7


  • Учителю
  • Конспект урока по технологии 'Из истории одежды' (6 класс)

Конспект урока по технологии 'Из истории одежды' (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Предмет: Технология

Класс: 6

Учитель: Бабушкина Наталья Николаевна

Тема: Из истории одежды Дата: __________

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей одежды, видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.

  • Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа.

  • Вырабатывать умения употреблять новые понятия в своей речи.

  • Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

Оборудование:

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор, экран.

  • Презентация «Из истории одежды».

Ход урока

  1. Организационная часть урока

II. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие по истории одежды

Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.

-Как вы думаете, в чем главное назначение одежды? (защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека)

III. Объяснение нового материала. Презентация

Слайд 2

40 тысяч лет назад люди придумали иглу. Она до сих пор остается главным инструментом для шитья. Позднее человек научился скручивать волокно, затем делать ткань.
Большинство книг, посвященных истории костюма, начинаются с описания одежд Древнего Египта.

Слайд 3

Костюм во все времена остается визитной карточкой человека. Ткани на одежду рабов в рабовладельческих государствах - Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме шли самые грубые, а Египетские фараоны и их приближенные носили тонкие, прозрачные ткани из хлопка и льна.
Слайд 4

Мужской костюм греков состоял из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, а искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей - нижней рубашки, хитона, и верхней накидки, именуемой гиматием.

Женский костюм состоял из большого куска шерстяной материи прямоугольной формы - Пеплос размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин

Слайд 5

Некоторые римляне пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие покрывала и прозрачные шёлковые тоги. Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.

Слайд 6

В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости.

Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.

Путешествие по музею

Зал мужского костюма

(«Экскурсоводами» являются заранее подготовленные ученики)

  1. РУБАХА (Слайд 7)

Ученик: Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Учитель: В народе обычно носили одну холщевую рубаху, которая являлась одновременно и нижней, и верхней одеждой.

Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.


  1. ПОРТЫ (Слайд 8)

Ученик: Порты - неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

(Слайд 9)

ОНУЧИ - узкие куски ткани длиной до 2 метров.

ЛАПТИ - плетенная обувь из лыка.

Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а в народе - холщевые.

  1. ЗИПУН (Слайд 10)

Ученик: Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

  1. КАФТАН (Слайд 11)

Ученик: Поверх зипуна обычно надевали кафтан - распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.


Зал женского костюма


  1. СОРОЧКА (слайд 12)

Ученица: Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

  1. САРАФАН (Слайд 13)

Ученица: Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

  1. ДУШЕГРЕЯ (Слайд 14)

Ученица: Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Учитель: Как вы думаете как образовалось слово «ДУШЕГРЕЯ»?

(из двух корней от слов «душа» и «греть»)

  1. ПОНЕВА (Слайд 15)

Ученица: Понева - юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по залам музея русской народной одежды. Мы с вами познакомились лишь с несколькими видами русской одежды. Подробно о моде и одежде можно прочитать в книге из серии «Я познаю мир» - «История моды».

  1. Физкультминутка (Слайд 16)

Слайд 17

Итак, как вы, наверное, заметили, одежда разных народов и сословий отличается друг от друга. Это отличие называется стилем.

Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.

Стиль это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств.

Это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.

Давайте посмотрим и послушаем какие же стили преобладали в разные века?

Слайд 18

  1. Готический- 12-13 в.в

  2. Барокко- 17-18 в.в.

  3. Рококо - стиль Людовика XV вторая четверть 18 века

  4. Классицизм - 18в.

  5. Модерн - 19-начало 20в.в. Слайд 19

Слайд 20

20-е. Свобода женщинам!!!

Это время неразрывно связано с именем «великой мадмуазель» Габриэль (Коко) Шанель. Юбка укоротилась до колен, впервые появились чулки телесного цвета, делавшие ноги обнаженными..

Простую удобную одежду подарила женщинам Шанель. Она сделала трикотаж модной одеждой для леди из высшего общества. Красавицы 20-х носят свободные платья и блузы с заниженной линией талии, часто подчеркнутой декоративным поясом.

Слайд 21

30-е - роскошь и блеск, Военная мода 40-х

Слайд 22

Женственность 50-х, Революция 60-х, 70-е

Слайд 23

Лоск 80-х, Итак, 90-е, Мода третьего тысячелетия - С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета, то есть совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.)

Слайд 24

Костюм (от фр. costume - "одеяние") - это устойчивые формы одежды определённого народа, сословия, эпохи. Костюм выражает эстетический идеал эпохи.

В отличие от более ранних исторических этапов, когда на протяжении довольно долгого времени в костюме и искусстве в целом господствовал лишь один какой-либо стиль, в моде 20 века сформировались, прочно утвердились и существуют одновременно следующие стилевые направления:
Слайд 25

Современные стили в одежде
Классический

Иначе - строгий, деловой, элегантный стиль. К нему относится всё наиболее устойчивое, "отобранное" веками, почти не меняющееся то, что "вне моды".

Слайд 26

Спортивный (необязательно для спорта) удобна для движения, разнообразной работы, активного отдыха.

Слайд 27

Романтический это область "фантазий", "воспоминаний", "поисков", тяготеет к историческому костюму и часто заимствует у него форму, покрой, декоративную отделку.

Слайд 28

Фольклорный стиль принято называть этническим. Одежда, относящаяся к этому стилю, выполнена в духе национальных костюмов разных народов и эпох

Слайд 29

А в чем же все- таки выражается стиль? Стиль в одежде выражается с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани.

Силуэт

«silhouette» (французское) внешнее очертание любого предмета, его тень.

- По характеру силуэта в фас (фронтальный) и профиль (профильный) можно судить о принадлежности костюма к той или иной эпохе.

Слайд 30

Существует 4 основных видов Силуэта

Трапеция, треугольник, овал, прямоугольник

Слайд 31

При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека, что бы подчеркнуть его достоинства и скрыть недостатки

Сегодня мы познакомились с историей одежды, узнали какие стили одежды были в прошлые века, а какие преобладают в современной одежде, познакомились с понятием силуэт

Слайд 32

Закрепление изученного

Назовите современные стили одежды. (Классический Спортивный Романтический Фольклорный)

Назовите основные виды силуэта (Трапеция, треугольник, овал, прямоугольник)

При выборе одежды определенного силуэта что необходимо учитывать? (необходимо учитывать особенности телосложения человека)

V. Подведение итогов и анализ урока

Д/з сантиметровая лента, сообщение «Из истории юбки»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал