7


  • Учителю
  • Урок по технологии для 5 класса по теме «Красота земли родной»

Урок по технологии для 5 класса по теме «Красота земли родной»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Описание материала:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 г. Казани Связь времён в народном искусстве. «Красота земли родной» Методическая разработка интегрированного урока технологии, изобразительного искусс
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 г. Казани

Связь времён в народном искусстве.

«Красота земли родной»

Методическая разработка интегрированного урока технологии, изобразительного искусства, музыки.

(урок обобщения знаний)

Подготовили:

учитель технологии и ИЗО Панурина Е.В.,

учитель музыки Яруллина Р.Р.



Цели:

  1. Приобщение к культуре татарского и русского народов как системе общечеловеческих ценностей; познакомить учащихся с народными обычаями и обрядами (музыкальными, кулинарными, бытовыми)

  2. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие

  3. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.

  4. Активизация творческого потенциала учеников.

Оборудование: технические средства обучения (ПК, проектор, экран); музыкальные инструменты; презентации: «Музыкальная», «Живописная», «Гостеприимная», «Мастеровая»; выставка работ учащихся, каравай, рушник, поднос; костюмы для учащихся.

Порядок проведения.

  1. Организационный момент

  2. Отчёты поисковых групп.

  3. Срез знаний

  4. Практическая работа

  5. Подведение итогов.

Красота земли родной!

Учитель:

Сегодняшний урок-это обобщение знаний о народной культуре, которые вы получили в первом полугодии. Поисковые группы приготовили интересный материал, о котором нам сегодня расскажут.

Урок начинается.

Есть удивительное слово, которому трудно найти аналоги в других иностранных языках. Это слово - хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении.

Хлебосольство всегда было присуще и татарскому и русскому народам, с ним связаны многие обряды и поверья, пословицы и поговорки. В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная, хлеб-соль со стола не сходит».

Ведущие:

Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем!

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Каравай мы Вам подносим, поклонясь, отведать просим!

И чак- чак и губадья. Угощаем Вас, друзья.

Ведущий (1): Таким угощением встречали и именитых гостей, и молодых в день свадьбы, брали с собой в дальнюю дорогу

Ведущий (2): Наши предки верили в святость хлеба. Они считали, что человек, уронивший кусок хлеба должен, подняв его, обязательно поцеловать. Женщина, которая пекла хлеб, пользовалась в семье особым уважением. Хозяйка, что владела искусством хлебопечения лучше других, считалась самой домовитой и, по праву, гордилась этим.

ЧАСТЬ 1

Музыкальная

(Проводит учитель музыки вместе с детьми)

Да, богата земля наша своими традициями. А ещё богата своей музыкой: песнями, танцами, хороводами, плясками

Край родной ,что сердцу милый,

Ты, Казань, наш общий дом,

Песни льются удалые,

Хороводы, смех кругом.

(Звучит татарская песня в исполнении учащихся

Песня русская в березках,

Песня русская в хлебах,

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

Песни русские такие,

Что охота подпевать.

Сколько песен у России -

Никому не сосчитать!

(Звучит казачья песня «Пчёлка златая» в исполнении учащихся.

Учитель музыки: Какие старинные музыкальные инструменты вы знаете?

1 поисковая группа.(сообщает о древних татарских народных инструментах)

Думбыра Среди музыкальных инструментов татар Поволжья недостаточно изученным является двухструнный хордофон, называемый думбыра Корпус грушевидный или овально-плоский, деревянный (долбленый или клееный). Длина грифа от 800 до 1300 мм, с 19 врезными ладами.

Кубыз (kумыз) самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Это один из самых древних инструментов, известных человеку. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита. Кубыз представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. При игре его зажимают губами слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, отчего он приходит в состояние вибрации и возникает бурдонный звук. Звук тихий, диапазон в пределах октавы. На нём чаще играют женщины и дети, исполняя часто. плясовые наигрыши.

Мандолина Популярный во многих странах струнный щипковый инструмент. Относится к семейству лютневых и в нынешнем виде сложился к XVII веку. Корпусы мандолины бывают овальные, полуовальные, плоские. Форма корпуса мандолины придает определенный тембр.

Курай- татарский народный инструмент. Открытая, продольная флейта из стебля зонтичного растения, представляет собой трубку с цилиндрическим или коническим каналом, изготовленную из древесины или из металла.

Учитель музыки: А какие русские старинные музыкальные инструменты вы знаете?

Поисковая группа.

В древности на Руси профессиональные музыканты-скоморохи ходили по деревням и городам - пели, играли на музыкальных инструментах, устраивали представления. При раскопках в Новгороде было найдено множество музыкальных инструментов, принадлежавших когда-то скоморохам: свистулька, сопель, дуда, рог, гудок. Позже появились жалейка, свирель, гусли .

Учитель музыки : Звучание каких музыкальных инструментов вы сейчас слышите?

Балалайка. Этот инструмент можно назвать «визитной карточкой России»? У неё характерный звонкий солнечный голос. Не удивительно, что в русском народном оркестре ей часто отдают солирующий голос .


Один из любимых музыкальных инструментов татарского народа - это гармонь. Гармонь - это раздолье, открытость, а иногда затаённая грусть. Гармонист и в наши дни самый желанный гость на праздниках и концертах.

Музыка отзвучала и нам хочется обратить теперь ваше внимание на страничку живописную

ЧАСТЬ 2

Живописная

(Проводит учитель изобразительного искусства)

Учитель: Мы видим нашу страну сильной, звонкой, яркой, весёлой, а иногда и спокойной, задумчивой, но обязательно гостеприимной. Всё это можно увидеть на картинах художников разных эпох.

Эти произведения притягивают взор.

2 поисковая группа

Поэтично и исторически достоверно передана жизнь народа. Ярко и образно показаны картины быта, обрядов, внутреннего мира людей. Чрезвычайно интересно показана природа родного края в живописных произведениях таких татарских художников, как Урманче Б.И., Якупова Х.А., Фаттахова Л.А., Аминова Ф.А. Точное описание народных костюмов очень важно для нас с этнографической точки зрения.

Трудно представить жизнь народа без шумных, многолюдных ярмарок, потешных развлечений и народных гуляний. Особенно близка эта тема Борису Михайловичу Кустодиеву .Работы зрелищные, декоративные, раскрывают русский характер через бытовой жанр .

А вот свадьба - яркое и красочное зрелище, окруженное огромным количеством традиций, примет и поверий. «Свадебный поезд в Москве» - одна из лучших картин художника Рябушкина Андрея Петровича. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей.

Картина «Боярский свадебный пир в 17 столетии» Константина Маковского интересна с этнографической точки зрения. По мнению одного из критиков начала ХХ века одному «Боярскому пиру» Маковского мы более обязаны русской стариной, чем десяткам учебников» .

Василий Иванович Суриков, великий русский живописец в своих произведениях показал историю, "творимую и движимую самим народом". Его картины полны особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности. («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).

ЧАСТЬ 3

Гостеприимная

(Проводит учитель технологии вместе с учащимися)

Легенды гласят, что было время, когда жили в наших краях красивые люди с широкими улыбками. Что ни парень - то ясный сокол, что ни девица - то лебедушка белая. Были наши пращуры работящи и умелы. Чуть заря - они уже в поле. Ближе к полудню, уставшим косарям верны подруженьки, приносили караваи хлеба да кувшины квасу. А по вечерам водили хороводы, пели песни.

Поисковая группа

Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными традициями, уходящими в глубь веков. Праздничным и ритуальным блюдом являются пельмени. Ими угощали молодого зятя и его дружков. Наиболее древним блюдом является бэлиш, запеченный в горшке.и тутырма, которую готовят из рубленой печени и пшена. Во время званых обедов подаётся плов.

Многообразны у татар печёные изделия с начинкой, такие, как эчпочмак, бэккэн. Очень своеобразным изделием является губадья. Это круглый высокий пирог с многослойной начинкой-одно из обязательных изделий во время торжественных приёмов. Обязательным свадебным угощением является чэк-чэк. Его приносит в дом мужа молодая жена, а так же её родители. Чэк-чэк, завёрнутый в тонкий слой фруктовой пастилы является особо почётным угощением.

Русские кушанья немыслимы без пирогов, блинов, щей да каш.

I. Ни один праздник у русского народа не обходился без пирогов. Пироги - это символ гостеприимства, радушия и доброжелательности. Название это происходит от древнерусского слова «пир» - праздник, торжество.

Ко всякому торжественному случаю выпекали свой пирог: «хлеб-соль» - к приему дорогих гостей; «курник» - пирог к свадьбе. Согласно традиции, на следующий день после свадьбы, молодая обязательно пекла пирог. Им она потчевала гостей, и те по вкусу пирога судили о домовитости будущей хозяйки.

Курник -пирог с начинкой из куриного мяса. Это, пожалуй, самый авторитетный из всех русских пирогов, царский пирог над всеми другими. Он известен еще с 16 века, когда одавался по особым случаям к столу самого Ивана Грозного. Форму курнику придают куполообразную, как шапка Мономаха.

Пирог жениха украшался человеческими фигурками из теста, ну а на курнике невесты были цветы - символ женственности и красоты .

Ну, какой именинный стол может быть без пирога с капустой? Название этого пирога -кулебяка. Некоторые исследователи считают, что кулебяка происходит от финского слова «рыба». Не потому ли считается, что кулебяка должна быть с рыбой?

Основное отличие кулебяки - сложная начинка. Вот какую кулебяку заказал гурман Петр Петрович из поэмы Гоголя «Мертвые души»:

«Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да еще чего знаешь там этакого. Да чтобы она с одного боку, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы всю ее проняло, знаешь соком, чтобы и не услышал ее во рту - как снег бы растаяла» .

Большой популярностью у россиян всегда пользовались расстегаи . Дело в том, что расстегаи обычно подавали к рыбному бульону, Часть бульона заливали непосредственно в пирожок, что делало его значительно сочнее. Для этой цели верхнее отверстие приходилось немного растягивать.

В 19 и начале 20 века их подавали практически в любом трактире, расстегай был величиной с тарелку, а стоил вместе с бульоном всего 15 копеек.

Блинами (круглыми и горячими, как солнце), «жаворонками» из теста славяне встречали весну, приветствовали возрождающиеся силы природы, призывали хорошую погоду, добрые урожаи. Люди приговаривали: «Жаворонки, жаворонки, к нам прилетите, принесите нам весну - красну. Зима надоела, весь хлеб поела» .

К празднику Маковею (проводам лета, 14 августа) -
обязательными были пироги и блины с маком. К этому празднику принято было печь пироги со всевозможными дарами красного лета: земляникой, черникой, малиной, яблоками.

II. Особое место в русской кухне занимают щи. На Руси щи ели только деревянными ложками: они не обжигают губы. Рецептов щей около 60 .

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мой идеал теперь - хозяйка, Мои желания - покой, Да щей горшок…».

Назовите пословицы и поговоры о щах:

  1. Щи да каша - мать наша.

  2. Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что вкусно щи варит.

  3. Щи всему обеду голова.

  4. Щами мир стоит.

  5. От щей добрые люди не уходят.

III. Каша- традиционное русское блюдо, символ семейного очага. Она всегда занимала почетное место на русском столе, была символом мира, дружбы: заключая мирный договор, наши предки варили кашу и ели ее вместе с бывшим врагом в знак дружественного союза. Если договоренности не достигалось, говорили: «С ним каши не сваришь».

ЧАСТЬ 4

Нарядная

(Проводит учитель технологии с ведущими).

Мы не до конца исполнили бы сегодня свою роль, если не сказали о русском костюме. Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Это яркий самобытный элемент культуры.

  1. Костюм крестьянки - он традиционно

Носил национальные черты.

И не касался Запад просвещенный

Его своеобразной красоты!

  1. Все те же сарафаны надевались,

Поневы и рубахи без затей

А все ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей!

  1. На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканой.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала.

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала:

Для свадьбы, сельских праздников, труда…

  1. Крестьянки юга - те предпочитали

Поверх рубах поневы надевать,

Узором по подолу украшались.

Но юбки было принято считать

Нарядом женским. Девушки носили

Поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Поневы-юбки, вот бывало как!

  1. На севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венцы.

  1. На юге кички им предпочитали

А к юбкам пришивали бубенцы.

  1. А фартук иль передник повсеместно

Стремились для нарядности носить,

Узором украшали интересным

Умели шелком, бисером расшить.

  1. Нет живописней все ж, отметить надо

Национально русского наряда.

Поисковая группа сообщает сведения о татарском костюме.

Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами. Традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета. Преобладала рубаха с воротником-стойкой. Весьма примечательной принадлежностью одежды в конце XIX - начале XX вв. являлись передники (алъяпкыч, алчупрак). Узорчатые домотканые или расшитые тамбуром передники мусульманки носили поверх рубахи. Верхняя одежда была исключительно распашной, не имела застежек. Ее носили свободной или подпоясанной кушаком. Тюбетейка, представляет собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку. Самым популярным девичьим убором был калфак. Конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок). Традиционные головные уборы замужних женщин закрывали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину.

Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из юфти. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве.( хрома и сафьяна). Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом.
Во второй половине XIXв. наметилась тенденция к смене стиля костюма - к более изысканным и утонченным, соответствующим направлениям общеевропейской моды. Женское платье часто шилось с драпировкой . Оно часто надевалось с коротким безрукавным камзольчиком ,украшалось позументом, лебяжьим пухом, бахромой по краям камзола, по низу рукавов, по подолу скреплялся застежкой (каптырма). Головной убор представлял собой небольшой калфак-наколку (м?гез калфак), орнаментированный жемчугом, бисером, чаще выполняющий роль своеобразного декоративного элемента в прическе женщины. Поверх него по традиции нередко набрасывали шелковую шаль с длинными кистями или легкое кисейное покрывало К началу XX в. стабильными составляющими женского национального костюма повсеместно остаётся мозаичная кожаная обувь.

Часть5 Мастеровая

Ведущий (1): Представления народа о красоте воплощались в ярком самобытном искусстве. Испокон веку славилась русская земля своими народными мастерами, которые превращали обычную вещь в своем доме в настоящее произведение искусства.

Проводится тест по слайдам. Учащиеся определяют промысел по изображениям.

Ведущий (2): Весь мир знает о наших чудо - матрешках, Павловских платках, о гжельской, хохломской, жостовской росписи, вышивке, народном костюме. Мы тоже узнали много нового о народном творчестве.

Учитель ИЗО :

Сейчас вы выполните небольшое практическое задание по теме народные промыслы, где покажете свои знания и умения.(задания раздаются на каждую парту) Выполнить эскиз, роспись, аппликацию в стиле того или иного народного промысла.

В конце урока дети представляют свои работы, говоря об отличительных особенностях того или иного промысла.

Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня нас с вами объединила культура, татарская и русская культура. Как сказал поэт Осип Мандельштам «Есть ценностей незыблемая скала над скучными ошибками веков». Частичку ценностей народной культуры мы вам с удовольствием сегодня приоткрыли.

-Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали?

Благодарим всех за внимание.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал