- Учителю
- Методическая разработка учебного занятия IT-технологии в 6 классе «СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ Пиксель-Арт»
Методическая разработка учебного занятия IT-технологии в 6 классе «СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ Пиксель-Арт»
План-конспект занятия по теме:
«СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
ПО ТЕХНОЛОГИИ Пиксель-Арт»
Ганжа Ирины Павловны,
учителя математики и информатики
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 93» Центрального района г. Барнаула
Пояснительная записка
В период информатизации общества усиливается общеобразовательная и социальная роль информатики как фундаментальной естественной науки об информации и информацион-ных процессах. Формирование сознательного отношения школьников к освоению современных компьютерных технологий обусловило необходимость расширения объектов учебно-познавательной деятельности учащихся основного и среднего школьного звена.
Содержание обучения раздела «Компьютерная графика», для детей 11-13 лет имеет большую практическую направленность и учитывает актуальные интересы школьников. Формирование умений и способов деятельности в среде графических редакторов, овладение навыками технологии Пиксель-арт активизирует исследовательский и творческий потенциал учащихся, позволяет им более полно и ярко реализовывать собственные идеи и фантазии. Детям очень нравится работать с графическими объектами. Инструменты компьютерной графики служат средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.
Данная методическая разработка учебного занятия была опробирована на уроке IT-технологии в 6-м классе МОУ «СОШ № 93» Центрального района города Барнаула, проходившего 22.09.09.
Согласно школьного базисного плана 6 класс обучается информационным технологиям раздела «Компьютерная графика» первый год по программе, соста-вленной на основе Государственного стандарта общего образования по дисцип-лине «Информатика и ИКТ» (от 14.09.04) и комплексной программы «Юный дизайнер», изданной под редакцией Т. Б. Корнеевой негосударственного обра-зовательного учреждения «Ведущий институт развивающих технологий» образовательного центра «Школьный университет» в 2009 году.
Цели занятия. Учащиеся должны узнать что такое растр, пиксель, технология Пиксель-Арт, научиться создавать несложные рисунки по технологии Пиксель-Арт. Необходимо создать условия для развития навыков работы в среде растровых графических редакторов, воспитания у детей чувства красоты, гармонии, умения работать индивидуально и в коллективе.
Тема занятия: «СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ Пиксель-Арт»
Продолжительность занятия 2 часа (90 минут).
Тип занятия: комбинированный.
Основные принципы обучения: наглядности, научности, системности, диф-ференциации, соразмерного сочетания образования и самообразования.
Оборудование урока: занятие проходит в кабинете информатики, оснащенном интрактивной доской InterWrite SchoolBoad , и 7-ю персональными компьютера-ми для учащихся, на уроке используются разделы "Упражнения", "Справка", "За-дачник" электронного практикума «Юный дизайнер» ОЦ «Школьный Универси-тет», учебная презентация (электронный диск), технологические карты (Прил.3, 4)
Особенности организации учебной деятельности: большинство заданий выполняется учащимися индивидуально в среде Электронного практикума (ЭП) учебного курса «Юный дизайнер» на персональном компьютере (ПК) и в рабочей тетради (РТ) учащихся. Коллективная работа детей проходит в режиме интерак-тивной доски (ИД), где рассматриваются основные теоретические вопросы, ал-горитмы и приемы работы в рамках технологии Пиксель-Арт. Индивидуальная работа учащихся подразумевает деление учебной группы (15 человек) на две подгруппы. Сначала 1 подгруппа индивидуально выполняет задания по плану урока в ЭП за ПК, а 2 подгруппа - коллективно выполняет упражнения ЭП на ИД, а выводы записывает в рабочих тетрадях. Потом подгруппы меняются местами. Итог занятия, инструктаж по домашней работе осуществляется в ходе фронтальной работы всех учащихся.
Этапы занятия:
-
организационный момент (2 мин.);
-
входное тестирование(5 мин.);
-
актуализация опорных знаний и умений (3 мин.);
-
мотивация учебной деятельности (3 мин.);
-
постановка задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся (2 мин.);
-
изучение нового материала (10 мин.);
-
физкульт-минутка (2 мин.);
-
знакомство с алгоритмом выполнения рисунка в технологии Пиксель-Арт (на примере создания дерева, веточки вишен) (15 мин.);
-
рефлексия по содержанию (3 мин.),
-
перемена (15 мин.);
-
практическая работа (по подгруппам) (35 мин.);
-
рефлексия по содержанию занятия, итоговое тестирование (7мин.);
-
постановка индивидуального домашнего задания (3 мин.);
Таблица 1
Основные средства и методы обучения.
Этапы занятия
Основные средства этапа
Основные методы
Идеальные
Материали-зованные
Матери
альные
Преподава
ния
Учения
Входное
тестирование
Повторение изученного материала
Разминка ЭП (урок 2,3)
Интерактивная доска (ИД), маркеры
Учебные вопросы (УВ) разминки ЭП(урок 2)
Наблюдение, слу-шание, 1 ученик у доски выбирает ответ из предло-женных вариантов Остальные уче-ники анализируют ответ ученика.
Актуализация
опорных знаний
и умений,
Сравнение, абстрагирование, идеали-зация, клас-сификация
Програм
ма Paint,ин-струменты: карандаш, ластик, па-литра, кри-вая, эллипс, выделение
ИД, визу-альный ряд работ прошлого урока и домашне-го задания (Прил.1)
УВ по спо-собам соз-дания рису-нка в среде ГР Paint. Де-монстрация ученических работ
Наблюдение, слу-шание, анализ, ответы на постав-ленные вопросы.
Мотивация учебной
деятельности
Анализ уро-вня мотива-ции, практи-ческой значи-мостиучеб-ного матери-ала, самосто-ятельность,
Результаты использова-ния инстру-ментов ГР Paint присоздании качествен-ных графи-ческих объ-ектов(ГО)
ИД, визуа-льный ряд работхудо-жников, выполнен-ных в тех-нологии Пиксель-Арт (ПА) (Прил.2)
Демонст-рация виде-оряда работ художников, УВ о важ-ности уме-ний созда-вать каче-ственные ГО
Наблюдение, слу-шание, анализ, ответы на постав-ленные вопросы
Постановка учебной
задачи
Анализ уро-вня обучен-ности и обу-чаемости, аб-страгирова-ние, идеали-зация, анало-гия, класси-фикация
Приемы создания качествен-ных ГО в среде Paint
ИД, эски-зы учеб-ной задачи («Дере-во», «Ве-точка ви-шен»). Ра-бочие тет-ради уча-щихся (РТ)
Демонстра-ция учебной задачи, воп-рос о спо-собах её достижения.
Наблюдение, слу-шание, анализ не-известных прие-мов работы, отве-ты на вопросы, целеполагание, фиксация инди-видуальной учеб-ной задачи в РТ
Изучение нового
материала
Сравнение, абстрагирова-ние, идеали-зация, анало-гия, класси-фикация.
Приемы создания сетки, до-полнитель-ной пали-тры, теней и бликов на ГО.
ИД, визу-альный ряд, при-ёмов ра-боты в техноло-гии ПА
Рассказ, де-монстрацияприёмов ра-боты
Наблюдение, слу-шание, анализ, фиксация приёмов работы в РТ
Физкульт-минутка
Знакомство с алгорит-
мами выполнения
учебной задачи
Сравнение, абстрагирова-ние, идеали-зация, анало-гия.
Алгоритмы создания ГО в среде Paint по техноло-гии ПА.
ИД, ЭП (урок №2), алгоритм работы над учеб-ной зада-чей (Прил. 3, 4.)
Постановка УВ, рассказ, демонстра-ция техноло-гическойкар-ты учебной задачи
Ответы, наблю-дение, слушание, анализ, фиксация алгоритмов работы в РТ
Перемена
Пактическая работа
Классифика-ция форм учебной де-ятельности, аналогия, анализ уров-ня дисципли-нированности, самостоя-тельности
Программа Paint, инс-трументы: карандаш, ластик, па-литра, кри-вая, эллипс, выделение, Приемы со-здания сет-ки, допол-нительной палитры, теней и бликов на ГО.
Персональ-ные ком-пьютеры, ЭП(2), РТ
Контролирование рабо-ты учащих-ся, помощь тем, у кого возникли проблемы при работе с ЭП.
Подгруппа 1- работает по ЭП(2) выполняет рису-нок дерева, веточ-ки вишен.
Подгруппа 2 - работает по РТ ЭП:заполняет пропу-щенные места, изучает материал справки, коллек-тивно выполняет на ИД Задания1, 2
Через 17 минутгруппы меняются местами.
Рефлексия по
содержанию
занятия
Самоанализ выполненной работы
Компьютер-ные рису-нки, выпол-ненные по технологии ПА
Ученические ПК, ИД
Демонстра-ция учени-ческих ра-бот, выпол-ненных на ИД
Демонстрация своих работ.
Постановка ин-
дивидуального ДЗ
Классифика-ция задач по сложности, анализ уров-ня самосто-ятельности
ЭП(урок2), дифференцированное за-дание № 4-9.
ИД
Сообщает критерии оценивания ДЗ: «зачте-но» № 4,5;
«4»+№6,7
«5»+№8
Определяют самостоятельно уровень слож-ности ДЗ
Таблица 2
Ход занятия
По итогам проведенного занятия в 6- классе можно сделать следующие выводы:
-
урок достиг поставленных целей: ребята изучили терминологию техноло-гии Пиксель-Арт, научились создавать несложные рисунки в рамках этой технологии (Прил 2, 5);
-
учителем были созданы условия для развития навыков работы в среде ГР Paint, воспитания у детей чувства красоты, гармонии, умения работать индивидуально и в коллективе;
-
содержание урока было доступно в освоении, интересно и увлекательно для детей 11-13 лет; все ребята освоили приемы работы в рамках технологии Пиксель-Арт, примеры выполненных заданий приведены в приложении 1, 5, а структура выполненения учебных заданий отражена в таблице 3;
Существенную сложность в реализации методической разработки урока состав-ляет момент организации групповой и индивидуальной деятельности учащихся в условиях недостаточной оснащенности учебного процесса компьютерной техни-кой. Эта проблема хорошо решается посредством использования ИД.
Таблица 3
Результаты урока
Учебная задача урока
Справились с учебной задачей
Кол-во учащихся
% учащихся
Задание пиксельной сетки
15
100
Задание дополнительной палитры
10
66
Задания 1
10
66
Задания 2
12
80
Рисунок дерева
15
100
Рисунок веточки вишен
7
47
Оценка «хорошо»
8
53
Оценка «отлично»
7
47
Приложение 1. Варианты выполненного домашнего задания.
Задание 4.
Раскраска домика и прорисовка фона (добавле-ние кота, травы, ёлки, неба)
Задание 5.
Расраска овечки, тра-вы, листьев, божьей коровки, добавление фона
Задание 6.
Раскраска кота
Приложение 2. Примеры рисунков, выполненных на уроке в технологии Пиксель-Арт (из ЭП, урок 1, 2)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Приложение 3. Технологическая крта создания «Дерева»
1. Учебная задача «Дерево».
2. Задаем пиксельную сетку и контур ствола дерева
3. Задаем изгибы ствола и дополнительную палитру ствола
4. Задаем тень.
5. Дополняем тень переходами
6. Закрашиваем ствол
7. Задаем отсветы и цветовые переходы
8. Задаем дополнительную палитру для кроны и базовый элемент листвы
9.Разукрашиваем базовый элемент листвы, создаем крону дерева, с по-мощью инструментов копирования, вставки, преобразований рисунка.
10. Убираем пиксельную сетку.
Приложение 4. Алгоритм создания «Веточки вишен»
1. Учебная задача «Веточка вишен»
2. Задаем масштабную сетку, направляющую изменения цвета и теневой диск вишни
3. Задаём плавный пере-ход цвета по направля-ющей и отсвет, используя допол-нительную палитру цветов.
Приложение 4. Алгоритм создания «Веточки вишен»
4. В полученной ягоде до-рабатываем тени и блики, копируем с помощью операции выделение.
5. Копируем первую ягодку и вставляем вторую.
6. Рисуем ножки с помощью кривой и добавляем веточку
7. Рисуем лист в сво-
бодном месте холста и прорабатывая все жилки.
8. Раскрашиваем лист.С помощью ластика «за-чищаем зубчики», далее копируем его с помощью операции выделения
9. Вставляем листья, испо-льзуя операции преобра-зования фрагмента. Убираем сетку.
Приложение 5. Ученические работы, выполненные в ходе занятия
1
2
3
4
5
6