII века было популярно другое название этого типа бус - "одекуй". Название стеклярус появилось только в XVII веке и сохранилось до наших дней. В XVII веке бисер и одекуй играли немалую роль в меновой торговле русских с народами Сибири. Первая попытка создать промышленное производство бисера в России относится к концу XVII века. Петр I привлекает к подготовке русских мастеров иностранных стеклоделов, посылает за границу учиться стекольному делу, и в частности искусству изготовления бисера, молодых мастеров. И все-таки на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции, Германии и Чехии. В XV веке привозной бисер использовался русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями. С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Только в 1752 г. через Санкт-Петербург в Россию было ввезено 2126 пудов (почти 35 тонн) бисера!
Поэтому в 1754 г. М.С. Ломоносов построил в Усть-Рудицах фабрику для производства бисера. В первые годы работы на фабрике отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусы, и Ломоносов сам занимался усовершенствованием старых и изобретением технологий производства. К 1760 г. количество выпускаемого ей стекляруса и бисера возросло. Но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто, а потребность в бисере по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.
XVII в. - бисер и стеклярус используются более разносторонне. Они проникают во все сферы жизни, ими вышивают, ими украшают абажуры, ими же выполняют оклады для икон, вяжут крючком и спицами, они проникают даже в оформление интерьеров.
Середина XVIII в. - появление первых бисерных и стеклярусных панно. Крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку.
Вторая половина XVIII в. - в изделиях из бисера начинают прослеживаться мотивы народного искусства. Бисер в России приобретает все новых и новых почитателей. Мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, и это не считалось зазорным.
В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
3.2.Символика пасхальных яиц
Существует определенная символика цветов, а также рисунков и узоров пасхальных яйцах. Единых принципов оформления не существует, но наиболее общие знаки, которые перешли из язычества в христианство, понятны не только славянам, но и всем народом, чья древняя религия была связана с поклонением природе.
Символика цветов:
Белый - символ рая и безгрешности, чистоты.
Красный - кровь, жизнь, но и отход в мир иной. Кроме того, этот цвет символ любви, здоровья, весны и рождения, радости, силы и мужского здоровья.
Желтый цвет - спелое зерно, достаток, урожай, солнце, богатство. Он охраняет от злых сил.
Голубой - цвет неба, символ воздуха, воды, небесной божественной мудрости, духовного знания, богоматери.
Зеленый - обозначает весну, воскресение природы, богатство растительного и животного мира, жизнь.
Коричневый - цвет матери-земли, символ плодородия.
Черный - цвет тьмы, но и пробудившейся земли.
Символика изображений:
Животные:
Голубь - символ души, Святого духа
Лошадь-сила и трудолюбие.
Олень - знак выносливости, долголетия.
Петух считался божьей птицей, которая будит солнце и совесть, защищает беременных женщин и детей.
Растения:
Дуб - традиционный символ Спасителя и стойкой веры, а также мужского начала в природе.
Яблоня - знак девичества, невинности и чистоты.
Рябина (калина) - символ женщины, хозяйки, материнства.
Цветы обозначают райскую жизнь.
Символы и их значение:
Солнце, или око Божье, - как называется, то и обозначает. Этот символ помогает от болезней и дурного глаза.
Сетка - символ защиты от лукавого. Обозначает решето, отделяющее добро от зла.
Ромб - символ плодородия, женского начала в природе, поля, земли.
Треугольник представляет триединство Вселенной: небо-земля-вода (по древним представлениям), отец-мать-ребенок (единство семьи). Символ Божественной Троицы.
Сигма - символ воды, грома и молнии, змея - защитника домашнего очага и владетеля земных богатств. У многих народов змей - символ мудрости.
Спираль - половина сигмы, схематическое изображение эволюции Вселенной, знак плодовитости. Часто изображают пучок спиралей.
Крест - символ мироздания. Вертикальная линия креста - линия небес. Знак огня, духовная активная мужская часть мира; горизонтальная линия земли, знак воды, пассивная женская часть мира. При их скрещении возникает сила любви, создания жизни. Крест можно увеличивать сколько угодно, в любом направлениит. е. это еще и символ бесконечной жизни, а также солнца, освящения и очищения.
Трезубец (чаще изображается пучком из трех колосьев) - символ триединого Бога, а также времени и власти.
Трирог - посланец солнца, символ любви, огня, мужской силы и плодородия.
Древо жизни обязательно изображается тремя ярусами (земля, жизнь на земле, небо) и симметрично; древо рода семьи, самое простое дерево с тремя ветками (папа, мама, ребенок). Один из видов изображения - «дерево-берегиня», женщина с поднятыми к небу руками, которая молится за свою семью.
Бесконечник - узор-поясок, состоящий из изогнутых элементов. В старину считалось, что зло ходит только по прямой линии и потому края одежды украшали такими бесконечниками, затейливый узор которых преграждал путь злым духам.
3. 3. Техники бисероплетения
С 18 века до нас дошло несколько технологий плетения бисером:
-
гобеленовое;
-
параллельное;
-
монастырское;
-
объемное;
-
мозаика;
-
сетчатое;
-
ткачество (ручное и станочное).
Наиболее трудоемким и сложным является гобеленовое плетение. Его техника удивительна, с помощью нее блестящие разноцветные крупинки складываются в причудливые узоры. Используя видовые картинки, схемы картин и орнаментов вышивки крестом, можно сделать эксклюзивные изделия из бисера.
Перед началом освоения технологии гобеленового плетения из бисера необходимо составить схему изделия с нанесением на нее рисунка или орнамента, а также формы окантовки. Работая иглой, набирая бисер нужно строго придерживаться схемы, которая должна лежать рядом.
В технологии параллельного плетения бисером, плетение выполняют двумя концами проволоки навстречу друг другу.
По технологии или технике монастырского плетения бисером ведется плетение плоских изделий двумя иголками, что достаточно трудоемко и требует большого внимания.
Используя технологию объемного плетения бисером можно создать необычные по цвету и форме объемные изделия: различные фигурки, предметы, интересных животных и насекомых, украшения.
Мозаика (иногда эту технику еще называют техникой Пейот) Бисеринки располагаются рядами, смещенными как кирпичная кладка. Ее можно делать как на одной, так и на двух иглах. Для работы понадобится круглый или граненый бисер или рубка, капроновая нить или леска, иглы лучше недлинные, с тупым концом. До приобретения достаточного опыта плетение нужно проводить четко по схеме. Для данной техники это в основном орнаменты с диагональными линиями. Это плетение используют для изготовления украшений и аксессуаров браслетов, колье.
Низание сеток применяется для изготовления ажурных цепочек, салфеток, воротников и кружево из бисера. При выполнении сеток помните, что хорошо держат форму маленькие ячейки. Низание сеток делается в одну нить. Бусины, соединяющие ряды, называются связками. Для того чтобы получить изделия разной ширины, нужно увеличить или уменьшить число ячеек в ряду. Ячейки сеток имеют форму вытянутого вдоль рядов ромба. Длина стороны ячейки определяется количеством бусин между соседними связками.
Для работы в технике станочное ткачество необходимо наличие специального станка. При выполнении орнаментов, традиционных схем для вышивки на станке в бисере - полотно будет слегка вытянутым в длину, потому что геометрия бусинок прямоугольная. Для составления рисунка необходимо воспользоваться шаблоном для данной техники. Изделия, традиционно выполняющихся в технике станочного ткачества: картины, панно, сумочки, ленты, пояса, герданы.
Техника ручного ткачества плетения бисером необходима для создания плотного полотна с параллельными рядами, в которых бисеринки расположены строго друг над другом. Полотно, выполненное ручным ткачеством, не имеет изнаночной стороны. Данная техника очень трудоемкая и для качественного исполнения работы необходимо использовать одинаковый по размеру (калиброванный) бисер.
4. Анализ идей
Идея № 1 - яйцо, выполненное в технике ткачество (приложение 2);
Идея № 2 - яйцо, выполненное в технике мозаика;
Идея № 3 - яйцо, выполненное в технике сетчатого плетения (приложение 3);
Идея № 4 - яйцо, выполненное в смешанной технике.
Критерии
Идея № 1
ткачество
Идея № 2
мозаика
Идея № 3
сетчатое
Идея №4
смешанная техника
Оригинальность
+
+
+
+
Достаточность знаний и умений
_
_
+
+
Наименьшее время изготовления
_
_
+
_
Наличие инструментов и оборудования
_
+
+
+
Наличие
материалов
+
+
+
_
Итого
2
3
5
3
Очень трудно выделить из 4-х пасхальных яиц, какое лучше подходит в качестве подарка маме. Все достаточно хороши, оригинальны. Но идея № 1 - самая сложная, на её изготовление нужно больше времени, чем на остальные и у меня нет специального станка для плетения в технике ткачества. Для воплощения идеи № 2 нужно тоже достаточно большое количество времени и я ещё не совсем владею техникой мозаичного плетения. Идея № 4 - очень оригинальная, но кроме оплетения яйца нужно будет сплести ещё и цветок (а это дополнительное время) и у меня нет пока бисера такого красивого персикового цвета. Поэтому, исходя из результатов оценки, наиболее оптимальной, является идея № 3.
5. Требования к изделию и дизайн-спецификация
Название изделия
Пасхальное яйцо
Функциональное назначение
Украшение интерьера
Пользователь
Мама
Единичное или массовое производство
Единичное производство
Требования к материалам
Прочность, экологичность
Требование с точки зрения безопасности использования
Изделие не должно иметь элементов, которыми можно пораниться
Метод изготовления
Ручной
Экологические требования
Возможность вторичного использования
Дизайн-спецификация
6. Технология изготовления изделия
6.1. Организация рабочего места и техника безопасности
Для выполнения данной работы необходимо:
Правильно организовать рабочее место:
-
на столе должен быть порядок (нитки, ножницы хранить в специальной коробке, иглу - в игольнице, схема в папке и т. д.)
-
свет должен падать с левой стороны
-
следить за правильной посадкой при работе
-
расстояние между глазами и работой должно быть от 25-30 см
Выполнять правила техники безопасности:
-
ножницы класть сомкнутыми лезвиями от рабочего
-
передавая ножницы, держать их за сомкнутые концы
-
ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены
-
иглу хранить в игольнице.
-
нельзя пользоваться ржавой иглой
-
в процессе работы пользоваться напёрстком.
Выполнять санитарно-гигиенические требования:
-
нельзя перекусывать нить зубами, от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы и язык.
-
с иглой необходимо обращаться аккуратно, не бросать на столе, чтобы не пораниться.
-
до начала работы необходимо вымыть руки.
-
рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через 1, 5 часа, т. к. при данном занятии утомляются глаза, устают пальцы.
-
бисер, рубку нельзя брать в рот, т. к. при неосторожном обращении материалы могут попасть в верхние дыхательные пути.
6.2. Материалы, инструменты и приспособления
Бисер - это мелкие круглые или граненые (рубка), вытянутые или сплюснутые бусинки из стекла, металла, фарфора или пластмассы с отверстиями для нити. Для работы нам понадобится белый и розовый бисер № 10.
Бусины бывают всевозможных цветов форм и размеров, сделаны из самых разных материалов. Для нашего яйца нужны белые бусины.
Леска для бисероплетения прочная и прозрачная. В изделиях ее почти не видно, особенно если она цветная, в тон бисера. Леска - очень упругий материал, и нанизанные на нее изделия топорщатся и легко коробятся. Но ее «память» можно использовать в своих целях - придать изделию нужную форму (не очень отличающуюся от естественной) и закрепить его в нужном положении на сутки. Так изделие сохранит необходимую конфигурацию.
Бисерные иглы - Это гибкие тонкие иглы длиной около 5 см. Иглы для бисера выпускают под номерами: 10, 12, 13, 15 и 16. Чем больше номер иглы, тем она тоньше. Для работы нам понадобится игла под номером 15.
Другие принадлежности:
Для работы с бисером вам понадобятся ножницы, пинцет, линейка и сантиметровая лента.
Для изготовления пасхального сувенира мне потребуется заготовка яйцевидной формы. В нашем случае это пластмассовая заготовка. Эти заготовки легкие, блестящие и яркие, а потому весьма привлекательны. Но они бывают скользкими, потому и тут требуется определенный опыт, чтобы удержать бисерное плетение по центру яйца.
6. 3. Технологическая последовательность изготовления
Основная техника - сетчатое плетение.
Оплетение центральной части:
Поясок выполнен сетчатым плетением со стороной ячейки в 2 бисерины.
1. Подхватываем иглой одну бисерину; и пройдём в нее иглой еще несколько раз. Эта бисеринка не позволит набранному бисеру скатываться с лески. Набираем еще 65 белых бисерин и пройдём в обратном направлении сквозь бисерину 57. Верхняя ячейка сетки готова.
2. Подхватываем иглой 5 бисерин и пройдём в ближайшую бисерину-связку (в нашей сетке это бисерина 51). Если все правильно выполнено, то должна получиться вторая ячейка в виде ромба со стороной в 2 бисерины. Доплетаем до конца ряда. Для перехода на третий ряд нанизываем 6 бисерин и пройдём в бисерину 109.
3. Подплетаем третий - пятый ряды. Если рассмотреть получившийся элемент, то можно увидеть, что внутренние ячейки сетки - ромбы со стороной в 2 бисерины, а верхние и нижние ячейки - неправильной формы четырехугольники, в крайних сторонах которых по одной бисерине. Такие усеченные ячейки позволят пояску плотнее прилегать к заготовке.
4. Доплетаем поясок по схеме. В пояске модели «Нежность» - три раппорта Вплетаем розовые бусины в ячейки из розового бисера.
5. Надеваем поясок на заготовку и замкнём его.
Оплетение торцов яйца:
Верхняя и нижняя полусферы выполняются сетчатым плетением.
1. Выведем иглу в одну из верхних бисерин. Подхватываем 5 розовых бисерин и проденем иглу через среднюю бисерину верхней ячейки, минуя одну ячейку. Таким способом доплетаем до конца ряда.
2. В следующем ряду подплетаем по 5 розовых бисерин, проходя иглой в каждую бисерину-связку.
3. В третьем ряду между бисеринами-связками поднимаем по одной белой
бисерине.
4. Нанизываем 3 белые бисерины и пройдём в две бисерины-связки,
нанизываем еще 3 белые бисерины и пройдём в две бисерины-связки.
Таким способом выполняется четвертый ряд.
5. Выполняем пятый ряд, подплетая по 1-3 бисерины. При необходимости подплетите шестой ряд, уменьшив количество бисерин в ряду.
6. Вплетаем розовые бусины.
7. Эколого-экономическое обоснование
Изготовление изделий с применением лески и бисера - экологически чистое производство:
-
практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в почву, водоемы;
-
при работе с леской, бисером и другими материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;
-
практически нет затрат чистой природной воды на производственные нужды.
Расчёт себестоимости
МАТЕРИАЛЫ
СТОИМОСТЬ ЗА ЕДИНИЦУ (РУБЛИ)
КОЛИЧЕСТВО
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ (РУБЛИ)
Белый бисер № 10 (Чехия)
80 (упаковка)
1
80
Розовый бисер № 10
(Чехия)
37 (упаковка)
1
37
Леска
49 (упаковка)
1
49
Игла
35
1
35
Заготовка
18
1
18
Бусины
75 (упаковка)
1
75
Итого
294
8. Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
-
Цветовое сочетание материалов гармонично.
-
Все элементы выполнены ровно и аккуратно, в соответствие с технологией.
3. Работа оформлена в конечное изделие.
4. В целом изделие производит благоприятное впечатление.
9. Самооценка.
На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным, оригинальным (приложение 4).
Спецификация
Оценка
Пояснение
Экономичность
Высокая
Аналогичная работа в художественном салоне стоит 500-700 рублей, экономия от 200-400 рублей.
Эстетичность
Высокая
Изделие красивое, точно побраны цвета бисера.
Сложность
Высокая
Плетение требует большой внимательности, аккуратности и терпения.
Быстрота изготовления
Высокая
Требует определённых затрат времени (24 ч)
10. Реклама
Если бы у меня возникла необходимость продать своё или подобное изделие, то я бы его рекламировала так:
Ручная работа - это красиво, оригинально и очень… дорого. За множество веков бисер не потерял своей ценности. Бисер и плетение дают возможность создать оригинальные композиции и чудесные изделия. Знание и умение использования разнообразных техник помогут максимально раскрыть замысел и создать прекрасное украшение, предмет интерьера, а заготовку из дерева превратить в чудесный сувенир. Немного фантазии и вы почувствуете, что традиционно-привычный глазу внешний облик многих изделий прекрасно ложится в стилизованном виде на такую простую, но одну из самых гармоничных в природе форму яйца.
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
И камня, дерева - шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к этой вещи осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья
Изящества и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут и талант и красота.
11. Заключение
Я считаю, что мой проект удался. Я полностью выполнила все требования к моему проекту, достигла цели работы и решила все поставленные передо мной задачи. Я хотела иметь оригинальный подарок, изготовленный собственными руками, я его получила. Поскольку техника бисероплетения требует особой кропотливой работы для выполнения изделия, мне было нелегко сделать эту работу. Но с помощью своих стараний и усидчивости я выполнила проект. Таким образом, поставленная цель достигнута: изделие готово, оригинально, единственное в своем роде (приложение 5).
Также я считаю, что в будущем возможно продолжение исследования темы проекта. Можно изготовить целую коллекцию пасхальных яиц с разнообразными узорами и размерами от самых маленьких до больших, и использовать их для оформления интерьера дома, а также для друзей и родственников. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. При выполнении работы по бисероплетению у меня расширился круг знаний, умений, навыков в технике бисероплетения, повысился интерес к культуре декоративно - прикладного искусства. В процессе работы я узнала много нового и интересного.
Это - техника не только выполняет эстетическую функцию, но и несёт в себе определённый блок задач:
Техника бисероплетения требует ловких действий в процессе систематических занятий. Рука приобретает уверенность, твёрдость, точность. А также данная техника:
- обучает технологиям работы с бисером, попутно развивая мелкую моторику;
- на основе знаний истории, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства способствует развитию творчества и созданию детьми предметов декоративно-прикладного искусства;
- воспитывает вкус у ребенка, преподавая основы цветоведения, рисунка, построения орнамента;
- обращает внимание на исторические моменты развития этого направления в России, чтобы дети могли, учитывая традицию орнаментики своей страны, по возможности, выполнять изделия с национальным колоритом.
- развивает абстрактное мышление;
- учит владеть иглой, ниткой;
-учит работе с бисером.
-развивает глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз.
- воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
- знакомит с новым видом художественной деятельности;
- прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности.
- развивает активный и пассивный словарь; объяснительную и доказательную речь.
12. Библиография
-
Артемонова Е. О. Бисер - М.: Академия, 2002.
-
Вильчевская Е. В. Пасхальные яйца из бисера. - М.: Мода и рукоделие, 2006.
-
Ликсо Н. Л. Подарочные яйца из бисера. - Минск; Харвест, 2011.
-
Ляукина М. И. Бисер: браслеты, кружево, пасхальные яйца. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000.
-
Сухова О. А. Пасхальные яйца из бисера. - М.: ЭЛБИ; 2006.
6. Интернет ресурсы:
stranamasterov.ru/img4/i2012/04/04/image_01.jpg?m=1340616905
www.livemaster.ru/
biser.info/
show.7ya.ru/private.aspx?RubrID= 136090
static.biserok.org/wp-content/uploads/2012/03/pashalnoe-yaytso.jpg
rukodelnichaem.ru/</</p>
Приложение
Приложение 1
Пасхальные яйца в технике бисероплетения
Приложение 2
Яйцо, выполненное в технике ткачество
Приложение 3
Яйцо, выполненное в технике сетчатого плетения
Приложение 4
Работа над подарком маме
Приложение 5
Яйцо-украшение в технике бисероплетения в подарок маме.
10