7


  • Учителю
  • Программа кружка 'Мастерская фантазеров' по ФГОС

Программа кружка 'Мастерская фантазеров' по ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Республика Крым

Евпаторийский учебно-воспитательный комплекс «ИНТЕГРАЛ»



«Рассмотрено и принято» «Согласованно» «Утверждено»

На заседании МО зам. директора по ВР Директор ЕУВК «Интеграл» ________ Е.В. Ткаченко _________ Т.В. Костиной

учителей технологии от «___» августа 2015 г.

ЕУВК «Интеграл»

протокол № __

от «__» августа 2015 г.

Руководитель МО

_______ Л.В. Толмачёва



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

кружка общекультурного направления



«Мастерская фантазеров»

5 классы



Учитель технологии



ПАВЛОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта нового поколения, на основании Закона «Об образовании» (ст. 9, п. 6), Приказ Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Горбачева И.А, Альхимович С.М., Генераловой И.А., Жукова Р.А., Смирновой Н.И в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, а также программа «Театр-творчество - дети» Колесниковой И.В.

Данная Рабочая программа рассчитана на 68 часов (как 1 год обучения, так и 2 год). Программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства.

Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

В основу программы театральной деятельности были положены следующие принципы:

  • принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

  • принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

  • принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, мастера по гриму и костюмера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников среднего звена обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

Общие сведения

Программа кружка «Мастерская фантазёров» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.

Мастерская - это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоцености и - приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Театральный кружок «Мастерская фантазеров» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора - побудителя познавательной деятельности. Индуктор - предмет, побудитель познавательной деятельности - помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск - желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Давно известно, что именно творчество считается высшим проявлением способностей человека. ребенок начинает проявлять очень рано, в возрасте двух-пяти лет. В это время формируется личность, а ребенок начинает себя проявлять в различных сферах деятельности. Главная задача родителей и учителей - поддержать ребенка, направив его творчество в нужное русло. Упустив момент развития определенных способностей по разным причинам, ребенок в будущем столкнется с трудностями, а талант может быть упущен навсегда. В средней школе работа кружков направлена на всестороннее развитие детей. Благодаря этим занятиям школьники могут усовершенствовать и эстетическое, и трудовое воспитание. Деятельность и направленность любого кружка в средней школе определяется программой и перспективно-тематическими планами, разработанными руководителями.

Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Он предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно - эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого проживающего и его самореализации.

В процессе работы по программе «Мастерская фантазеров», кружковцы постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты курса: работа с материалами, игра, изучение роли, создание образа по теме постановки.

Согласно ФГОС, кружки в средней школе должны не только носить воспитательный характер, но и обеспечивать детям художественное и эстетическое развитие. Физический аспект тоже учитывается.

Полный цикл обучения занимает 1 - 2 года. Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условий для личностного творческого развития детей;

  • Формирование общей культуры;

  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства, народного творчества, современного бытового искусства.

В результате освоения программы творческого кружка «Мастерская фантазеров» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке

  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;

  • Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата



Ценностные ориентиры содержания предмета:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважения к окружающим умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

По окончании курса программы учащиеся должны уметь:

  • планировать и оценивать свои возможности;

  • излагать факты истории развития театра, театральной культуры, характеризовать их роль и значение в жизни человека;

  • использовать театральную культуру как средство укрепления сценических знаний;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

  • соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий;

  • организовывать и проводить занятий эстетической культурой с разной целевой направленностью;

Предполагаемые умения и навыки детей

  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  • Умеют создавать перчаточные куклы и маски, управлять ими.

  • Оформлять кукольный спектакль декорациями, созданными самостоятельно.

  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  • Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

  • Умеют составлять диалог между сказочными героями., озвучивать действия.


Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

-необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
- о способах кукловождения кукол разных систем;

-о способе создания перчаточной куклы;
- о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и

-работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- создавать куклы перчаточного типа;
-импровизировать;
-работать в группе, в коллективе.
-выступать перед публикой,


различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.-

приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию

зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

- красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Учебный план на 1 учебный год

№п/п

Тема занятий

Часы, виды деятельности

Дата

1

Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой мастерской, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности и ТБ при работе с острыми инструментами.

1


2

Работа над упражнениями направленными на снятие скованности, развитие воображения, развитие дыхания.

1

Развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.

Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игры. Моделировать игровые ситуации. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности.

Основы театральной культуры

3

Культура поведения на сцене и в зрительном зале

1


4

Экскурсия в закулисье

2


Культура и техника речи

5

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции

1


6

Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн - Азия, а не гимн - Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание

1


7

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

1

Развитие слуховой памяти, произвольного внимания, воображения.

Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, потешек, былей.

8

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии.

1

Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными, работа над пословицами и скороговорками

Ритмопластика

9

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

1


10

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие».

1

Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

11

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

1


12

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

1


13

Специальные театральные игры, озвучивание фрагментов фильмов

2


Работа над спектаклем

14

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

1

Игра в образах

15

Распределение ролей. Определение цели постановки, основных этапов и распределение обязанностей.

1

Развитие творческих способности, развитие умений пользоваться интонацией.

Использовать темп, тембр речи, работа над выразительностью речи;

16

Отработка чтения каждой роли. Формирование чувств и настроения, персонажа

1

Формирование умений вживаться в свою роль, пользоваться интонацией

Ролевая игра. Выполнять игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности.

17

Репетиция. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Экспериментировать, выражая различные эмоции, настроения, отдельных черт характера.

1

Первоначальный опыт актёрского мастерства. Учимся быть кукловодом. Развитие фантазии и воображения

Практическая деятельность. Считка текста. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Общаться и взаимодействоватьсо сверстниками в условиях игровой деятельности.

Мастерская кукол или герои своими руками.

18

Эскиз персонажей пьесы

1

Развитие воображения и фантазии.

Практическая деятельность. Изображать на бумаге персонажей пьесы, находить выразительные образы.

19

Изготовление выкройки перчаточной куклы и маски по эскизу из бумаги

2

Развитие наблюдательности, фантазии при восприятии объемной формы. Развитие способности развёрнутого видения.

Практическая деятельность. Построение деталей кроя перчаточной куклы и маски на бумаге.

20

Ручные швы для изготовления перчаточной куклы и маски

1

Развитие навыков работы с тканью и швейными инструментами.

Практическая деятельность. Изготовление образцов ручных швов.

21

Раскрой деталей перчаточной куклы и маски из ткани.

1

Овладеть первичными навыками работы с тканью и инструментами кроя.

Практическая деятельность. Изготовление деталей кроя из ткани. Сбор деталей кроя.

22

Кукла - перчатка, Сбор деталей куклы. Оформление образа. Завершение образа маски.

2

Первоначальный опыт шитья в ручную.

Практическая деятельность. Сбор готовой куклы из деталей кроя.

23

Декорации для ширмового спектакля.

2

Первоначальный опыт художественного творчества, учимся быть декораторами

Практическая деятельность. Использовать подручный материал для изготовления декораций. Дать вторую жизнь вещам. Проявление бережного и внимательного отношения к природе.

24

Обучение работе над ширмой, за ширмой

1

Развивать воображение и фантазию. Знакомство с ширмой и способами работы за ширмой.

Практическая деятельность. Выполнять игровые действия в условиях учебной деятельности. Артикуляционная гимнастика.

Презентация

25

Музыкальное оформление спектакля

1

Первоначальный опыт музыкального творчества, учимся быть звукооператором.

Практическая деятельность. Прослушивание фонограмм, подбор музыки к спектаклю.

26

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

2

Овладеть привычным навыком работы с перчаточной куклой.

Практическая деятельность. Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе репетиций.

27

Показ пьесы ученикам 1-2 классов, 3-4 классов, Анализировать приобретённый опыт.

2

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию

Подготавливать площадки для показа спектакля. Общаться и взаимодействоватьсо сверстниками в условиях игровой деятельности.

28

Показ пьесы на открытом мероприятии

1

Развитие наблюдательности. Совершенствовать умение детей создавать образы

Подготавливать площадки для показа спектакля. Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игры.


ИТОГО

35




Литература


  1. . Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с

  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2006. - 125 с.

  3. . Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003.

  4. Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. - М.: 2004.

  5. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.

  6. Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.

  7. Игры, конкурсы, развлечения. - Волгоград, 2001.

  8. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.

  9. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 280 с.

  10. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. - М., 2001.

  11. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. - М., 2003.

  12. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 - 416

  13. Образцов С. «Всю жизнь я играю в куклы» - М. Время .2001г.

  14. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 144.

  15. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова - М.: Айрис- пресс, 2003. - 176 с. - (Методика).

  16. Р.А. Жукова «Театральная деятельность» ИТД «Корифей»,2011

  17. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. - Волгоград: учитель - АСТ, 2002. - 72 с.

  18. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982

  19. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( "Репертуар для детских и юношеских театров"), 2008. - 176 с.

  20. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 160 с.

  21. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра - М.: ВЦХТ, 1998 - 139 с.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал