7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по технологии Веер

Исследовательская работа по технологии Веер

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

XX- районная конференция членов школьных научных обществ

муниципальных общеобразовательных организаций Туркменского района









Секция : Культурология ( Прикладное творчество)

Название работы: «Чудесный веер»





Автор работы:

Эреджепова Шахсенем, 9 класс

Место выполнения работы:

МКОУ СОШ № 9

с. Кучерла,

Туркменского района,

Ставропольского края

Руководитель:

Чередник Марина Николаевна,

учитель технологии МКОУ СОШ № 9

























с. Кучерла 2016 г.





Оглавление

1. Аннотация ……………………………………………………………….3

1. Введение …………………………….………………………………….4-5

2. Основная часть ………………………………………………………..6-12

2.1. Историческая справка…………………………………..………….....6-12

2.1. Исследование 1. История происхождения кружева и шкатулки.……5

2.2. Исследование 2. Разработка идей, вариантов проекта…………….….6

3. Заключение. ……………………………………………………………..15

3.1. Выводы и самооценка ………………………………..…………………15

4. Фотография изделия ……………………………………………………16

5. Библиографический список ……………………………..…..….…........17

6. Приложения ……………………………………………………………….18





































Аннотация

Проект, представленный на конкурс, рассматривает широкое применение одноразовой посуды, атласных лент, кружев, бусин, а также демонстрирует грамотно проведенное исследование, направленное на изготовление оригинального изделия и изучение технологии его изготовления.

Тип проекта - творческий.

В проекте представлены цели и задачи исследования, раскрыты этапы работы. Объект исследования - аксессуар, сделанный своими руками.

Предмет исследования - технология изготовления веера из одноразовых пластиковых вилок, лент, кружев.

Актуальность проекта обусловлена интересом в изготовлении веера, а так же самостоятельной творческой деятельности.

Практическая ценность работы заключается в том, что разработанные технологические карты изготовления изделий и наглядный материал по теме может быть использован учащимися для самостоятельного творчества, а также на уроках технологии, занятиях декоративно-прикладного направления.

Творческая работа содержит технологическую карту с поэтапным выполнением изделия. Выполнены экономические расчеты.

В результате работы над проектом, подтверждая гипотезу, что веер по настоящему оригинален и доступен в исполнении.

Проект может быть интересен не только тем кто увлекается элементами декора помещения и одежды, а также он, несомненно, привлечет внимание детей и их родителей.

























2. Введение

В последнее время стало очень популярно дарить на праздники, различные подарки ручной работы. И это не случайно, ведь подобные вещи значительно отличаются от стандартных штамповок, в каждой из них обязательно живет своя душа, хранится тепло, любовь и ласка создающих их человеческих рук и к тому же зачастую они изготавливаются специально для какой - то конкретной личности.

Подобные подарки изготавливаются при помощи многих различных техник рукодельного мастерства из совершенно разных и порой достаточно доступных бросовых материалов. К примеру, можно изготовить очень красивый декоративный веер для интерьера из обычных одноразовых пластиковых вилок, лент и множества различных безделушек.

Актуальность

Актуальность проекта обусловлена интересом в изготовлении веера, а так же самостоятельной творческой деятельности.

Цель:

- на основе изучения материала о веерах и пластмассе, с учетом современных модных направлений самостоятельно изготовить веер из пластмассовых вилок, используя для этого ленты, бусины, кружево и свою фантазию.

Задачи:

1. изучить историю веера;

2. изучить технологию изготовления веера;

3. изучить технику безопасности;

4. изучить сочетания тонов;

5. подобрать материалы, инструменты и приспособления;

6. изготовить веер;

7. рассчитать себестоимость изделия.

8. исследовать историю возникновения, развития и назначение веера; сделать оригинальный предмет (приложение 1).





Методы исследования:

Анализ литературы;

Апробация знаний в практической деятельности.

Проблема

Что для вас ассоциируется с Пушкинским временем? Я думаю, что на это вопрос ответят многие: балы, бальные платья и конечно же веер. Веер - незаменимый аксессуар любой дамы. Так что же подарить своим близким людям? Подарок купленный в магазине - это обычно, мне бы хотелось отличиться, сделать что - то особенное, оригинальное. Рассмотрев все свои возможности, четко поставила перед собой задачу - изготовить из бросового материала (вторичного сырья), веер который бы украсил любой наряд, интерьер квартиры и одновременно стал бы необычным сувениром для друзей и близких.

Требования к изделию

Будущее изделие должно быть красивое (декоративное), полезное (утилитарное), недорогое (экономически выгодное), безопасное для человека и окружающей среды (экологичное), легкое в обработке (технологичное), с минимальными затратами по времени.

3.Сбор информации

Прежде чем приступить к основной работе, я разделила весь этап на группы. К первой группе я отнесла сбор информацию о веере, как о предмете женской одежды.

Ко второй группе я отнесла исторические сведения.

К третьей группе формы и методы работы.





















2. Основная часть

2.1. Историческая справка

Веер - это приспособление, с помощью которого охлаждают лицо во время жары.

Кто первым придумал этот привлекательный аксессуар? Откуда он появился?

Исследовательская работа по технологии Веер



Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев - так появилась сама идея веера.

Веера бывают двух типов - складные и не складные. Первыми появились не складные веера. Это, как правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга.

Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер













В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул - «носитель веера с левой стороны».Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер





Например, китайский веер был известен уже в VIII-II веках до н. э.

Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер

















Конечно, первые веера представляли собой обычные листья или перья, затем стали использовать шёлк и пергамент.Исследовательская работа по технологии Веер

Веера делали из перьев страуса, павлина, затем стали применять отделки из кожи, слоновой кости, шёлка, применяли сандал и бамбук. На них изображался растительный орнамент, изображались горы, реки, водопады. Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер













К XV и XVI векам веера стали необходимым аксессуаром каждой дамы при дворе короля - это был стиль барокко. Они являлись необходимой составляющей дамского туалета. Девушки, прежде чем появиться в свет, должны были научиться пользоваться веером. Исследовательская работа по технологии Веер

В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни веера. XVII век - расцвет складного веера в Европе. А для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями и проч. Такое опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I - из черных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом. Его «прислал в дарех Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем». Опахала привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала.

Веера были разного цвета, и каждый цвет имел свое значение, например: черный - печаль; красный - радость; зеленый - надежду; веер, вышитый золотом - богатство

Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер













Исследовательская работа по технологии Веер



Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер



Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности - они изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии - символом военной власти.

Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII-II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника, лотоса.

В императорском дворце веера украшались шёлковыми вышивками - картинками, каллиграфией. И наконец - опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом.

Эпоха барокко

В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы «Французская гильдия» по изготовлению опахал процветала и её статус «поставщика двора» был подтверждён самим королём.

Французские правила были очень строгими, поэтому расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что, зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.

Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии, из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный или цветочный орнамент.

Материалы, которые использовались для изготовления вееров, были различны - шёлк, кожа, пергамент, плотная бумага. Некоторое время были в моде вееры с зеркальцами посередине (такие вееры не складывались).

Рококо

В эпоху рококо веер превратился в изящную игрушку, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того - теперь он стал доступен и представительницам буржуазии.

Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. Изменились и сюжеты - теперь большинство вееров были расписаны пасторальными сценками.

С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри» (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая.

Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.

Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.

В капиталистической Англии производство вееров было поставлено на промышленную основу. Помимо традиционных художественных сюжетов, английские мастера использовали рекламу товаров или правила игры в вист.

В России веер стал популярен в эпоху петровских реформ.

Век XIX - страусовый «бум»

В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке вееры стали изготавливаться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев.

Это привело, кстати сказать, к значительному сокращению популяции этой замечательной птицы. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такой сюжет - модная дама догоняет стаю перепуганных страусов.

В это же время наметилась новая тенденция - теперь вееры заказывают к определённым туалетам. Изменились и сюжеты. Теперь пасторальные и галантные сценки уступают место историческим сюжетам, активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные, а в эпоху ампир входят в моду античные мотивы.

Существовали также вееры-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как вееры-меню и вееры-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства.

Модерн

Мода эпохи Модерн тяготела к экзотике. Веер уже не нужен для флирта и кокетства - женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало - просто стильная штучка, присущая аристократической «dolce vita».

По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд.

Сюжеты в XX веке становятся ещё более разнообразными - здесь и международные события (парижские выставки, спуск на воду корабля, и даже строительство моста), карикатуры, лица кинозвёзд.

Веер здесь играет вспомогательную и довольно незначительную роль - его используют в качестве «последнего штриха» к светскому наряду и он вполне может быть заменён крохотной сумочкой.

Язык веера

Если кавалера той эпохи мы представляем со шпагой в руке, то дамским ее эквивалентом следует признать веер.

Франция. 1774 г. Еще со времен испанской моды сложился язык веера.

Веер был для светских дам XVIII века не только опахалом, но и «семафором», и иногда «прибором наблюдения». В традициях средневековой испанской школы тем или иным образом раскрытый или повернутый веер говорил «да» или «нет», назначал свидание или указывал на те или иные чувства…

Если его резко складывали, то как бы произносили: «Вы мне неинтересны!».

Развернутый, прикрывающий грудь веер молил: «Будьте сдержанным».

Веер, направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт.

Антипатию выражал узкий конец сложенного веера, а дуга, описанная им, предупреждала: «За нами следят...».

Когда сложенный веер держали прямо, это значило: «Говорите смело».

Если развертывали одну створку - предлагали братскую, чистую дружбу; если две - влюбленную дружбу.

Раздвинуть три створки было все равно что признаться: «Я вас люблю»;

полностью раскрытый веер - назначить свидание в доме кавалера;

раскрыть и резко сложить - свидание у дамы. «Когда?» - «В три часа в четверг», - отвечают три легких удара пальчиком по четвертой створке и т. п.

В веера вставляли зеркальца, которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде - обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик: ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.

Дамы предпочитали складные веера-гармошки. Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками. Постепенно размеры стали уменьшаться, все большее значение придавалось ажурным рейкам конструкции, а не полотну, их соединяющему. Такие ажурные веера получили даже особое название - «скелетики».

Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве». Веер в России только в XVIII веке становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета. Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер





3. Обдумывание проекта

В ходе подготовки к изготовлению вееров выяснилось, что многим учащимся нравится делать изделия из бумаги, паеток, шелковых лент. Я предложила учащимся заполнить анкету «Ваше хобби» (приложение 2).





















































































Заключение

Задачи поставленные перед своей работой, выполнила: познакомилась с историей появления и видами вееров, разработала технологическую карту изготовления данной поделки, и наконец, сделала своими руками удивительный аксессуар - веер из пластиковых вилок лент, кружев, бусин. Технологические карты предназначены для использования учениками, их родителям, да и всем, кто заинтересуется нашим проектом.

В заключении, хотелось сказать, что в современном мире кондиционеров и электрических вентиляторов, деловых костюмов и красивых, но практичных платьев веерам нет места ни как средству создания прохлады, ни даже как аксессуару.

Эти изящные вещицы превратились в предметы коллекционирования, настенные украшения, детали карнавальных и театральных костюмов.

А ведь еще чуть больше ста лет назад ни одна модница не могла обойтись без веера…

Веер безвозвратно уходит в прошлое…

А жаль…

В процессе работы я постаралась ответить на все интересующие меня вопросы, решила поставленные задачи, достигла цель, решила проблему. Выполнила своими руками веер из одноразовых пластмассовых вилок, который является теперь предметом гордости.

Овладеть техникой рукоделия никогда и никому не поздно. Главное - азарт, вдохновение, терпение и желание. Да, работа требует особой усидчивости и кропотливости. Но бонусы налицо - все ваши родные и друзья всегда с нетерпением будут ждать от вас рукотворные и неповторимые подарки собственного изготовления, что особенно ценно в наше время.

Мой веер изящен и лёгок, послушен ему ветерок.

Ах, дамы! Пусть воздух немного обдует вам пудру со щёк.

Послушная штучка такая. Мой пленник! Гуляю я с ним.

Пусть вам он лицо приласкает хоть чуть дуновеньем своим.





5. Реклама

Исследовательская работа по технологии Веер

















Сюлли-Прюдом 1839 - 1907 (французский поэт)

Мой веер изящен и легок,

послушен ему ветерок.

Ах, дамы! Пусть воздух немного

обдует вам пудру со щек.

Послушная штучка такая.

Мой пленник! Гуляю я с ним.

Пусть вам он лицо приласкает

хоть чуть дуновеньем своим.

Взмахну веерком понежнее,

а локон взовьется и - ох! -

от вздоха ушко покраснеет,

такой будет пламенный вздох.

Винюсь, но шальная потеха

взбодрит, может статься, и вас.

Когда не взорветесь от смеха,

так слезы польются из глаз.















Библиографический список

1. Давыдова Г.Н., Детский дизайн. Поделки из бросового материала.

2. Кротова М.Я. Иллюстрированная энциклопедия моды. - М., 1987.

3. Фишкина П.Л. Мода и стиль. Современная энциклопедия. - М., 2002.

Интернет-ресурсы

4. www.millionpodarkov.ru Миллион подарков.

5. stranamasterov.ru Страна мастеров.

6. dompodelok.ru/handmade/peredelki/114-velikolepnyy-veer.html

7. masterpodelok.com/podelki/podelki-iz-brosovogo-materiala/1187-veera-iz-odnorazovyh-vilok-podelki-iz-brosovogo.html

8. www.magic-dom.ru/index/master_klass_mk_veer_avtor_linna/0-109

9. stranamasterov.ru/node/328041

10. www.radugamaster.ru/index.php/ukrasheniya-svoimi-ruka

11. marrietta.ru/post173964041/?upd#













































Приложение №1

Технологическая карта



Инструменты и приспособления.Исследовательская работа по технологии Веер



1. Одноразовые вилки

2. Клей момент.

3. Картон(цветной)

4. Ножницы.

5. Карандаш.

6. Бусинки

7. Ленты

8. Рюши





Обводим диск на картоне, для веера вырезаем 1 кружок, разрезаем пополам. Сам диск не используется в изделии, по плотности достаточно картона.

Проводим карандашом черту вдоль края, отступив примерно 2 см.

Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер



На клей приклеиваем вилки "изнанкой"к картону. Нужно, чтобы вилки головками лежали плотно друг другу, но не залезая внахлест, просто рядышком. Когда наклеили все до конца, наклеиваем верхнюю часть картона параллельно нижней, чтобы закрыть хвостики вилок.





Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер





Должен получиться каркас веера. Берем вторую половинку картона, промазываем хорошо белую сторону клеем и прикладываем сверху, хорошо прижимая. Получилось так:

Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер



















Берем различные по ширине и цвету ленты и продеваем начиная с края. Начинать работать нужно с левой стороны, отступив примерно четыре сантиметра от клееного наконечника. Вплетать ленту нужно аккуратно, полностью продев ее сначала над первой ручкой, так следует двигаться через все ручки.

Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер

Заканчиваться лента должна на последней пластиковой ручке вилки. Обрезаем концы на расстоянии одного сантиметра, приклеиваем их к задней части веера из вилок.Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер





Берем рюши. Оформляем веер сверху. Продеваем ленты между зубчиков, можно немного подклеить, чтобы хорошо держалосьДальше украшаем веер бусинками, пайетками, бисером.

Исследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии ВеерИсследовательская работа по технологии Веер



























































































Приложение 2.





Анкета «Ваше хобби»

1. Каким видом декоративно - прикладного творчества любите заниматься?

2. Какие материалы используете в своей работе?





18



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал