- Учителю
- Статья на тему: Историческая преемственность как фактор сохранения и развития национальной культуры
Статья на тему: Историческая преемственность как фактор сохранения и развития национальной культуры
Эльдерова Мария Загировна
к.п.н.,Заслуженный учитель РК
МБОУ «СОШ № 15», г.Элиста
Историческая преемственность поколений как фактор
сохранения и развития национальной культуры
. В становлении личности, как известно, во многом определяющее значение имеет начальный этап воспитания и развития ребенка, приобщение его к сокровищнице духовной культуры, начиная с детского сада. В таком контексте современный воспитательный процесс строится с учетом этнопсихологических и возрастных особенностей детей разных национальностей.
В основании современного образования можно включить такие элементы, основанные на историческом опыте и культурных традициях России, как:
- личностные ценности (жизнь человека, честь и достоинство личности, права человека, в том числе ребенка, физическое здоровье и т.д.);
- семейные ценности (родители, родные, отчий дом, семейный лад,
традиции семьи и т.д.);
- государственные ценности (Родина, уважение к государственным
символам, патриотизм);
- национальные ценности (родная земля, родной язык, история народа,
национальная культура, вера, святыни);
- общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, благо и т.д.).
Для формирования указанных качеств личности мы располагаем достаточно мощным потенциалом
Для этого воспитанникам необходимо создать богатую социокультурную среду. Прежде всего, это различные национальные игры, праздники, конкурсы национального музыкального, танцевального и других видов творчества.
Исследование и применение народных традиций воспитания практически является одним из главных условий национального ренессанса. Это - основа основ. Поэтому в связи с возрождением калмыцкой школы было введено преподавание нового предмета «Традиционное воспитание калмыков» (ТВК), призванного восстановить и вернуть в повседневную жизнь прогрессивные семейные и родовые принципы, нормы, правила социализации, веками выработанные многими поколениями, чтобы каждый ребенок на родном языке впитывал в себя культурное наследие своего народа, богатство его души и философию, чтобы это осталось с ним на всю жизнь.
В настоящее время как обязательные предметы региональной компетенции в школах республики изучаются самостоятельно: «История и культура родного края», «Основы этнопедагогики», «Основы народных ремесел».
Основной акцент в национально-региональной компоненте приходится на гуманитарные предметы, прежде всего, на родной язык и литературу. В этом плане правовой основой этнокультурной направленности образования в школах с многонациональным составом учащихся является как федеральные, так и региональные законы: «Об образовании» и «О языках народов Российской Федерации» и аналогичные республиканские нормативные акты.
В качестве примера можно привести Лаганский район. Так, методическое объединение краеведения Улан-Хольской СШ, в состав которого вошли педагоги родного языка, трудового обучения, ИЗО и музыки, работает над проблемой «Развитие интереса к устному народному творчеству, национальной культуре через национальные игры, музыку и ремесла». Учителем данной школы Сержановой А.К. умело внедряется НРК в преподавание литературы, особенно при изучении тем: «Поэты Калмыкии - Пушкину», войны в произведениях А.Балакаева «Три рисунка», Т.Бембеева «Граница детства», Б.Басангова «Отец и сын».
В СШ №3 г.Лагани также активно используется национально-региональный компонент. Так, например, учитель Сараева Г.Ш. на уроке русского языка особое внимание уделяет текстам, содержащим национальную лексику, наименование предметов материальной и духовной культуры калмыцкого народа. Использование региональной лексики при изучении ряда тем позволяет не только решить важные воспитательные задачи, но и обогатить словарный запас школьников диалектизмами, по-новому подойти к формированию языковых умений и навыков. В планах работы методобъединений - открытые уроки с использованием потенциала НРК, классные часы, заседания по вопросам национальной системы образования.
В образовательных учреждениях Черноземельского района активно изучаются факультативные курсы регионального характера: «Современная калмыцкая проза», «Традиционное воспитание юношей и девушек», «Экология Калмыкии». В Комсомольской гимназии НРК вводится в преподавание предметов как естественно-математического, так и гуманитарного циклов. Педагоги Комсомольской СШ №2 вопросы обучения и воспитания решают через духовную культуру калмыцкого народа, богатую традициями, обычаями, фольклором и т.д. Эти проблемы обсуждались на родительских собраниях («Воспитание на этнопедагогических традициях калмыцкого народа»), на заседании педсовета («О совершенствовании преподавания калмыцкого языка и литературы в рамках развития национальной культуры»), совещаниях при директоре («Система работы классных руководителей по развитию языка и культуры калмыцкого народа»). Методобъединение учителей начальных классов работает над проблемой «Развитие личности школьников через народные традиции и культурное наследие народа». Учителя используют технологию УДЕ академика Эрдниева П.М. на занятиях русского языка и математики, внедряют элементы НРК на уроках чтения, музыки, ИЗО, физкультуры.
Школы г.Элисты также вводят в содержание всех предметов национально-региональный компонент, изучают дисциплины региональной компетенции, а также факультативные курсы самых разных направлений: «История г.Элисты» (Лукьянченко Л.И., СШ №14), «Культура и искусство Калмыкии» (Хахулина Т.Г., СШ №14), «Топонимика Калмыкии» (Васильева, СШ №21), «Загадки древних курганов» (Ходеев Б.Б., СШ №21), «История Калмыкии в документах и материалах, археологических исследованиях, памятниках литературной культуры» (Борисенко И.В., СШ №23), «Я из племени ойрат» («Алтн Гасн»).
Целенаправленная работа по внедрению НРК ведется в СШ №10,14,15,19,21,23. Для иллюстрации сошлемся на примеры: учитель музыки Михайличенко (СШ №21) знакомит учащихся с творчеством П.О.Чонкушова, использует репертуар известных исполнителей Калмыкии. Увлекательно, интересно проходят занятия по истории и культуре родного края (учитель Дводненко Г.Д., СШ №21), иностранного языка (Манджиева Т.Н., СШ №23), на которых используются краеведческие материалы о нашем степном крае, обычаи и традиции калмыцкого народа изучаются в сопоставлении с традициями и обычаями англоязычных стран. В программе развития НСО СШ №15 - внедрение национально-регионального компонента проходит через все предметы. Неоценимую роль в этом плане играет изучение эпоса «Джангар» на уроках внеклассного чтения. Национальные традиции используются в эколого-географическом образовании учащихся посредством специальных факультативов. В СШ №15 региональный компонент представлен такими предметами как старокалмыцкая письменность «Тодо Бичг» (учитель Басхаева А.Х.)., элективный курс «Краеведение» в 5-х классах, «История и культура родного края», внеурочная деятельность представлена кружком «Мой край», клуб для учащихся 2-3 классов «Экология моего дома» (учитель Бадмахалгаева Н.О.)
В качестве положительного фактора в становлении и упрочении позитивных межнациональных отношений средствами образования следует рассматривать развитие русско-национального (калмыцкого) двуязычия. Характерно, что ежегодно растет количество учащихся другой национальности, изучающих калмыцкий язык. Так, в 2000-2001 учебном году оно составило 5859 представителей нетитульной нации. Совместным национальным праздником школьников республики стала I республиканская Джангариада (1999г.). Тевторадзе Габриэль, Радочинский Сергей, Чернокоженко Василий, Егорова Анна и др. показали не только знания эпоса, но и калмыцкого языка. Одним из факторов, стимулирующих развитие русско-национального двуязычия, стала I республиканская олимпиада среди учащихся нетитульной национальности. Её победителями стали Гросул Володя, Ким Настя, Ишкамбилов Мурат, Ефремова Настя, Бобенко Валя и другие.
В школах Калмыкии реализуется принцип поликультурного образования через предоставление возможности учащимся других национальностей изучать свой язык и культуру. В образовательных учреждениях преподаются языки народов, компактно проживающих в республике: корейский, казахский, аварский, чеченский, даргинский; сведения о традициях и обычаях народов, населяющих наш степной край, входят в содержание различных учебных программ и курсов. В кабинетах и фойе образовательных учреждений постоянно оформляются выставки и стенды, рассказывающие о национальной кухне, традиционной материальной и духовной культуре, искусстве калмыцкого, русского и других народов.
Учащиеся осваивают язык и традиции народов не только на уроках, но и через внеклассные мероприятия. Анализ внеклассной воспитательной работы свидетельствует о многообразии опыта, накопленного педагогическими коллективами по внедрению регионального компонента. Созданы и функционируют кружки, студии самых разных направлений: домбровые, хореографические, вокальные, шахматные, народные ансамбли и т.д. В школах организованы кафедры музыкально-хоровых, театрально-хореографических дисциплин, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают в учебно-воспитательный процесс родителей, учащихся, старожилов - носителей языка и культуры, писателей, ученых КГУ, КИГИ РАН.
Гуманизации межнациональных отношений способствуют внеурочные мероприятия: празднование памятных дат исторического значения, юбилеев известных деятелей культуры, литературы и науки; организация выставок народного декоративно-прикладного искусства, соревнования по национальным видам спорта и играм. К примеру, на протяжении ряда лет проводится республиканская выставка работ учащихся «Наследие наших предков сохраним и приумножим».
Все эти массовые мероприятия, приведенные в систему, сплачивают коллективы учащихся и педагогов, поддерживают интерес к национально-культурным, духовным традициям. Изучение их в диалектическом единстве с российскими и общечеловеческими ценностями становится источником формирования содержания учебно-воспитательной деятельности школ.
Национальное, межнациональное и общемировое - вот три составные части содержания образования в поликультурной школе, которые позволяют учащимся ощутить реально свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, частицей мировой цивилизации. Школьники осознают также, что национальная культура, культура народов Калмыкии - часть мирового культурного достояния.
В целом анализ накопленного за последние годы материала подтверждает актуальность этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, его гуманизации через изучение и освоение культурных традиций и обычаев народов, проживающих на территории республики. Выполнение этой задачи непосредственно связано с введением национально-регионального компонента в содержание образования.
Современные учреждения дополнительного образования школьников являются законными преемниками внешкольных учебно-воспитательных заведений. При этом изменилось не только их название, но и цели, задачи, формы организации работы с детьми во внеучебное время.
Современное дополнительное образование нельзя рассматривать в качестве простого придатка к системе общего и профессионального образования, как это было раньше. На данный момент это особая образовательная сфера с целевым приоритетом развития личностных ориентаций детей и подростков. Дополнительное образование являет собой пространство, в рамках которого ученик может осуществить личностное право на свободный выбор цели и реализовать свое жизненное предназначение. Именно свободный выбор, предоставляемый школьнику, есть существенный признак дополнительного образования. Поэтому можно рассматривать его в качестве «целевого выбора» растущим человеком своего образовательного пути. Тем самым именно в системе дополнительного образования впервые в нашей стране были реально, не декларативно, реализованы принципы гуманистической педагогики и психологии.
Одним из основных принципов деятельности учреждений дополнительного образования школьников является принцип доминирования интересов детства. Это значит, что все запланированные учебно-воспитательные мероприятия должны отвечать запросам и потребностям самих обучающихся. Следовательно, образовательный процесс в данных учреждениях носит не только гуманистический, но и демократический характер.
Учитывая огромные потенциальные возможности, заложенные в самой идее дополнительного образования, можно использовать учреждения такого типа в качестве экспериментальной площадки для практической реализации основных положений новой образовательной парадигмы. В отдельных учебных заведениях это и происходит. Однако следует отметить явно недостаточное внимание со стороны ученых к проблемам дополнительного образования. Вследствие этого наблюдается разрыв между теорией и образовательной практикой при заметном отставании концептуальных, методологических разработок. В результате новое направление в отечественной педагогике - педагогика дополнительного образования формируется большей частью эмпирическим путем. Между тем накопленный практический материал требует нового теоретического переосмысления, что поможет организовать дополнительное образование на более высоком уровне, будет способствовать привлечению к данной системе большего количества школьников.
Все эти нововведения помогут будущим учителям воспитывать у своих учеников уважение и любовь к культуре, истории, искусству, языку калмыцкого народа как части общечеловеческой культуры.
Список литературы
-
Материалы. Всесоюзной научно-практической конференции «Народная педагогика и современные проблемы воспитания». Чебоксары, 1991.
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001, с.4.
-
Эрдниев У.Э. Калмыки. Эл. Калмыцкое кн. изд-во, 1980.
-
Эрендженов К. Золотой родник. Эл. Калмыцкое кн. изд-во, 1990.
-
Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991, с.33.
-
Мургаева С.Н. Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников. М., 2000.
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
-
Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.
-
Сафонова Е.М. Народная педагогика и концепция личностно-оиентированного образования о цели воспитания. Народная педагогика. М: УРАО, 1999.
-
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997, с.77.
-
Стручкова С.В. Этнопедагогизация содержания воспитывающего обучения. Якутск, 2002.
-
Чиряев К.С., Васильева Ф.В. По тропам народной педагогики. Якутск, 1995.
-
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1995, с.23.
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи. Магистр, 2001 №1, с.40-48.
-
Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997.
-
Уткин К.Д. Педагогика мудрости как модель самосознания и саморазвития личности. Якутск, 2003.
-
Дорджиева Д.Б., Релишевский И.Е., Сужукова С.Б. Этнопсихофизиологические аспекты организации учебного процесса в современной школе. Элиста, 2003.
-
Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.
-
Эльдерова М.З. Ковроткачество. Посвящение матери. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010, с.5.