- Учителю
- Конспект урока технологии 8 класс 'Русский народный костюм'
Конспект урока технологии 8 класс 'Русский народный костюм'
МОУ «Мочалищенская СОШ»
Конспект
открытого урока
по технологии
Подготовила и провела:
Л.В. Еремеева
учитель технологии
1 квалификационной категории
п. Мочалище 2010г.
Тип урока: урок сообщения новых знаний, урок конференция с практической работой.
Цель: Познакомить учащихся с элементами русского народного костюма.
Задачи:
Образовательные: дать информацию по истории русского национального костюма, элементов русской одежды, создать в своих практических работах народный костюм.
Воспитательные: воспитывать гордость за русский талантливый народ, создавший такую мощную народную культуру и уважение к ней.
Развивающие: развитие эстетического и художественного вкуса и интереса к русской народной культуре.
Оборудование и ресурсы: компьютер, проектор, презентация, реальные костюмы.
Отличительные особенности данного урока: самостоятельный поиск информации, самостоятельные разработки костюмов, выставка работ и их защита.
Работа учителя на уроке: беседа о красоте русского костюма; постановка задач и целей; организация практической работы, консультирование в процессе работы.
Описание деятельности учащихся: разработка костюма, защита во время выставки.
Межпредметные связи на уроке: история, география.
План урока:
-
Организационная часть. 1мин
-
Введение в тему урока. 2мин
-
Сообщение темы урока. 2мин
-
Рассказ учителя и учащихся 19мин
-
История костюма (учитель)
-
Элемент костюма - рубаха (выступление ученицы№1)
-
Элемент костюма - сарафан (выступление ученицы№2)
-
Элемент костюма - понева (выступление ученицы№3)
-
Элемент костюма - душегрея (выступление ученицы№4)
-
Элемент костюма - запона, передник (выступление ученицы№5)
-
Элемент костюма - пояс (выступление ученицы№6)
-
Элемент костюма - головной убор и обувь (учитель)
-
Физкультминутка 1мин
-
-
Практическая работа учеников. 15мин
-
Защита работ 3мин
-
Подведение итогов. 2мин
ИТОГО 45мин
Ход урока
1. Организационная часть.
2. - Ребята, послушайте отрывок из сказки. Описание какого литературного героя дано и во что он одет?
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстки,
На ногах красные сапожки.
"Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина.
В чем одета старуха?
(душегрейка, на голове кичка)
- Знакома вам эта одежда? В какое время её носили?
Ответы детей.
Нам, русским, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое…
3. Сообщение темы урока.СЛАЙД№ 3
-Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Правильно, сегодня на уроке вы познакомитесь с одеждой, которую носили ваши прапрапрабабушки.
- Посмотрите на рисунки. Чем эта одежда отличается от современной?
4. Рассказ учителя
Одежда русских людей в старину была длинной, широкой и красивой. Крестьянам много приходилось работать. А когда приходил праздник, он был для них радостным и желанным. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ёе шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, своё мастерство.
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций. слайд № 4.
Женский костюм на Севере (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) и на Юге (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) нашей страны отличался. № 5-6
Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. № 7
Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. Слайд № 8
Ткани, цвет, орнамент
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
№ 9
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, пояс, головной убор и обувь. № 10
Основой женского народного костюма была рубаха. И на Севере и на Юге её шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой.
РАССКАЗ ученицы №1 о рубахе
Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, , оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.
Рис. 3
В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов - деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый (рис. 3). Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким - с обшивкой горловины (рис. 4). Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.
Рис. 4
По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. № 11
В народе верили, что свою рубаху нельзя продавать, иначе распрощаешься со счастьем. Подвенечной же рубахе придавали большое значение. Изготавливалась она в особое время: «в первую ноченьку христовскую, во другую во ивановскую, в третью ноченьку петровскую». Да и вышивались на ней необычные узоры, о чем поется в свадебной песне: «хорошее всхожее солнышко, утреннюю зарю, младой полуночный месяц, реки, озера глубокие», - то есть целая картина мира. № 12-16
РАССКАЗ ученицы №2 о сарафане
К 18-19 в.в. сарафаны классифицировались в зависимости от покроя, вида ткани и ее цвета. По покрою классификация была следующей: косоклинный глухой сарафан, косоклинный распашной сарафан, прямой сарафан на лямках, сарафан с лифом. По материалу: сукман, атласник, кумашник, штафник, шелковик . др. По цвету набивник, маренник, киндяк.
сарафаны
По покрою
Вид ткани
По цвету
Косоклинный глухой
сукман,
набивник
Косоклинный распашной
атласник
маренник
Прямой (круглый, московский)
кумашник
киндяк
Сарафан на лямках
штафник
Сарафан с лифом
шелковик
Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающий фигуре стройность. СЛАЙД №17-21
РАССКАЗ ученицы №3 о поневе СЛАЙД №22
В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева - поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Понева, надеваемая на пояс поверх рубахи, один из наиболее древних (архаичных) компонентов женской одежды, была известна уже с 10 века.
Ткань, используемая для поневы, - чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.
В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев до 30. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: «потринитка», «на шленке», «наборная». Самой многодельной была понева «потринитка».
«Наборную» поневу шили из четырех полотнищ ткани (три полотнища - из черной клетчатой, одно - прошва - из однотонной черной шерсти), собранных в верхней части на шнур - «вздержку». Крупные клетки, образованные пересечением широких прерывистых белых полосок, отчетливо выделялись на бархатисто-черном фоне поневного полотна. Любопытно, что в декорировке «наборной» поневы использованы различные способы оформления мест соединения полотнищ. Так, место стыка прошвы, располагающейся полоской ткани шириной 4 см с вышитыми на пяльцах узорами. Поскольку спереди и с боков понева закрывалась передником, ее более всего украшали сзади. Ширина задней «своски» достигала 7 см. Клетчатая поневная ткань на две трети ширины расшивалась с обеих сторон красно-оранжевыми шерстяными нитями, при этом вышитый узор сзади также был шире, чем с боков. Широкая полоса орнамента на подоле представляла собой две линии ромбов, обрамленных узкими косичками. Включение в основную красно-оранжевую гамму вышивки темно-синих, зеленых и вишневых нитей усиливало общую контрастность цветового решения «наборной» поневы, главной характеристикой которой является исключительная красочность.
Наборная» понева, вид сзади
Известно, что в свадебном обряде этой местности использовалась не одна понева. Так, по традиции, на третий день свадьбы молодая надевала поневу «под дары» и одаривала гостей платками, головными уборами, поневами, вынимая их из сундука с приданым. Многократная перемена спереди слева, и клетчатых полотнищ отмечено многоцветной вышивкой. С правого бока поневные полотнища соединяются «своской» - продольной одежды новобрачной, очевидно, имела охранительное значение: переодеваясь, она защищала себя от возможного сглаза.
Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.
РАССКАЗ ученицы №4 о душегрее СЛАЙД №23-26
Душегрея - верхняя, утепленная нарядная деталь свадебной и праздничной одежды. Известным центром, в котором в XIX в. изготавливались душегреи, было с. Городец Нижегородской губернии. Существует мнение, что покрой душегреи заимствован из городского костюма. Душегрея сшита из малинового бархата и орнаментирована золотным шитьем. Она распашная, однобортная, на лямках, с гладкими передними полочками и продольными трубчатыми складками на спине.
В мотивах ее декора много общего с архитектурной резьбой Поволжского региона вазоны с цветами, гроздьями винограда, листьями, закручивающимися в спирали стеблями.
+епанечка- женская, довольно короткая одежда типа душегреи, но на лямках с сильно расклешенной спинкой. Шилась из суконной, но чаще штофной, шелковой ткани.
РАССКАЗ ученицы №5 о запоне, переднике. СЛАЙД №27
Повседневной одеждой девушек была запона - холщевая одежда - прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Ее носили с поясом и скалывали внизу.
Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины (рис. 5).
РАССКАЗ ученицы №6 о поясах. СЛАЙД №28
Пояс был обязательной принадлежностью и женской, и мужской, и детской одежды. Именно пояс, который повязывали младенцу, вне зависимости от того, был ли это широкий пояс-свивальник или просто льняная нить, вводил только что появившегося маленького человека в мир людей, в пространство культуры. Пояс, надетый на ребенка при рождении или, что было чаще, при крещении, как и крест, был оберегом. Его могли носить, не снимая, всю жизнь. Иногда носили два пояса: один, данный при крещении, надевался под одежду, на голое тело, второй - поверх одежды. Самым главным был тот, который скрывали под одеждой.
Пояса использовались во всех обрядах жизненного цикла. Особую значимость имели пояса в свадебном обряде. По древней традиции, они должны были быть красными. Считалось, что красный цвет символизировал особое состояние, в котором находились во время свадьбы жених и невеста, он охранял от злых сил, дурного глаза. В орнаментации поясов использовались знаки и символы, дошедшие до XX в. с дохристианского времени: ромбы и его вариации, связанные с плодородием и сексуальной силой, женские фигурки с полусогнутыми и опущенными вниз руками, олицетворяющими славянскую богиню Мокошь, покровительницу женских работ и рукоделий, простые и сложные свастики - солнечные знаки.
Рассказ учителя №7 СЛАЙД №29-30
В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки - оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего - в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники (рис. 9, слева) «сороки» (рис. 9, справа), разнообразные повязки и венцы.
Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.
5. Костюм и современность. СЛАЙД №31
-В нашей современной жизни, где встречаются элементы русского костюма?
(сарафаны, рубахи со стоячим воротником. Артисты выступают в народных костюмах. Художники-иллюстраторы одевают главных героев русских сказок в национальные костюмы.)
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СЛАЙД №32-34
Инструктаж. №
У вас на партах лежат бумажные куклы. Я предлагаю, объединившись в пары, выступить в роли модельеров и совместно создать эскиз русского костюма для кукол. В какой последовательности будем работать? Можно стилизованный костюм, например под гжель, природное явление - весна, лето, или свои идеи.
Этапы работы:
-
выбрать вариант костюма;
-
построить общую форму костюма;
-
наметить места украшений и орнамента;
-
определить колорит (цвет) костюма;
-
выполнить в цвете работу.
7. Подведение итогов.
Просмотр работ.
- Какой вид костюма вы выбрали?
- Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
О чем вам может рассказать русский народный костюм?
Спасибо, вы поработали отлично!