- Учителю
- Конспект мероприятия. Русский повседневный и праздничный народный костюм.
Конспект мероприятия. Русский повседневный и праздничный народный костюм.
Русский повседневный и праздничный народный костюм.
Здравствуйте , дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии , тема которого «русский повседневный и праздничный народный костюм». сегодня мы представим вам национальную одежду русского народа, своеобразную книгу, научившись читать которую мы узнаем о традициях обычаях и истории своего народа.
Более 160 народов разных национальностей в нашей стране России.
У каждой- своя национальная одежда. Народная одежда многое расскажет о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю одеть. Одежда каждой губернии России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, форму, фасоны. Итак, отправляемся в прошлое одежды Родины России.
Анжела расскажет нам о южнорусском женском костюме.
Южнорусский женский костюм.
В южнорусском женском костюме главной деталью была
Понёва-прабабушка современной юбки. Она одевалась поверх рубахи.
Рубаха- составила основу русского костюма.
Её одевали мужчины, женщины, дети в праздники и будни.
Отличие повседневной от праздничной одежды состояло лишь в качестве материала отделки. Материалом повседневной одежды был холст домотканые ткани, крашеный и фабричные.
Праздничную одежду старались украсить вышивкой, аппликациями из дорогих тканей.
Преобладает цвет кумач -полотно красного цвета, а также блестками.
Далее шел с яркой отделкой передник.
Завершал костюм головной убор.
Он делился на девичий и замужней женщины.
Перед вами костюм замужней женщины.
Волосы прятали под глухие сорочки, кики, платки.
Молодец. Спасибо, что хорошо представила южнорусский женский костюм.
А теперь Андреева Оксана расскажет нам о северо-русском сарафанном комплекте.
Северо-русский сарафановый комплект.
Этот костюм распространен был в северных и центральных губерниях России.
Главной частью этого костюма является сарафан.
Его носили в на Руси в будни и в праздничные дни начиная с 14 века. Изготавливался из холста домотканого сукна, крашеных или фабричных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана струились при движении, делали женщину похожей на лебедь. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушки. Украшались сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
На этой иллюстрации девичий сарафановый комплект, головной убор-кокошник.
Украшения -яркие, цветные полоски, ситца, ленты, серьги, бусы, блестки.
Молодец.
Костюмы центрально-черноземных сел Воронежской и Курской губернии.
Основу населения этих губерний составляет крестьяне. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой возделывания земли, что нашло отражение в оформлении женского костюма.
Костюм многослойный: рубаха, понёва, передник или занавеска.
Соблюдалось деление на будничную рабочую, праздничную и обрядовую (свадьбы, крестины) одежду, присутствовал и социальный элемент.
В зажиточных семьях крестьяне использовали дорогие фабричные ткани, меха, украшения.
В бедных семьях- разнообразное домотканые материалы (сами пряли ткани)
В качестве отделки- декоративное ткачество, вышивка ( чаще крестом), бисер, перья- пух.
Рубахи украшали вышивкой, нитями черного цвета (цветом земли). Контрастные сочетания черного и белого цветов создавало изысканность стиля и своеобразную красоту.
Передник мог иметь своеобразную форму в виде занавески, украшался нитями красного цвета.
Недаром старое слово «красный» означало красивый. Магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, поэтому красный цвет был символом спасения от злых сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна отпугивать демонов и духов, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
Хорошо.
Народный костюм орловской губернии.
Следующий костюм охарактеризует …
Народные костюмы орловской губернии, как озвученные ранее- многослойные: рубаха, понёва, передник, кокошник.
Основным видом являлась рубаха, в которой заложена конструктивная особенность: линия проймы имеет вертикальное положение и прямоугольную форму.
В рубахах все детали: перед, спинка, рукава, манжеты имеют прямые линии. Проявляется высокое мастерство ремесленника прошлого века: невыкроенная пройма и рукав без отката. Это позволяет сбалансировать изделие на любую фигуру независимо от размера обеспечивает рукаву поворот и динамичность.
Особенности рубахи- в отделке.
Отделкой являются притачные клинья, расположенные по обе стороны основной части рукава и кроятся из более тонких тканей другого цвета, притачная линия клина удлиняется на величину цельнокроеной ластовицы.
Важный элемент в отделке -используется традиционная вышивка «орловский спис».
Слово «спис»- означает списывание, срисовывание. Но образцы срисованные - не похожие буквально с очертаниями облаков, форм деревьев, извитости рек, сиянием солнца. Они отражают преклонения перед явлениями природы, осознания магической силы древних знаков и символов.
Мотивы «списа»- изображение лося, оленя, птицы- формы-обереги.
Эти изображения воспринимаются как символы плодородия и процветания.
Молодец!
Национальный костюм Центрально- тульской губернии
. Национальный костюм не отличается от русской национальной одежды, представляемой ранее: это рубаха, понёва, передник. Какую же обувь носили наши предки?
Повседневная обувь женщин- лапти с онучами, а на праздники обували бескаблучные сапоги из цветной кожи, украшенной вышивкой.
Спасибо!
Мужской крестьянский костюм.
Основными частями одежды мужской как и сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделке.
Мужские рубахи обычно шились из ткани однотонной, клечатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так нагрудные узоры (передцы) вдоль раздела по центру груди защищали сердце, легкие, наплечные (вошвы) -ограняли руки, а напльные не давали пробраться снизу злым силам. Порты были темных расцеток, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.
Спасибо.
В настоящее время одежду создаваемую по источникам народного костюма используют как одежду фольклорного стиля для выступления участников художественной самодеятельности и выступления ансамблей на большой сцене. Вместе с учителями учащиеся швейного дела создают и будут создавать костюмы в традициях народного творчества.