- Учителю
- Творческий проект по технологии
Творческий проект по технологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17»
Творческий проект по технологии на тему:
Кони на льду
(техника- вышивка гладью).
Выполнила
ученица 11 класса
Гасанова Сабина
Руководитель- консультант
учитель технологии Гречишкина О. В.
2015-2016 год
Содержание
1. Выбор и обоснование проекта………………………………………3
2. Цели и задачи проекта………………………………………………4
3. Схема обдумывания. Выявление основных параметров……………….……………………………………………..4
4. Выбор варианта проекта……………………………………………5
5. Дизайн-спецификация………………………………………………8
6. Оборудование и инструменты………………………………….….9
7.Используемый материал…………………………………………..…9.
8. Правила безопасности во время работы……………………………9
9. Санитарно-гигиенические требования…………………………….10
10. Историческая справка. …………………………………………….10
11. Банк идей и предложений …………………………………………15
12.Выбор эскиза………………………………………………………..16
13.Последовательность вышивания…………………………………..16
14.Технологическая карта.……………………………………………...16
15. Оценка проделанной работы……………………………………….17
16. Контроль качества…………………………………………………...17
17. Экономические расчеты…………………………………………..…18
18. Эстетическая оценка изделия……………………………………….19
19. Экологическая оценка……………………………………………….19
20. Реклама изделия……………………………………………………..20
21.Пояснение к терминам,……………………………………………..20
22. Вывод-заключение…………………………………………………..21
23. Список литературы …………………………………………………22
1. Выбор и обоснование проекта
Человек меняется всю жизнь. Меняются его взгляды, вкусы, пристрастия.
И только желание окружать себя красивыми вещами остается неизменным. Воистину счастлив тот, кто умеет творить своими руками красивые вещи.
Проявив немного внимания и терпения, картину сможет сделать любой человек.
Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии полностью заменили ручной труд. Оглядываясь назад, мы видим, каких вершин достигло это древнее искусство в минувшие столетия. Хочется верить, что эпоха вышивки не ушла безвозвратно в прошлое, что придет время, когда этот помысел возродиться вновь во всем блеске.
Поэтому я посчитала очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда - то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастерицы.
Для занятия декоративно-прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции, цветоведения, единых как для станкового, так и для декоративного искусства. Без этих знаний невозможно избежать досадных ошибок в процессе создания декоративного изделия, не появится уверенность в собственных силах.
Я решила, что вышитая картина станет замечательным украшением любого интерьера и подарком на юбилей моей бабушке. Она выросла в деревне и как все девушки, тоже занималась рукоделием. Знает цену таким вещам и будет довольна тем, что кони - это её любимые животные. "Вышивка для меня - это возможность выразить свое отношение к окружающему миру, красоте природы ".
2. Цели и задачи
Цель: Выполнить картину в технике художественная гладь «Кони на льду»
Задачи:
1. Совершенствовать технические приемы вышивки гладью.
2. Развить способности к эстетическому восприятию.
3. Развить творческую активность и мотивацию в использовании
свободного времени.
3. Схема обдумывания
«Кони на льду»
Экономическое
обоснование
Охрана труда
Технология
изготовления
Конструирование,
Моделирование
Потребность
Инструменты,
приспособления
оборудование
Историческая справка
Мода, стиль
эскиз
Материалы
Варианты
Критерии и оценки
Наличие заказа и спроса на рынке
Наличие материалов
Наличие инструментов и оборудования
Достаточность умений и навыков
Другое
№ 1Картина «Кони и цветы»
+
+
+
+
+
№ 2Иллюстрация картины «Кони на льду»
+
+
+
+
+
№ 3
+
_
+
_
+
4№
+
+
+
_
+
4. Выбор варианта проекта
№ 1 «Кони и цветы»
№2 « Кони на льду»
№ 3 «Белые кони»
№ 4 «Бегущие кони»
Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальным вариантом является вариант №2 потому, что ручная работа, выполненная в технике «вышивка гладью», всегда имеет спрос на рынке, у меня есть необходимые умения и
навыки, необходимые для работы материалы, инструменты и оборудование. Кроме того, этот вариант имеет ряд преимуществ над прочими вариантами, предложенными в таблице.
5.Дизайн-спецификация.
Наперсток
Игла
Ножницы
Пяльцы
Схема
Наименование изделия
Чем?
Инструментами.
Где?
Место применения
Из чего?
Материалы.
Жилое помещение.
Нити мулине
Ткань канва
Сколько?
Малые финансовые затраты.
Для чего?
Для украшения интерьера.
Как?
Ручной способ изготовления.
Для кого? Для себя.
6.Оборудование и инструменты
«Кони на льду»
Пяльцы
деревянные
Ножницы
маникюрные
Игла для вышивания
Наперсток
Схема для вышивания
Утюг
Рамка
Основные
инструменты
для швейных машин
ручные
иглы
медицинские
без винта
с винтом
деревянные
пяльцы
ножницы
маникюрные
хирургические
слесарные
дисковые
кровельные
портновские
для вышивания
7.Используемый материал
«Кони на льду»
нитки
ткань
канва
мулине
шелковые
8.Правила безопасности во время работы
-
Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.
-
Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.
-
Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.
-
Если игла не нужна, её следует вколоть в подушечку.
-
Нельзя пользоваться ржавой, гнутой иглой.
-
В процессе работы необходимо пользоваться наперстком.
9. Санитарно-гигиенические требования
-
Перед началом работы необходимо вымыть руки
-
Источник света должен находиться слева
-
Каждые 1 - 1,5 ч глазам необходим 30 мин. Перерыв и расслабление
-
Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук и спины
-
Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы и язык.
10. Историческая справка
В старину каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях женщины украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать заcтилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали вдоль стен полотенца - "убрусы", так же их вешали на окна и божницу. Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским делом. С 8-9 лет крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе приданное к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка разделилась на "народное искусство" и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. Европеизация дворянского быта повлияла и на вышивку. Появились новые виды техники вышивки: бисером, стеклярусом, синелью, теневой гладью. Дворянский костюм особенно богато украшали золотом и серебром, драгоценными камнями, изящной белой гладью, бисером, стеклярусом. В дворянском быту вышивка тоже играла огромную роль, ее использовали для оформления интерьера - вышивали ковры, обивки мебели, панно, портьеры, постельные принадлежности. Часто вышивку употребляли для украшения небольших бытовых предметов и дополнений к костюмам - сумочек, накидок, бумажников, письменных и туалетных принадлежностей.
Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу. Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую.
Виды глади.
Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом «вперед иглу» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом «вперед иглу», затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.
Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.
Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.
Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
Плоская гладь
Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.
Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б).
В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).
Гладь вприкреп
Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.
Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а короткий прикрепляющий стежок - в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. б). Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.
Гладь с настилом
Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (см. рис. слева, а). Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил (рис. а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. в). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.
Теневая гладь
Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади.
Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводим изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка.
11. Банк идей и предложений
Так как я не очень рисую мне пришлось выбирать картину из существующих.
12.Выбор эскиза
Из всех представленных эскизов я выбрала последний , так как он действительно соответствует моему представлению о животных и их красоте.
13.Последовательность вышивания
Вышивку картины следует начинать с мордочки лошадей и следует начать вышивание с мелких деталей - это глаза, ноздри. Затем вышивать верхнюю часть лба, ушки, холку и последовательно переходить к туловищу. Когда мордочка вышита, переходим к гриве, начиная, с верхней части и опускаясь вниз. После окончания работы над животными переходим к водоёму. Лёд начинаем вышивать с тёмно-синего переходя к более светлым тонам, можно последовательность изменить. Белым цветом вышиваем лунную дорожку. Линию горизонта и небо выполняем как и лёд. Кроны деревьев вышиваем гладью вприкреп.
14.Технологическая карта
№п/п
Выполненная операция
Материалы
Техника выполнения
Инструменты.
1.
Выравнивание краев ткани
Ткань размером 40x60
Измерение
Линейка, карандаш, ножницы.
2.
Распределение рисунка на канве.
Ткань, рисунок.
Точность перевода
Линейка карандаш.
3.
Перенос рисунка на ткань.
Канва.
Копирование
Копировальная бумага, карандаш.
4.
Порядок выполнения вышивки
5.
Кони
Черные нити, коричневые, песочные ткань
Мелкие стежки
Игла, пяльцы, ножницы, нитки.
6.
Лёд
Все оттенки синего, голубой, белый, ткань.
Мелкие и крупные стежки
Игла, пяльцы, ножницы, нитки.
7.
Небо
Все оттенки синего, голубой, белый, ткань
Мелкие и крупные стежки
Игла, пяльцы, ножницы, нитки.
8.
Деревья
Бежевые нити
Игла, пяльцы, ножницы, нитки.
9.
Приметать золотую ленту
Золотая лента
Иголка, нити, ножницы.
10.
Пришивание ленты
Ткань, красная косая бейка.
Швейная машинка, ножницы.
11.
Стирка изделия.
Готовая скатерть.
Вода, таз, порошок.
12.
Тепловая обработка.
Скатерть.
Гладильная доска утюг.
15. Оценка проделанной работы
Выполняя эту работу, я окунулась в историю, узнав для себя много нового, позволяющего расширить свои знания о мастерстве наших бабушек, умении, казалось бы, из незатейливых простых, на первый взгляд вещей создать нечто необыкновенное, удивительное, неповторимое чудо. Вышивка гладью получилась такой, какой я ее себе представляла, яркой, воздушной. Мою работу оценили одноклассники, учителя, родители. Затраченные усилия были оправданы. Иметь дома изделия, выполненные своими руками, позволяют почувствовать себя значимой личностью, знать, что я достойная наследница мастерства своих предшественников. Я собираюсь и в дальнейшем продолжить работать над разработкой изделий для декора квартиры в разных техниках.
16. Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
-
Рисунок соответствует схеме.
-
Цвет нитей изделия совпадает с цветом нитей на схеме.
-
Вышивка выполнена аккуратно, на внешней стороне нет ошибок
-
Изделие чистое, проглаженное с изнаночной стороны утюгом.
-
С изнаночной стороны нет узелков, нити заправлены в соответствии с цветом.
-
Готовая работа вставлена в рамку.
-
Экономическое обоснование
Себестоимость C= +C2+Ao(Амортизационные отчисления Ao)
Затраты
Стоимость за единицу
Количество
Общая стоимость
Стоимость материалов (C1)
Ткань
140р. За 1 м.
100/0,6
84
Нити
18р. за 1шт.
55шт
990
Рамка
320р. за 1ш.
1
320
Стоимость оборудования
Схема
1
своя
Пяльцы, ножницы, игла
свои
свои
свои
Ao= 2,5 рубля
Расходы за коммунальные услуги с учетом времени выполнения работы примерно могут составить около150 рублей.
Итого: 1544 рубля
Вывод: Выполнять изделия для интерьера самой не только приятно, но и выгодно. Готовое изделие такого же образца стоит больше 5000- 6000тысяч. тысяч.
18. Эстетическая оценка изделия
Эстетический вид изделия во многом определяется правильным подбором материалов. Все цвета вышивки должны гармонировать между собой. В основе вышивки лежит сочетание светлых и темных тонов. Обратить внимание на оформление.
-
Экологическая оценка
Перечислим компоненты, необходимые для работы. К ним относятся: нитки, канва, пяльцы и иглы для работы. В данной работе я использую нитки российского производства. Пяльцы из чудесного дерева бука, изготовлены в Индии. Иголки - из высоколегированной стали - российского производства, для длительного пользования.
Из вышесказанного следует, что основные компоненты для вышивания не наносят природе вреда, ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации. Они не вызывают аллергии, не действуют раздражающе на зрение.
20.Реклама изделия
Не можете найти подарок? Мы его уже нашли за Вас! Купите одну из наших работ из серии «Ручная вышивка» и подарите своим друзьям и близким чудесный мир ручной вышивки. Вышитые работы придают необыкновенный уют, прекрасно дополняют любой интерьер. Купите одну из наших работ, и вы не пожалеете об этом! Желающим можем провести мастер класс.
21. Пояснение к терминам
Канва - сетчатая хлопчатобумажная (реже льняная) сильно аппретированная ткань. Применяется как основа или трафарет для вышивания, иногда как прокладочный материал в одежде.
Пяльцы - приспособление для натягивания ткани для вышивки.
Нитки - кручёные изделия, вырабатываемые из х/б, шерстяной, льняной пряжи, шёлка-сырца, химических нитей.
Вышитая гладью картина - умный и практичный подарок, поскольку для него не потребуется специального ухода, такой портрет не потеряет яркости с годами и будет радовать обладателя своей красотой. Вышитый гладью портрет может стать изюминкой вашего дома.
22. ВЫВОД - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что дает мне и тем людям, которым нравится заниматься искусством вышивки? Какие мы испытываем ощущения? Некоторые рукодельницы (например, моя бабушка) говорят, что счастье, покой. Другие объясняют, что после трудового дня вышивка позволяет им расслабиться, раскрыть свои таланты, поделиться с друзьями успехами. Мне нравится, что на глазах происходит рождение Красоты, я радуюсь, когда заканчиваю сложную работу, и счастлива, что я тоже что-то умею! А ведь радость - то чувство, которое так нам необходимо!
Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка позволяет вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку вкладываешь частичку себя. Из-за этого она гораздо ценнее, чем такое же фабричное изделие. Тот, кто получит такой подарок, оценит и поймет, что за его изготовлением проведено много времени. Такой подарок никогда не забудется!
Когда я собиралась вышивать, я решила, что моя вышивка должна быть красивой, аккуратной, нужной, недорогой, сделанной от всего сердца. Очень надеялась, что смогу передать в картине чудеса и возможности, разнообразие видов вышивки.
Ещё я поняла, что мастера вышивания дарят людям радость и красоту. Чтобы научиться хорошо вышивать нужны: терпение, аккуратность, ловкость рук, фантазия, цветовосприятие, стремление к творчеству.
Я приносила свою работу в класс. Мои одноклассники с огромным интересом ее рассматривали. Вышиванием заинтересовались не только девочки, но и мальчики.
Заканчивая эту работу, я подвожу итоги своей вышивальной деятельности на данном этапе. Главное - это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое я получила, проходя все этапы вышивания картины. Проведя за работой много часов и дней, я еще раз столкнулась с необходимостью дисциплины, организованности, контроля над собой. В приподнятом восторженном состоянии я настраиваюсь на другие работы.
Мои выводы:
-
работая над проектом, я познакомилась с историей русской вышивки;
-
освоила технологию вышивания гладью;
-
мои одноклассники поделились своим опытом в вышивании, а некоторые ребята пожелали научиться вышивать такие картины, совмещая одновременно несколько видов вышивания.
Спасибо тебе, вышивание!
23. Литература
1. Еременко Т.И. Вышивка: Техники. Приемы. Изделия.-М.: АСТ -ПРЕСС.2000
2. Материалы Интернет - ресурсов:
Журнал «Пятница»;
Сайт «Рукодельный Рунет»;
Сайт «Trish Burr».
3.
4.
5.