7


  • Учителю
  • Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

БУСЫ ИЗ ВОЙЛОКА

Методическая разработка занятия

по декоративно-прикладному творчеству студии "Войлоковаляние".













Автор: Эльдерова Мария Загировна,

педагог дополнительного образования,

к.п.н., высшая квалификационная категория











Элиста

2012



Оглавление





План - конспект практического занятия «Бусы из войлока»

Стр. 10

2.1.

Ход занятия 1-го этапа

Стр. 12

2.2.

Ход занятия 2-го этапа

Стр. 13

3.

Приложение

Стр. 14 - 24

4.

Список литературы

Стр. 25



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это

новое сами. Моя главная задача -

помочь им раскрыться, развить

собственные идеи. И.Г.Песталоцци

В связи с ростом национального самосознания народов России и возникновению движения по восстановлению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел, изделия из войлока, выполненные индивидуально, пользуются большим спросом. Это придает особую актуальность обучению школьников этому виду декоративно-прикладного искусства.

История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Согласно легенде, возникновение первого валяного изделия связано с Великим потопом. Помещенные в Ноев Ковчег овцы роняли свою шерсть на пол, а затем взбивали её копытами. Таким образом, был создан первый валяный ковер. Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Валяние войлока (англ. felting, нем. filzen)-способ приготовления шерстяного материала у кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат и Балкан, Передней Азии (Ирана, Афганистана). Древнейшие сохранившиеся до наших дней изделия из войлока - ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая (скифы, VI-V вв. до н. э.), из курганов Ноинула в МНР (хунну, II-1 вв. до н. э.). Основное сырье для валяния войлока - овечья шерсть с небольшим добавлением ягнячьей, верблюжьей и козьей шерсти, конского волоса и волоса, выпадающего после линьки крупного рогатого скота. У кочевников Евразии выше всего ценится войлок из овечьей шерсти осеннего настрига, менее ценным считается войлок из летней шерсти. Валяние войлока включает в себя несколько последовательно совершаемых операций: сбивание шерсти специальным прутом (предпочтительно в сухую солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась атмосферной влагой); обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой (с целью уплотнения шерстяной массы); свертывание шерсти в рулон (на деревянный валик или без него, с помощью веревки); обертывание рулона кожей, тканью или циновкой и прокатывание (валяние) рулона по земле либо путем буксировки двумя всадниками (15 - 20 дистанций полета стрелы - 2 км), либо вручную от одной группы людей к другой, периодически прерываемое разворачиванием рулона с целью выявления возможных изъянов и их заделки. Так получают крупные куски войлока-покрытия для различных частей кибитки (юрты). Мелкие куски, идущие на изготовление домашней утвари и обуви, сбивают и уминают руками.

Кочевники Евразии изготовляли из войлока следующие изделия: все виды покрытия для кибитки (юрты), одежду, аксессуары для обуви (стельки, прокладки для подметок, чулки - вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (войлочные подушки, дорожки, ковры, подстилки для сна), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и пр. мелких предметов), предметы хозяйственного быта (подстилки для новорожденных ягнят, телят), скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потник под верховое седло, чепрак и попона для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.) Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. Валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. В наше время эта техника называется классической.



НМетодическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.екоторые этнические орнаменты:



Орнамент "Солнце".

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.



Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Орнамент "Дерево жизни".

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.



Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Орнамент "Рога барана".

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.









ОМетодическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.рнамент "Волна".

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.



Нужно сказать, что способностью сваливаться, скручиваться, сцепляться обладает только шерстяное волокно. Это обусловливается сочетанием чешуйчатости шерсти, создающей неодинаковое трение и способствующей направленному перемещению волокон при валянии, и эластичности, позволяющей волокнам взаимно переплетаться, а затем сокращаться при механических воздействиях в условиях влажности, температуры и механических воздействий.

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Поэтому валять можно только из шерсти. Ни одно другое природное волокно, будь то лён или хлопок, не обладает этими свойствами.

Теперь изделия из войлока применяются в разных областях человеческой жизни. Предметы из войлока встречаются и в русской культуре, например, всем известные валенки - самая теплая обувь для настоящей русской зимы, и в калмыцкой культуре - кошма (войлочный коврик для покрытия пола). Но возможности войлока сегодня значительно шире: любители этого прикладного искусства делают необыкновенной красоты одежду, сумки, обувь, картины, декоративные панно и ковры, рамки для фото, цветочные композиции, забавные игрушки, абажуры для ламп и многое другое. Технологически валяние представляет собой изготовление полотна из шерсти путем сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. При воздействии определенных факторов - перепада температур, механического воздействия и щелочной среды - чешуйки шерсти соединяются между собой, и получается прочный, теплый и совершенно уникальный по тактильным ощущениям материал - войлок. Для валяния обычно используют непряденую шерсть, чаще всего овечью и верблюжью.

Фелтинг (Валяние) - одно из модных и активно набирающих обороты рукодельных увлечений.. Сегодня можно купить уже готовую для работы шерсть различных видов: грубая валеничная шерсть (для изделий в этническом стиле), сливер (расчесанная шерсть, используемая в качестве основы для валяния), выбеленная, расчесанная и вытянутая шерсть (для поверхностных слоев, для создания светлого фона и для окрашивания), а также полутонкая овечья шерсть, шерсть мериноса, ангора или мохер (для декорирования и отделки изделий). Материал можно купить в специальных магазинах для рукоделия, он может быть белым, натуральных цветов или окрашенным. Для валяния объемных изделий, например, игрушек, используются также иглы для фильца (иглы разной толщины и длины, разной формы сечения, с зазубренными кончиками), шлифовальные машинки и прочие приспособления.

Экологическое обоснование.

Так как изделие полностью выполнено из шерсти животных, то его можно считать экологически чистым, т.к. не требует дополнительной химической обработки и не способствует загрязнению окружающей среды. Шерсть не имеет отходов и не требует утилизации отходов производства. Изделия из шерсти долго служат своим хозяевам, могут передаваться от старших к младшим, следовательно, тоже помогают сохранять природные материалы (в данном случае шерсть). Шерстяное волокно обладает огромным количеством положительных свойств. Оно уникально тем, что благодаря своей пористой структуре - воздухопроницаемо и обладает низкой теплопроводностью. В шерстяном изделии тело никогда не перегреется, а в холод не замёрзнет. Также немаловажно то, что шерсть не электризуется в отличие от всех синтетических материалов. И хочется сказать про ланолин, благодаря которому шерсть обладает и целебными свойствами. Это животный воск, который выделяется кожей животных. Ланолин несёт в себе противоаллергенные свойства, препятствует размножению микробов, нейтрализует токсины, это прекрасное косметическое средство. Сейчас в некоторых странах появляются вещи для младенцев из шерсти, обработанной щадящими способами, сохраняющими живой, природный ланолин.



Практические рекомендации из опыта работы педагога

Знакомя обучающихся с технологией мокрого валяния шерсти, необходимо направлять их деятельность на правильное выполнение приемов валяния, следить за качеством их исполнения. При изучении учащимися новых тем, педагог дополнительного образования демонстрирует технические приемы исполнения. Учащиеся упражняются, пользуясь инструкционными картами (Приложение №1).

Основное место на занятии отводится практической работе, которая включает в себя следующие этапы:

  1. выполнение графических зарисовок или подбора готовых распечаток (если это картина);

  2. подготовку материала к мокрому валянию или фильцеванию (сухому);

  3. мокрое валяние или фильцевание (сухое);

  4. сушку изделий (если это мокрое валяние);

  5. сборка изделий (если это украшения)

Объяснение теоретического материала и выполнение практических заданий сопровождается наглядными методами, например, фронтальным и индивидуальным показом приемов, демонстрацией приложений, показ видеороликов. Это помогает предотвратить типичные ошибки ребят. Благодаря такому подходу внимание обучающихся активизируется, они видят конечный итог своих стараний и получают дополнительный стимул к работе.

Студия оборудована стендами с образцами и стеллажами для демонстрации готовых работ.

Во время занятий в студии каждому обучающемуся рекомендовано иметь свое постоянное место, назначенное педагогом. Из гигиенических соображений педагог постоянно обращает внимание детей на правильную осанку и расстояние от работы до глаз, а так же на соблюдение техники безопасности при использовании игл для фильцевания.

В конце первого года обучения ребята овладевают азами войлоковаляния и уже в состоянии самостоятельно разработать эскизы готовых изделий.

Для второго и последующих лет обучения педагогом могут варьироваться темы программы в зависимости от способностей обучающихся. Однако во всех случаях уровень сложности творческого задания должен способствовать росту познавательной активности ребят, развивать у них художественный вкус и творческие способности.

Далее приводится пример практического занятия с использованием инструкционной карты.



























План - конспект практического занятия «Бусы из войлока»

Тема программы: Войлоковаляние. 1-й г. о., 44 часа.

Тема урока: «Бусы из войлока»

Тип занятия: №2. закрепление и совершенствование ЗУН при работе с шерстью. Занятие используется как итоговое при закреплении знаний полученных ранее.

Описание:

Занятие проходит в два этапа:

1-й этап:

Изготовление бусинок из шерсти. Перед началом работы идёт обсуждение цветового решения - воспитанники концентрируют своё внимание на сочетании цвета и развивают эстетический вкус. Завершает работу просушка бусинок. 2-й этап:

Сборка бус. На этом этапе обучающиеся подбирают цветовые сочетания расположения бусинок, развивают чувство цвета и вкуса, креативность, что положительно сказывается на самореализации и самовыражении каждого обучающегося, отрабатывают знания, умения, навыки, аккуратность.

Цель: изготовление бус из войлока

Задачи:

1. совершенствование навыков мокрого валяния;

2. закрепление умения работать самостоятельно по инструкционным картам;

3. совершенствование работы мелкой моторики рук;

4. воспитание добросовестного отношения к труду;

5. содействие руководителя в создание условий для развития правильных взаимоотношений среди воспитанников студии на основе взаимной творческой деятельности.

Методическая цель: Отработка методики подготовки и проведения занятий с применением методов активного обучения, работа в малых группах.

Место проведения:

Студия «Войлоковаляние».

Категория учащихся:

воспитанники 1- го года обучения.

Продолжительность: 1-ый этап - 40 мин.; 2-ой этап - 40 мин.

Учебно - материальное оснащение: инструкционная карта (Приложение №1), стенды с готовыми изделиями.

Материалы:

  • Гребенная шерсть;

  • Горячая вода;

  • Холодная вода;

  • Мыло;

  • Полотенце;

  • Игла;

  • Шерстяные нитки

Межпредметные связи:

  • Химия - щелочная среда;

  • История - история войлоковаляния;

  • Русский язык - новые слова, термины

  • Математика - счет, величина, форма

  • Черчение - эскизы изделий























Ход занятия 1-го этапа

Приложение №2.

3. Практическая часть

30 мин.

Инструктаж, тренировочные упражнения, самостоятельная работа,

просушка бус

Приложение №3.

4. Завершение работы

6 мин.

Уборка рабочего места

















Ход занятия 2-го этапа

Закрепление знаний проходит в форме викторины «Умники и умницы» (5 мин)



Приложение №6.

5. Итоговая часть

7 мин

Подведение итогов занятия. Мини-выставка работ и коллективное обсуждение.

Приложение №7.









Приложение 1





Инструкционная карта по изготовлению бусВозьмите в горсть хорошо распушенные комочки шерсти одноцветных или разных цветов.

Если вы хотите свалять десять одинаковых по размеру бусин, первым же делом вытяните десять одинаковых пучков шерсти. Помните, что в процессе валяния, шерсть усядет примерно в два раза.



Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Смачивая шерсть горячей мыльной водой, начинайте аккуратно формировать шарик.





Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние. Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.





Катайте его между ладонями примерно так, как в детском саду катали шарики из пластилина. Давление увеличивайте постепенно, по ходу работы корректируйте вид шарика, добавляя, куда надо, нужный цвет. Присоединяйте новую порцию шерсти только в том случае, если поверхность шарика еще не совсем свалялась. Поэтому убедитесь, что в целом шарик сформировался в нужном сочетании цветов, пока он совсем не уплотнился.

Расход шерсти для бусин довольно большой, поэтому внутрь больших бусин можно вложить шерстяной клубочек, обернуть его слоем шерсти и дальше валять шарик, как описано выше.

Когда валяние закончено, т.е шарик больше не уплотняется и его поверхность стала достаточно гладкой (эта стадия определяется "на глаз"), ополосните шарик под струей горячей воды, продолжая его катать.



Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

В заключение готовый шарик несколько раз прокатите по впитывающей воду ткани (полотенцу) и оставьте сушиться. Если вы делаете бусину, то дырочку для нитки будущих бус нужно проткнуть в еще мокром войлочном шарике и оставить его сушиться с иглой. Когда все бусины готовы, остается нанизать их на двойную нитку и концы нитки скрутить. Для придания большей декоративности можно расшить шарики бисером. Матовая поверхность войлока отлично оттеняется блеском бисера. Но важно не переусердствовать, так как войлок достаточно выразителен и сам по себе!











Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.













Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству студии Войлоковаляние.

















































































Приложение 2 к занятию 1-го этапа



Вводная беседа

Валяние войлока - древнейший вид рукоделия. Он прост и в домашних условиях позволяет создавать самые разнообразные вещи на основе технологии войлоковаляния. Как сказал венгерский этнограф Иштван Видак, изучавший традиции войлоковаляния у разных народов и сам в совершенстве его освоивший: «Чтобы делать войлок, вам не нужно ничего, кроме рук человека и шерсти. Правда, нужно еще очень много труда. Но, пожалуй, именно этим и привлекательно искусство войлока».

Особенностью войлоковаляния является некоторая непредсказуемость результата, что очень привлекает к этому виду рукоделия творческих людей. Как бы тщательно не подбирались и выкладывались цвета шерсти, войлок все равно сваляется немного по-своему. Мастера по войлоку адаптируют под себя уже известные техники, используют при создании одного изделия смешение техник, придумывают собственные методы валяния, так как работа с войлоком основывается на ощущении его как рабочего материала.

Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. Войлок рождает новые и неожиданные креативные решения - так, например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины.

Тема нашего занятия: бусы из войлока. Валяние бусин из шерсти является одной из базовых техник войлоковаляния. Для того чтобы свалять бусину из шерсти, совсем не требуются какие-либо инструменты (к примеру, как в случае с войлоковалянием полотна - пузырчатого полиэтилена), соответственно, валяние бусины мокрым способом - это максимально простой и легкий процесс, при всем при этом очень важный и нужный. К примеру, в изготовлении украшений из войлока, валяние войлочных бусин занимает далеко не последнее место.

Цель сегодняшнего занятия - изготовление бусинок методом мокрого валяния. Во время работы вы научитесь пользоваться инструкционными картами, которые будут служить вам небольшой подсказкой на протяжении всего занятия. Прежде чем приступить к работе, вам необходимо тщательно продумать цветовое решение. Вы можете сделать одноцветные бусы, но можете и разноцветные. И помните о том, что цвета должны гармонировать друг с другом. После изготовления мы оставим бусинки для просушки, а на следующем занятии мы займемся сборкой бус.













































Приложение 3 к занятию 1-го этапа



Практическая часть

  1. Инструктаж по техники безопасности и охране труда.

- Во время работы следить за тем, чтобы тело находилось в сидячем положении за столом, ноги опирались о пол. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.

- Аккуратно, не разливая, воспользоваться флаконом жидкого мыла, налив и растворив мыло в воде и взболтав его до образования пены.

- Не тереть мыльными руками глаза. Если же мыльная пена попала в слизистые носа и глаз, то немедленно промыть проточной водой.

- Работать в спецодежде: фартуках, нарукавниках и косынке.

- По завершению работы необходимо привести в порядок свое рабочее место.

  1. Формирование правильных иррациональных приёмов труда, тренировочное упражнение учащихся по скатыванию бусинок различной плотности.

  2. Самостоятельная работа обучающихся.

  3. Завершение работы - просушка бусинок

























Приложение №4 к занятию 2-го этапа.



Вводная беседа

На прошлом занятии мы с вами учились методом мокрого валяния скатывать бусинки различной величины, плотности и цвета. Целью сегодняшнего занятия является полная сборка бус из изготовленных ранее бусинок. Мы уже говорили о том, что как бы тщательно не выкладывались цвета шерсти, войлок все равно дает непредсказуемый результат качества бусинок. Сейчас каждый из вас внимательно рассмотрит свои бусинки на предмет плотности: чем плотнее и жестче бусинка, тем труднее протянуть через нее нить, и на предмет цвета. На листе бумаги нарисует эскиз будущих бус, разложит бусинки в нужном для него порядке по величине и по цветосочетанию. И вот только тогда можно будет приступить к практической части занятия: нанизыванию бусинок.





Приложение №5 к занятию 2-го этапа.



Практическая часть

  1. Инструктаж по техники безопасности и охране труда.

- Во время работы следить за тем, чтобы иглы не поранили руку, для этого работать нужно в сидячем положении за столом, ноги должны опираться о пол, корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.

- Следить за исправностью игл, не допускать работу сломанными иглами. Если же в процессе работы иглы ломаются, то их необходимо немедленно аккуратно изъять и, соблюдая правила ТБ, утилизировать.

- Работать в спецодежде: фартуках, нарукавниках и косынке.

- По завершению работы необходимо привести в порядок свое рабочее место.

2. Самостоятельная работа обучающихся.



Приложение №6 к занятию 2-го этапа.





Закрепление ЗУН по выполнению изделий из войлока.

Вот мы и закончили процесс валяния бус из войлока. И прежде чем мы приступим к заключительной части нашего занятия, немного окунемся в историю войлоковаляния и вспомним этапы работы по изготовлению бус. Итак, внимание: викторина «Умники и умницы»! На раздумывание ответа дается 10 сек., за каждый правильный ответ - 1 балл. Игрок, набравший наибольшее количество баллов, объявляется Умником или Умницей нашей студии по теме «Войлоковаляние». Начали!



Вопросы викторины

1. Валяние, что это такое? (это процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, фетра, сукна), путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти).

2. Две основные техники валяния (мокрое и сухое валяние)

3. Материал для мокрого валяния (шерсть, горячая вода, мыло и две руки)

4. Виды шерсти для валяния (остевая, сливер, очес, выбеленка, верблюжья, ангора или мохер, полутонкая и тонкая)

5. Что такое фильцевание? (сухое валяние)

6. Отчего зависит плотность войлочных бусинок? (от силы давления ладоней во время скатывания)

7. Влияет ли плотность бусинок на скорость их сборки? (да, чем плотность выше, тем труднее проткнуть иглой бусинку и продеть сквозь неё нить, тем больше времени понадобиться для сборки)

8. Для чего служил войлок нашим предкам-калмыкам? (для покрытия стен кибитки, для изделий хозяйственно-бытового назначения, для изготовления элементов одежды и обуви)

9. Способы декорирования войлока (вваливание узора, аппликация (шерсть, шелк, кожа), мозаика, вышивка по войлоку)

10. Оптимальное расстояние для скачущей лошади при древнем способе получения доброкачественного войлока? (15-20 дистанций полета стрелы - около 2 км)



Объявление победителя викторины и вручение ему символа - буквы У.















































Приложение №7 к занятию 2-го этапа.





Итоговая часть

Подведение итогов занятия имеет большое воспитательное значение. Оценка должна носить объективный характер. Наиболее подходящая форма оценки - организованный просмотр выполненных изделий. Это устраивается как мини-выставка работ, где происходит их коллективное обсуждение. Педагог определяет уровень сложности работы, технику выполнения и цветовидение. После этого учащиеся сами дают оценку своим работам, развивая при этом умение видеть красоту и многообразие природных форм, креативность, образное видение.

























































Список литературы и интернет - ресурсов:

1. «Возвращение к истокам» Народное искусство и детское творчество, под редакцией Шпикаловой Т. Я. и Поровской Г. А., Москва, «Владос», 2000год.

2. «Добрых рук мастерство», изд. «Искусство», Ленинградское отделение, 1976г, составитель Богуславская И..

3. «Искусство и ты», Москва «Просвещение», 1997 Е. И. Коротеева, под редакцией Неменского Б. М.

4. «Первые шаги в мире искусства», Москва «Просвещение»,1991 г.,

Горяева Н. А.

5. Сборник авторских программ дополнительного образования детей.-М.: Народное образование, 2002.-311с.

6. «Творческие проблемы современных народных промыслов», Ленинград «Художник РСФСР», 1981г.

7. mtricot.narod.ru/fanfelting.html

8. inhandmade.ru/mokroe-valyanie/valyanie-podushki-iz-shersti-master-klass.html

9. inhandmade.ru/mokroe-valyanie/valyanie-vojloka-osnovy-valyaniya.html

10. www.wool-bulb.com/stiralka.html

11. www.wool-bulb.com/kak.html</</p>















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал