- Учителю
- «Изучение технологии bookcarving».
«Изучение технологии bookcarving».
Пояснительная записка
… воспитание должно считаться не только с природой ребёнка, но и с уровнем культуры данного времени и страны, т. е. с изменяющимися социально-историческими условиями.
А. Дистервег
Сформировавшееся в последние годы во многом новое представление о ценностях образования вывело на первый план не столько предметные образовательные результаты, сколько развитие личности. Современные образовательные Стандарты в большей степени ориентированы на становление личностных характеристик выпускника школы.
Вот почему деятельность школы сегодня должна быть направлена на достижение учащимися следующих основных результатов:
- формирование мотивации познавательной деятельности, понимания ценности образования;
- овладение в процессе изучения учебных предметов и внеклассной работы универсальными способами учебной деятельности, умениями учиться, организовывать свою учебную деятельность;
- формирование опыта самопознания, самореализации, личной и коллективной познавательной деятельности, овладение первичным социальным опытом, позволяющим ориентироваться в окружающем мире;
-
формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
-
индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции;
-
развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
-
овладение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих;
- обеспечение функциональной грамотности.
Государственная политика в сфере школьного образования дает возможность учителям творчески подходить к созданию рабочих образовательных программ. При этом одним из серьезных требований к ним является компетентностно - ориентированная основа их построения. Именно совокупность компетенций сегодня характеризует идеал выпускника школы России XXI века. Она отражена в обновленных документах, касающихся школьного образования, среди которых приоритетное место занимают федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В них компетенции представлены в виде логически взаимосвязанного набора универсальных и специальных (предметных) учебных действий, гарантирующих успешную социализацию подрастающего поколения.
Как известно, содержание образовательной области «Технология» связано, прежде всего, с формированием общекультурных компетенций из категории универсальных, ибо позволяет каждому воспитаннику приобщаться к культуре не только общечеловеческого, общемирового и общероссийского масштаба, но и осваивать культуру малых народов России. Оно направлено на подготовку современного, грамотного пользователя вещественным миром и обогащение его духовности. Таким образом, технология в школьном образовании имеет большие потенциальные возможности для интеграции содержания других образовательных областей. К сожалению, в настоящее время для школьного курса «Технология», не разработано качественных программ для неделимого класса, позволяющих представить культуру людей в сочетании ее познавательного, эстетического, эмоционально-чувственного, информативного, историко-социального, геоэкологического и технологического ее аспектов. Вместе с тем, в существующих программах не достаточно отражен исследовательский потенциал обозначенного цикла дисциплин. Этот факт явился объективным стимулом для создания раздела на уроках технологии «Изучение технологии bookcarving», который заменяет раздел изучения древесины.
В наши дни необузданного технического прогресса всё больше места в повседневной жизни занимают цифровые технологии. На смену фотоплёнкам пришли карты памяти в цифровых фотоаппаратах, газетам - многочисленные новостные сайты в Интернете, а огромную домашнюю библиотеку теперь можно уместить в одну компактную электронную книгу. Но что делать с оставшимися и заброшенными, пришедшие в негодность книгами? Я хочу предложить об одном интересном способе их применения, которое поначалу может шокировать многих людей, с детства приученных к бережному отношению к книгам.
Речь пойдёт о весьма необычном виде искусства - резьба по книге (book carving). В сущности та же резьба по дереву, если учесть, что бумага изготавливается именно из дерева. Только прежде чем превратиться в произведение изобразительного искусства, оно проходит куда более долгий путь и изначально имеет совершенно другое предназначение. Пожалуй, одним из самых известных на сегодняшний день резчиков по книге является американец Брайан Деттмер (Brian Dettmer). Используя ножи, пинцеты и хирургические инструменты, Брайан Деттмер вырезает по одной странице. Ничего из энциклопедий, медицинских журналов, иллюстраций книг и словарей не перемещается и не добавляется, только убирается всё лишнее. Деттмер использует страницы и корешки книг, чтобы придать форму своим скульптурам. А с помощью складок, изгибов, заворотов и соединений несколько книг между собой он создаёт совершенно оригинальные скульптурные формы.
"Моя работа состоит в сотрудничестве с существующим материалом и его прошлыми создателями, в результате чего законченные произведения обнажают новые взаимосвязи в содержании книги именно в тех местах, где они находились согласно первоначальной задумке, - говорит он. - Богатство и глубина книги, которая до сих пор пользуется всеобщим уважением, часто остаётся неизученной из-за монопольной формы и исчезновения актуальности информации с течением времени. Необходимость книги в её первоначальном назначении снизилась, а форма остается линейной в нелинейном мире. С помощью изменения физических форм информации и отказа от устоявшегося назначения, книга приобретает новую и неожиданную роль".
В одном из интервью Деттмер рассказал о процессе работы над своей необычной скульптурой: «Это похоже на пейзаж, но это также и организм, состоящий из нескольких необычных компонентов, которые придают работе более внушительный вид. Я начал с того, что вывернул обложки всех книг и таким образом склеил их между собой. Далее я экспериментировал с тонкими кусочками вывернутых обложек, как с пирогом, и понял, что может получиться, соединив их по кругу. После их соединения и отшлифовки страниц для создания более твёрдой формы, я получил отличный блок, готовый для начала резьбы. Проработка деталей отнимает недели, прежде чем я начну вырезать. Вначале работы я не имею представления о том, в какой момент она подойдёт к концу».
На уроках технологии я предлагаю учащимся делать работу на нескольких уровнях. Мне бы хотелось, чтобы в СМИ начали освещаться мысли по поводу текущей роли книг, их история и их будущее. Везде говорится о цифровых технологиях, которые стали ещё удобнее, чем когда-либо, но в то же время ещё более бесформенными и хрупкими. Мы находимся в поворотной точке нашей истории и способе её записи. Это пугает и волнует одновременно. На уроках мы изучаем технику резьбы по книгам по зарубежным аналогам. В России пока нет мастеров резьбы по книге. Так как технология не описана в источниках, на уроках мы с учащимися экспериментируем и сами пробуем различные техники резьбы, которые используются в резьбе по дереву.
Деттмер, разумеется, не единственный в своём роде книжный скульптор. Британская художница Сью Блэквелл (Su Blackwell) создаёт красивые переплетающиеся композиции из страниц старых книг.
Вдохновившись тем или иным сюжетом, она начинает создавать трехмерный миниатюрный мир - свершается таинство, книга оживает и...человеческому взору становится доступен призрачный сказочный мир. Все, что требуется, чтобы вдохнуть жизнь в сюжет - это хирургический скальпель, клей и старые книги, которые в мастерской Сью хранятся в большом количестве. При этом Сью регулярно пополняет коллекцию книг, не пропуская ни одного букинистического магазина. Впоследствии совершенствуя свои композиции, Сью Блэквелл стала добавлять в них источники освещения, при этом помещая свои работы в деревянные коробки или стеклянные витрины.
Несмотря на интересную задумку и впечатляющий результат резьбы по книгам, немного жаль беззащитные страницы, хранящие чьи-то мысли, необычные истории или просто сухие, но полезные факты. Но есть издание, которое совсем не жаль отдать на растерзание книжному резчику, а именно - толстый телефонный справочник.
Именно с этим изданием работает скульптор и дизайнер из Филадельфии Алекс Кверел (Alex Queral) однажды решил выкинуть старую телефонную книгу. Но уже возле мусорного ведра остановился и изменил свое решение. Вооружившись нехитрым инструментом, он стал создавать портреты людей, аккуратно вырезая их из листов книги. Так в старых телефонных книгах появились Альберт Эйнштейн, Клинт Иствуд, Барак Обама, битлы Джон и Ринго и многие другие знаменитости.
Не менее привлекательные работы из старых книг создает талантливый Канадский многопрофильный художник Гай Ларами (Guy Laramee). Среди множества созданных им работ можно выделить две потрясающие серии вырезанных из книг концептуальных пейзажей, получивших названия: «Библиос» (Biblios) и «Великая стена» (The Great Wall), работе над которыми художник посвятил три года своей жизни.
В серию «Великая стена» вошли футуристические скульптуры недалекого будущего, в котором возгордившиеся американцы отгородились от всего мира каменной стеной, положившей начало падению великой 'Американской Империи', а серия под названием «Библиос» стала кратким экскурсом по «Ветхому Завету».
"Освещенная солнечным светом келья в пещере, укрывшийся в скале город и разошедшиеся горы символизируют утраченную человечеством веру в Бога и самих себя, - говорит Гай Ларами о своих скульптурах, вошедших в серию под названием «Библиос». - Заветы наших предков потеряли свою актуальность в мире эволюционного прогресса, в котором такие качества как честность, самоотверженность и доброта уступили место жадности и корысти. Это грустно, но этого уже не изменить - деградация человечества идет полным ходом, и вскоре мы получим общество, в котором каждый будет против всех и только за себя". За последние тридцать лет своей яркой жизни Гай Ларами был писателем, композитором, режиссёром, мастером музыкальных инструментов, певцом, скульптором и художником. На своем сайте Гай Ларами пишет: "Сначала я вырезаю из книг ландшафт, затем раскрашиваю его в естественные - природные цвета. Резьба по книгам - это невероятно увлекательное занятие, которое требует от художника максимальной концентрации и точности, потому что один неверный надрез скальпеля может в одночасье уничтожить плоды многомесячных работ. Когда я беру в руки скальпель, то буквально забываю обо всем на свете и ощущаю себя настоящим творцом, создающим новый мир из пожелтевших от времени бумажных листов". Художник пишет, что первыми в трехмерном пейзаже появляются горы, которые при помощи скальпеля превращаются в холмы, затем в поля и океаны. "Когда пылящиеся на чердаке и догнивающие свой век в подвалах старые книги попадают в руки Гаю Ларами, то по мановению скальпеля превращаются в невероятные по своей красоте и проработанности скульптуры безмятежных гор, древних сооружений и вечнозеленых плато", - говорит о работах Гая известный французский критик Франсуа Перрен (Francois Perrin). Для создания скульптур, вошедших в серии «Библиос» и «Великая стена», Гай использовал исключительно словари и энциклопедии, написанные на английском и китайском языках.
Остаётся только в очередной раз поражаться человеческой фантазии, которая проявляется порой совершенно неожиданным образом и, как живучий росток, способный прорасти даже в самом на первый взгляд непригодном для жизни месте, дарит второе дыхание обыденным вещам, на которые давно никто не обращает внимания.
Своевременное создание раздела позволяет решать типичную для российской школы проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
При этом для более полной реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетенции формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, то есть реализация компетентностного подхода зависит от образовательно-культурной среды, в которой живёт и развивается школьник.
Раздел «Изготовление изделий в технике bookcarving» предполагает расширение и углубление компетенций в творческой и общественно-значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся.
Подобная система обучения является подсистемой общей системы обучения и трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых - всестороннее развитие личности, гармоничное раскрытие ее творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения.
Цель:
Основная цель создания данного раздела - развивать творческие способности, ориентируя на верное эстетическое восприятие мира искусства как составной части современной техносферы.
Задачи:
►приобщение к технологической культуре как способу взаимодействия с современной техносферой;
►достижение частичной социально-трудовой адаптации и становление культуры деловых межличностных отношений.
► содействовать духовно-нравственному развитию и воспитанию, пониманию общечеловеческих ценностей и национальных традиций, эстетическому отношению к миру, формированию нравственности, гражданской позиции и чувства патриотизма посредством историко-культурное просвещения;
► раскрывать и исследовать практическое значение искусства в жизни человека, используя его ресурсы в ходе проектно-исследовательской, трудовой и общественно полезной деятельности;
► стимулировать познание окружающего мира, развивая наблюдательность и приучая мыслить логически, осознавая увиденное, стимулировать поиск новых знаний в различных областях искусства и определения сфер применения объектов искусства в современном мире;
► знакомить с основными техническими приемами работы с различными материалами;
► научить, исследуя свойства различных материалов, подбирать, выбирать и компоновать технологии работ с ними.