7


  • Учителю
  • Разработка урока по технологии 'Первые шаги вышивки' (5 класс)

Разработка урока по технологии 'Первые шаги вышивки' (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Это  урок в 5-ом классе из  раздела « Технология обработки ткани», где я сначала знакомлю учащихся с разновидностью  ручных стежков и строчек, их техникой выполнения. Предложенный мною урок – это первый урок по вышивке  из данного раздела , на котором   учащиеся практиче
предварительный просмотр материала



Разработка открытого урока в 5-ом классе

Тема урока: Первые уроки вышивания. Контурные швы.

Цель урока: изучение технологии выполнения основных контурных стежков .

Задачи:

  1. Образовательные - ознакомить учащихся с основными видами контурных стежков и строчек вышивки ; научить технически их грамотно;

  2. Воспитательные - вызывать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды.

  3. Коррекционно-развивающие - улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся; развивать творческие способности личности; знакомить их с образцами самых популярных видов вышивки

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

  • теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей учащимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и слайдов на интерактивной доске

  • практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани)самостоятельно, при непосредственном участии учителя.

Материальное обеспечение:

  • Слайды

  • Карточки со схемами

  • Образцы

  • Материалы и инструменты.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка присутствия учащихся( по журналу), проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Постановка темы и цели урока.

3. Изложение нового материала.

I. Историческая справка.

Учитель:

Вышивка - один из самых древнейших видов декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали простые и дорогие ткани в подлинные произведения искусства. Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).

Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ - весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.

В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах плести кружева. К 13 -15 годам она должна была своими руками приданное (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой.

Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на большие и малые праздники, на похороны и т.д.

Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но и были таким традиционным русским подарком: на свадьбу жениху, всей ее родне, свахе, дружкам и почетным гостям; на крестинах - крестному, попу, дьякону и т.д.

Перед свадьбой на выставке приданного по количеству холста, по совершенству вышитого узора, односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось какая хозяйка входит в дом.

Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениям. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. В русской вышивке, например, большую роль играет геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, а также барса с поднятой лапой.В форме ромба изображалось солнце, птица символизировала приход весны и т.д.

Основными мотивами узоров, украшающих национальные вышивки народов Средней Азии, являются круглые розетки и узоры растительного характера. Выполняют их нитками ярких цветов. В вышивках народов прибалтики встречаются различные приемы гладьевых швов, выполняемых яркими шерстяными нитками, а также тонкие вышивки белыми нитками на белых тканях.

Нарядные вышивки Украины отличаются чётким, графическим изображением орнамента, лёгкостью узора. Особое место в украинских вышивках занимают рушниковые швы. Традиционный рушниковый орнамент, преимущественно растительного характера (иногда со стилизованными мотивами птиц и зверей), делает эти рушники необыкновенно красочными и неповторимыми. Выполняют рушниковые швы нитками красного цвета, иногда прибавляя синие или чёрные.

Контурная вышивка в оформлении одежды и домашней утвари казахского народа, это её выполнение по краям орнамента, использую при этом отделочные нитки, бисер, пайетки.

Рассказ сопровождается показом иллюстраций и образцов контурных вышивок, выполненных учащимися старших классов.

II. Классификация вышивок.

Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

III. Инструменты и материалы для вышивания.

При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления.

В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки. Нитку в иглу вдевают так, чтобы при закреплении ее на ткани не делать узлы. Для этого одну(две или три) нитку складывают концами вместе и продевают в иглу. Начиная работу, делают на ткани маленький стежок и тянут нитку до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают. В конце работы нитку закрепляют на изнанке несколькими стежками швом назад иголку.

К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.

  • Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора. При выполнении швов левая рука находится внизу, правая сверху пялец.

  • Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток, и большие - для раскроя.

  • Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 - для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.

Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.

Для перевода рисунка на ткань используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.

Калька- это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.

Вопрос учащимся: Какие инструменты и приспособления вам знакомы?
Вопрос учащимся: С какими инструментами и приспособлениями вы работали?

Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов мы можем приступать к выполнению практической части урок

IV. Практическая работа.

Организация рабочего места.

Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы - в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.

В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе:

  • с ножницами

  • ручной иглой

  • булавками

  • утюгом

Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и влажно-тепловой обработки. .

Теперь познакомимся с контурными швами вышивки.

1.Шов вперед иголку. Выполняя шов справа налево с набором на иглу 2-3 нитей ткани. Шов применяется при обведении контура рисунка.

2.Шов назад иголку(строчевой или ручной стачной). Выполняют, вводя иголку справа налево, а затем протягивают нитку с изнаночной стороны на два стежка вперед.

3.Тамбурный шов. Имеет вид цепочки, состоящей из ряда петелек, последовательно выходящих одна из другой.

4.Стебельчатый шов. Для выполнения делают иглой один лицевой стежок вперед, а с изнаночной стороны набирают на иглу половину длины стежка назад так, чтобы вышивальная нитка выходила из ткани ниже стежка(нитка всегда в одном положении сверху строчки, или снизу строчки).

5. Шов «елочка». Аналогичен выполнению шва «тамбурная цепочка» с той лишь разницей, что иглу вводят в ткань попеременно то с левой, то с правой стороны от центральной линии шва.

Берем лоскут ткани (20х20) гладкокрашенного ситца (можно бывшего в употреблении ) и переносим на него линии с карточки - схемы.

Захватываем 2-3 нити ткани в начале первой строчки почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов "вперёд иголку". Шов состоит из последовательных стежков, укладывающихся по линии Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и контура, который может быть прямолинейным или криволинейным. Шов выполняем справа налево, игла направлена всегда вперёд. Стежки должны быть одинаковыми по величине, длиной 2-3мм. Шов "вперёд иголку" применяется в шитье для обрисовки контуров и для смётки деталей, в вышивке этот шов выполняем толстыми нитками.

Переходим на вторую линию и выполняем "тамбурный шов". Тамбурный шов соответствует цепочке из воздушных петель, связанных между собой.

Иглу направляем остриём вниз и каждый стежок образует петлю за счёт того, что до прокалывания ткани и выхода иглы на лицевую сторону материала движением правой руки рабочая нить укладывается на ткани по дуге. Вытянутая затем из ткани игла оказывается расположенной над этой дугой. Тамбурный шов применяется в украинских народных вышивках.

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В вышивках чаще всего применяется для исполнения стеблей, но может применяться для заполнения кружков либо других фигур. Удобнее исполнять стебельчатый шов снизу вверх либо слева направо. Иглу с рабочей нитью направляем назад, выходим на лицевую сторону материала примерно посредине последнего стежка, нить лежит слева либо справа от него. По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя под 5-7 стежком с изнанки и отрезаем остаток нити.

Шов ручной- стачной выполняется следующим образом: стежок делают по лицевой стороне назад, а затем по изнанке два стежка вперед.

V. Итоги урока.

Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии и длину стежка.

Проверка выполняемой работы и оценивание.

Домашнее задание: закончить работу, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены.

Опорные понятия: мулине, пяльцы, копировальная бумага, шов "вперед иголку", "стебельчатый шов", "назад иголку", "тамбурный шов", «елочка». ( Написаны на доске).



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал