7


  • Учителю
  • Методическая разработка. Формирование логических познавательных действий через игровые технологии на уроках технологии в 5-6 - х классах

Методическая разработка. Формирование логических познавательных действий через игровые технологии на уроках технологии в 5-6 - х классах

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Формирование логических познавательных действий через игровые технологии на уроках технологии в 5-6 - х классах



Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования



Методическая разработка. Формирование логических познавательных действий через игровые технологии на уроках технологии в 5-6 - х классах





Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер.

Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека.



К.Гросс рассматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.



Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

Системно - деятельностный и культурно - исторический подход, базирующиеся на положениях научной школы Л.В.Выготского явились основой для формирования УУД



В пособиях под редакцией А.Г. Асмолова даны понятийные характеристики познавательных действий и рекомендации по их развитию, а также предложены основные типы задач для оценки сформированности УУД.

В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут в различных ситуациях самостоятельно принимать решения.

Одним из условий реализации требований ФГОС обеспечение для участников образовательного процесса возможности развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов через организацию учебной и внеурочной деятельности.

Все приемы развития познавательной активности, которые я применяю в своей практике, «копились» мною в течение ряда лет.

Для формирования у обучающихся познавательного интереса, активизации учебной деятельности повышения эмоционального уровня усвоения знаний на уроках технологии использую игровые технологии.

По определению, игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.



Методическая разработка. Формирование логических познавательных действий через игровые технологии на уроках технологии в 5-6 - х классахФункции игровой деятельности:

- развлекательная: пробудить интерес, воодушевить, развлечь, доставить удовольствие;

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- самореализация;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекция: внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей.

Игра приучает детей мыслить, выделять главное, обобщать, развивать память, способности.

Для решения этих учебно-воспитательных задач для каждого этапа урока я использую свои активные методы, позволяющие достичь поставленных целей урока. Приведу некоторые примеры.



Активные методы начала урока.

Цели: быстро создать рабочую атмосферу, задать нужный темп урока.

При повторении материала предыдущего урока я провожу «Мозговую атаку»:

«Мозговая атака» - я обучаю девочек ставить и адресовать вопросы: бригады готовят вопросы по ранее изученным темам; первая бригада задает вопрос второй бригаде, вторая бригада, ответив на этот вопрос, тут же задает свой вопрос первой бригаде. Затем первая бригада, ответив на вопрос, задает следующий вопрос второй бригаде и т. д.

Обучающиеся сами оценивают ответы:

За быстрый, правильный, полный ответ бригаде выдается фишка.

Ответы «хором» не засчитываются.

«Ромашка» - обучающиеся выбирают лепестки ромашки, в которых находятся вопросы. За каждый правильный ответ выдается фишка.

Активные методы при изучении нового материала.

Цели: представить новый материал, заинтересовать обучающихся в получении новых знаний.

«Удивление» (столкновение противоречивых фактов или мнений) Обучающиеся, используя ресурсы интернет, готовят информационные сообщения: «Это интересно!», «Любопытные факты», доклады. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность обучающегося.

«Мозговой штурм» - использую при выдвижении гипотез и предложений. Правила участия в «мозговом штурме»:

1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.

2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.

3. Запрещаются критические замечания - это мешает формулировать новые идеи.

4. Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые ценные идеи.

5. Приветствуются все дополнения и уточнения.



Активные методы закрепления материала.

Цели: активизировать познавательную деятельность обучающихся.

«Лови ошибку!» - на воздушный шарик прикрепляются листки с правильными и неправильными ответами на вопрос. Задача обучающихся - найти неправильные ответы и заменить их правильными.

«Проверь себя» - работа с карточками позволяет рациональнее использовать учебное время, осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, приучать их к самостоятельной работе.

Решение кроссвордов и головоломок

Задание: отгадать загадку, дописать пословицу или поговорку. Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать форму игры. Предлагаю использовать следующие его формы:

составить кроссворд или ребус.

На мой взгляд применение игровых технологий способствует не только активизации познавательной деятельности обучающихся, но и повышает их мотивацию, способствует формированию коммуникативных и регулятивных учебных действий. Главное должно стать включение в учебную игровую деятельность всех обучающихся на уровне их потенциальных возможностей. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

Для успешного проведения игровых уроков разрабатываю сценарии, учитывая подготовку класса и материальные возможности (учебно - материальную базу кабинета).

Особое внимание я уделяю оформлению кабинета:

При изучении технологии изготовления швейных изделий - «швейная мастерская» - установлены швейные машины, на стендах и на манекенах оформлены образцы швейных изделий.

Я объединяю подразделы: материаловедение, конструирование и моделирование швейных изделий и провожу

деловые игры: «Магазин ткани», «Ателье», «Дом моделей», «Швейный цех». Обучающиеся знакомятся со свойствами тканей и учатся подбирать их для шитья изделий различного назначения. Играя в «Магазин ткани» девочки повторяют уже известные им сведения: выбор ткани зависит от назначения одежды, от покроя и фасона изделия. Игра «Ателье», «Дом моделей учит девочек пониманию конструктивных особенностей модели, законов сочетания цветов, развивает творческие способности и эстетический вкус.

При художественной обработки материалов - «творческая мастерская» - на стендах помещены вышивки, вязаные изделия, оформлены стенды: «Народные мастера России», «Народные промыслы и ремесла Нижегородчины», «Наследие наших бабушек»

Интересно проходят конкурсы «Кружевная метель», «Лучшая картина, вышитая крестом, бисером»,

При обработке пищевых продуктов - «кулинарный цех» - оформлены стенды «Сервировка стола», «Пищевые вещества», «Законы здорового питания человека», «Пирамида здоровья».

Интересно проходит деловая игра «Кафе» - конкурс знатоков и конкурс кулинаров. Обучающиеся осознанно подходят к составлению меню, выбору продуктов для приготовления того или иного блюда, проводят кулинарную обработку этих продуктов так, чтобы по возможности сохранить в них все питательные вещества и витамины</, оформляют готовые блюда.

Повысить эффективность применения игровых технологий можно в совокупности ИКТ - технологий. Компьютер намного облегчает подготовку к уроку, позволяет сразу создать большое количество дополнительного красочного материала.



Провожу уроки - конференции:

«Принципы здорового питания»,

«Секреты Золушки».

Использование игровых технологий на уроках технологии я считаю важным и необходимым, так как в применении игровых технологий у обучающихся формируются метапредметные УУД. А именно регулятивные - планирование, контроль, саморегуляция; познавательные - поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Игры можно проводить на любом этапе урока.

Методическая разработка. Формирование логических познавательных действий через игровые технологии на уроках технологии в 5-6 - х классах

«Играй - обучаясь!



Тип урока

Этап урока

Обоснование включения игровых технологий

Комбинированный урок



Этап подготовки к активному усвоению знаний

Способствуют лучшему

овладению новым

материалом и применению

знаний на практике

Урок усвоения нового знания



Этап обобщения, первичного закрепления и систематизация знаний

Способствуют самостоятельному

усвоению знаний под

руководством учителя

Урок закрепления и развития знаний умений и навыков

Этап воспроизведения

учащимися ЗУН,

которые потребуются

для выполнения

предложенных заданий

Способствуют

закреплению и

осмыслению изученного:

умению анализировать,

классифицировать, сравнивать.

Урок формирования умений и навыков

Этап контроля сформированности умений и навыков

Способствуют формированию

самоконтроля, умению выделять главное, делать выводы

Урок повторения.



Этап проверки домашнего задания

Повторение основных понятий,

умозаключений, упрочение

памяти, направленных на

предотвращение забывания

Урок обобщения и систематизации



Этап повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.

Способствуют обобщению и

систематизации знаний



Урок применения знаний

на практике



Оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач

Умение выполнять самооценку

своей работы и работ других

учениц.





Физкультминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой



Наиболее эффективные игры.

Игра посильна даже самым слабым ученикам!



Логические УУД

Цель

Игры

Анализ

Развитие умений выделять

элементы из целого;

расчленение целого на части

«Собери корзину»

«Цветик - семицветик»



Синтез

Развитие умений составлять

целого из частей, в том числе

самостоятельно достраивая,

восполнять недостающие компоненты

«Игра - ассоциация»

Игра - пазлы,

Анаграммы

Кластеры,

«Смотай клубок»

«Потерянные звенья»

Сравнение, классификация, сериация

Формирование умений отнесения предмета к группе на основе заданного признака; упорядочение

объектов по выделенному основанию

Помоги Золушке»

(Д/З макароны как поделочный материал)

«Что лишнее»?

«В чем сходство, различия»?

«Собери корзину»

Ребусы Классифицирование слов по определенному признаку...

Генератор ребусов rebus1.com

Подведение под понятие, выведение следствий

Распознавание объектов,

выделение существенных признаков,

формирование умения

работать с понятиями

Кубик-экзаменатор

«Найди пару»,

Кроссворды,

Синквейн puzzlecup.com/crossword-ru/faq/#s1

Установление связей, цепочек объектов, явлений

Формирование умений

выведения общности

для целого ряда единичных

объектов на основе выделения

сущностной связи

«Заметь нужное»

«Логические пары» элементы фартука

Логические цепочки рассуждений, доказательство

Развитие умений

установления причинно-

следственных связей, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство;

«Секрет получения ткани»

«Невозможное возможно»





















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал