- Учителю
- Методическая разработка урока по технологии по теме Сумка
Методическая разработка урока по технологии по теме Сумка
Методическая разработка урока
Предмет
«Технология. Обслуживающий труд».
7 класс.
Раздел: «Художественные ремёсла»
Тема «История сумки», (2 часа)
Цели урока:
1. Учебно-познавательные.
- Дать представление о материалах и оборудовании для производства сумок,
- ознакомить с историей сумки, материалами и оборудованием используемым для производства сумки,
- научить учащихся выполнять раскрой сумки, используя элементы технологии проблемного обучения и ИКТ
2.Развивающие.
- Формирование умений работать с информацией, анализировать, делать обобщение, выводы,
- развитие познавательных и творческих способностей,
- формирование навыков анализа проблемы, поиска, решения проблемы,
- образование новых ЗУН, развитие СУД (сферы умственной деятельности), посредством методик проблемного обучения, ИКТ,
- формирование навыков работы с лекалами, ножницами, при раскрое сумок,
- развитие эстетического вкуса,
- формирование навыков самостоятельной практической деятельности, самоанализа, взаимоанализа.
3. Воспитательные.
- Формирование положительной мотивации к предмету, выполняемой работе,
- воспитание и развитие личностных качеств: трудолюбия, склонности к анализу, поиску путей решения проблемы, критического мышления.
Тип урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная. Проблемное обучение.
Ориентация на личностные структуры: ЗУН + СУД
Организационная форма: групповая (бригадная)
Подход к ребёнку: сотрудничество + свободное воспитание.
Преобладающий метод: проблемный
Целевые ориентации:
- приобретение ЗУН,
- усвоение способов самостоятельной деятельности,
- развитие познавательных и творческих способностей.
План урока
I.Организационный
момент.
3-5 мин.
Фронтальная,
словесный
Приветствие. Проверка готовности к уроку, организации рабочего места. Сообщает тему урока, её практический, профориентационный аспекты.
Рапорт бригадиров о готовности к уроку, отсутствующих. Организовывают рабочее место. Поиск и формулировка задач, соответствующих смене урока.
II. Основная часть.
1. Опрос-беседа.
10 мин
Фронтальная,
Словесный,
Наглядный,
Опрос-беседа устный.
Самоанализ,
Бригадный
Побуждают учащихся к анализу, обобщению, выводам, посредством устного опроса - беседы.
Активизация внимания. Поиск ответов на вопросы, обобщение, выводы. Индивидуальные сообщения с презентацией по истории вышивки (опережающее обучение - самостоятельный поиск и отбор информации)
2. Изучение нового материала
2о мин
Фронтальная,
Проблемно-поисковый,
Наглядный,
Самостоятельная работа
Сообщают новые сведения, создают проблемную ситуацию, направляет
учащихся на ее решение.
Создает условия, ситуации для запоминания и осознания понятий.
Показывает образцы материалов и оборудования. Знакомит учащихся с
историей создания сумки.
Активизация внимания, обусловленная удивлением и
любопытством.
Знакомятся с видами сумок, инструментами, приспособлениями,
материалами для изготовления сумок с помощью слайдов. Участие в
мини-викторине.
3. Вводный инструктаж к практической работе.
5 мин.
Фронтальная,
Словесный,
Бригадный,
наглядный
Создает условия для самостоятельного выбора учащимися формы
сумки.
Совместно с учащимися комментирует слайды, каталоги, образцы.
Демонстрирует приемы раскроя соблюдением ТБ и ОТ.
Самостоятельное изучение каталогов, образцов, слайдов.
Мысленно фиксирует технику выполнения раскроя, принимают решение о
выборе нужного лекала и рисунка, рассказывают правила ТБ и ОТ.
4. Практическая работа.
30 мин
Индивидуальная,
Самостоятельная,
Контроля и самоконтроля
Комментирует действия учащихся, создает условия для самоанализа учащихся, поиска и устранения допущенных ошибок.
Самостоятельный подбор ткани, фурнитуры, картинки для декупажа,
применяя сформированные ЗУН.
III.
Заключительная часть.
Подведение итогов урока.
1. Беседа с анализом.
5 мин
Фронтальная,
Беседа,
Контроль и самоконтроль
Создает условия для запоминания и осознания понятий, изученных
на уроке.
Анализирует ход и результат учебно-практической деятельности.
Обозначает типовые затруднения, ошибки и способы их устранения.
Комментируют самостоятельную деятельность:
-при подборе материалов и инструментов,
-при выполнении работы.
Дают оценку своей деятельности.
Отвечаю на вопросы учителя.
2.Выставление оценок.
3 мин
Индивидуальная,
Контроль знаний
рефлексия
Создает условия для объективного взаимного выставления оценок
учащимися.
Оказывает помощь в выработке критериев оценки.
Осознание степени успешности работы на уроке.
Самооценка.
Взаимооценка с использованием критериев.
3. Домашнее задание
2 мин.
Фронтальная,
словесный
Сообщает домашнее задание, определяет его объем.
Мысленно фиксируют объем работы, который предстоит выполнить дома. Записывают домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
Рапорт бригадиров о готовности к уроку, отсутствующих, проверка организации рабочего места.
Ввод в тему: поиск темы урока в предложенной учителем «цепочки тем» раздела «Художественные ремёсла». Сообщение темы урока.
Учащиеся: самостоятельно изучают (слайд, запись на доске) цели, задачи урока, сформулированные учителем.
Анализируют, выделяют главное.
Учитель - направляет учащихся на обсуждение профориентационного и практического аспектов урока.
Учитель предлагает учащимся дать характеристики профессий которые используются в производстве сумок:
- какие этапы производства,
- какие навыки необходимо иметь,
- какие базовые знания необходимы для успешной работы,
- какие личностные качества важны,
- к какому типу профессий относится.
Учащиеся самостоятельно ищут ответы.
Вывод. Одна из задач урока - проба сил, выполнение функции закройщика сумок, изучение основ этой профессии.
II. Основная часть
Лекция с применением презентации. Тема презентации: «Виды сумок».
(Приложение № 1)
Опрос - беседа (слайды)
Побуждение учащихся проводить сравнительный анализ, делать обобщения, выводы.
1. Как вы думаете зачем понадобилось человеку создавать сумку?
Ответ: У человека возникла необходимость носить и переносить предметы.
2. Какими способами можно украсить и оформить сумку.
Приведите примеры.
3. Какие виды сумок у вас есть дома. Учитель: показывает иллюстрации сумок, содержащим различные виды сумок как современных так и исторических.
Учитель совместно с учащимися анализируют коллекцию сумок, учащиеся указывают на сумки которые они имеют.
4.По каким основным принципам данные сумки объединяются в отдельные виды?
Ответ: По форме, назначению, отдельным деталям.
Учитель: Таким образом, мы познакомились с видами сумок и выяснили их назначение.
Задание по самоанализу:
оцените в пятибалльной системе свои личностные качества:
трудолюбие - усидчивость -
аккуратность - умение работать по плану -
целеустремленность - ответственность -
умение доводить начатое дело до конца -
Максимальное количество - 30 баллов.
1.25 - 30 баллов - у вас есть все предпосылки для успешной работы, связанной с рукоделием.
2. Меньше 24 баллов - предстоящая работа по вышивке позволит вам дополнительно развить необходимые личностные качества.
Изучение нового материала
Познавательные сведения. «История сумки». (Приложение № 2)
«Материалы инструменты и оборудование применяемые для производства сумок». (Приложение № 3)
Совместная деятельность учителя и учащихся. Используются презентации, подготовленные учителем и ученицами в качестве индивидуального домашнего задания " История сумки ", " Материалы инструменты и оборудование, применяемые для производства сумок ". Активизация внимания, мышления, обусловленная интересом к изучаемому вопросу.
Вопросы учителя:
-
Из какого материала сумка будет обладать лучшими характеристиками?
-
Перечислите фурнитуру используемую для производства сумок.
-
Из каких текстильных материалов можно в домашних условиях сшить сумку?
-
Какие ткани чаще всего применяют для пошива сумок?
-
Перечислите материалы которые можно использовать для подкладки сумки.
-
Какое оборудование можно использовать для раскроя сумок?
-
Ручки из каких материалов применяют в производстве сумок?
-
На каком оборудовании можно установить на детали сумки кнопки и блочки?
Оздоровительная пауза. Профилактика гиподинамии.
Офтальмологический тренинг.
Мини-викторина "Эта сумка!"
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи карточек двух цветов: красная - да, синяя - нет. Активизация СУД.
Викторина сопровождается слайдами, подготовленными учащимися на предыдущем уроке в качестве индивидуального задания.
Учитель задает вопросы:
1 слайд: - Эта сумка спортивного стиля?
2 слайд: - Предназначена ли эта сумка для походов по магазинам?
3 слайд: - Можно ли использовать эту сумку для туристических походов?
4 слайд: - Эта сумка очень вместительная.
5 слайд: - Именно эта сумка нужна ученику?
6 слайд: - Эта сумка женская?
7 слайд: - Эту сумку мы можем выполнить сами?
8 слайд: - Саквояж мы используем для похода в театр?
9 слайд: - Это относится к сумке?
10 слайд: - Такую сумку мы можем использовать на каждый день?
Исследовательская деятельность учащихся при подготовке к практической работе:
Вам необходимо выполнить сумку для подарка на день рождения своей лучшей подруги. На данный момент у вас нет необходимой суммы для покупки сумки в магазине, но есть 500 рублей, на которые вы можете приобрести необходимые материалы и вы можете воспользоваться оборудованием и инструментами в классе технологии. Перед вами возникает следующие вопросы: в какой цветовой гамме выполнить сумку, какую ткань выбрать для верха и подкладки сумки, какую форму выбрать для сумки, какие ручки лучше поставить на сумку, какую технику использовать для оформления сумки. Иными словами, что и как нужно подобрать и сделать, чтобы эта сумка очень понравилась вашей подружке. Сейчас вы попробуете себя в роли закройщика и дизайнера по сумкам и постараетесь решить все поставленные вопросы.
1-ый этап исследования:
- учащиеся самостоятельно изучают карточки с изображением сумок. Самостоятельная информационная деятельность,
- анализируют, сравнивают, оценивают сложность выполнения, форму и способы оформления,
-осуществляют мысленный отбор сумок,
- осуществляют самоанализ, самопрогноз своих возможностей для изготовления сумки. Вывод, принятие решения на основе самоанализа, Самопрогнозирования.
2-ой этап исследования:
-учащиеся изучают каталоги «Ткани», «Рисунки для декупажа», с целью подбора нужных тканей и рисунка для выполнения и оформления сумки. Сравнительный анализ на основе создания мыслительных образов,
- решение проблемы - окончательный выбор материалов и рисунка для декупажа.
Исследование материалов для сумки
Для исследования учащиеся используют каталог тканей. Обсуждение. Работа с образцами ткани. Сравнительный анализ. Вывод - выбор нужной ткани.
Учитель поясняет, что ткань должна держать форму, хорошо чиститься, не мяться, иметь ровную поверхность.
Выбор ручек для сумки
Учитель демонстрирует различные виды ручек: круглые, квадратные, деревянные, пластмассовые, бамбуковые и др.
Самостоятельный выбор учащимися фурнитуры: ручки должны быть лёгкими, удобными, подходить по стилю и цвету к образу сумки.
Учитель поясняет, что ручки должны быть правильно подобраны под размер сумки и нужно учитывать способ крепления.
Вопрос: Несут ли ручки функциональное значение и какое?
Выбор инструментов
Вопрос: Как правильно подобрать инструменты и вспомогательные материалы для раскроя сумки?
Самостоятельный выбор учащимися: Ножницы раскройные, портновский мелок контрастного цвета с тканью, английские булавки, линейка.
Оценка уровня усвоения базовых знаний
Опрос - беседа
- Какими преимуществами обладает ткань для верха сумки?
- Что такое флезелин ?
- Из какого материала лучше выполнять верх сумки?
- Как нужно выбирать размер сумки?
- Какие трудности могут возникнуть при раскрое сумки?
- Какие правила безопасности нужно соблюдать при раскрое изделий?
Запоминание и осознание понятий и терминов
Виды сумок: ридикюль, несессер, помпадур, саквояж, клатч, дипломат, портфель, кейс, барсетка, портплед, чемодан, рюкзак портфель.
Виды ткани: джакарт, кожзам, плёнка ПВХ, замша, велюр, войлок, полиэстер, кожа натуральная.
Фурнитура: хольнитены, пукли, карабин, кедер.
Оборудование: раскройный нож, пневматический пресс.
3. Вводный инструктаж к практической работе
Учащиеся дополнительно изучают каталоги, уточняют собственный выбор эскиза сумки. Учитель проводит инструктаж, демонстрирует приёмы закрепления лекал на ткани, разметка линий кроя, раскрой изделия.
Инструктаж. Правила безопасной работы с ножницами, иглами, булавками, электрическим утюгом. Санитарно-гигиенические требования при работе в мастерской. Инструктаж проводят бригадиры с использованием инструкционных карт и плакатов.
4. Практическая работа
- Самостоятельный подбор ткани для верха сумки, подкладочной ткани, дублирующего материала, ножниц. Самоконтроль.
- Выполнение раскроя сумки по готовым лекалам в соответствии с выбранной моделью сумки, с учетом последующего ее использования. Промежуточный самоконтроль. Итоговый взаимоконтроль.
Учитель стимулирует успешную деятельность учащихся, создает ситуацию успеха самостоятельной деятельности.
Оздоровительная пауза. Профилактика нарушения осанки.
III. Заключительная часть
Подведение итогов урока.
Учащиеся анализируют, оценивают итоги самостоятельной практической деятельности. Публичная защита творческой работы.
Бригадиры анализируют публичную защиту, называют наиболее распространенные недостатки, ошибки в работе.
1. Опрос - беседа.
- Какие новые знания, умения вы приобрели на сегодняшнем уроке?
- Пригодятся ли полученные знания, умения в реальной жизни?
- Что больше всего понравилось в практической работе?
- Что было на уроке самым трудным?
- Какой смайлик отражает твое настроение на уроке?
(Приложение № 4)
- улыбка - работа, работа…
- грусть - удивление
2. Оценка уровня усвоения. Рефлексия.
Опрос: «Новые понятия, термины»
- Сумка - это …
- Фурнитура для сумки - это …
- Ручки для сумки - выбирают по следующим критериям …
- Ткани для сумок бывают…
Объясните правила выполнения раскроя
3. Выставление оценок.
Обобщение достижения целей и задач урока. Слайд «Цели урока».
4. Домашнее задание.
Учитель: Выучить термины и понятия пройденные на уроке. Составить технологическую карту сборки сумки выбранной модели.
Приложение № 1
1 слайд: Виды сумок
2 слайд
Разнообразие сумок настолько огромно, что кажется невозможным знать названия всех их видов и типов. Однако все не так сложно. Предлагаем вам краткий обзор наиболее распространенных видов сумок. Ориентируйтесь в вопросах стиля легко и удивляйте друзей и знакомых своими порой неожиданными познаниями в мире моды! Сумка спортивного стиля, большого размера, главным образом используется во время поездок. В такой сумке предусмотрено несколько отделений, так чтобы женщина могла убрать основные дорожные вещи в сторону, например, туфли, дорожную одежду и различные крупные украшения.
3 слайд
Хозяйственные сумки, нужны для походов в магазин за продуктами и другими покупками. Это прочные сумки которые можно компактно сложить и убрать в дамскую сумочку или карман.
4 слайд
Рюкзак - это большая достаточно лёгкая сумка из непромокаемой ткани, очень вместительная, используется для туристических походов, путешествий.
5 слайд
Ранец или школьная сумка, предназначен для школьников, имеет твердый каркас, несколько отделов и много карманов, удобную ручку и лямки.
6 слайд
Портфель - это сумка почтальёна больших или средних размеров на длинном ремне. Носится диагонально через плечо, ремень лежит на груди, сумка чаще всего находится сзади или на бедре. Изготавливаются из прочных водостойких материалов.
7 слайд
Сумка дипломат используется в основном для ношения документов и ценных бумаг, или для транспортировки дорогих вещей, так как имеет ключи и замки.
8 слайд
Саквояж - эта сумка очень вместительная, используется для командировок, путешествий и переноски объёмных вещей. Эта первая сумка, которая придумана человеком для дальних странствий.
9 слайд
Сумка мешок или «торба» - это вместительная сумка в форме мешка, часто с открытым верхом и ремнем для ношения на плече.
10 слайд
Клатч - это маленькая сумочка прямоугольной формы, короче сумки-багета. Чаще всего клатчи используются как вечерние сумочки и украшаются драгоценными камнями, стразами, пайетками, вышивкой и т.д.
11 слайд
Косметичка - это сумочка предназначена для хранения косметики. Бывает разных форм и размеров, чаще всего закрывается на застежку-молнию.
12 слайд
Багажная сумка (вещевой мешок) - это большая сумка для путешествий и спорта. Название происходит от бельгийского города Duffel, в котором впервые была выпущена ткань для этого типа сумок.
13 слайд
Сумка конверт - это плоска сумка прямоугольной или квадратной формы с треугольным верхним клапаном, которая складывается как конверт. Размерами напоминает клатч, может быть немного больше.
14 слайд
Клатч-папка - это разновидность клатча, в котором верхний клапан загибается или складывается. Может быть разных размеров, с ручкой или без.
15 слайд
Hobo bag - главной характеристикой является форма полумесяца, банана. Эта сумка обычно имеет одну диагонально расположенную ручку, застегивается на молнию. Хобо - повседневная сумка, рассчитанная на активных женщин. Может вмещать в себя большое количество предметов первой необходимости, но мягкая по форме и материалу изготовления, используется в случаях, когда нет необходимости переносить слишком громоздкие вещи. В американской лексике означает человека, бродящего в поисках работы, «странствующий рабочий», «безработный», «бродяга»
16 слайд
Классическая сумка - это сумка с плоским дном и двойными короткими ручками. Может быть любых размеров. Это сумки с плоским дном, парой коротких ручек. Часто такие модели имеют в комплекте дополнительный ремень, который можно было бы пристегнуть и носить сумку на плече.
17 слайд
Плечевая сумка - сумка любой не жесткой формы и размера с ремнем для ношения на плече.
18 слайд
Сумка слинг - это сумочка с длинным ремнем, похожая на сумку почтальона. Однако чаще всего она меньше размером, более элегантна и может быть украшена декоративными элементами.
19 слайд
Сумка для покупок - это сумка большого или среднего размера с двумя ручками, часто используется для шопинга. Представляет собой сумку среднего или большого размера геометрической формы (прямоугольник, трапеция, квадрат) с двойными ручками и открытым верхом, который чаще всего застегивается на кнопку или молнию. В тоутах можно смело носить документы, в них не мнутся листы бумаги формата А4, а значит, они будут актуальны и в офисе, и на учебе.
20 слайд
Сумка браслет - маленькая сумочка в форме клатча, имеет ремешок в форме браслета, позволяющий владелице освободить руки.
21 слайд
Сумки разные нужны, сумки разные важны. Перефразируя небезызвестное детское стихотворение, нужно признать, что выбор сумки не менее значим для внешности, чем, к примеру, выигрышный фасон платья или юбки. Мы порой заблуждаемся, покупая обновку лишь исходя из предпочтений цвета и стиля - оказывается, сумка может сыграть знаковую роль в формировании удачного образа, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки или, наоборот, испортить всю картину. Несмотря на то, что это всего лишь аксессуар, стоит обратить особое внимание на то, какой фасон сумки подходит именно твоей фигуре.
22 слайд
Худая и высокая
Если ты - счастливая обладательница осиной талии и хрупкой
худосочной конституции, но при этом носишь обувь 39-го размера и
достаешь рукой до верхней полки шкафа, тебе повезло: твоя фигура
позволяет выбирать сумку любой формы и фасона. Хочешь модную
крупногабаритную котомку? Пожалуйста! Любишь клатчи и плоские
ручные портфели? И они будут стильно дополнять твой образ. Сумки на
плече или через плечо, рюкзаки и мессенджеры - все будет к лицу.
Единственное, за чем нужно следить, - чтобы сумки не были слишком
маленькими, тогда они будут делать тебя еще больше. Выбирай средний
размер или объемные сумки с сочными крупными принтами - не
ошибешься.
23 слайд
Маленькая и низкая
Главное правило для миниатюрных девушек - помнить о пропорциях.
Маленьким - маленькое, а потому ни в коем случае не поддавайся
соблазну прикупить стильную кожаную котомку, в которой поместятся и
ноутбук, и косметичка, и запасной наряд. Она утяжелит нижнюю часть
твоей фигуры и сделает тебя еще меньше, чем на самом деле. Лучше
всего выбирай маленькие симпатичные сумочки (в руку или на плече)
на небольшом ремне, которые можно носить близко к телу. К примеру,
если это сумка через плечо, она не должна сидеть ниже линии бедер,
а если это сумочка на плече, проследи, чтобы она находилась на
уровне твоего бюста.
24 слайд
Округлая с широкими бедрами
Твоя задача - максимально переместить центр внимания с линии бедер
выше. Лучше всего для этих целей подойдет яркая и пестрая сумка
через плечо среднего размера. Короткая лямка обязательна - сумочка
должна сидеть прямо в области подмышки. Ни в коем случае не
покупайся на сумки через плечо, сидящие на бедрах и ниже - от
такого фасона твоя фигура еще больше погрузнеет.
25 слайд
Пышная грудь и фигура-«яблоко»
Если природа наградила тебя внушительным бюстом и тяжелой верхней
частью, забудь про миниатюрные сумочки, которые многие модницы
затыкают в подмышки. Тебе наоборот нужно сместить акцент ниже, в
зону бедер, а потому выбирай сумки через плечо на удлиненных
лямках, мессенджеры на толстых ремнях или ручные сумочки
трапециевидной формы вроде Hermes Birkin.
26 слайд
Атлетический склад
Если твоя фигура угловатая и чрезмерно атлетичная, избегай похожих
фасонов сумок. Узкие и угловатые сумки, в том числе и прямоугольные
остроконечные клатчи, придадут грубость и простоту твоей внешности.
Лучше обращать внимание на сумки пухлые, округлые, с интересной
объемной отделкой вышивкой или камнями, на ремешках и пряжках, в
форме бочонка или рюкзаки.
27 слайд
Со знаком плюс
Если твоя фигура далека от совершенства, а лишние килограммы на
весах дают о себе знать во всех частях тела, не отчаивайся и не
ставь крест на стильном образе. Выбирай широкие сумки на плечо,
вешай на руку холщовые котомки с ярким принтом, привлекай внимание
оригинальным дизайном сумки и ее функциональностью. Про маленькие
клатчи и сумочки, легко умещающиеся в руке, к сожалению, придется
на время забыть.
Резюмируя вышесказанное, нужно выделить одно главное правило -
выбирай сумку, максимально противоположную главным недостаткам
фигуры.
Приложение № 2
История сумки
1 слайд
Современная женщина не представляет себя без сумочки. А какова
история появления этого необходимого аксессуара?
Невероятно, но история сумки началась с карманов, причем мужских. В
14-15 веках мужчины носили на поясе маленькие мешочки. Со временем
эта мода перешла к женщинам, но они носили такие мешочки на
шнурках.
В следующем веке мужчины переходят к карманам, а женщины остались
верны мешочкам-сумочкам, постепенно меняя их форму и украшение.
2 слайд
Годом рождения современной сумки, которую можно носить в руке,
считается 1790 г. В это время началось промышленное производство
сумок. Появляются бренды, которые постепенно завоевывают рынок. Это
такие, как Hermes и Louis Vuitton. Дизайнерские сумки превращаются
в настоящий шедевр.
3 слайд
Женская сумка - загадка не меньшая, чем Бермудский треугольник.
И хотя первые сумки появились так же давно, как и деньги, которые в
них носили, - свой сегодняшний образ женская сумка обрела только в
конце XIX века: как раз в то время, когда женщина начала осознавать
свою свободу от мужчины. Современная сумка - дитя французской
революции XVIII века и эпохи женской эмансипации конца XIX века.
В средние века женщины носили широкие юбки, в уютных складках
которых легко скрывались ранние сумки-карманы. Эти карманы не были
соединены с одеждой, казались андрогенами (ибо их носили и мужчины,
и женщины) и отличались только рисунком и материалом. Позднее сумки
в виде изящных мешочков, стягивающихся в устье, носили на поясе.
4, 5 слайд
1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам - карманы (то есть сумки) в руках. Так была утрачена андрогенность кармана, поясного мешочка и монетницы - и женщина приучилась выходить из дома, держа в руках маленькую сумочку. Первые сумки назывались «reticules». В русский язык это слово пришло в иронической французской версии (как и многие другие слова, связанные с модой) - «ридикюль».
6, 7 слайд
«Несессером» называлась сумка для шитья. Чем меньше была сумка, тем
обеспеченнее считалась женщина, потому что рядом с ней был мужчина
или слуга (или как у Грибоедова: «муж-мальчик, муж-слуга, из
жениных пажей»), которые носили необходимые предметы. Однако по
мере эмансипации женская сумка начала постепенно увеличиваться в
размерах. И если раньше светские дамы прятали там свои веера, духи,
зеркальца, изящные кружевные платочки и карне-де-баль (книжечку для
записи партнеров по танцам), то постепенно возникла необходимость
носить в ней и косметику, и книги, а в начале XX века - даже
сигареты. А когда во второй половине XIX века был изобретен поезд,
появились железные дороги и стало возможно быстрее перемещаться в
пространстве - тогда для удобства был изобретен саквояж, то есть
сумка для путешествий.
8, 9 слайд
В XVIII веке появляются женские сумки из бархата и кружева, в
которых хранили платочки, косметику и другие мелочи. Эти сумки
назывались «помпадур» в память о фаворитке французского короля
Людовика XV.
Женские кожаные сумки, появились относительно недавно. В начале ХХ
века женскую сумку окончательно легализировали наряду с брюками,
укороченными юбками и короткими стрижками. Началась вторая страница
истории сумки - история великих сумок.
Классические сумки строгой геометрической формы считаются
универсальными.
Сумка всегда является «фасадом» женского гардероба. Именно по сумке
складывается впечатление об образе человека. Сумка для женщины -
примерно то же самое, что марка автомобиля для мужчины. Сумка
обязательно должна иметь свое «лицо», свой стиль, достойный вид.
10 слайд
С развитием сети железных дорог был изобретен саквояж, чемоданчик для путешествий. По своей природе саквояж беспол, но энергичные европейские дамы быстро его уменьшили и адаптировали, ведь многие из них в конце XIX в. уже содержат себя сами и проявляют социальную активность. Сумочка-саквояж стала «боевой подругой» женщины: она сделана из прочной кожи, закрывается на замочек, универсальна по цвету и даже имеет наплечный ремешок, освобождая руки.
Активная борьба за равенство и избирательное право в XXв. окончательно сделали женскую сумку необходимой. Суфражистки носят ее через плечо, подражая солдатам с их ранцами. Светские модницы украшают длинными нитями бисера, как на платье для чарльстона - чтобы подпрыгивало и звенело. Учительницы обзаводятся деловыми портфелями, и даже домохозяйки носят в сумочке счета, кошелек и помаду. Впереди всей планеты американки с их броским макияжем, короткими стрижками, сигаретами и почти обязательной работой: для всего этого нужен миллион мелочей и сумочка.
11,12 слайд
Функционально и эстетически сумки и сумочки прошли период
разделения труда: сумки для работы и моциона, коктейльные и
вечерние сумочки, сумка для похорон. Каждая эпоха старалась
создавать свой собственный стиль для этого предмета. Один из самых
ярких периодов «сумочной» истории - 1920-е годы, когда
flapper-girls экспериментировали с сумочкой для чарльстона. В иные
времена сумки должны были гармонировать с туфлями, в другие -
воспринимались, как украшения туалета. Замки у сумок появились в
XIX веке, а молния была изобретена в 1923 году.
13,14 слайд
В викторианскую эпоху зародилось массовое, промышленное
производство сумок. Появились первые компании, такие как Hermès и
Louis Vuitton. Однако самодельные сумки и, так сказать, штучные
экземпляры долгое время оставались более популярными, потому что
средний класс не всегда мог позволить себе парчовую или кожаную
сумку из английской или испанской кожи. Самодельные сумки тесно
связаны с историей: в годы Второй мировой женщины придумывали
дизайн сумок, способных поместить в своих недрах газовые маски; а в
1960-е годы хиппи, которые сопротивлялись всеобщему консюмеризму,
сами шили разнообразные сумки-мешки.
В процессе самодеятельного и промышленного производства в ход шли
различные материалы: атлас и шелк, гобелены и кожа, дерево и
стекло, железо и пластик (такой как бакелит или люсид), соломка и
старые журналы. Сумки украшались венецианским или богемским
бисером, стеклярусом, полудрагоценными камнями, металлами,
кружевами, вышивкой, аппликацией, лиможским фарфором и камеями.
Все больше и больше интерес к сумкам проявляли известные дизайнеры и художники. Их смелые фантазии делали похожим модный аксессуар на миниатюрные скульптуры. Дамская шляпа - не свободна: она должна украшать женское лицо.
15,16 слайд
Туфли должны быть прежде всего удобными. И только сумки
предоставляли художникам неограниченную свободу. В 1920-е годы их
делали в виде самолетов, пароходов и автомобилей. В 1940-е
появляются Walborg Poodle bags - сумки в виде черных и белых
пуделей. Барочная модернистка Элза Скьяпарелли создавала свои сумки
вместе с Сальвадором Дали. Anne Marie deFrance умудрялась сочинять
сумки в виде музыкальных инструментов. А король изделий из люсида
Will Hardy экспериментировал с пластичностью материала. В 1920-х
годах знаменитая художница Соня Делоне, а после нее, в 1960-е годы,
Эмилио Пуччи увлекались геометрическим дизайном.
Сумка - это продолжение тела, культовый предмет и интимное пространство женщины. Некоторые психологи находят в этой вещи эротический подтекст: она ведь и вправду, как и ее хозяйка, закрывается на замок и прячет тайну. Возможно, это одна из разгадок притягательности столь скромного предмета обихода.
17 слайд
Появление сумки-конверта относится к 20-м годам 20 века. А к началу второй мировой войны появилось большое разнообразие сумок для автомобиля, чемоданов и портфелей, берущих свое начало от обычной дорожной сумки.
18, 19 слайд
После войны стали носить сумки большого размера и
преимущественно на ремне. Знаменитый дизайнер Кристиан Диор наравне
с женственными формами одежды предложил и сумки иного вида - с
драпировками и другими всевозможными украшениями.
Возникновение молодежной моды резко поменяло стиль сумок. Теперь
сумки приобрели черты спортивного стиля.
20 слайд
Согласно легенде, история создания культовой сумки началась в
салоне самолета. По счастливой случайности соседом в самолете у
фотомодели, актрисы и певицы Джейн Биркин (Jane Birkin) оказался
глава фирмы Hermes. Джейн пожаловалась соседу, что никак не может
подобрать себе удобную сумку. «Я сделаю Вам сумку, с которой Вы не
расстанетесь никогда», - пообещал ей сосед. Так в 1984 году
появилась на свет легендарная сумка Биркин.
По другой (менее романтичной) версии, эскиз сумки придумала и
набросала сама актриса. Она случайно уронила эскизы, и помог ей их
содобрать представитель фирмы Hermes. Он и предложил актрисе
сделать сумку и дать ей имя Биркин.
Почему эта сумка так известна?
Она изготавливается из телячьей или крокодиловой кожи, устойчива к
появлению царапин, но при этом мягкая и приятная на ощупь.
Фурнитура изготавливается из золота или палладия. У этой сумки есть
замок, который закрывается на ключ. Сама сумка очень дорогая, стоит
целое состояние. Средняя цена сумки Биркин достигает $27000. Тем не
менее желающие заполучить ее могут ожидать своей очереди от двух до
пяти лет.
Такая высокая цена означает не только безупречное качество сумки.
Покупая эту сумку, люди покупают легенду.
21 слайд
Форма, материал и другие особенности этого предмета зависит от его предназначения и области применения. Поэтому конкретные виды сумок постоянно видоизменяются: одни уходят в глубокую историю, другие становятся музейными экспонатами, третьи - просто забываются, их названия исчезают даже из языка.
Вот примеры полузабытых или совсем забытых слов, обозначающих сумку: вайчак, лядунка, калита, ташка, тоболец, колчан,котомка, кошель, сума, мошна, торба, ридикюль, авоська.
Но одновременно с развитием технологий и появления новых сфер деятельности человека появляются всё новые разновидности сумок. При этом в русском языке появляются новые или заимствованные из других языков названия: дипломат, кейс, борсетка,саквояж, портплед.
В настоящее время сумки нужны людям разного возраста и в любых жизненных ситуациях: школьнику - ранец, деловому человеку - портфель, путешественнику -чемодан, туристу - рюкзак, женщине - дамская сумочка.
Приложение № 3
1 слайд
«Материалы, инструменты и оборудование, применяемые для производства сумок»
2 слайд
В сумочном производстве обычно применяют синтетические ткани, чаще всего это полиэстер и его разновидности. Нейлон из-за его дороговизны в Россию практически не завозится. Полиэстер очень трудно отличить от нейлона, это могут сделать только специалисты. По прочности полиэстер практически не уступает нейлону, например материал Жатка(Stone Wash) или Таслан. Мы используем в производстве сумок и полиэстер и нейлон. Полиэстер бывает с ПВХ слоем(накатом) или без(ПУ) с ПВХ материал толще и стоит дороже. В призводстве сумок также используют брезент, джакарт, сатин, кожзам, пленка ПВХ и другие.
Также применяют и натуральные материалы: натуральную кожу, замшу, войлок.
3 слайд
Чаще всего сумки изготавливают из полиэстера плотностью 420 и 600 Ден. 420 полиэстер более гладкий, на него проще наносить рисунок, так как более качественно получаются мелкие детали, но есть и минусы у этого материала - это не быстро проходящие следы от изгиба ткани.
4 слайд
Замшевые сумки. Обладают всеми достоинствами сумок из кожи, а также собственной особенностью: они чрезвычайно женственны и всегда обращают на себя внимание. Недостатки: высокая цена и необходимость специального ухода (замшу нельзя стирать, ее следует чистить особым образом).
5 слайд
Кожаные сумки. Красивые, практичные, долговечные изделия, которые не теряют своих потребительских характеристик ни в жару, ни на морозе. Сумки из кожи не деформируются и не трескаются, приятны на ощупь. Недостаток у них, пожалуй, лишь один: высокая цена. Однако для тех, кто желает купить себе по-настоящему качественную сумку на несколько лет, стоимость ее особой роли не играет. Главное - качество изделия и авторитет торговой марки.
6 слайд
Сумки из искусственной кожи. Неплохая альтернатива кожаным изделиям, - особенно, с учетом того, что сегодня научились делать кожзаменители, визуально не отличимые от натуральной кожи. Таким образом, сумки из кожи могут отлично прослужить в течение сезона и прекрасно при этом выглядеть. Но к следующему сезону, возможно, придется искать им замену.
7 слайд
Сумки из ткани, появившиеся в богатом ассортименте благодаря развитию текстильной промышленности. Нейлон, болонья, брезент, бархат, атлас, шелк, джинсовая ткань, вельвет, - вот далеко не полный перечень материалов, из которых могут шиться тканевые женские сумки. В большинстве своем они не являются слишком дорогими, и любая женщина может позволить себе иметь в гардеробе 2-3 тканевых сумки для шопинга, пляжа, спорта и т.д. Изделия легко стираются, не требуют специального ухода. Это выбор молодежи, студентов и школьников.
8 слайд
Молния и замки. По размеру молнии и замки обычно бывают четырех размеров(тип) - Т0(самый маленький, обычно используется в косметичках, технологических и потайных карманах), Т5(самая распространенная), Т8 и Т10. В обувной промышленности обычно используется размер Т7. Соответственно чем размер больше, тем молния и замок долговечнее и соответственно дороже
9 слайд
Галантерейная фурнитура: замки для сумок и портфелей, ручкодержатели, ручки для сумок и портфелей, галантерейные карабины для сумок, кнопки для кошельков и папок (а также кнопки рубашечные), пряжки ременные, заклепки (хольнитены), пукли, купюродержатели, брелоки и ключницы, кольца, магниты для сумок из неодима, уголки для чемоданов, хангеры для ткани. Широкий спектр фурнитуры для кожгалантереи позволит производителю подобрать элементы для изготовления большого ассортимента кожаной галантереи.
10 слайд
Кедер. Это пластиковый кант различных цветов, который вшивается
в шов сумок, для придания им дополнительной формы и жесткости.
К фурнитуре относятся много вспомогательных элементов это
всевозможные карабины, кольца, пряжки, рамки и т.д.(обычно бывают
металлические или пластиковые). Ремни, окантовка, бейка, разные
ножки и ручки и еще очень много другой фурнитуры - все это
составные части для изготовления сумок, которые можно подобрать и
изменить, чтобы изделие было индивидуально и неповторимо.
11 слайд
Ручки для изготовления сумок могут быть самыми разными: кожаные, металлические, плетёные, текстильные, бамбуковые, деревянные, состоящие из сборных элементов.
12 слайд
Нитки для пошива сумок - обладают не только высочайшим качеством, но и особыми механическими и эстетическими свойствами.
Подкладка сумки может быть выполнена из специальной подкладочной ткани, но также можно использовать любой подходящий текстиль.
13 слайд
Пластиковые сумки, плетеные сумки из соломки, вязаные и пр. У каждого вида сумок - свое назначение. Довольно часто можно встретить на улицах больших городов юных леди, гордо несущих на плече или в руках сумку явно ручной работы, зачастую, сделанную своими руками. Такой аксессуар, без сомнения, помогает создать уникальный и законченный образ. Поэтому, прежде чем отправиться в магазин сумок</</font>, девушке стоит подумать над тем, нет ли у нее желания заняться творчеством и создать своими руками уникальный аксессуар.
14 слайд
Чтобы изготовить качественные и красивые сумки или ремни требуется множество разнообразного оборудования, среди которого:
Машины для окрашивания трудных участков на заготовке.
Машины для окрашивания краев заготовки или ремня.
Машины для плавного и равномерного закругления краев заготовки или ремня.
Полировочные машины для краев заготовки или ремня.
Резочные машины для нарезания кожи на отдельные полосы.
Резочные машины для синтетических материалов.
Загибочные машины для краев заготовок.
Специальная клеенамазочная машина.
Дублировочные машины для сумок и ремней.
Окантовочные машины для портмоне и сумок.
Машины для производства ремешков и миньонов.
Специальные пошивочные машины.
Специализированные сушильные печи для просушивания кожаных изделий.
15 слайд
В производстве сумок и кожгалантереи используют специальные раскройные ножи, вертикального положения. При помощи ножей производят, раскрой ткани, кожи и других материалов.
16 слайд
Специальные швейные машины для работы с кожей и толстыми материалами.
Швейные машины узкой направленности. На этих машинах происходит сборка верха, подкладки, и отдельных деталей сумки.
17 слайд
Для производства кожгалантерейных изделий высокого качества требуется разнообразное и современное оборудование:
Ручные и пневматические прессы.
Пробойники и насадки.
Машины для установки украшений и страз.
Ручки для пробойников и площадки.
Каждая из этих машин обладает своей узкой направленностью и особыми индивидуальными характеристиками. Например, пневматические прессы используются для монтажа кнопок, хольнитенов и блочек на изделия из кожи и текстиля. Применяя в производстве именно пневматические прессы, можно значительно увеличить производительность. Ручные прессы более простые и доступные, хотя менее производительные, чем пневматические. Что касается пробойников и насадок - это расходный материал.
18 слайд
Вопросы:
-
Из какого материала сумка будет обладать лучшими характеристиками?
-
Перечислите фурнитуру используемую для производства сумок.
-
Из каких текстильных материалов можно в домашних условиях сшить сумку?
-
Какие ткани чаще всего применяют для пошива сумок?
-
Перечислите материалы которые можно использовать для подкладки сумки.
-
Какое оборудование можно использовать для раскроя сумок?
-
Ручки из каких материалов применяют в производстве сумок?
-
На каком оборудовании можно установить на детали сумки кнопки и блочки?
Приложение № 4
Улыбка Грусть
Работа Удивление